Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ФАКТОР о
| Высокая оценка СИ-
| Низкая оценка О—
| | Гипотимия
| Гипертимия
| | Склонность к чувству вины
| Самоуверенность, уверенная адекватность
| | Печальный, унылый
| Жизнерадостный
|
| Озабоченный
| Спокойный
| | Чувствительный к замечаниям и пори-
| Нечувствительный к замечаниям и по-
| | цаниям, ранимый
| рицаниям, безмятежный
| | Недооценивающий себя
| Самоуверенный
| | Боязливый, не чувствующий себя в без-
| Смелый, чувствующий себя в безопас-
| | опасности
| ности
| | Склонный к размышлениям
| Активный
| | Напряженный
| Расслабленный
| Оценки 0+ характерны для человека тревожного, подавленного, озабоченного настроением, легко плачущего. Такой человек склонен к печальным размышлениям в одиночестве, легко подвержен различным страхам и тяжело переживает любые жизненные неудачи. Он не верит в себя, склонен к самоупрекам, недооценивает своих возможностей, знаний, способностей. Для него характерны развитое чувство долга, подверженность чужому влиянию, зависимость настроения и поведения от одобрений или неодобрения со стороны окружающих. В обществе подобный человек чувствует себя неуютно и неуверенно, держится скромно и обособленно.
Оценки О— характерны для человека веселого, бодрого, жизнерадостного. Он может легко переживать жизненные неудачи, верит в себя, не предрасположен к страхам, самоупрекам и рас-каиванию, слабо чувствителен к оценкам окружающих.
ФАКТОР Q3
| Высокая оценка Q3+
| Низкая оценка Q3—
| | Контроль желаний
| Импульсивность
| | Высокий самоконтроль поведения
| Низкий самоконтроль поведения
| Оценки Q3+ свидетельствуют об организованности, умении хорошо контролировать свои эмоции и поведение. Такие личности способны эффективно управлять своей энергией и умеют хорошо планировать свою жизнь. Они думают, прежде чем действовать, упорно преодолевают препятствия, не останавливаются при столкновении с трудными проблемами, склонны доводить начатое до конца и не дают обещания, которые не могут выполнить. Подобные люди хорошо осознают социальные требования и заботятся о своей общественной репутации.
Оценки (? 3— характерны для слабовольных и обладающих плохим самоконтролем людей. Такие люди слабо способны придать своей энергии конструктивное направление и не расточать ее.
Они не умеют организовывать свое время и порядок выполнения дел. Как правило, подобные люди не остаются долго на одной работе и в силу этого не достигают мастерства и не идентифицируют себя с профессиональной деятельностью.
ФАКТОР Q^
| Высокая оценка g4+
| Низкая оценка Q, —
| | Фрустрированность
| Нефрустрированность
| | Напряженность
| Расслаблен ность
| Оценки QA+ характерны для человека, у которого выражен классический невроз тревожности. Подобные люди постоянно находятся в состоянии возбуждения, с большим трудом успокаиваются, чувствуют себя разбитыми, усталыми, и не могут оставаться без дела даже в обстановке, способствующей отдыху. Для таких людей характерны эмоциональная неустойчивость с преобладанием пониженного настроения, раздражительность, проблемы со сном, негативное отношение к критике.
Оценки Q4— характерны для людей, которые отличаются расслабленностью, отсутствием сильных побуждений и желаний. Такие люди невозмутимы, спокойно относятся к неудачам и неудачам, находят удовлетворение в любом положении дел и не стремятся к достижениям и переменам (Рукавишников А.А., Соколова М.В. Факторный личностный опросник Р.Кеттелла — 95. // Руководство по использованию. СПб., 1995. С. 16—51).
Имеются два варианта текста адаптированного модифицированного варианта детского личностного опросника Кеттелла для мальчиков и два — для девочек. Но так как текст для мальчиков и для девочек различается лишь окончанием, то здесь приводятся первый вариант для мальчиков и второй вариант — для девочек. В случае необходимости окончания слов в них можно изменить соответствующим образом.
ВАРИАНТ 1 (АЛЯ МАЛЬЧИКОВ)
1. Ты быстро справляешься со
своими домашними заданиями
2. Если над тобой подшутили, ты немного сердишься
или ты их выполняешь долго
или смеешься
| 3. Ты думаешь, что почти все можешь сделать как надо
| или
| ты можешь справиться только с некоторыми заданиями
| | 4. Ты часто делаешь ошибки
| или
| ты их почти не делаешь
| | 5. У тебя много друзей
| или
| не очень много
| | 6. Другие мальчики умеют больше, чем ты
| или
| ты можешь столько же
| | 7. Всегда ли ты хорошо запоминаешь имена людей
| или
| случается, что ты их забываешь
| | 8. Ты много читаешь
| или
| большинство ребят читает больше
| | 9. Когда учитель выбирает другого мальчика для работы, которую ты сам хотел сделать, тебе становится обидно
| или
| ты быстро об этом забываешь
| | 10. Ты считаешь, что твои выдумки, предложения, идеи хорошие и правильные
| или
| ты не уверен в этом
| | 11. Какое слово будет противоположным по значению слову «СОБИРАТЬ»? «РАЗДАВАТЬ» или «НАКАПЛИВАТЬ» или «БЕРЕЧЬ»
| | 12. Ты обычно молчаливый
| или
| много говоришь
| | 13. Если мама на тебя сердится, это иногда бывает ее ошибкой
| или
| у тебя ощущение, что ты сделал что-то неправильно
| | 14. Тебе понравилось бы заниматься с книгами в библиотеке
| или
| быть капитаном дальнего плавания
| | 15. Какая из следующих букв отличается от двух других?
С, или Т, или У
| | 16. Ты можешь вечером долго сидеть спокойно
| или
| начинаешь ерзать
| | 17. Если ребята беседуют о каком-то месте, которое и ты хорошо знаешь, ты тоже начинаешь рассказывать о нем что-нибудь
| или
| ты ждешь, когда они закончат
| | 18. Ты смог бы стать космонавтом
| или
| ты думаешь, что это слишком сложно
|
19. Дан цифровой ряд: 2, 4, 8,... Какая следующая цифра в этом ряду?
10, или 16, или 12
| 20. Твоя мама говорит, что ты слишком живой и беспокойный
| или
| ты тихий и спокойный
| | 21. Ты охотнее слушаешь, как рассказывает кто-то из ребят
| или
| тебе больше нравится рассказывать самому
| | 22. В свободное время ты лучше почитал бы книгу
| или
| поиграл в мяч
| 23. Дана группа слов: «ХОЛОДНЫЙ», «ГОРЯЧИЙ», «МОКРЫЙ», «ТЕПЛЫЙ». Одно слово не подходит по смыслу к остальным. Какое?
«МОКРЫЙ», или «ХОЛОДНЫЙ», или «ТЕПЛЫЙ»
| 24. Ты всегда осторожен в своих движениях
| или
| бывает, когда ты бегаешь, то задеваешь за предметы
| | 25. Ты тревожишься, что тебя могут наказать
| или
| тебя это никогда не волнует
| | 26. Тебе больше понравилось бы строить дома, когда ты вырастешь
| или
| быть летчиком
| 27. Когда КОЛЕ было столько же лет, сколько НАТАШЕ сейчас, АНЯ была старше его. Кто моложе всех?
КОЛЯ, или АНЯ, или НАТАША
| 28. Учитель часто делает тебе замечания на уроке
| или
| он считает, что ты ведешь себя так, как надо
| | 29. Когда твои друзья спорят о чем-то, ты вмешиваешься в их спор
| или
| молчишь
| | 30. Ты можешь заниматься, когда другие в классе разговаривают, смеются
| или
| когда ты занимаешься, должна быть тишина
| | 31. Ты слушаешь «Новости» по телевизору
| или
| ты идешь играть, когда они начинаются
| | 32. Тебя обижают взрослые
| или
| они тебя хорошо понимают
| | 33. Ты спокойно переходишь улицу, где большое движение транспорта
| или
| ты немного волнуешься
| | 34. С тобой случаются большие неприятности
| или
| мелкие, незначительные
|
| 35. Если ты знаешь вопрос, ты сразу же поднимаешь руку
| или
| ждешь, когда тебя вызовут, не поднимая руки
| | 36. Когда в класс приходит новичок, ты с ним знакомишься так же быстро, как и остальные ребята
| или
| гебе надо больше времени
| | 37. Охотнее ты стал бы водителем какого-нибудь транспорта (автобуса, троллейбуса, такси)
| или
| врачом
| | 38. Ты часто огорчаешься, когда что-то не сбывается
| или
| редко
| | 39. Когда кто-то из детей просит помочь им на контрольной, ты говоришь, чтобы он сам все решал
| или
| помогаешь, если не видит-учитель
| | 40. В твоем присутствии взрослые разговаривают между собой
| или
| они частенько слушают тебя
| | 41. Если ты слышишь грустную историю, слезы могут навернуться на твои глаза
| или
| этого не бывает
| | 42. Большинство твоих планов тебе удается осуществить
| или
| порой получается не так, как ты думал
| | 43. Когда мама зовет тебя домой, ты продолжаешь играть еще немного
| или
| идешь сразу же
| | 44. Можешь ли ты свободно встать в классе и что-то рассказать
| или
| ты робеешь, смущаешься
| | 45. Понравилось бы тебе оставаться с маленькими детьми
| или
| тебе не понравилось бы оставаться с ними
| | 46. Бывает так, что тебе одиноко и грустно
| или
| такого с тобой не бывает
| | 47. Уроки дома ты делаешь в разное время дня
| или
| в одно и то же время дня
| | 48. Хорошо ли тебе живется
| или
| не совсем хорошо
| | 49. С большим удовольствием ты отправился бы за город, полюбоваться красивой природой
| или
| на выставку современных машин
|
| 50. Если тебе делают замечания, ругают, ты сохраняешь спокойствие и хорошее настроение
| или
| ты сильно расстраиваешься
| | 51. Скорее тебе понравилось бы работать на кондитерской фабрике
| или
| быть учителем
| | 52. Когда ребята в классе шумят, ты всегда сидишь тихо
| или
| ты шумишь вместе с ними
| | 53. Если тебя толкают в автобусе, ты считаешь, что ничего особенного не произошло
| или
| тебя это сердит
| | 54. Случалось тебе делать что-то такое, чего не следовало делать
| или
| такого не случалось с тобой
| | 55. Ты предпочитаешь друзей, которые любят побаловаться, побегать, пошалить
| или
| тебе нравятся более серьезные
| | 56. Ты испытываешь беспокойство, раздражение, когда приходится сидеть тихо и ждать, пока что-то начнется
| или
| тебе не доставляет никакого труда долгое ожидание
| | 57. Охотнее ты сейчас бы ходил в школу
| или
| поехал путешествовать в автомобиле
| | 58. Бывает иногда, что ты злишься на всех
| или
| ты всегда доволен всеми
| | 59. Какой учитель тебе понравился бы больше: мягкий, снисходительный
| или
| строгий
| | 60. Дома ты ешь все, что тебе предлагают
| или
| ты протестуешь, когда дают пищу, которую ты не любишь
| ВАРИАНТ 2 (ДЛЯ ДЕВОЧЕК)
| 1. К тебе хорошо относятся все окружающие
| или
| только некоторые люди
| | 2. Когда ты утром просыпаешься, ты сначала сонная и вялая
| или
| тебе сразу хочется повеселиться
|
| 3. Ты заканчиваешь свою работу быстрее, чем другие
| или
| тебе надо немного больше времени
| | 4. Бываешь ли ты иногда неуверена в себе
| или
| ты уверена в себе
| | 5. Ты всегда радуешься, когда видишь своих школьных друзей
| или
| иногда тебе не хочется никого видеть
| | 6. Говорит ли тебе мама, что ты медлительна
| или
| ты делаешь все быстро
| | 7. Другим детям нравится то, что ты предлагаешь
| или
| им не всегда это нравится
| | 8. В школе ты выполняешь все точно так, как требуют
| или
| твои одноклассники выполняют требования учителя более точно
| | 9. Думаешь ли ты, что дети стараются перехитрить тебя
| или
| они относятся к тебе по-дружески
| | 10. Ты делаешь все всегда хорошо
| или
| бывают дни, когда у тебя ничего не получается
| | 11. Больше всего общего со «ЛЬДОМ», «ПАРОМ», «СНЕГОМ» имеют
«ВОДА», или «БУРЯ», или «ЗИМА»
| | 12. Ты сидишь во время урока спокойно
| или
| любишь повертеться
| | 13. Ты возражаешь иногда своей маме
| или
| ты ее побаиваешься
| | 14. Тебе больше нравится кататься на лыжах в парке, в лесу
| или
| кататься на лыжах с высоких гор
| | 15. «ХОДИТЬ» так относится к слову «БЕГАТЬ», как «МЕДЛЕННО» к слову
«ВЕРХОМ», или «ПОЛЗКОМ», или «БЫСТРО»
| | 16. Ты считаешь, что ты всегда вежлива
| или
| бываешь надоедливой
| | 17. Говорят ли, что с тобой трудно договориться (ты любишь настаивать на своем)
| или
| с тобой легко иметь дело
| | 18. Менялась ли ты с кем-нибудь из ребят своими вещами (карандашом, линейкой, ручкой)
| или
| ты этого никогда не делала
|
19. Дан цифровой ряд: 7, 5, 3,... Какая следующая цифра в этом ряду?
2, или, 1 или 9
| 20. Хочется ли тебе быть иногда непослушной
| или
| у тебя никогда нет такого желания
| | 21. Твоя мама делает все лучше, чем ты
| или
| часто твое предложение бывает лучше
| | 22. Если бы ты была диким животным, ты охотнее стала бы быстрой лошадью
| или
| тигрицей
| 23. Дана группа слов: «НЕКОТОРЫЕ», «ВСЕ», «ЧАСТО», «НИКТО». Одно слово не подходит к остальным.Какое? «ЧАСТО», или «НИКТО», или «ВСЕ»
| 24. Когда тебе сообщают приятную новость, ты радуешься спокойно
| или
| тебе от радости хочется прыгать
| | 25. Если кто-то к тебе относится не очень хорошо, ты прощаешь ему это
| или
| ты относишься к нему так же
| | 26. Что тебе больше понравилось бы в бассейне: плавать
| или
| нырять с вышки
| 27. ВОВА моложе ПЕТИ, СЕРЕЖА моложе ВОВЫ. Кто самый старший?
СЕРЕЖА, или ВОВА, или ПЕТЯ
| 28. Учитель иногда говорит, что ты недостаточно внимательна и допускаешь много помарок в тетради
| или
| он этого почти никогда не говорит
| | 29. В спорах ты во что бы то ни стало стремишься доказать то, что ты хочешь
| или
| спокойно можешь уступить
| | 30. Ты лучше послушала бы историю о войне
| или
| о жизни животных
| | 31. Ты всегда помогаешь новым ученикам, которые пришли к вам в класс
| или
| обычно это делают другие
| | 32. Ты долго помнишь о своих неприятностях
| или
| ты быстро о них забываешь
| | 33. Тебе больше понравилось уметь хорошо шить наряды
| или
| быть балериной
|
| 34. Если мама тебя отругала, ты становишься грустной
| или
| настроение у тебя почти не портится
| | 35. Ты всегда собираешь портфель с вечера
| или
| бывает, что делаешь это утром
| | 36. Хвалит ли тебя учитель
| или
| он о тебе мало говорит
| | 37. Можешь ли ты прикоснуться к пауку
| или
| паук тебе неприятен
| | 38. Часто ли ты обижаешься
| или
| это случается очень редко
| | 39. Когда родители говорят, что тебе пора спать, ты сразу же идешь
| или
| еще немного продолжаешь заниматься своим делом
| | 40. Ты смущаешься, когда приходится разговаривать с незнакомым человеком
| или
| ты совсем не смущаешься
| | 41. Ты скорее стала бы художником
| или
| хорошим парикмахером
| | 42. У тебя все удачно выходит
| или
| бывают неудачи
| | 43. Если ты не поняла условие задачи, ты обращаешься к кому-либо из ребят
| или
| к учителю
| | 44. Можешь ли ты рассказывать смешные истории так, чтобы все смеялись
| или
| ты находишь, что это не очень легко
| | 45. После урока тебе хочется некоторое время побыть около учителя
| или
| тебе хочется сразу же идти гулять в коридор
| | 46. Иногда ты сидишь без дела и чувствуешь себя плохо
| или
| такого с тобой не бывает
| | 47. По пути из школы ты останавливаешься поиграть
| или
| после школы ты идешь сразу домой
| | 48. Всегда ли твои родители выслушивают тебя
| или
| они часто сильно заняты
| | 49. Когда ты не можешь выйти из дома, тебе грустно
| или
| тебе это безразлично
| | 50. У тебя мало затруднений
| или
| много
| | 51. В свободное время ты лучше пошла бы в кино
| или
| сажать цветы и деревья во дворе
| | 52. Ты охотнее расскажешь маме о своих школьных делах
| или
| о прогулке, экскурсии
| | 53. Если друзья берут твои вещи без спроса, ты считаешь, что в этом нет ничего особенного
| или
| ты сердишься на них
|
| 54. При неожиданном звуке тебе случалось вздрогнуть
| или
| ты просто оглядываешься
| | 55. Тебе больше нравится, когда вы с девочками рассказываете что-то друг другу
| или
| тебе больше нравится играть с ними
| | 56. Повышаешь ли ты голос в разговоре, когда сильно взволнована
| или
| ты всегда разговариваешь спокойно
| | 57. Охотнее ты пошла бы на урок
| или
| посмотрела бы выступление фигуристов
| | 58. Если ты слушаешь радио или смотришь телевизор, мешают тебе посторонние разговоры
| или
| ты их не замечаешь
| | 59. Бывает ли тебе трудно в школе
| или
| тебе легко в школе
| | 60. Если тебя дома чем-то разозлили, ты спокойно выходишь из комнаты
| или
| выходя из комнаты, ты можешь хлопнуть дверью
| Ключ к опроснику Кеттелла
Вариант 1 (к варианту 2 ключ аналогичный)
| 1+ -А
| 16- +D
| 31+ -G
| 46+
| -0
| | 2- +А
| 17+ -Е
| 32- +Я
| 47-
| + G
| | 3+ —С
| 18+ —F
| 33- +/
| 48+
| -Н
| | 4- +С
| 19- +—В
| 34+ -О
| 49+
| -I
| | 5+ -А
| 20+ -D
| 35+ -G
| 50 -
| + О
| | 6- +С
| 21- +Е
| 36+ -Н
| 51 -
| + йг
| | 7+ —А
| 22- +F
| 37- +/
| 52 +
| -е,
| | 8+ —С
| 23+----- В
| 38+ -О
| 53 -
| + Q<
| | 9- +А
| 24- +D
| 39+ -G
| 54 +
| -G,
| | 10+ —С
| 25- +Е
| 40- +Н
| 55 -
| + е3
| | ц+---- в
| 26- +F
| 41+ -/
| 56 +
| -е,
| | 12- +D
| 27- +В
| 42- +0
| 57 +
| -е,
| | 13+ —Е
| 28+ -D
| 43- +G
| 58 +
| -с,
| | 14- +F
| 29+ -Е
| 44+ -Н
| 59 -
| + е,
| | 15----- +В
| 30+ -F
| 45+ -/
| 60 -
| + е<
|
Таблица 2.10 Нормативные данные, полученные при обследовании вопросником 570 школьников
1) Стеновые нормы: мальчики 8—10 лет (л = 142)
| \. Стены
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| | ФакЧ
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| X
| с
| | торы ч^
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| | А
|
| 1-2
|
|
|
|
|
|
|
|
| 6, 3
| 2, 2
| | В
| 0-1
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 5, 6
| 1, 8
| | С
|
|
|
|
| 4-5
|
|
|
|
|
| 5, 4
| 2, 2
| | D
|
|
|
|
| 4-5
|
|
|
|
|
| 5, 3
| 2, 4
| | Е
|
| -
|
|
|
|
|
|
| 7-8
| 9-10
| 4, 2
| 2, 1
| | F
| 0-1
|
|
|
|
|
|
| —
|
| 9-10
| 6, 4
| 1, 8
| | G
|
|
|
| 3-4
|
|
|
|
|
|
| 6, 0
| 2, 2
| | Н
| 0-2
|
|
|
|
|
|
| -
|
|
| 6, 1
| 2, 2
| | I
| -
|
|
|
|
|
|
|
|
| 8-10
| 3, 8
| 1, 9
| | О
| —
|
|
|
|
| 4-5
|
|
|
| 9-10
| 3, 4
| 2, 1
| | Q3
|
|
|
|
| 4-5
|
|
|
|
|
| 5, 1
| 2, 2
| | Q4
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 9-10
| 4, 5
| 2, 2
| 2) Стеновые нормы: девочки 8—10 лет (и = 152)
| Ч Стены
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| | Фак\
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| X
| ст
| | торы n4
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| | А
| 0-1
| 2-3
|
|
|
|
|
|
| —
|
| 7, 0
| 1, 9
| | В
| 0-1
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 5, 9
| 1, 9
| | С
|
|
|
| 3-4
|
|
|
|
|
|
| 5, 9
| 2, 2
| | D
| —
|
|
|
|
|
| 5-6
| 7-8
|
|
| 3, 8
| 2, 4
| | Е
| -
|
|
|
|
|
|
|
|
| 8-10
| 3, 1
| 1, 9
| | F
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 9-10
| 4, 0
| 2, 0
| | G
| 0-1
|
| 3-4
|
|
|
|
| -
|
|
| 7, 2
| 2, 1
| | Н
| 0-1
| 2-3
|
|
|
|
|
| -
|
|
| 2, 1
| 6, 5
| | I
| 0-1
|
| 3-4
|
|
|
|
|
| -
|
| 7, 0
| 1, 8
| | О
| -
|
|
|
|
|
|
|
|
| 8-10
| 3, 7
| 2, 1
| | Q3
| 0-1
|
| 3-4
|
|
|
|
|
| -
|
| 6, 9
| 2, 1
| | Q4,
| -
|
|
|
|
|
|
| 6-7
|
| 9-10
| 3, 8
| 2, 2
| 5 Е. И. Рогов, кн. 1
3) Стеновые нормы: мальчики 11—12 лет (и = 141)
| \. Стены
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| | ФакХ
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| X
| с
| | торы Ч^
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| | А
|
|
|
|
| 4—5
|
|
|
|
|
| 5, 6
| 2, 5
| | В
| 0-2
|
|
|
|
|
|
|
| -
|
| 6, 9
| 1, 8
| | С
|
|
|
|
| 4-5
|
|
|
|
|
| 5, 2
| 2, 5
| | D
|
|
| 2-3
|
|
|
|
|
|
|
| 5, 6
| 2, 4
| | Е
| 0-1
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 5, 6
| 2, 1
| | F
| 0-1
| 2-3
|
|
|
|
|
|
| —
|
| 6, 6
| 2, 0
| | G
|
|
| -
|
|
|
|
| 6-7
|
| 9—10
| 4, 2
| 2, 1
| | Н
| 0-1
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 5, 8
| 2, 3
| | I
|
| -
|
|
|
|
|
|
|
| 8-10
| 3, 4
| 1, 9
| | О
| —
|
|
|
|
|
| 5-6
|
|
| 9-10
| 3, 9
| 2, 5
| | Q3
| —
|
|
|
|
|
|
|
|
| 8-10
| 3, 6
| 2, 1
| | Q4
|
|
|
| 3-4
|
|
|
|
|
|
| 6, 0
| 2, 4
| 4) Стеновые нормы: девочки 11—12 лет (и = 135)
| \ Стены
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| | ФакХ
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| X
| о
| | торы \^
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| | А
| 0-2
|
|
|
|
|
|
|
| -
|
| 6, 3
| 2, 2
| | В
| 0-3
|
|
|
|
| —
|
|
| -
|
| 7, 3
| 1, 8
| | С
|
|
|
|
| 4-5
|
|
|
|
|
| 5, 2
| 2, 6
| | D
|
|
|
| 3-4
|
|
|
|
|
|
| 5, 1
| 2, 5
| | Е
| 0-1
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 5, 0
| 2, 1
| | F
| 0-1
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 4, 8
| 2, 1
| | G
|
|
|
|
|
|
| 6-7
|
|
|
| 5, 2
| 2, 2
| | И
| 0-1
|
|
|
| 5-6
|
|
|
| -
|
| 6, 3
| 2, 2
| | I
| 0-2
|
| -
|
|
|
|
|
|
|
| 6, 3
| 1, 8
| | О
|
|
|
|
|
|
| 6-7
|
|
|
| 4, 4
| 1, 9
| | Q3
|
|
|
|
|
|
| 6-7
|
|
|
| 4, 8
| 2, 4
| | Q4
|
|
| 2-3
|
|
|
|
|
|
|
| 5, 8
| 2, 5
|
2.5.2. Цвето-рисуночный тест диагностики психических состояний младших школьников
Цвето-рисуночный тест разработан А.О.Прохоровым и Г.Н.Ге-нинг. Он предназначен для диагностики психических состояний младших школьников в ходе учебной деятельности. Он создан на основе обследования около 1000 младших школьников и апробирован в разных школах. Тест имеет высокие корреляты с референтными методиками диагностики психических состояний: тестом Люшера, методикой Лутошкина. Он доступен и удобен в применении как учителем в процессе обучения, так и психологом в условиях психологического консультирования. В рисунках и цвете дети выражают то, что им трудно сказать словами в силу недостаточного развития самосознания, рефлексии и способности к идентификации. Кроме того, вследствие привлекательности и естественности задания, эта методика способствует установлению хорошего эмоционального контакта психолога с ребенком, снимает напряжение, возникающее в ситуации обследования.
Для проведения теста необходимо иметь лист белой бумаги и цветные карандаши: красный, желтый, синий, зеленый, черный, коричневый, оранжевый, голубой, розовый. На листе бумаги с левой стороны должен быть нарисован квадрат размером 50x50 мм (правая сторона листа предназначена для рисунка).
Инструкция 1: «Ребята! Перед каждым из вас лежат листок бумаги и цветные карандаши. На листке бумаги с левой стороны нарисован квадрат. Сейчас вы должны будете в этом квадрате цветом нарисовать ваше состояние, т.е. то состояние, которое вы в данный момент испытываете (для учащихся 1-х классов термин " состояние" можно заменить словом " настроение"). Если ваше состояние нельзя нарисовать одним цветом, то разделите квадрат на несколько частей и закрасьте его различными цветами». При этом рекомендуется показать мелом на доске, как можно разделить квадрат (одной диагональю, двумя диагоналями, горизонтальной линией, двумя перпендикулярами на четыре части, горизонталью и перпендикуляром к ней на три части и т.д.)
Если у детей возникнут вопросы, то инструкцию следует объяснить индивидуально.
После того как школьники справятся с заданием, экспериментатор дает инструкцию 2: «Ребята! Сейчас каждый из вас нарисовал свое состояние цветом, а теперь подумайте, на что похоже ваше состояние, в виде какого образа вы могли бы его пред-
ш
ставить и нарисовать. Это могут быть и окружающие вас предметы: парта, доска, наш класс, а могут быть и предметы, которых здесь нет, но на которые похоже ваше состояние. Например: цветок, мяч, солнце, дождь и т.д. Если вы затрудняетесь нарисовать свое состояние одним предметом или образом, то нарисуйте целую композицию (рисунок). Рисовать нужно на правой стороне листа».
Время для проверки теста не должно ограничиваться.
Ключ к обработке результатов:
| Цвет (в квадрате)
| Рисунок
| Состояние
| | Красный
| Тетрадь
Парта
Класс
Доска и др.
Школьные атрибуты
| Активность (активация)
| | Красный,
сочетание красного и желтого
| Радуга
Новый Год, елка
Торт, мороженое
Конфеты
Подарок
Горка
«5»
Солнце
Воздушные шары
| Радость
| | Зеленый
| Светофор Машина Телевизор Беговая дорожка Жонглер в цирке Классная доска
| Внимание, сосредоточение*
| | Розовый
| Робот
Компьютер
Машина
Принцесса
Кукла
| Мечтание, фантазирование
| | Черный
| Дождь
Клякса
Ребенок спит за партой
| Утомление, усталость
| | Оранжевый
| Цветы
Дети играют Животные Ребенок помогает старушке
| Дружелюбие, доброжелательность
| | Желтый
| Разбитая ваза
Ребенок с учительницей,
мамой
| Искренность
|
| Голубой
| Душ
Бассейн
Море
| Бодрость
| | Синий
| Скакалка Волейбол Футбол Поднятая рука
| Азарт
| | Синий
| Дети с учительницей, со старшими
| Уважение
| | Коричневый
| Поле
Скорая помощь
Могилка
Ребенок упал
Мама гладит по голове
ребенка
| Сочувствие, сострадание
| * В 1-м классе это состояние может быть изображено красным цветом.
Примечание. В таблице представлены не все, а только основные психические состояния детей младшего школьного возраста, отмеченные как наиболее часто встречающиеся в учебной деятельности.
При обработке результатов нужно также учитывать особенности изображения. Наличие сильной штриховки, маленькие размеры рисунка часто свидетельствуют о неблагоприятном физическом состоянии ребенка, напряженности, скованности и т.п., тогда как большие размеры часто говорят об обратном.
Пользуясь данной методикой, экспериментатор должен помнить, что динамическая структура психического состояния может и не иметь «монохарактеристики», так как доминирующее значение на какое-то время может приобрести не один, а несколько компонентов психики. Например, в 1-м классе состояние интереса, активации, радости и внимания чаще всего объединены в одно «полисостояние», где ведущим является состояние интереса. Поэтому дети изображают эти состояния одним цветом — красным.
|