Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Факторы ценообразования
Относительно перечня факторов ценообразования или факторов, влияющих на цену, у каждого автора свой подход. Так, Ф. Котлер / 17 / подразделяет факторы ценообразования на внутренние и внешние. К внутренним он относит цели маркетинга, стратегию комплекса маркетинга, издержки, организацию ценообразования; к внешним — характер рынка и спроса, конкуренцию, экономику, торговых посредников, правительство. Ж.-Ж. Ламбен /19/ к факторам ценообразования относит следующие: инфляция, изменение цен на сырье, рост процентных ставок, контроль за ценами, конкуренция, снижение покупательной способности, консьюмеризм («дикий» маркетинг, пытающийся подвести спрос к требованиям предложения). Ж.-Ж. Ламбен еще приводит девять причинных факторов или детерминантов важности цены в большей мере психологического характера: 1. Эффект уникальной ценности. Покупатели не так чувствительны к цене, если товар обладает особыми, уникальными свойствами. 2. Эффект осведомленности об аналогах. Покупатели менее чувствительны к цене, если не знают о существовании аналогов. 3. Эффект трудности сравнения. Покупатели менее чувствительны к цене, если товары плохо поддаются сравнению. 4. Эффект суммарных затрат. Покупатели менее чувствительны к цене, если она составляет лишь небольшую долю их дохода. 5. Эффект конечной пользы. Покупатели тем менее чувствительны к цене, чем меньшую долю составляет цена товара в общих расходах на получение конечного результата. 6. Эффект распределения затрат. Покупатели менее чувствительны к цене товара, если они делят ее с другими. 7. Эффект безвозвратных инвестиций. Покупатели менее чувствительны к цене товара, если он применяется совместно с ранее приобретенным основным товаром, представляющим безвозвратные расходы. 8. Эффект связи цены и качества. Покупатели не так чувствительны к цене, если товар вызывает сильные ассоциации с качеством, престижем, эксклюзивностью. 9. Эффект запаса. Покупатели менее чувствительны к цене, если у них нет возможности создать запас товара (Naqle, 1987). И.А. Спиридонов /27/ считает, что цена зависит от следующих факторов: • полезного эффекта товара; • сложившейся на рынке зависимости цены от качества товара-аналога; • уровня удовлетворения потребностей определенных групп людей; • предвидения возможных изменений этих потребностей; • условий поставки, транспортировки и других договорных условий; • объема и времени продаж; • себестоимости товара; • курса переводной валюты и уровня денежной инфляции; • условий взаимоотношения поставщика и потребителя и др. Н.К. Моисеева /23/ факторы ценообразования подразделяет на три группы: 1. Факторы, влияющие на объем предложения товара: • уровень текущих издержек, связанных с производством и экспортом товаров; • научно-технический прогресс; • степень монополизации предложения товаров; • ценовая политика экспортеров товара. 2. Факторы, влияющие на объем спроса; • полезность товара; • научно-технический прогресс; • финансовые возможности покупателей товара; • изменение цен других товаров; • степень монополизации спроса; • уровень конкуренции на донном сегменте рынка. 3. Факторы, внешние по отношению к взаимодействию покупателей и продавцов товара: • фаза экономического цикла; • инфляция; • краткосрочные колебания спроса и предложения; • мероприятия государственного регулирования и контроля над ценами; • канал, по которому осуществляется внешняя торговля. В.Е. Рыбалкин, Ф.Ф. Стерликов, Ю.А. Щербанин* по характеру, уровню и сфере действия ценообразующие факторы подразделяют на 5 групп: 1. Общеэкономические, т.е. действующие независимо от вида продукции и конкретных условий ее производства и реализации: • экономический цикл; • состояние совокупного спроса и предложения; • инфляция. 2. Конкретно-экономические, т.е. определяемые особенностями данной продукции, условиями ее производства и реализации. К ним относятся: • издержки; • прибыль; • налоги и сборы; • предложение и спрос на эту продукцию с учетом взаимозаменяемости; • потребительские свойства продукции. 3. Специфические, т.е. действующие только в отношении некоторых видов продукции: • сезонность поставки; • эксплуатационные расходы; • комплектность; • гарантии и условия сервиса. 4. Специальные, т.е. связанные с действием особых механизмов и экономических инструментов: • государственное регулирование; • валютный курс. 5. Внешнеэкономические: • политические; • военные и т.п. * Международные экономические отношения: Учебник / Под ред. B.C. Рыбалкина. —2-еизд. — М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1998.
Анализ приведенного перечня факторов ценообразования, изложенных в шести источниках, показывает, что к такому важному вопросу в мире нет единого подхода. Каждый автор отражает свои аспекты, пользуется своими терминами, своими признаками классификации, В приведенных перечнях факторов не соблюден принцип иерархичности системного подхода, т.е. в одной группе факторов встречаются факторы 1-го уровня (полезный эффект, полезность, потребительские свойства товара, качество — у каждого автора свой термин), 2-го уровня (издержки, эксплуатационные издержки и т.п.), 3-го уровня (налоги, сборы) и т.д. Наряду с этим в одну и ту же группу факторов входят экономические, технические, организационные и другие факторы ценообразования. Разобраться в многообразии факторов ценообразования поможет их классификация, анализ литературы и собственный опыт автора позволил разработать классификацию факторов ценообразования (табл. 9.1), Ведущие корпорации мира в настоящее время вместо сегментированной нишевой рыночной стратегии переходят на единый глобальный рынок с унифицированными сравнительно дешевыми товарами высокого качества, на котором нет ограничений по объему захвата рынка. Таблица 9.1
|