![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Выбор кранов
Краны являются основным видом грузоподъемных механизмов в строительстве. Марка крана состоит из буквенной и числовой частей и обычно отражает его отличительные особенности и грузоподъемность. Так, стреловые краны имеют следующие буквенные обозначения: К — кран; КА — кран автомобильный; МКГ, МКП, МКА — соответственно кран гусеничный, пневмоколесный, автомобильный; ДЭК — дизель-электрический кран; СКХ – специальный кран гусеничный; СМК — специальный монтажный кран; МКТ — монтажный кран на базе трактора и т.д. Цифры чаще всего обозначают грузоподъемность крана, например СКГ-63А — грузоподъемность 63 т, модернизация А (первая); ДЭК-251 — грузоподъемность 25 т, первая модификация МКГ-40БС — грузоподъемность 40 т, башенно-стреловое исполнение. Выпускаются краны с буквенной индексацией КС (кран стреловой). У этих кранов первый числовой индекс означает закодированную грузоподъемность (1 — 4 т, 2 — 6, 3 т, 3—10 т, 4-161 5-25 т, 6-40 т, 7-63 т, 8-100 т, 9-свыше 100 т). Вторая цифра обозначает индекс ходового устройства, третья — стрелового оборудования и т.д., например КС-7471 — кран стреловой, максимальная грузоподъемность 63т, на шасси автомобильного типа и т.д. Наиболее многочисленной группой башенных кранов являются краны серии КБ (кран башенный). Первая цифра марки обозначает индекс грузового момента (3 — до 1000 кН-м, 4 — 1000... 2000 кНм, 5 - 2000... 3000: Нм, 6 - 3000...5000 кНм). Следующие цифры обозначают вид башни и номер исполнения, например КБк-503 — кран башенный с кареткой, грузовой момент 2800 кН-м с поворотной башней. У ряда кранов типа КБ цифровая индексация изменена, например КБ-160.2 (КБ-401), КБк-250 (КБ-502) и т.д. Цифровой индекс группы кранов серии МСК (мобильный складывающийся кран) и БК (башенный кран) означает грузоподъемность или грузовой момент и длину стрелы. Например, МСК-8-20 — мобильный складывающийся кран грузоподъемностью 8 т, с длиной стрелы 20 м; БК-1000 -башенный кран с грузовым моментом 1000 кНм. Имеются и другие обозначения кранов. В индексации импортных кранов также отражается грузоподъемность или грузовой момент, вид шасси и другие особенности крана, например КАТО КА-800 — «шовная модель крана фирмы КАТО на короткобазовом шасси повышенной проходимости, грузоподъемностью 80 т. При существующем многообразии типов и марок кранов довольно трудно выбрать схему работы и марку монтажного крана, наиболее приемлемого в конкретнее условиях работы. Исходными данными для выбора являются размеры и объемно-планировочное решение здания, параметры и рабочее положение грузов, метод и технология монтажа, условия производства работ. При этом кроме базовых моделей кранов необходимо также рассматривать и их модификации с различиями видами сменного оборудования. Выбор кранов зависит от множества факторов, основными из которых являются: высота и ширин; здания, размеры и масса поднимаемых элементов при их установке на удалении от оси крана (вылет стрелы), минимальное расстояние от стены здания или бровки котлована до оси крана и т. п. Выбору предшествует определение организационных методов монтажа, характеризующих направление и последовательность установки элементов, определяются возможные места расположения схемы движения кранов. При выборе кранов сначала подбирают типы и марки кранов, по техническим характеристикам отвечающих предъявленным требованиям, затем определяют наиболее экономически выгодный вариант. По техническим параметрам башенные краны проще всего выбирать аналитическим способом (рис. 11.5), определяя грузоподъемность QK, высоту подъема стрелы Нс и вылет стрелы L: Q k Н с L
где q э — масса элемента; q т.п— масса такелажных приспособлений (стропы, траверсы); q м— масса монтажных приспособлений (подмости, стремянки); q у— масса элементов усиления; Нм — высота монтажного горизонта от уровня стоянки крана; h0 — высота подъема элемента над опорой, равная 1 м; h э — высота (толщина) монтируемого элемента; h т.п — высота (длина) такелажного приспособления; h п — высота полиспаста, равная 2 м; В — ширина здания в осях или половина ширины здания при работе кранов с двух сторон; /, /' — расстояния от осей до выступающих частей здания; d— расстояние между выступающей частью здания и хвостовой частью крана при его повороте, принимаемое равным 1 м; Rз.г— радиус, описываемый хвостовой частью крана при его повороте (задний габарит), ориентировочно принимаемый равным 3, 5 м для кранов грузоподъемностью до 5 т; 4, 5 м — от 5 до 15 т; 5, 5 м — свыше 15 т. Для стреловых кранов грузоподъемность и высоту подъема стрелы также находят по формулам, а вылет стрелы L и длину стрелы Lc проще определить графически (см. рис. 11.5), для чего в выбранном масштабе нужно вычертить контуры монтируемого сооружения, оси расположения монтируемого элемента и стрелы крана. Последняя должна пройти через точки А на высоте Нс и Е на расстоянии 1, 0 м от крайней точки контура по горизонтали и вертикали. Выше уровня стоянки крана на 1, 5 м проводят линию М—Мцо пересечения с осью стрелы, затем от этой точки откладывают по горизонтали 1, 5 м (в зависимости от точки закрепления нижней части стрелы крана), определяющее расположение вертикальной оси вращения крана О— О. Требуемые параметры крана определяются по чертежу в масштабе. При выборе кранов с гуськом или с башенно-стреловым оборудованием по горизонтали на высоте Нс в выбранном масштабе откладывают длины гуськов 3... 10 м или маневровых стрел 10...30 м. По определенным такими способами параметрам подбирают 2 — 3 марки монтажных кранов различных типов с различной конструкцией ходовых устройств и т. п., технические характеристики которых равны или превышают определенные расчетами требуемые параметры.
Рис. 11.5. Методы определения параметров кранов: а — башенных; б — стреловых
Наиболее экономически выгодный вариант выбирают на основании подсчета стоимости аренды кранов, подобранных предыдущими расчетами. Стоимость аренды крана А = См-ч Т ч + ∑ Е, где См-ч — стоимость 1 маш.-ч эксплуатации крана; Тч — время работы крана на объекте; ∑ Е — единовременные затраты. Время работы крана на объекте Тч = ∑ Q/П, где ∑ Q — общая масса элементов, подлежащих монтажу; П — средняя часовая производительность крана. Единовременные затраты ∑ Е= Е1 + Е2У+ Е 3ДП, где Е1 — стоимость перебазировки крана; Е2 — стоимость замены основной стрелы крана, установки дополнительного гуська или балочной стрелы; У — количество замен и установок; Е3 — стоимость устройства 1 м подкранового пути, полосы движения или фундамента под приставной кран; Дп — протяженность подкрановых путей (принимается кратной длине 1 звена — 12, 5 м), полос движения (для пневмоколесных кранов) или количество фундаментов (для приставных кранов). Общая масса элементов подсчитывается по схеме здания. Учитывая определенную таким образом стоимость аренды сравниваемых марок кранов, выбирается наиболее целесообразный вариант (см. прил. 3).
ГЛАВА 21. ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫХ РАБОТ
|