Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Миссия, стратегические цели и приоритеты
Миссия (mission) – это главная цель организации как конкурентоспособной корпорации, представленная в наиболее общей (интегральной) форме и четко выражающая основную причину ее существования. Она должна содержать ответы на следующие вопросы: – что организация делает, чем отличается от других, делающих это? – какую пользу имеет потребитель продукта? – что поддерживает и ведет по жизни бизнес организации? – кто является потребителем и что он ждет от организации? Считается, что близкая к идеалу формулировка миссии должна включать шесть моментов: 1) провозглашение ценностей и убеждений; 2) продукты, которые организация будет производить, или потребности, которые она собирается удовлетворить; 3) рынок, на котором организация позиционируется; 4) способы выхода на рынок; 5) ключевые технологии, которые будут использоваться; 6) стратегические принципы развития. Формулировка миссии должна отражать суть бизнеса – ее бизнес-идею. При этом должны учитываться интересы: собственников, сотрудников организации, потребителей, деловых партнеров, местного сообщества и в целом государства. Основа успешного бизнеса – виды деятельности, позволяющие создавать стоимость, за которые потребитель готов заплатить приемлемую цену. Для этого нужно решить две задачи: 1) выбрать способ создания некоторой полезности; 2) создать комбинацию способностей, обеспечивающих создание полезности. Таким образом, миссия – это краткое, ясное и четкое определение основного направления деятельности, которая хорошо мотивирует сотрудников организации. В 80-е гг. сформировался подход, основанный на представлении будущего состояния как видения лидером перспектив и возможностей развития бизнеса, как проявления таланта предпринимателя – искусства. В соответствии с этим подходом видение связано с выделением организации из подобных, рассмотрение организации как уникальной системы. Способности видения можно развить через активную деятельность и опыт. Сам же процесс стратегического управления может рассматриваться как развитие отличительных особенностей. Здесь можно выделить два подхода к развитию: 1) будущее рассматривается как отрицание кризиса настоящего; 2) развитие рассматривается как гонка за лидером, т.е. будущее видится как у лидера. В обобщенной форме сущность миссии представлена на рис.9. Миссия организации служит основой для формирования целей (objectives). В самом общем виде цель – это желаемое реальное будущее состояние чего-либо в результате целесообразной деятельности. Другими словами, это предвидение результата деятельности и путей его реализации с помощью определенных средств.
Рис.9. Миссия организации
Основные отличия целей от миссии представлены в таблице 11.
Таблица 11 Миссия и цели организации
Цели классифицируются по нескольким направлением: 1.Предметная ориентация: экономические, организационные, политические, производственные, социальные и др. 2.Размер: максимальные (не больше), минимальные (не меньше). 3.Сфера: предприятие, структурное подразделение. 4.Возможные соотношения: конкурентные, комплементарные. 5.Среда: внутренние, внешние. 6.Субъект: групповые, индивидуальные. Для производственных коммерческих организаций выделяют следующие направления целей: – прибыльность – рентабельность, доход, прибыль. – результативность – производительность, эффективность, фондоотдача; – положение на рынке – объем продаж; – финансы – ликвидность, структура капитала, оборот капитала; – человеческие ресурсы – качество персонала, текучесть, рост квалификации; – технология – фондовооруженность, качество, роки внедрения; – покупатели и поставщики – скорость обслуживания, динамика жалоб; – сообщество, общество – уровень благотворительности, расходы на рекламу. Цели устанавливаются для каждого ключевого результата, который важен для достижения конечного успеха. Существует два типа ключевых результатов: имеющие отношение к финансовой деятельности и имеющие отношение к стратегической деятельности. Достижение приемлемых финансовых результатов – это насущная необходимость, в противном случае организация не выживает в условиях риска. Достижение приемлемых стратегических результатов важно для поддержания и улучшения долгосрочной рыночной позиции и конкурентоспособности организации. Конкретные виды целей в области финансовой и стратегической деятельности представлены в таблице 12.
Таблица 12 Финансовые и стратегические цели
И финансовые, и стратегические цели обладают наивысшим приоритетом. Однако, иногда под давлением необходимости краткосрочного улучшения финансовых показателей организации предпочитают отложить реализацию стратегических действий, которые обещают долгосрочное укрепление бизнеса и его конкурентоспособности. Выбор краткосрочных финансовых целей за счет отказа от некоторых стратегических действий целесообразен в случаях: 1) организация находится в сложном финансовом положении; 2) изъятие ресурсов, необходимых для стратегических действий, будет ухудшать показатели организации в течение нескольких лет; 3) предлагаемые стратегические действия являются рискованными и могут оказать непредсказуемые воздействия на рыночную позицию и конкурентоспособность. Стратегические цели должны быть сконцентрированы на конкурентах. Обычно они направлены на свержение того конкурента, который считается лучшим в отрасли по какой-то конкретной категории. Формирование целей представляет собой декомпозицию миссии - генеральной цели организации. Эта декомпозиция предполагает построение дерева целей, которое может осуществляться двумя взаимодополняющими подходами: 1.Сведение дерева стратегических целей организации к системе целей по созданию и реализации продуктов на разных рынках. 2.Дополнение системы целей по продукту (рынку) целями, которые характеризуют важнейшие аспекты деятельности организации (развитие персонала, организационная структура, финансовая и т.д.). Для поставки целей соответствующих уровней и адекватного распределения ключевых ресурсов, рекомендуется следующая система приоритетов: – приоритеты 1-го уровня – оптимальная (максимальная) концентрация; – приоритеты 2-го уровня – достаточный минимум; – приоритеты 3-го уровня – по остаточному принципу. В результате синтеза принятой системы приоритетов с установленными целями получается система стратегических целевых приоритетов организации. Эту систему можно считать первичным (упрощенным) форматом общей стратегии организации. Для малых организаций (например, для многих представителей малого бизнеса) разработка и реализация стратегий именно в этом формате может оказаться достаточной и вполне эффективной. На этапе установления миссии и целевых стратегических приоритетов необходимо учитывать данные всех предыдущих этапов стратегического анализа. Процесс формирования целей и стратегических целевых приоритетов носит название целеполагания. Схематично этот процесс представлен на рис. 10.
Рис.10. Целеполагание
При формировании дерева целей и установление целевых приоритетов возникает также проблема учета и согласования связей между целями организации. Проблема эта может быть решена по схеме, представленной на рис.11. Разрешение конфликта целей может осуществляться следующими способами: 1.Доминирование. Одна цель становиться главной, другие – вторичными. 2.Слияние. Интеграция целей в единую. 3.Компромисс. Упорядочение целей по значимости. 4.Развод по времени и сферам. В результате цели каждого подразделения должны обеспечивать достижение общей цели организации. При этом необходимо соблюдать следующие требования к процессу формирования целей: – реальность и достижимость, непротиворечивость законам; – адекватность внешней среде; – полный учет требований рынка; – учет объемов и сроков основных работ; – учет имеющихся и ожидаемых возможностей и результатов; – учет персонификации, гибкость и корректируемость; – учет роста компетенции, прогноза внешней и внутренней эволюции.
Рис.11. Система целей организации
|