![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Интериоризация . Экстериоризация
Всякая человеческая деятельность имеет внешние и внутренние компоненты.
К внутренним компонентам относятся анатомо - физиологические структуры и процессы, участвующие в управлении деятельностью со стороны центральной нервной системы, а также психологические процессы и состояния, включенные в регуляцию деятельности.
К внешним компонентам относятся разнообразные движения, связанные с практическим выполнением деятельности. Соотношение внутренних и внешних компонентов деятельности не является постоянным. По мере развития и преобразования деятельности осуществляется систематический переход внешних компонентов во внутренние. Он сопровождается их интериоризацией и автоматизацией.
Интериоризация – формирование внутренних структур человеческой психики благодаря усвоению структур внешней социальной деятельности.
Экстериоризация – процесс порождения внешних действий, высказываний на основе преобразования ряда внутренних структур, сложившихся на основе интериоризации.
Деятельность человека имеет следующие основные характеристики: Мотив, цель, предмет, структуру. Мотив – побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребности человека [1, с.513]. Мотив – предмет, отвечающий потребности, поэтому побуждающий и направляющий деятельность.
Немотивированная деятельность – та, мотив которой скрыт от самого субъекта или внешнего наблюдателя.
Цель деятельности – продукт этой же деятельности, который может представлять собой реальный физический предмет, создаваемый человеком, определенные знания, умения и навыки, приобретаемые в ходе деятельности.
Цель деятельности не равнозначна ее мотиву, хотя иногда мотив и цель деятельности могут совпадать друг с другом. Различные виды деятельности, имеющие одну и ту же цель (конечный результат), могут побуждаться и поддерживаться различными мотивами.
Предмет деятельности – это то, с чем данная деятельность непосредственно имеет дело[1, с.125].
Основные понятия психологической теории деятельности Психологическая теория деятельности стала развиваться в 30–х гг. XX в. Главное отличие данной теории заключается в том, что она опирается на основные принципы диалектического материализма и использует главный тезис этого философского направления: деятельность человека определяет его сознание.
Согласно данной теории, деятельность человека имеет сложное иерархическое строение, сложную структуру.
|