Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Собственность.
1. Общая характеристика собственности (юридическая и экономическая сторона).
2. Специфика общей собственности. 3. Основные черты частной собственности. 4. Развитие собственности в человеческом обществе. 5. Формы собственности. Собственность, как явление сложно и многогранно, словом " собственность" можно обозначать как всю совокупность характеристик явления, так и одну его черту, отсюда существуют самые различные определения собственности. Собственность мо-жет быть одним из свойств человеческой психики. Это свойство названо одной из глав-ных основ экономики. Часто путаница в понятии собственности возникает из-за того что не разделяют экономический и юридический аспект собственности. Экономическая сто-рона собственности - это содержание собственности, юридическая - ее внешняя фор-ма. В юридических формах оформляется то, что содержится в экономической стороне. Юридическая форма не всегда отражает экономическое содержание. Западная наука на первый план выдвигает юридическую сторону собственности, то есть не форму, а содержание. По Липшицу: частная собственность, это форма юридического закрепле-ния за гражданином прав владения, пользования и распоряжения каким-либо имущест-вом. Право собственности определяется, как совокупность правомочий по владению, распоряжению и пользованию вещами, объектами.
Правовая юридическая сторона собственности фиксируется законом и судебной практикой стран, причем в разных странах - по-разному. По французскому гражданско-му кодексу: " Собственность - это право пользования и распоряжения вещами наиболее абсолютным образом с тем, чтобы пользование не явилось таким, которое запрещено законом или регламентом. Собственность - это неотъемлемое, естественное право че-
ловека. Никто не может быть принуждаем к уступке своей собственности, если это не делается по причине общественной пользы." Право собственности, здесь, рассматривается, как наиболее абсолютное право господства человека над вещью. При таком подходе, собственность выступает, как ха-рактеристика отношений между человеком и вещью. Такое понимание собственности (в юридическом смысле) распространено довольно широко. Но есть те, кто утверждает, что право собственности выражает отношения между людьми, так как праву собствен-ника вещи противостоит обязанность всех остальных людей не воздействовать на эту вещь. В двадцатом веке частную собственность стали ограничивать. На основе этого, некоторые западные авторы пришли к выводу, что право собственности исчезает; субъекты не имеют прав - так как они существа социальные и обязаны подчиняться, в частности они должны использовать свое имущество в общественных целях.
Единства мнений об экономическом содержании собственности тоже нет. Со временем изменялось понимание собственности и соответственно изменялись и опре-деления. Самое первое определение: " Собственность - это вещь". Причем вещь - в ши-роком смысле слова. Но впоследствии оказалось, что каждая вещь имеет множество свойств и которое из них обозначать словом " собственность" - неясно.
Впоследствии появились второе определение, определяющие это свойство: люди стали замечать, что вещи можно различать по степени присвоения. Эта степень фиксируется владением, распоряжением и пользованием. Владение - это наиболее высокая степень присвоения, а пользование - наименьшая. При таком понимании соб-ственности, она выражает отношение между человеком и вещью, а экономическая сто-рона собственности должна отражать отношения между людьми и вследствие чего появилось третье определение: " Собственность - это отношения между людьми по по-воду присвоения вещей." Эти отношение между людьми оформляются в юридических законах.
Экономические отношения не наблюдаются, поэтом нужно использовать абст-ракцию. Чтобы проникнуть внутрь собственности, надо разобраться в характере отно-шений между людьми. Сущность выясняется если есть две противоположные стороны, находящиеся в борьбе. Вступая в отношения по поводу присвоения люди ведут себя по-разному, в присваивании вещи можно обнаружить исключающие друг друга черты поведения. С одной стороны, люди, присваивая вещи, объединяются в сообщество, внутри которого вещи принадлежат одновременно всем вместе и каждому в отдельно-сти. Это делает людей равными друг другу, все они становятся собственниками, равен-ство проявляется в присвоении вещей. Равенство означает, что никто в этом сообще-стве не может быть собственником в большей или меньшей мере, чем другой. Так как люди равны, то все они заинтересованы в расширении масштабов собственности, в улучшении ее качества. Люди становятся коллективистами, альтруистами. Между ними возникают сотрудничество, которое становится естественным для каждого человека. Такие отношения - это один полюс, общая собственность. Эта собственность не суще-ствует в единственном числе или в чистом виде. Она находиться в единстве и борьбе со своей противоположностью - частной собственностью. В этом случае, люди друг от друга отделяются, экономически обособляются и действуют по принципу: каждый сам за себя - один Бог за всех. Каждый человек присваивает лишь часть имущества, следо-вательно, он заинтересован в совершенствовании только своего имущество или огра-ниченного круга имущества, что делает человека ограниченным. Человек становится индивидуалистом и попадает в окружение точно таких же. Отношения между ними ста-новятся двойственными - с одной стороны, каждый из них рассматривает других, как потенциальных врагов своего имущества, с другой - каждый из них потенциальное средство для увеличения своего имущества. Частный собственник ориентирован на использование других людей для увеличения своей собственности. В рамках частной собственности отталкивание людей соединяется с необходимостью взаимно использо-вать их для обогащения друг друга. Господствует прагматизм. Равенство отсутствует, так как каждый человек - лишь средство и каждый считает других ниже себя, следова-тельно, человек не ограничивает себя в вариантах использования других людей. Ры-ночная система - это бесстрастный механизм, чуждый нормам морали.
Положительный результат дает такое перераспределение собственности если имущество попадет в руки тех, кто использует его более эффективно. Для общества такой результат использования вещи наиболее выгоден, так как общество богатеет. У частной собственности есть и положительные и отрицательные стороны. Правильное
представление о частной собственности можно обнаружить, если смотреть на нее дву-сторонне. Односторонне отношение к частной собственности характерно с одной сто-роны для Маркса, Энгельса, с другой - для современных западных экономистов.
Частная собственность никогда не существует в чистом виде.
Развитие собственности в человеческом обществе
История признает факт существования общей собственности на первоначаль-ном этапе развития человечества, когда она выступала в форме первобытнообщинной собственности. Но она уже тогда содержала в себе зародыш частной собственности. Постепенно, в рамках общины, частная собственность развивается, причем сама об-щина создает основу для собственной смерти. Община в целом стремится к расшире-нию и этим нужно заинтересовать каждого общинника: люди заметили, что приспособ-ление орудий труда, оружия, к индивидам приносит большую отдачу. Постепенно от-дельные предметы закреплялись за индивидами. Это означало, что принадлежащие конкретному человеку оружия, орудия способствует получению лучшего куска (напри-мер при охоте). Общинная собственность превращалась в частную, но и частная, в то время могла превратиться в общинную: в общине существовал обряд раздачи имуще-ства кого-либо (наиболее богатого) другим общинникам. Однако в ходе дальнейшего развития наступил момент, когда один из членов общины отказался, община постано-вила убить его, но процесс уже был необратим и община была разрушена. Однако об-щинная собственность не исчезла. Она боролась с частной (в лице Платона и др.). На-конец уровень развития частной собственности достигает апогея и начинается разви-тие общественной собственности. Сначала частная собственность критиковалась, за-тем возникли попытки объяснить с научной точки зрения превосходство общей собст-венности. В 1917 году была предпринята попытка уничтожения частной собственности.
В развитых странах, сейчас, существуют ограничения частной собственности. Например, собственник земли не имеет права произвольно переводить ее из одной ка-тегории в другую.
Для того чтобы объяснить развитие каждой из сторон собственности (общей и частной), необходимо найти внутреннее противоречие каждой из ее сторон. Общая собственность с одной стороны - общественность всего общества в целом, с другой - собственность каждого человека в отдельности. Между этими двумя сторонами идет борьба: механическая и диалектическая. Механическая может быть выражена посло-вицей " Тащи с работы каждый гвоздь, ты здесь хозяин, а не гость" - иными словами разворовывание (уничтожение) общей собственности. Но для ее развития необходимо, чтобы преобладала диалектическая борьба. Взаимопревращение общественной и ин-дивидуальной сторон общей собственности в СССР было чрезвычайно редким, причем советские экономисты отрицали саму необходимость этого взаимопревращения. Таким образом признавалась только одна сторона общей собственности - общественная.
Частная собственность тоже может быть представлена в виде двух противопо-ложных сторон: частная трудовая и частная нетрудовая (трудовая - та собственность которая образовалась за счет труда собственника, нетрудовая - за счет труда дру-гих).
*Стрелками здесь показана диалектическая борьба.
Кроме сторон собственности существуют еще и разнообразные формы собст-венности, причем эти формы можно классифицировать по разным признакам. Напри-мер по историческим:
1. Первобытнообщинная. 2. Рабовладельческая. 3. Феодальная. 4. Капиталистическая. 5. Коммунистическая. По признакам принадлежности. 1. Индивидуальная. 2. Коллективная. 3. Общественная. 4. Государственная. 5. Смешанная. В свою очередь эти формы имеют свои подформы: 1. Индивидуальная: личная и частная (частная, как форма) собственность. (Раз-деляется по следующему признаку: личная собственность - это такие объекты, ко-торые используются для удовлетворения личных потребностей индивида. Частная: это источник дохода частного лица).
2. Коллективная: кооперативная; акционерная; корпоративная; собственность об-щественных организаций. 3. Государственная: федеральная (общегосударственная), республиканская, му-ниципальная собственность. (Общие признаки: ориентация на преимущественно совместное присвоение результатов функционирования объектов собственности, неделимость объектов собственности, невозможность выделить долю каждого гра-жданина и возместить ее в денежном эквиваленте, преимущественная ориентация на решение социальных проблем). Но представление о формах собственности неоднозначно у разных ученых. Любую форму собственности можно представить в виде единства общей и ча-
стной, но в каждой конкретной форме пропорция между ними будет своей: например в индивидуальной велика доля частной, государственная - велика доля общей.
Граница между сторонами в каждой форме собственности подвижна: она пере-мещается под влиянием различных обстоятельств, например индивидуальная часть государственной собственности может возрасти в случае бюрократизации государства. Подвижна граница и в рамках акционерной собственности (она может быть как на 100% частной, так и вполне может преобладать государственная часть. Когда же акции рас-пределены между множеством людей, то такай акционерная собственность в значи-тельной мере является общей.)
Такой подход к формам собственности дает возможность точнее выяснить при-роду каждой формы. Множество разнообразных форм имеют право на существование в случае эффективного функционирования экономики. В каких-то конкретных сферах эффективность функционирования экономики зависит от формы собственности. Каж-дая форма должна функционировать в соответствующих условиях. Собственность не может предстать только в одной какой-то форме.
|