Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Конституционно-правовое регулирование религиозных отношений. Основные модели взаимоотношений государства с церковью. ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
Религиозные отношения являются важнейшим элементом духовно-культурной жизни общества. Эти отношения связаны с мировоззрением человека, его верованиями. И хотя вера, с одной строны, сугубо личное дело каждого человека, религиозные отношения зачастую тесно переплетаются с государственно-правовыми отношениями: влияют на них, а в ряде стран являются решающими. Поэтому отдельно необходимо остановиться на вопросе о церкви как специфическом элементе политической системы и ее отношениях с государством, что будет рассмотрено ниже. В настоящее время правовой основой религиозных отношений выступают: - Конституции. ? Найти примеры конституционного регулирования религиозных отношений. - Законы. Например, французский закон 1905 г. «Об отделении церкви от государства». - Договоры. Например, Латеранские соглашения 1929 г. в Италии – договор между итальянским государством и Католическим Костелом. - Религиозные источники. Например, в арабских странах они являются основным источником законодательства. Конституция Йемена: «Шариат является главным источником законодательства». Конституция Сирии: «Мусульманское право – основной источник законодательства». Конституционно-правовое регулирование религиозных отношений осуществляется по следующим направлениям: 1) Гарантирование права на свободу вероисповедания, т.е. право на индивидуальное или групповое исповедание любой религии, на выбор и распространение религиозных убеждений и на право поступать и вести себя в соответствии с этими убеждениями. Свобода вероисповедания является составной частью более широкого понятия – свободы совести, под которой понимается не только личное отношение человека к религии, но также и отношения церкви с государством и их позиции по отношению друг к другу. В демократических государствах в конституциях наиболее часто провозглашается принцип отделения церкви от государства, а также принцип защиты религиозных меньшинств. Так, согласно ст. 16 Конституции Испании 1978 г. в этой стране гарантируется свобода идеологии, вероисповедания и отправления культа, осуществляемая индивидами и их сообществами без каких-либо ограничений, кроме тех, которые необходимы для поддержания общественного порядка, охраняемого законом (п. 1 этой статьи). Отделение церкви от государства провозглашается в п. 3: «Никакое верование не может иметь характера государственной религии. Органы публичной власти должны принимать во внимание религиозные верования испанского общества и поддерживать вытекающие из этого отношения сотрудничества с католической церковью и другими конфессиями»[8]. 2) Защита религиозных меньшинств; 3) Регулирование отношений между государством и церковью. В большинстве стран церковь отделена от государства, но существуют и иные модели взаимоотношений государства с церковью, в которых церковь оказывает более существенное либо даже решающее влияние на государство и полтическую систему общества в целом. Поэтому необходимо остановиться на вопросе об основных моделях взаимоотношений государства и церкви. А) Церковь полностью отделена от государства. - Гарантируется свобода вероисповедания. Устанавливается, что никакая религия не может быть обязательной. - Государство не финансирует религиозную деятельность, но содействует развитию благотворительной, культурно-просветительной деятельности религиозных организаций. - Религиозные объединения не выполняют каких-либо функций государственных органов. - Школа отделена от церкви. ? Найти примеры стран с такой моделью. Б) Государственная (официальная) религия. - Государство признает определенную церковь частью своей официальной организационной структуры. - Осуществяется государственное прямое буджетное финансирование церкви. - Государство утверждает акты, регулирующую внутреннюю организацию данной цервки. - Государство участвует в назначении священников. - Государство признает за церковью право совершать некоторые функции государственных органов (регистрация браков, рождений, смертей). Эти действия имеют юридическую значимость. Государственная церковь существует в Англии (англиканская церковь), Дании, Норвегии (евангелическо-лютеранская церковь), Монако (римско-католическая апостольская религия)[9]. Но более всего государственная религия распространена в странах Арабского Востока, в Азии, Африке. Ислам, например, признается государственной религией более чем в 30 странах (Иран, Ирак, Иордания, ОАЭ, Катар и др.). Для мусульманских стран характерна огромная роль единоличного лидера в жизни общества и государства. Существует определенное различие государственно-правовых концепций суннитского и шиитского толков ислама. Суннитская концепция центральным институтом власти считает халифа. Он выступает и как глава государства, и как глава общины правоверных (Катар, Саудовская Аравия, Марокко). Действет принцип совещательности: при главе государства создается совещательный орган из религиозных деятелей. Шиитская концепция считает важнейшим институтом власти имамат, т.е. сосредоточение властных полномочий в руках непогрешимого имама – полубожественного правителя, стоящего над государством и обществом. В Иране, например, действует институт Руководителя (Факиха), стоящего выше президента. Он является гарантом соблюдения всеми государственными органами и учреждениями ислама, назначает членов Попечительного совета, Генерального прокурора, председателя Верховного суда, высших военачальников, утверждает в должности Президента и смещает его в случае принятия Исламским консультативным собранием (парламентом) решения о его политической некомпетентности и др. Послания (фетвы) Руководителя стоят выше закона, и ими руководствуется судебная власть[10]. В) Юридическое признание церкви государством. - Конституции не содержат норм о государственной религии. - Государство оказывает церкви финансовую поддержку (прямо либо косвенно). - Государство не вмешивается в назначение священников, а также не регулирует внутренню организацию и деятельность церкви. - Государство признает за церковной церемонией заключения брака юридические последствия. Примеры таких государств: Германия, Бельгия, Ирландия[11]. Своеобразно закрепляются взаимоотношения гсоударства и церкви в Болгарии и Греции. В Болгарии, несмотря на провозглашение свободы вероисповедания и отделения церкви от государства, отдается предпочтение определенной религии: «Традиционная религия в Республике Болгария – восточно-православное вероисповедание» (ст. 13 Конституции). Конституция Греции отводит регулированию отношений государства и церкви одно из первых мест. И хотя термин «государственная религия» не используется, указывается на «господствующую религию» – восточно-православной Церкви Христовой. В то же время закрепляется, так же как в Болгарии, свобода религиозного сознания. Необходимо отметить, что в некоторых источниках Грецию относят к числу стран с государственной религией. Таким образом, модели взаимоотношений государства и церкви в зарубежных странах весьма разнообразны, и даже в рамках одной модели могут наблюдаться существенные расхождения и особенности. Достаточно сравнить западноевропейские страны с государственной религией и мусульманские государства с такой же моделью. Церковь является не только элементом духовно-культурных, в частности религиозных отношений, но и специфическим элементом политической системы общества. Религия и церковь во все времена оказывала в той или иной степени влияние на жизнь общества и государства. И хотя церковь представляет собой иерархическую структуру, предназначенную для удовлетворения потребностей верующих, на деле она выходит за эти рамки и влияет на функционирование всех элементов политической системы. Так, влияние на государство выражается в определении его характеристики в качестве светского, клерикального или теократического. В свою очередь от этого зависит организация и деятельность всех государственных органов. Кроме того, церковь активно влияет на деятельность политических партий, профсоюзов, иных общественных объединений. В зарубежных странах действуют конфессиональные и клерикальные партии (примером конфессиональной партии является Христианско-демократический союз (ХДС) в Германии), профсоюзы (например, Ассоциация католических профсоюзов и Католическое рабочее движение в США, Христианская конфедерация трудящихся во Франции). Задания на семинар: 1. Изучить теоретическую часть темы. 2. Подготовить примеры по каждому вопросу. 3. Выполнение письменной самостоятельной работы. По конституции конкретной страны дайте характеристику института общественного строя (не включая политические отношения) по следующему образцу:
4. Составить тесты и задачи по теме (по желанию). 5. Предлагаемые темы докладов (по желанию): - Современные тенденции конституционного регулирования экономических отношений в зарубежных странах. - Конституционно-правовое регулирование религиозных отношений. Основные модели взаимоотношений государства с церковью. [1] Богданова, Н.А. Система науки конституционного права / Н.А. Богданова. – М.: Юристъ, 2001. – С. 161. [2] Боброва, Н.А. Конституционный строй и конституционализм в России / Н.А. Боброва. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2003. – С. 37. [3] Василевич, Г.А. Конституционное право Республики Беларусь / Г.А. Василевич. – Мн., 2003. – С. 129-130. [4] Василевич, Г.А. Конституционное право зарубежных стран: Учебник / Г.А. Василевич, Н.М. Кондратович, Л.А. Приходько. – Мн.: Книжный дом, 2006. – С. 75. [5] Маклаков, В.В. Конституционное право зарубежных стран. Общая часть: Учеб. для студентов юрид. вузов и фак. / В.В. Маклаков. – М.: Волтерс Клувер, 2006. – С. 288. [6] Маклаков, В.В. Конституционное право зарубежных стран. Общая часть: Учеб. для студентов юрид. вузов и фак. / В.В. Маклаков. – М.: Волтерс Клувер, 2006. – С. 291. [7] Маклаков, В.В. Конституционное право зарубежных стран. Общая часть: Учеб. для студентов юрид. вузов и фак. / В.В. Маклаков. – М.: Волтерс Клувер, 2006. – С. 293. [8] Маклаков, В.В. Конституционное право зарубежных стран. Общая часть: Учеб. для студентов юрид. вузов и фак. / В.В. Маклаков. – М.: Волтерс Клувер, 2006. – С. 289. [9] Василевич, Г.А. Конституционное право зарубежных стран: Учебник / Г.А. Василевич, Н.М. Кондратович, Л.А. Приходько. – Мн.: Книжный дом, 2006. – С. 130-133. [10] Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Общая часть: Учеб. для студ. юрид. вузов и фак. / Отв. ред. Б.А. Страшун. – Т. 1-2. – М.: Изд-во БЕК, 1996. – С. 285. [11] Василевич, Г.А. Конституционное право зарубежных стран: Учебник / Г.А. Василевич, Н.М. Кондратович, Л.А. Приходько. – Мн.: Книжный дом, 2006. – С. 131-132.
|