![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Конституционные основы духовно-культурной жизни общества.
Под духовными понимаются отношения, связанные с внутренним миром человека, с его мироощущением. Культурные отношения – отношения по поводу участия человека в различных формах культурной жизни. Под ней понимается знание и изучение своей культуры, т.е. искусства, языков, истории и других составляющих более общего понятия «культура», как и культуры других народов. Это право предполагает разнообразные формы творчества, участие в них и его организацию, посещение различного рода музеев, выставок и других форм выражения[5]. Эти отношения достаточно многогранны и в меньшей степени, чем другие, регулируются конституционным правом. Это объясняется их связью с внутренним миром человека. Задачей государства является обеспечение наилучших условий для духовно-культурного развития личности. Данные отношения тесно связаны с другими элементами общественного строя – социально-экономическими, политическими отношениями. Например, право на образования может быть отнесено к сфере как духовно-культурных, так и социальных отношений. В сферу духовно-культурных отношений входят: - Отношения, связанные с религиозными воззрениями; - Отношения, связанные с занятием наукой и искусством; - Отношения, связанные с получением образования. Конституционное регулирование религиозных отношений будет рассмотрено в отдельном вопросе. Что же касается других отношений, то конституционное право в настоящее время достаточно широко закрепляет права граждан в этих областях. Например, как сказано в ст. 33 Конституции Италии 1947 г., «искусство и наука свободны, и преподавание их свободно». Почти в идентичной формулировке о том же самом говорит и Основной закон ФРГ 1949 г. (п. 3 ст. 5): «Искусство и наука, исследования и преподавание свободны. Свобода преподавания не освобождает от верности Конституции». Такого рода конституционное закрепление не указывает направлений, по которым должны развиваться культура и наука. Обязанность государства состоит в оказании поддержки этим областям человеческих знаний. Плюрализм остается важнейшим принципом развития этих областей. Свобода творчества – одна из возможностей человека для самовыражения в различных областях науки, техники, искусства. Например, согласно ст. 20 Конституции Испании 1978 г. признаются и защищаются следующие права: - свободное выражение и распространение взглядов, идей и мнений в устной, письменной форме или иными средствами воспроизведения; - производство и создание литературных, художественных, научных и технических произведений; - свобода преподавания[6]. ? Найти примеры конституционного регулирования различных сфер духовно-культурных отношений (образование, наука, искусство, религия). Наряду с конституционным регламентированием прав в области духовно-культурных отношений ряд конституций зарубежных стран закрепляет и обязанности. Одной из основных является обязанность получать образование, которая корреспондирует с правом на образование. Ст. 46 Конституции Китая: Граждане Китайской Народной Республики имеют право на образование и обязаны учиться. П. 3 ст. 16 Конституции Греции: Срок обязательного обучения не может быть менее девяти лет. Распространенной является и обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия. Данная обязанность возникла не так давно и относится к третьему «поколению» прав, свобод и обязанностей. В зарубежном конституционном законодательстве эта обязанность встречается нечасто; при этом в разных актах устанавливается различный ее объем. Примером широкого закрепления этой обязанности является Конституция Испании 1978 г. Ст. 3 говорит о богатстве языковых особенностей страны, являющихся культурным наследием, пользующимся особым уважением и защитой, а ст. 46 накладывает обязательства на публичные власти, которые должны гарантировать сохранение и защиту исторического, культурного и художественного наследия народов Испании и богатств, его составляющих, независимо от их правового режима и принадлежности. Следует отметить, что рассматриваемая обязанность может быть возложена как на государство (предыдущий пример), так и на граждан. Ст. 77 Конституции Азербайджана: «Охранять памятники истории и культуры является долгом каждого лица». В социалистических странах наблюдается иной подход к конституционному закреплению культурно-духовных отношений. В конституционном законодательстве этих государств указываются цели, направления, в которых должны развиваться эти отношения. При авторитарных и тоталитарных режимах вся духовная и культурная жизнь должна была быть подчинена главной идеологической цели, провозглашенной руководящей политической партией. Идеологическая направленность культуры, науки, искусств конкретизировалась на более низких уровнях воздействия – на уровне научных учреждений, творческих союзов, ассоциаций, главным образом путем партийного воздействия. Люди старшего поколения до сих пор помнят знаменитую формулу 40-50-х гг. прошлого века: «Литература и искусство должны быть реалистическими по форме и социалистическими по содержанию». Другими словами, в социалистических государствах свобода творчества означает лишь свободу в рамках одной идеологии, а именно — коммунистической[7]. Согласно п. «d» ст. 38 Конституции Кубы 1976 г. «художественное творчество свободно, поскольку его содержание не противоречит Революции». Здесь же провозглашается: «Формы выражения в искусстве свободны». В Конституции КНДР провозглашена идея чучхе, в русле которой и должны развиваться все сферы общественной жизни.
|