Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Поведение производителя.






 

Поведение производителя определяется издержками производства, прибылью и конкуренцией.

 

Издержки производства.

 

При изготовлении товаров, производитель тратит ресурсы. Ресурсы можно под-разделить по различным типам в связи с их натуральной формой и особенностями их функционирования. Также ресурсы можно подразделить на применяемые и потребляе-мые. Это разделение возникает, если учитывать фактор времени - время производст-венного цикла продукта. Цикл начинается с подготовки производства до реализации продукции. У всех товаров цикл разный. Если цикл недостаточно долог, то некоторые виды ресурсов не потребляются полностью за 1 производственный цикл, а используют-ся в последующих, постепенно утрачивая способность производить. То есть, эти ресур-сы применяются полностью, а потребляются частично.

 

Потребленная часть применяемых ресурсов и есть амортизация. На применяе-мые и потребляемые делятся ресурсы в виде капитала, а ресурсы труда - и потреб-ляемые и применяемые одновременно.

 

Применяемые и потребляемые ресурсы - затраты производителя. Применяе-мые ресурсы, как правило больше потребляемых. Затраты на эти ресурсы разнородны и называются: затраты применяемых ресурсов - авансированный капитал, затраты по-требляемых ресурсов - издержки производства. Так как ресурсы имеют цену, издержки определяют как стоимость потребленных ресурсов, затраченных на производство и реализацию товаров. Подсчет их связан с трудностями. Расчет издержек осуществля-ется двумя способами: 1) бухгалтерским и 2) экономическим. При первом подходе, учи-тывают только денежные затраты и такие издержки называют явными (внешними), так как это расходы на оплату ресурсов полученных извне, от других фирм. Это и есть бух-галтерские издержки. При втором подходе учитываются не только явные, но и неявные издержки. Неявные издержки - это затрата ресурсов, принадлежащих самому произво-дителю. Поэтому их называют внутренними. Эти затраты не выражаются в какой-то конкретной сумме денег, но и их можно в ней выразить. Для этого надо выяснить, сколько денег получил бы владелец ресурса, если бы не использовал его сам, а продал бы другому. Это и будет величина внутренних издержек. Так как перед производителем встает альтернатива, как использовать ресурс, то такие издержки называют еще аль-тернативными или издержками упущенных возможностей. Сумма, которую производи-тель может получить различна. Выбор зависит от того, где используя их производитель получает больше денег. Максимальную сумма, которую может получить владелец и будет определять величину неявных издержек.

 

К неявным издержкам относятся:

1) Затраты на оплату труда самого производителя.

2) Арендная плата за здание, оборудование.

3) Монопольная рента.

Пример: Если предприниматель сам работает на себя и получает от своего де-ла 6 миллионов денежных единиц, а в случае продажи своей способности он получал бы 10 миллионов денежных единиц, то эти 10 миллионов, которые он теряет и есть не-явные издержки. То есть убыток составляет 4 миллиона денежных единиц, а бухгал-терская прибыль - 6 миллионов денежных единиц.

 

Если здание, оборудование сдать в аренду, то максимальная арендная плата - его затраты, издержки, т. е. От прибыли их надо отнять.

Монопольная рента - это затраты, издержки тех у кого есть специфические - ог-раниченные в природе - факторы производства. Монопольную ренту также необходимо отнять от прибыли. Если определить общую величину неявных издержек, то можно оп-ределить эффективность фирмы. Если их сумма больше величины прибыли по бухгал-терии, то фирма убыточна, если они равны, то фирма неубыточна но и неприбыльна, и только в случае превышения бухгалтерской прибыли над неявными издержками фирма является прибыльной.

 

Издержки также могут быть разделены на постоянные и переменные. Это раз-деление отражает их зависимость от объема производства. Издержки постоянны, если


 

 


 

их общая величина одна и та же при любом объеме выпуска продукции. Их обозначают FC. К ним относят затраты на здания, сооружения, оборудования. Некоторая их часть выступает в форме амортизационных отчислений, то есть в FC включают амортизацию. К FC относят заработную плату персонала, страхование, затраты на рекламу и другие, не связанные с объемом производства издержки.

 

Переменные издержки - это такие издержки, чья общая величина изменяется пропорционально объему производства (VC). К ним относят затраты на сырье, мате-риалы, энергию, зарплату производственных рабочих. Переменные издержки при орга-низации производства растут, при оптимальном производстве наступает их стабилиза-ция на низком уровне, при дальнейшем расширении производства - они вновь начинаю расти. Постоянные и переменные издержки можно суммировать, так как они однород-ны. В сумме они составляют общие издержки (TC). Если учесть фактор времени и раз-делить его на мгновенный, краткосрочный и долгосрочный периоды, то получится, что в мгновенном периоде все издержки постоянные (производитель не может изменить ни сами издержки ни объем производства), в долгосрочном периоде все издержки пере-менные (изменяются и постоянные издержки и объем производства) и только при крат-косрочном периоде их можно разделить. ТС показывают, сколько потребляется ресур-сов на весь объем выпущенной продукции. ТС характеризует экономическую ситуацию на предприятии, но не полно. Чтобы иметь более полное представление об экономиче-ском состоянии надо определить во сколько обходиться производство каждой единицы продукции. Для этого ТС делят на количество и продукции и определяют, так называе-мые средние издержки (АС) и различают средние постоянные - AFC, средние перемен-ные - AVC и средние общие АТС издержки.

 

АFС = FC/Q;

 

AVC = VC/Q;

 

ATC = TC/Q;

ATC = AFC + AVC = FC/Q + VC/Q.

 

Прибыль

 

Фирма получает доход, который характеризует ее работу, но не в полной мере, так как не показывает выгодно это или нет. Чтобы определить выгоду, необходимо от валового дохода (ТR) отнять издержки. Разница между ТR и издержками на Западе на-зывается прибылью. В марксистском понимании это есть превращенная форма приба-вочной стоимости, что есть результат эксплуатации наемных работников. Наемные ра-ботники создают новую стоимость V+m, где V - стоимость рабочей силы, которая вы-ступает в форме заработной платы, m - прибавочная стоимость + рента земли.

 

Прибыль разделяется на части. Различают промышленную и торговую при-быль. Промышленная создается во всех сферах материального производства в том числе и в сельском хозяйстве.

 

Торговая прибыль. Часть ее - это промышленная прибыль, другая часть созда-ется в самой торговле. Промышленная и торговая прибыль делятся на предпринима-тельский доход и ссудный процент. Если промышленник - это собственник капитала, то он получает всю прибыль, если нет, то получает часть в виде предпринимательского дохода, другую же отдает собственнику капитала в виде ссудного процента.

 

В зависимости от того, какие издержки отнимать от валового дохода (TR) мы будем иметь различные виды прибыли. Если вычесть бухгалтерские издержки - полу-чим бухгалтерскую прибыль. Если экономические издержки - экономическую прибыль. Бухгалтерская прибыль будет больше экономической прибыли на величину неявных издержек.

 

Если предприниматель сам ведет свое дело, то частью экономической прибыли является его нормальная прибыль. Нормальная прибыль - это та сумма денег, которую предприниматель получил бы, выбрав наиболее выгодный вариант использования сво-ей предпринимательский способности, то есть нормальная прибыль - это неявные из-держки предпринимателя или цена данного ресурса при наилучшем его использовании.

 

Если все неявные издержки так рассчитать и отнять все эти суммы от бухгал-терской прибыли, то получим экономическую прибыль.

Есть еще чистая прибыль - часть бухгалтерской прибыли, которая остается по-сле уплаты налогов. Размер прибыли выражается двумя способами в абсолютных ве-личинах и относительных величинах. Абсолютная величина - разница между (ТR) и из-


 

 


 

 

держками. Относительная величина выражена в виде нормы прибыли. Норма прибыли определяется отношением абсолютной прибыли к капиталу, который ее произвел (в процентах). Этот показатель отражает степень возрастания капитала. Норма прибыли определяется отношением прибыли к издержкам производства на практике. Экономи-ческая прибыль зависит от цен на товары и экономических издержек. Цена формирует-ся на рынке независимо от предпринимателя и для него цена - бог. Если цена высока, то прибыль падает с неба, если цена низкая, то предприниматель несет убытки. Из-держки производства зависят от деятельности предпринимателя, так как стремление получить прибыль побуждает снижать издержки, экономить ресурсы. В этом положи-тельный результат прибыли. Устремление к прибыли есть также отрицательный ре-зультат, который был подмечен еще в 17 - 18 веках. " Капитал боится отсутствия при-были как природа пустоты". В рыночной экономике прибыль является главным резуль-татом экономической деятельности. Это общий для всех фирм критерий стремление максимизировать прибыль. Для этого расширяется производство и сокращаются из-держки. При расширении производства увеличивается валовой доход, при уменьшении издержек растет прибыль.

 

При увеличении масштабов производства затраты предпринимателя также рас-тут. С ростом затрат должен расти и TR. Его рост может происходить до определенного предела. Если доход увеличивается с ростом затрат, то имеет место предельный до-ход MR. Каждая следующая единица затрат дает дополнительный доход, который на-зывают предельным, то есть доходом от последней единицы затрат.

 

MR тесно связан с MC. MR может расти быстрее, медленнее или одинаково с MC. Сравнивая MR и MC можно определить оптимальный объем производства, то есть тот, который дает максимальную прибыль. Оптимальный объем достигается при равен-стве MR и MС, при условии что конкуренция совершенная. Если рассматривать моно-полиста, то характерно несовпадение линии спроса (Д) и предельного дохода, так как монополист - единственный производитель, то если цена снижается, то он вынужден снижать ее на всю продукцию. Чтобы получить максимальную прибыль, монополист выбирает такой объем производства, при котором MC = MR. Чтобы удовлетворить весь спрос, необходимо увеличить объем производства, но уменьшая объем производства и, соответственно повышая цену, монополист создает дефицит. Он не может повышать цену до бесконечности, если спрос на этот товар эластичен и в этом случае возмож-ность роста цены сокращаются и цена равна цене при совершенной конкуренции.

 

Конкуренция

 

Конкуренция - это соревнование, в котором каждый участник стремится опере-дить соперников в достижении одинаковой для них цели - прибыли. На Западе конку-ренцию, как соревнование ради прибыли не признают. Обычно считается, что конку-ренция - участь предпринимателей, но на деле она захватывает всех участников ры-ночной экономике. Одни охвачены прямо, другие опосредовано.

 

Конкуренция создает механизм стимулирования, который называется механиз-мом кнута и пряника. Общество дразнит предпринимателя прибылью. Идет борьба ме-жду рабочими и предпринимателями в том, что предприниматели стремятся сохранить себя как предпринимателей, а рабочие стремятся их вытеснить и самому стать пред-принимателями. В поведение каждого борца есть две составляющие или противопо-ложные стороны: 1) борец старается максимально эффективно использовать ресурсы, чтобы победить; 2) действия борца, которыми он старается не допустить соперника до финиша или оттеснить конкурента. Первая составляющая - положительная сторона, вторая - отрицательная. Эти стороны есть в каждом виде конкуренции, но доля их раз-лична. Можно обнаружить их взаимопревращение. Сущность конкуренции проявляется в разных формах. Виды конкуренции различают по разным признакам. Если принять во внимание характер борьбы или преобладание какой-то стороны, то различают совер-шенную и несовершенную конкуренции (у Маркса свободная и монополистическая). В совершенной конкуренции - положительная сторона преобладает, в несовершенной - отрицательная. Для совершенной конкуренции характерно - относительно независимое поведение конкурентов, размеры капиталов примерно одинаковы, в любую отрасль доступ свободный, влияние отдельных предпринимателей на рыночную ситуацию не-значительно, максимальная мобильность ресурсов создает удобные предпосылки для превращения предпринимателей в рабочих и наоборот.


 


 

 

Несовершенная конкуренция предполагает отрицательную сторону, то есть создание препятствий различными способами. Различают несколько видов несовер-шенной конкуренции: монополию, олигополию, монопольную конкуренцию.

 

Монополия - это, по сути, захват рынка одним производителем. Если монополия охватывает весь рынок, то есть 100%, то конкуренция исчезает, если только отрасль или отдельный рынок, то она сохраняется. Монополия создает препятствия для конку-рентов. Монополия обладает различными патентами, лицензиями на производство и никто другой не имеет права производить тот же товар, что и она. Монополия контро-лирует источники сырья, применяет приемы нечестной борьбы.

Олигополия - присутствие на рынке немногочисленных крупных фирм. Как вид конкурентной борьбы предполагает всеобщую взаимозависимость. Каждый предприни-матель действует в зависимости от действий соперника.

 

В условиях олигополии цены утрачивают гибкость, но и никто не рискнет произ-вольно устанавливать цены. Олигополия предполагает замену открытой борьбы со-глашением, в рамках которого каждый предприниматель пристально следит за сопер-ником. Одно из проявлений соглашения - лидерство в ценах. Формально не сговарива-ясь, фирмы изменяют цены, подстраиваясь под цены лидера, где лидер - самая круп-ная фирма.

Монополистическая конкуренция - появилась в связи с появлением понятия мо-нополия - это не единственная фирма, а любой производитель, если он создает про-дукт, хоть чем-то отличающийся от аналогичного продукта других фирм. Монополисти-ческая конкуренция охватывает не всех производителей, а только относительно боль-шое число небольших производителей. Под относительно большим числом понимают от 25 до 70 (Макконел и Брю). Монополистическую конкуренцию характеризует: 1) каж-дая фирма обладает сравнительно небольшой долей всего рынка, следовательно, ее контроль над ценами ограничен, 2) сравнительно большое число фирм не позволяет согласовывать действия, 3) в отрасли нет взаимозависимости между фирмами.

 

Конкуренция делится на ценовую и неценовую конкуренции (в зависимости от приемов борьбы). Если используются экономические методы, манипулируя ценами - то это ценовая конкуренция, если неэкономические методы - то неценовая. Ценовая кон-куренция проявляется также в скрытом изменении цен (например, если качество про-дукции повышается, а цена остается неизменной, то это, по сути, означает понижение цены).

Можно разделить конкуренцию по сфере действия. По этому признаку различа-ют внутриотраслевую и межотраслевую конкуренции. Внутриотраслевая - это борьба между фирмами одной отрасли, межотраслевая - между всеми фирмами. В результате второго вида конкуренции идет усреднение технического уровня производства в отрас-ли, следовательно издержки производства становятся примерно одинаковыми у всех фирм, и, следовательно, усредняются цены. В результате межотраслевой конкуренции в масштабах всего хозяйства идет усреднение нормы прибыли и каждый владелец по-лучает одинаковую прибыль на равновеликий капитал.


 

 


 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал