![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Общая Электротехника и электроника
Методические указания По выполнению расчётно-графической работы № 1
по дисциплине
общая Электротехника и электроника
Направление подготовки: 270100 «Строительство» Специальности подготовки: 270002 «Промышленное и гражданское 270005 «Городское строительство и хозяйство» 170006 «Производство строительных материалов, 270009 «Теплогазоснабжение и вентиляция» 270012 «Водоснабжение и водоотведение»
Форма обучения – очная, заочная
Тула 2012 СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………................................................................ ПРОГРАММА ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ ……………………………….......................... КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ, МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ИХ ЗАДАЧА 1. Расчёт линейной цепи постоянного тока методом двух законов Кирхгофа ЗАДАЧА 2. Расчет линейной цепи постоянного тока методом активного двухполюсника (эквивалентного генератора) ……………….............................................................................................................. 7 ЗАДАЧА 3. Расчет последовательной нелинейной цепи постоянного тока ………............... 7 ЗАДАЧА 4. Расчет параллельной нелинейной цепи постоянного тока ………….................. 7 ЗАДАЧА 5. Расчет неразветвленной неоднородной магнитной цепи с постоянной магнитодвижущей силой …………………………………………........................................................................................... ЗАДАЧА 6. Расчет последовательной цепи синусоидального тока ……………..................... ЗАДАЧА 7. Расчет параллельной цепи синусоидального тока ………………….................... ЗАДАЧА 8. Расчет смешанной цепи синусоидального тока …………………........................ ЗАДАЧА 9. Расчёт трехфазной четырёхпроводной цепи, соединенной звездой ……........... ЗАДАЧА 10. Расчет трехфазной цепи, соединенной треугольником ……………….............. ЗАДАЧА 11. Расчет характеристик трехфазного трансформатора …………………............... ЗАДАЧА 12. Расчет характеристик асинхронного трехфазного двигателя с короткозамкнутым ротором ………………………………………………………....................................................................... ЗАДАЧА 13 Расчет характеристик асинхронного двигателя с фазным ротором ……........... ЗАДАЧА 14. Расчет характеристик двигателя постоянного тока параллельного
ВВЕДЕНИЕ
Материал предназначен для студентов очного и заочного обучения всех не электрических специальностей. В его состав входят – общие методические указания к выполнению контрольно-курсовых работ, условия задач с методическими указаниями и примерами расчёта. Материал включает контрольные работы по следующим разделам курса: электрические и магнитные цепи постоянного тока; однофазные цепи синусоидального тока; трехфазные цепи; трансформаторы; асинхронно трехфазные цепи; двигатели постоянного тока параллельного возбуждения. Методические указания и контрольные задания выдаются кафедрой каждому студенту на период выполнения контрольно-курсовых работ и подлежат обязательному возврату на кафедру вместе с последнее работой. Оформление контрольно-курсовых работ осуществляется на листах формата А4 или в ученических тетрадях в клетку, чернилами или пастой. Все чертежи и схемы выполняются с применением чертежных инструментов в соответствии с действующими ГОСТами. Сокращения и исправления в текстах не допускаются. Расчёты производятся с точностью то третьей значащей цифры. Работа должна содержать титульный лист, на котором указываются: полное наименование учебного заведения, имя, фамилия и отчество студента, номер учебной группы, номера личного и группового вариантов, дата выполнения контрольной работы. Пример оформления титульного листа представлен в приложении А. Номер личного варианта представляет собой порядковый номер фамилии студента в групповом журнале. Номер группового варианта указывается преподавателем.
КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ, МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ЗАДАЧА 1. Расчёт линейной цепи постоянного тока методом двух законов Кирхгофа и предварительным преобразование треугольника резисторов в эквивалентную звезду.
В цепи, схема которой приведена на рисунке 1, необходимо: 1. Преобразовать треугольник резисторов R4, R5, R6 в эквивалентную звезду и затем методом двух законов Кирхгофа определить токи в ветвях преобразованной цепи 2. Определить напряжения Uab, Ubc, Uca, и токи I4, I5, I6 исходной цепи. 3. Составить уравнение баланса мощностей для исходной цепи с целью проверки правильности расчёта токов (расхождение баланса мощностей не должно превышать 3 %). Номер схемы и чистовые данные к расчёту определяются по таблице 1 и 2.
Рисунок 1
Таблица 1 – Личные варианты
Таблица 2 – Групповые варианты
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И ПРИМЕР РАСЧЁТА Решение данной задачи рассматривается на примере цепи, представленной на рисунке 2, в которой
Замена треугольника резисторов
Вычерчивается схема цепи (рисунок 3), получившаяся после замены треугольника резисторов эквивалентной звездой. Токи Подставив в данную систему уравнений числовые значения и решив ее, получаем
Знак минус у значений токов Напряжения Токи Уравнение баланса мощностей для исходной цепи (рисунок 2) имеет следующий вид:
ЗАДАЧА 2. Расчёт линейной цепи постоянного тока методом активного двухполюсника (эквивалентного генератора). Методом активного двухполюсника определить ток, протекающий через один из резисторов цепи, схема которой представлена на рисунке 4. Номер схемы и числовые данные к расчёту приведены в таблице 4. Наименование резистора, ток которого подлежит определению, приведено в таблице 4.
Рисунок 4
Таблица 3 – Личные варианты
Таблица 4 – Групповые варианты
МЕТОДИЧЕСКИЙ УКАЗАНИЯ И ПРИМЕР РАСЧЁТА
Решение данной задачи рассматривается на примере цепи, представленной на рисунке 5, в которой
Рисунок 5
Решение данной задачи осуществляется в 4 этапа: 1. Заданная цепь разделяется на активный двухполюсник и его нагрузку. В данной цепи нагрузкой является резистор 2. Определяется напряжение холостого хода 3. Определяется входное сопротивление 4. Определяется искомый ток Напряжение
Рисунок 6
Подставив в данную систему уравнений числовые значения и решив ее, получаем: Сопротивление
Рисунок 7
1. Определяется эквивалентное сопротивление 2. Определяется сопротивление Искомый ток
ЗАДАЧА 3. Расчёт последовательной нелинейной цепи постоянного тока. Рисунок 8
В цепи, общая схема которой приведена рисунке 8, по заданному напряжению
Таблица 5 – Числовые значения напряжения и элементы цепи (R и НЭ)
Таблица 6 – Числовые значения сопротивлений
Таблица 7 – Числовые значения нелинейных элементов
Продолжение таблицы 7
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И ПРИМЕР РАСЧЁТА
Решение данной задачи рассматривается на примере цепи, приведенной на рисунке 9, элементами которой являются резистор
Рисунок 9
Сущность метода сложения характеристик состоит в следующем. В осях координат Рисунок 10
Затем используя эти характеристики, графическим путём по заданной величине определяют искомые величины. ВАХ резистора Характеристики В рассматриваемом примере
Расчёт данной цепи методом пересечения характеристик осуществляется следующим образом. Заданная цепь представляется состоящей из двух частей: в первую часть входят источник напряжения
где Нелинейный элемент рассматривается как нагрузка эквивалентного генератора (рисунок 11).
Рисунок 11
Уравнение внешней характеристики данного эквивалентного генератора, полученное на основании второго закона Кирхгофа, имеет следующий вид:
Рисунок 12
Согласно этому уравнению в осях В этих же осях координат строится ВАХ нелинейного элемента по значениям, приведенным в таблице 7. Искомые ток и напряжения
ЗАДАЧА 4. Расчёт параллельной нелинейной цепи постоянного тока. В цепи, общая схема которой приведена на рисунке 13 по заданному значению тока
Рисунок 13
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И ПРИМЕР РАСЧЁТА
Решение данной задачи рассматривается на примере цепи с нелинейными элементами НЭ3 и НЭ8, схема которой приведена на рисунке 14. Ток
Рисунок 14
В осях координат Характеристика При этом на плоскости координат будет получено множество точек, при соединении которых получиться кривая В рассматриваемом примере
Рисунок 15
Приложение A Форма титульного листа
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное «Тульский государственный университет»
Институт высокоточных систем им. В.П.Грязева
Кафедра электротехники и электрооборудования
|