Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Организация расследования преступлений
Расследованию преступлений присуще организационное, плановое начало. Оно заложено в самом уголовно-процессуальном законе, который определяет правовые средства доказывания, функции, права и обязанности государственных органов и должностных лиц, осуществляющих уголовное преследование, и иных участников уголовного процесса, а также процессуальные сроки и порядок осуществления процессуальных действий. Расследование большинства уголовных дел – это исключительно сложный процесс, предполагающий взаимодействие различных субъектов, преодоление противодействия со стороны заинтересованных лиц, разрешение сложных проблемных ситуаций, постоянный поиск решений новых задач, рациональное использование имеющихся сил и средств. Если следователь или лицо, осуществляющее дознание, не обладают необходимыми способностями, знаниями, умениями, навыками в части организации своей профессиональной деятельности и деятельности подчиненных должностных лиц, раскрытие и расследование сложных преступлений окажется им не под силу. Термин «организация» означает внутреннюю упорядоченность, согласованность, взаимодействие более или менее дифференцированных и автономных частей, совокупность процессов и действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого. Организовать какую-либо деятельность – значит должным образом подготовить ее, наладить, упорядочить, спланировать. Организация расследования преступлений – это деятельность должностных лиц правоохранительных органов, направленная на создание функционально-управленческой структуры предварительного расследования, упорядочение системы взаимодействия между следственными, оперативно-розыскными подразделениями, иными службами; материально-техническое обеспечение в целях повышения эффективности раскрытия и расследования преступлений. Решение организационных вопросов, возникающих в процессе расследования преступлений, составляет одно из важнейших направлений криминалистической деятельности в целом. Чтобы четко уяснить содержание понятия «организация расследования преступлений» и не смешивать его с такими понятиями, как «следственная деятельность», «осуществление расследования», отметим, что в него включаются следующие элементы: 1. Определение организационно-управленческой структуры расследования и распределение обязанностей между участниками расследования. 2. Обеспечение взаимодействия и обмена информацией между участниками расследования, а также между ними и иными субъектами, возможности которых могут быть использованы в процессе раскрытия и расследования преступлений. 3. Материально-техническое обеспечение процесса расследования. Важнейшим, первоочередным элементом организации расследования является определение его организационно-управленческой структуры. Основными формами этой структуры являются: - единоличное расследование преступлений; - бригадный метод. Он обеспечивает достижение основных целей в случаях значительной сложности и трудоемкости уголовных дел, когда имеют много эпизодов криминальных деяний, обвиняемых, свидетелей; необходимость одновременного, параллельного выполнения большого объема следственных и иных процессуальных действий и др. причины; - производство расследования следственно-оперативными группами, создаваемыми в случаях, когда ситуация требует активных широкомасштабных поисковых действий по обнаружению источников информации, установлению данных о личности преступника, его розыску и задержанию, выявлению новых эпизодов криминальных деяний. Следует подробнее остановиться на проблеме взаимодействия участников расследования, а также взаимодействии последних с иными субъектами, возможности которых могут быть использованы для достижения целей расследования. Должное взаимодействие является одним из важнейших условий успешного раскрытия и расследования преступлений, особенно наиболее тяжких, имеющих большой общественный резонанс, совершенных «квалифицированными» преступниками, которые заранее тщательно готовят криминальные деяния. Под взаимодействием всех органов и должностных лиц в процессе раскрытия и расследования преступлений следует понимать такую взаимосвязь в их деятельности, которая обеспечивает правильное сочетание и распределение полномочий, методов и средств, присущих каждому из участников взаимодействия, и в конечном итоге – эффективное достижение поставленных целей. Основными субъектами взаимодействия являются: следователь, прокурор, орган дознания, суд, эксперт, специалист, должностные лица иных государственных органов, а также представители общественности. Основой взаимодействия являются положения уголовно-процессуального закона, Закона об оперативно-розыскной деятельности в Республике Беларусь, Закона Республики Беларусь о милиции. Основными видами взаимодействия в деятельности по раскрытию и расследованию преступлений являются: 1. Взаимодействие следователя и органов дознания в работе по конкретному уголовному делу. 2. Взаимодействие прокурора со следователем. Прокурор является не только чисто надзорной инстанцией. Он активный участник и руководитель расследования. Взаимодействие возникает, когда прокурор: - дает поручения и указания следователю по конкретным уголовным делам; - сам принимает участие в расследовании или производит отдельные следственные действия, либо принимает в них участие. - санкционирует проведение процессуальных действий. 3. Взаимодействие следователя с экспертами и специалистами. 4. Взаимодействие следователя (органа дознания) с должностными лицами иных государственных органов и учреждений (контрольно-ревизионных органов, инспекций, учебно-воспитательных и медицинских учреждений, предприятий, хозяйств и т.д.). 5. Взаимодействие следователя (органа дознания) с общественностью. Из всех названных видов взаимодействия нас в наибольшей степени интересует самый распространенный и важный в плане достижения целей раскрытия и расследования преступлений – взаимодействие между следователем и органом дознания. Правовой основой их взаимодействия является то обстоятельство, что закон возлагает обязанности раскрытия и расследования преступлений на обоих названных субъектов в равной мере. Необходимость и целесообразность такого взаимодействия обусловлена тем, что органам дознания присуща специфическая оперативно-розыскная функция, которая не свойственна органам следствия. В процессе раскрытия и расследования преступлений постоянно возникают многочисленные значительные трудности (чаще всего в плане получения информации о событии преступления и, особенно, о лицах, причастных к его совершению), преодолеть которые процессуальным путем невозможно. Взаимодействие органов предварительного следствия и дознания можно определить как основанное на законе правильное сочетание и эффективное использование полномочий и методов работы, присущих каждому из них, и направленное на раскрытие, расследование и предупреждение преступлений. Результаты оперативно-розыскной деятельности обретают статус доказательств по уголовному делу в том случае, когда они процессуально закреплены в ходе следственных действий. В то же время данные, полученные оперативным путем, имеют исключительно важное тактическое значение для органов следствия. Используя их, следователь может правильно определить направление расследования, выдвигать обоснованные версии, планировать и осуществлять те или иные следственные действия, выбирать наиболее целесообразные тактические приемы их проведения. В ходе оперативно-розыскного обеспечения предварительного следствия оперативные работники решают следующие задачи: - установление всех участников преступления; - выявление всех эпизодов преступной деятельности, ранее не известных следствию; - выявление следов преступлений и установление способов их сокрытия в тех случаях, когда сделать это процессуальным путем не представляется возможным; - поиск новых источников информации, установление потерпевших, свидетелей; - установление мест хранения похищенного, орудий преступления, иных объектов, которые могут иметь значение для расследования уголовного дела; - установление обстоятельств, смягчающих либо отягчающих ответственность; - выявление причин и условий, способствовавших совершению криминальных деяний; - определение (совместно со следователем) времени проведения отдельных следственных действий; - проверку оперативным путем доказательств, имеющихся в распоряжении следователя; - розыск скрывшихся преступников, предупреждение уклонения обвиняемых (подозреваемых) от следствия и суда; - выявление намерений подозреваемых, обвиняемых и их связей по противодействию следствия и их нейтрализация. Основными условиями правильного сочетания следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий являются: 1. Четкое разделение функций участников взаимодействия. «Сращивание» следственной и оперативно-розыскной работы всегда имело своим результатом нарушение законности, а также тенденциозность и предвзятость при принятии важнейших решений в ходе расследования уголовных дел. 2. Учет конкретной следственной ситуации. 3. Надлежащий взаимный обмен информацией. Такой обмен совершенно необходим обеим взаимодействующим сторонам. С одной стороны, информация, полученная оперативным путем, имеет важное тактическое значение для определения направления расследования, планирования последующих следственных действий, определения тактики их проведения. С другой стороны, результаты проведенных следственных действий способствуют более успешному проведению оперативно-розыскных мероприятий, определяют их направленность, цели и задачи. Отметим основные формы взаимодействия органов предварительного следствия и дознания. Их можно разделить на две группы: 1. Процессуально-правовые формы: 1.1. Параллельное проведение с самого начала расследования следственных действий (в том числе неотложных) и одновременно оперативно-розыскных мероприятий с взаимным обменом информацией. 1.2. Выполнение органом дознания поручений следователя о проведении оперативно-розыскных мероприятий. При этом следователь вправе поручить органу дознания производство таких мероприятий, но не может давать указания о том, какие конкретно меры должны быть приняты для выполнения поручения. Выбор таких мер, тактики осуществления оперативно-розыскных мероприятий – компетенция органа дознания. 1.3. Взаимодействие следователя с органом дознания на основе поручений следователя о производстве отдельных следственных действий. Такие поручения органу дознания в отличие от поручений предыдущей категории должны даваться только в отдельных случаях, когда в этом есть необходимость, поскольку проведение следственных действий в основном возлагается на следователя. 1.4. Участие работников дознания в проведении наиболее сложных и трудоемких следственных действий, которое выражается в непосредственной практической помощи организационного, тактического и технического характера следователю. 1.5. Взаимодействие по делам, приостановленным в связи с неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого. Поскольку после приостановления уголовного дела следственные действия в основном уже не проводятся, на первый план выдвигаются оперативно-розыскные мероприятия по установлению преступников. 2. Организационно-тактические формы взаимодействия. 2.1. Совместный выезд на место происшествия. Понятие «совместный выезд на место происшествия» не следует отождествлять с понятием «совместный осмотр места происшествия», поскольку в процессе первого в отличие от второго, как правило, имеет место проведение целого комплекса следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий. 2.2. Совместное или согласованное планирование расследования по делу. 2.3. Организация специальных следственно-оперативных групп. 2.4. Некоторое сходство с предыдущей имеет такая форма, как совместные выезды следователей и представителей органа дознания в другие города, районы, области для выполнения комплекса следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий по конкретным уголовным делам. Выделим несколько уровней организации расследования преступлений: 1. Организация и управление расследованием преступлений в органе внутренних дел (прокуратуры), административно-территориальной единице (городе, области), обслуживаемом рядом органов. 2. Организация и управление расследованием, осуществляемым следственно-оперативной группой или бригадой следователей. 3. Организация и управление расследованием одновременно нескольких преступлений. 4. Организация и управление расследованием одного преступления. 5. Организация и управление проведением одного следственного действия. Существуют определенные принципы организации расследования преступлений, т.е. самые основные положения, выработанные на основе изучения и обобщения закономерностей этого процесса, наиболее общие требования, правила, которым необходимо следовать для эффективного достижения поставленных целей, в частности: - принцип законности, который означает, что все решения и действия должностных лиц, выполняющих функцию организации расследования, не должны противоречить действующим в Республике Беларусь законам и подзаконным нормативным актам; - принцип строгой согласованности между деятельностью различных уровней и структурных элементов системы управления расследованием преступлений; - принцип соответствия (с точки зрения полномочий и возможностей) организующей системы объекту организации; - принцип оптимального сочетания организационных, управленческих решений и действий с непосредственно осуществляемыми следственными и иными процессуальными действиями, а также оперативно-розыскными мероприятиями; - принцип руководящей роли следователя.
Планирование расследования преступлений
Рассматривая соотношение понятий «организация расследования преступлений» и «планирование расследования преступлений», следует отметить, что первое из них является более общим по отношению ко второму, поскольку организация помимо подготовки соответствующих планов включает в себя и иную деятельность управленческого характера: осуществление соответствующих распоряжений, указаний; проведение инструктажей, обучение лиц, осуществляющих расследование и оказывающих им содействие; решение вопросов материально-технического обеспечения процесса расследования; подбор и расстановку кадров следственных и оперативно-розыскных подразделений; устранение обстоятельств, препятствующих процессу расследования и т.д. И в этом смысле планирование расследования является составной частью организации всего процесса расследования, способом реализации организационно-управленческих функций субъектов расследования, непременным условием эффективного осуществления процесса расследования. Вместе с тем, планы расследования могут включать наряду со следственными и иными процессуальными действиями также и организационно-управленческие мероприятия, т.е. в этом случае организационно-управленческие мероприятия являются предметом планирования. Планирование – это сложный процесс по определению путей, способов, средств, сил и сроков успешного достижения поставленных целей. Оно обеспечивает рациональный выбор, расстановку, эффективность использования сил, средств и времени при проведении расследования, а также служит средством самоконтроля следователя за своей работой. Результатом этого сложного процесса является план расследования, который представляет собой перспективную модель будущих действий и мероприятий субъектов расследования, детальную программу реализации тактических задач по уголовному делу. Таким образом, план расследования можно определить как комплекс информационных, тактических, организационных и процессуальных решений, итог (внешнее выражение) процесса планирования, предусматривающий оптимальный порядок, сроки, способы, средства и конкретных исполнителей следственных и иных процессуальных действий, тактические приемы их осуществления, а также проводимые по согласованию следователя и органов дознания оперативно-розыскные мероприятия. Сделаем оговорку о том, что проведение оперативно-розыскных мероприятий при этом планируется именно в связи с проведением следственных действий и находит отражение в планах расследования только в том виде и в том объеме, которые не нарушают требований конспирации и режима секретности в оперативно-розыскной деятельности. Принципы планирования расследования Деятельность по планированию расследования сможет выполнить свое предназначение только в том случае, если она будет осуществляться в соответствии с определенными принципами. Назовем основные из них и кратко раскроем их содержание. 1. Принцип индивидуальности означает необходимость учета особенностей каждого конкретного уголовного дела при осуществлении планирования. Любое криминальное деяние несет в себе множество специфических свойств. Преступления могут принадлежать к одному и тому же виду и подвиду, группе, быть совершенными одной и той же категорией лиц. Но при этом не могут быть совершенно одинаковыми обстоятельства, при которых они совершаются, особенности личности субъектов деяния, потерпевших, мотивы преступлений, причины, условия их совершения и т.д. Имеют различия и условия, в которых осуществляется расследование, а также возможности, которыми обладают субъекты расследования. Механическое, бездумное перенесение на конкретную индивидуальную ситуацию выработанных наукой и практикой алгоритмов действий неизбежно приводит субъектов расследования к просчетам в планировании, несоответствию характера их действий сложившейся реальной следственной ситуации. Пренебрежение этим принципом приводит к тому, что субъект расследования упускает важнейшие детали криминального события и не в состоянии поэтому осуществить полное, всестороннее, своевременное, объективное исследование всех обстоятельств события преступления. Принцип индивидуальности находит выражение также и в индивидуальной ответственности следователя (работника дознания) за проведенное расследование. Реализация этого принципа предполагает творческий подход к планированию, лишенный упрощенчества, примитивных стереотипов, шаблонов и штампов. Вместе с тем этот принцип ни в коей мере не отвергает и не умаляет значения использования в процессе планирования общих положений, типовых форм и приемов планирования, научно-обоснованных рекомендаций относительно решений в сходных ситуациях. 2. Принцип конкретности планирования предусматривает составление детальных планов, в которых все мероприятия сформулированы недвусмысленно, четко, понятно. В плане не должно быть ни к чему не обязывающих декларативных пунктов, которые можно по-разному трактовать, и за выполнение которых никто не несет ответственности. Цели, задачи, средства, методы, исполнители, сроки осуществления мероприятий должны быть сформулированы в плане конкретно и лаконично. Сами формулировки должны быть понятными. В них должны найти отражение все моменты, которые могут иметь значение для эффективного расследования. Если расследование проводится бригадой следователей, в максимальной степени должны быть конкретизированы индивидуальные планы, составленные на основе общего. Соблюдение данного принципа на практике позволяет избежать ненужного дублирования функций субъектов расследования, самоустранения их от выполнения своих обязанностей, перекладывания ответственности за выполнение планов с одних должностных лиц на других. Детализация плана должна быть рациональной, разумной. Она не имеет ничего общего с бездумным, не вызванным необходимостью загромождением планов мелкими, несущественными деталями предстоящих мероприятий. Не имеет смысла отражать в планах все подробности трудовых операций, которые будут осуществлять исполнители и которые во многом обусловлены их индивидуальными способностями, знаниями, умениями и навыками. 3. Принцип полноты планирования обязывает учитывать в планах расследования все реально возможные версии по делу, предусматривать установление всех обстоятельств, подлежащих доказыванию и проведение всех наиболее целесообразных следственных и иных процессуальных действий и оперативно-розыскных мероприятий. 4. Принцип динамичности планирования обязывает субъекта расследования учитывать неизбежно происходящие изменения в следственной ситуации и вносить соответствующие коррективы в планы расследования. При этом сам процесс корректировки должен быть основан на активной позиции следователя. Для достижения целей расследования необходимо осуществлять активный поиск и тщательное исследование новой информации, анализ происходящих изменений. Так, например, в ходе допроса после предъявления обвинения обвиняемый может сообщить новые, ранее не известные сведения о преступлении, и потребуется проведение проверки показаний на месте, обыска, очной ставки, назначение экспертиз, допрос новых свидетелей и т.д. Динамичность, гибкость планирования не означает игнорирование тех исходных данных, которые положены в основу плана. Этот принцип обязывает следователя творчески подходить к запланированным мероприятиям и той информации, которая легла в основу планирования. 5. Принцип реальности имеет двоякое проявление. Во-первых, он означает необходимость тщательного обоснования выдвигаемых версий и планируемых мероприятий по их проверке имеющимися фактическими данными. Во-вторых, он означает необходимость всестороннего учета при планировании действительных возможностей субъектов расследования, имеющихся на данный момент в их распоряжении сил и средств для эффективного осуществления намеченных следственных и иных процессуальных действий, оперативных мероприятий, перспектив изыскания новых ресурсов. Соблюдение данного принципа служит условием оптимальной стабильности плана расследования. Пренебрежение данным принципом приводит к срывам запланированных мероприятий, неудачам в достижении следователем намеченных целей, что дезориентирует его в сложившейся следственной ситуации и лишает его уверенности в правильно избранной линии расследования. 6. Принцип оптимальности означает необходимость на основе глубокого анализа сложившейся следственной ситуации, доказательств по делу, а также имеющихся в наличии сил и средств планировать те мероприятия, в таком порядке и с такими особенностями, которые могут принести наибольший эффект при минимальных риске и издержках (затратах рабочего времени, материально-финансовых средств). 7. Принцип законности проявляется в том, что планирование расследования опирается на положения уголовно-процессуального и уголовного законодательства, подзаконные нормативные акты. Планы должны составляться таким образом, чтобы их реализация обеспечивала соблюдение требований этих положений, прав и обязанностей участников уголовного процесса. 1. Принцип научности предполагает, что при планировании расследования должны учитываться: - закономерности процесса познания в расследовании, рекомендации науки криминалистики по использованию средств и приемов обнаружения, сохранения и использования доказательств; - возможности использования достижений науки в области исследования различных объектов, которые могут быть вещественными доказательствами по делу; технические возможности обнаружения и фиксации доказательств; - требования научной организации труда следователя, лица, осуществляющего дознание, в части наиболее эффективного использования технических средств, рабочего времени, взаимодействия с иными участниками уголовного процесса, иными лицами, возможности которых могут быть использованы для достижения целей расследования. 9. Принцип нравственности предполагает, что при проведении следственных действий субъект расследования не должен своими действиями унижать честь и достоинство других участников уголовного процесса, обязан соблюдать общепринятые нормы нравственности. К названным выше можно также добавить и принципы системности, обоснованности, своевременности планирования, соответствия формы плана его содержанию. Условия планирования – это совокупность определенных обстоятельств, факторов, знаний и умений, при наличии которых планирование становится возможным. К ним следует отнести: - наличие исходной, хотя бы минимальной информации о событии преступления; - оценку сложившейся на момент планирования следственной ситуации и прогноз ее будущих изменений в результате реализации планируемых мероприятий. Такая оценка включает и определение степени тактического риска; - учет реальных возможностей, средств достижения планируемой цели. Если они переоцениваются, то выполнение плана может быть сорвано, если недооцениваются – это может повлечь за собой неоправданное привлечение дополнительных ресурсов, не вызванное необходимостью увеличение объемов работы и затягивание сроков реализации планов. Выделяют следующие виды планирования: 1. Планирование отдельных следственных действий. 2. Планирование тактической комбинации. 3. Планирование отдельного этапа расследования. 4. Планирование всего процесса расследования по уголовному делу. 5. Календарное планирование следователя по находящимся в его производстве уголовным делам. 6. Планирование деятельности следственной бригады. 7. Планирование деятельности следственного подразделения. Каждый из перечисленных видов планирования имеет как общие, так и специфические черты, большее или меньшее число элементов в своей структуре. Элементами планирования расследования по уголовному делу, составляющими в совокупности содержание этого процесса, являются: 1. Анализ исходной информации. 2. Выдвижение версий. 3. Определение задач расследования. 4. Определение путей и способов решения поставленных задач. 5. Составление письменного плана и иной документации по планированию расследования. 6. Контроль исполнения и корректировка плана расследования. На первой из указанных стадий обобщается имеющаяся информация о событии преступления, полученная в результате проведения оперативно-розыскных мероприятий, неотложных следственных и проверочных действий, оценивается создавшаяся следственная ситуация. Затем выдвигаются общие и частные версии относительно механизма произошедшего криминального деяния. На стадии определения задач расследования выделенные из версий логические следствия разделяются на более частные, конкретные, приобретая форму вопросов и обстоятельств, подлежащих установлению и проверке. Выделяются вопросы, обстоятельства, которые относятся ко всем версиям. Их целесообразно выделить в самостоятельный раздел плана, чтобы избежать дублирования при работе по тем или иным версиям. Эти вопросы и обстоятельства даже в случае, если они не являются логическими следствиями версий, подлежат обязательному установлению и проверке. Такими обстоятельствами в частности могут быть: а) точный возраст подозреваемого или потерпевшего; б) состав семьи подозреваемого, его место жительства; в) способность свидетелей адекватно воспринимать явления и предметы окружающей действительности; г) характеристика подозреваемого (обвиняемого) по месту работы, жительства. Содержание четвертой стадии состоит в сопоставлении следователем (лицом, осуществляющим дознание) имеющихся в его распоряжении средств с теми задачами, которые он намерен решать в процессе расследования. При этом оцениваются имеющиеся материально-технические, информационные, временные и иные ресурсы и изыскиваются возможности для привлечения дополнительных. Разрабатываются варианты проведения следственных и иных процессуальных действий, осуществления оперативно-розыскных мероприятий, прогнозируются их результаты. Определяются сроки выполнения и конкретные исполнители запланированного. Принимается окончательное решение об организационно-управленческой структуре расследования (оперативно-следственная группа, бригада следователей, временное подключение тех или иных следователей или оперативных работников для оказания помощи основному составу субъектов расследования, выполнение отдельных поручений и т.д.), о формах взаимодействия субъектов расследования. На практике зачастую складывается такая ситуация, при которой не представляется возможным осуществить все запланированные мероприятия в наиболее приемлемые сроки. В такой ситуации особое значение приобретает последовательность проведения намеченных мероприятий. В первую очередь целесообразно проводить мероприятия: а) несвоевременное проведение которых может привести к утрате доказательств, невозможности выявления носителей информации, усложнению установления подозреваемых; б) проведение которых позволит осуществить проверку всех или нескольких версий; в) которые служат информационной, организационной или тактической базой для проведения последующих следственных действий или оперативно-розыскных мероприятий, ревизионно-проверочных действий, т.е. без осуществления которых дальнейшая реализация плана становится затруднительной или невозможной; г) отличающихся наибольшей трудоемкостью и длительными сроками проведения (документальные ревизии, судебные биологические, строительные, бухгалтерские экспертизы), в ходе проведения которых возможно параллельное проведение других следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий. На пятой стадии отдельные планы, разработанные по каждой версии (эпизоду), а также планы проведения общеверсионных мероприятий объединяются в единый план расследования по делу. Завершающй стадией является контроль исполнения и корректировка плана расследования. Решающее значение для достижения целей расследования имеют качество и своевременность выполнения запланированных мероприятий. Это обусловливает особую роль контроля за исполнением плана как со стороны руководителей следственного подразделения, следственно-оперативной группы, следственной бригады, так и со стороны самого следователя за исполнением своих поручений сотрудниками иных служб органов внутренних дел и специалистами, а также за собственной деятельностью в порядке самоконтроля. Исключительное значение для достижения целей расследования имеет своевременное внесение необходимых коррективов в составленные планы. Без этого немыслимы реализация таких важнейших из указанных выше принципов, как оптимальность, реальность, динамичность, полнота, индивидуальность планирования. В планировании отдельного следственного действия можно выделить следующие элементы: 1. Определение цели следственного действия. 2. Уточнение информационных, тактических, технических, психологических возможностей осуществления следственного действия, сопоставление их с поставленными целями и задачами. 3. Непосредственная разработка организационного и тактического содержания следственного действия, применяемых тактико-психологических и тактико-технических приемов. 4. Определение времени и условий их реализации, состава участников следственного действия, распределение обязанностей между ними. 5. Определение содержания подготовительных действий, характера оперативно-розыскных мероприятий, осуществляемых в период подготовки и в момент проведения следственного действия, способа фиксации хода и результатов следственного действия. Процесс расследования подразделяется обычно на три этапа: первоначальный, последующий и заключительный. Они различаются по характеру решаемых задач, средств и способов достижения поставленных целей. Поэтому определенной спецификой обладает и планирование на этих этапах. Особенности планирования на первоначальном этапе расследования Планирование на данном этапе обычно осуществляется в условиях значительной информационной неопределенности. Поэтому нередко в таких условиях могут быть выдвинуты лишь общие версии. Характерным для данного этапа является планирование прежде всего неотложных следственных действий, которые способны расширить доказательственную базу для перехода к последующему этапу расследования. Это прежде всего осмотры места происшествия, допросы свидетелей и подозреваемых (если последние имеются), обыски у подозреваемых. Особую актуальность приобретает определение задач этих следственных действий, последовательности их проведения, состава участников, тактики их производства, технических средств их осуществления, а также фиксации их хода и результатов. Особенностью данного этапа является то обстоятельство, что в результате относительной скудности исходных данных следователь при планировании вынужден опираться на свой личный опыт и рекомендации частных криминалистических методик расследования отдельных видов и групп преступлений. Вместе с тем алгоритмы, программы действий, предлагаемые этими методиками, должны применяться не шаблонно, а творчески, с учетом особенностей конкретного уголовного дела. Однако дефицит исходной информации в свою очередь делает затруднительной адаптацию научно-методических рекомендаций к конкретным специфическим условиям. В условиях дефицита исходной информации особое значение приобретает хорошо продуманная координация следственных действий с оперативно-розыскными мероприятиями. Именно это зачастую является единственной возможностью устранения отмеченной информационной неопределенности. В плане расследования такая координация может быть облечена в форму поручений, заданий органам дознания на розыск людей, вещей, документов, орудий преступления, установление сведений о связях преступников, местах и способах сбыта похищенного, незаконно приобретенного. Определенная специфика планирования имеет место в тех случаях, когда уголовное дело возбуждается на основе оперативных данных органа дознания. В данном случае план первоначальных следственных действий фактически реализует оперативную информацию. Очень важной и сложной задачей здесь является обеспечение неразглашения сведений об источниках оперативной информации. В современных условиях особое значение приобретает решение такой проблемы, как обеспечение безопасности тех или иных участников уголовного процесса (потерпевших, свидетелей). Соответствующие задачи также должны быть отражены в плане расследования. Особенности планирования на последующем этапе расследования Основная задача субъекта расследования на данном этапе – не только собирание доказательств, но и тщательная их оценка и проверка, а также систематизация. Получаемая информация позволяет оценить существующие версии, заменить их новыми, внести соответствующие коррективы. На данном этапе планируется проведение различных экспертиз, дополнительных допросов, осмотров, иногда повторных обысков, мер по розыску подозреваемых, обвиняемых. Особенностью планирования на данном этапе является обилие коррективов, вносимых в планы по результатам оценки поступающей новой информации. Специфика данного этапа проявляется также и в отчетливо выраженной зависимости содержания плана от психологической позиции, занимаемой подозреваемым, обвиняемым, защитником, а также потерпевшими и свидетелями. Поэтому на этом этапе планируются действия, направленные на удовлетворение ходатайств этих лиц, по проверке заявленного алиби, в частности, проведение очных ставок, предъявления для опознания, повторных допросов, проверки показаний на месте. Особенности планирования на заключительном этапе расследования Переход к данному этапу означает достижение цели расследования. Собраны доказательства, необходимые для установления истины по делу, в том числе виновности субъекта криминального деяния, либо дело подлежит прекращению, или производство по делу приостанавливается. На этом этапе планируются: - действия по ознакомлению обвиняемого и его защитника с материалами законченного следственного производства; - действия, связанные с удовлетворением заявленных обвиняемым и его защитником ходатайств; - действия, предписанные надзирающим прокурором или руководителем следственного подразделения; - дополнительные действия, которые намерен провести следователь по собственной инициативе по результатам оценки собранных им доказательств перед составлением справки по результатам расследования. Планируется работа по составлению справки по результатам расследования, подготовке всех приложений к ней, приведению дела в надлежащий для передачи в суд порядок. В случае возвращения дела из суда для дополнительного расследования в план этого этапа включаются предписанные судом действия, а также те, производство которых сочтет необходимым следователь. Особенности планирования при бригадном методе расследования Основной задачей такого планирования является оптимальное распределение обязанностей между отдельными членами бригады и установление эффективного взаимодействия между ними. При этом составляется два вида планов: а) общий план работы всей бригады; б) индивидуальные планы работы отдельных участников бригады. Как правило, составляя общий план работы бригады, руководитель учитывает предложения отдельных исполнителей по версиям, конкретным эпизодам, проходящим по делу лицам. В индивидуальных планах в соответствии с таким распределением планируются конкретные следственные действия, вопросы взаимодействия с оперативно-розыскными подразделениями, иными субъектами, возможности которых могут быть использованы для достижения целей расследования. При работе по сложным многоэпизодным делам, по которым проходит большое количество лиц, когда следственные действия необходимо проводить в различных регионах, создаются большие следственно-оперативные группы, которые работают длительное время. В таких случаях для повышения эффективности координации действий членов группы создается штаб следственно-оперативной группы. Его деятельность осуществляется по отдельному плану, согласованному с общим планом работы следственно-оперативной группы. Формы планов и вспомогательной документации Форма плана расследования – это внешнее выражение, которое получает мысленная деятельность следователя (представителя органа дознания) по планированию. Все формы планов можно разделить на две самые общие категории – мысленное планирование и письменное (графическое). К мысленному плану следователь прибегает обычно в самом начале расследования при выполнении неотложных следственных действий и связанных с ними оперативно-розыскных мероприятий (например, осмотр места происшествия и сопряженные с ним прочесывание местности, подворный или поквартирный обход и опрос граждан, преследование преступника «по горячим следам», выставление засад, заслонов и т.д.). В таких ситуациях следователь испытывает не только дефицит исходной информации для планирования, но и не имеет времени для составления письменного плана. Вместе с тем, даже на самом начальном этапе расследования на основании выдвинутых версий, пусть даже только типовых, может составляться упрощенный вариант плана. После выполнения указанных выше неотложных мероприятий и следственных действий ситуация меняется и характеризуется уже определенным информационным разнообразием. Появляется необходимость детального и систематизированного плана. Даже по относительно простым уголовным делам, когда следователь в основном обходится своими собственными силами, письменное планирование целесообразно и очень полезно. В тех же случаях, когда по уголовному делу предстоит взаимодействие следователя с оперативно-розыскными подразделениями, представителями различных государственных органов, общественности, средствами массовой информации, специалистами, обойтись без письменного плана практически невозможно. Какой-либо строго установленной формы письменного плана не существует. На практике сложилась (с различными вариациями) следующая форма письменного плана, при которой предусматриваются такие основные позиции (графы): 1. Обстоятельства, подлежащие установлению, проверке, доказыванию. 2. Планируемые следственные и иные процессуальные действия, а также оперативно-розыскные и иные мероприятия. 3. Сроки исполнения, исполнители. 4. Отметки об исполнении. В ряде случаев имеет смысл выделить в плане два раздела: - первый, содержащий мероприятия по вневерсионным и общеверсионным вопросам и обстоятельствам; - второй, содержащий мероприятия по версиям и эпизодам. Если отдельные следственные действия имеют достаточно сложную структуру, можно выделить отдельную графу плана для определения тактических особенностей проведения того или иного следственного действия. Однако в данном случае гораздо более приемлемым является составление отдельного плана конкретного следственного действия, в котором можно более подробно и обоснованно проработать оптимальные тактические приемы его осуществления. В дополнение к основному плану по сложным многоэпизодным делам, по которым проходит большое количество лиц, целесообразно составление вспомогательных форм документации, систематизирующей собранные данные. В ряде случаев такие документы появляются еще до составления общего плана. Такими вспомогательными документами могут быть: а) лицевые счета обвиняемых – карточки, в которые вносятся все сведения об обвиняемых: демографические данные, номер уголовного дела и дата его возбуждения, время задержания, дата вынесения постановления о предъявлении обвинения и избрании меры пресечения, характеристика личности обвиняемого, его связей, эпизодов преступной деятельности, доказательства вины со ссылками на конкретные тома и страницы дела, смягчающие и отягчающие вину обстоятельства. Такие карточки помогают осуществлять поиск необходимых данных, составить справку по результатам расследования, обоснованно спланировать необходимые следственные и иные процессуальные действия, а также оперативно-розыскные и иные мероприятия. Такие карточки могут формировать целые картотеки. б) схемы-шахматки – сочетание графика с описанием, представляющие собой развернутую на одном или нескольких листах и упорядоченную во времени совокупность «лицевых счетов», где каждая графа представляет собой выборку самой криминалистически значимой информации. Составление таких схем имеет смысл, когда привлекаются к ответственности несколько обвиняемых, совершивших целый ряд преступлений. При этом в вертикальных графах такой схемы перечисляются обвиняемые, а в горизонтальных – эпизоды их преступной деятельности. Ячейка, являющаяся местом пересечения граф, содержит информацию о доказательствах, изобличающих обвиняемых в преступной деятельности и иную криминалистически значимую информацию о них. Схема-шахматка также может быть использована и для более быстрого и лучшего уяснения места и времени нахождения нескольких лиц в период совершения преступления. При этом в вертикальных графах указываются фамилии конкретных лиц, по горизонтали – дни, часы, при необходимости – минуты. В ячейках пересечения указываются места, в которых эти лица находились, другие данные, значимые для расследования. В следственной практике используется т.н. картотечная форма вспомогательной документации планирования. Сущность ее заключается в использовании системы карточек, в которых концентрируется наиболее значимая информация по делу и сведения о нахождении соответствующих документов в деле, к которым следователь вынужден часто обращаться. Лицевые счета, карточки, «шахматки», схемы, графики составляются следователем в процессе расследования уголовного дела как средство накопления, систематизации и анализа информации. В то же время, например, «шахматка» может выполнять и функцию планирования, если наряду с указанной выше информацией в соответствующих ячейках схемы будут находиться данные о соответствующих обстоятельствах, подлежащих установлению и проверке, а также о тех следственных действиях, оперативно-розыскных и иных мероприятиях, которые предстоит осуществить. По сложным уголовным делам с многоэпизодными преступлениями, необходимостью выполнения большого объема работ при взаимодействии ряда участников расследования возможно применение метода сетевого планирования, сущностью которого является: а) определение всего объема работы по делу; б) графическое изображение затрат времени на эти работы; в) анализ графика и выделение периодов времени с наибольшей и наименьшей напряженностью; г) корректировка графика с целью выбора наилучшего варианта проведения самых важных мероприятий. Что касается календарного планирования всей работы следователя по конкретным уголовным делам на определенный период времени, то следует иметь ввиду, что это не бездумное перенесение в общий план всех ранее намеченных мероприятий, не «памятка», не механическое объединение разрозненных работ, а четкое определение их согласованного производства по времени и рациональной последовательности. В процессе сводного планирования происходит окончательная детализация и увязка по времени отдельных планов по конкретным уголовным делам, а также перечней мероприятий, осуществляемых следователем. В ходе сводного планирования оптимизируются не только временные параметры, но и структура отдельных планов. Осуществлять такое планирование целесообразно на период 10 – 15 дней. При этом в первые дни следует планировать более плотную нагрузку с тем, чтобы в последующие дни появился некоторый резерв времени для проведения тех мероприятий, в которых возникла необходимость в связи с результатами уже проведенных. Планы отдельных следственных действий характеризуются существенной спецификой. Но при всех особенностях в них должны найти отражение следующие позиции: - обстоятельства и факты, подлежащие установлению и проверке; задачи, которые предстоит решить; - место и время проведения следственного действия; - информация о лицах, в отношении которых проводится следственное действие, и об объектах, по поводу которых или на которых оно проводится; - организационно-подготовительные мероприятия; - формулировка и последовательность вопросов (применительно к допросу, очной ставке, проверке показаний на месте); - перечень доказательств, способы их предъявления (для допроса, очной ставки); - содержание оперативной информации, находящейся в распоряжении следователя, использование которой возможно при проведении следственного действия; - тактические приемы проведения следственного действия; - факторы, влияющие на эффективность применения тактических приемов; - распределение обязанностей между участниками следственного действия; - способы взаимодействия между участниками следственного действия; - применяемые научно-технические средства; - способы фиксации хода и результатов следственного действия. Как итог рассмотрения данного вопроса следует отметить, что понимание значимости планирования, уяснение его содержания, овладение соответствующими умениями и навыками является одной из самых надежных гарантий достижения целей расследования преступлений, повышения эффективности деятельности следственных подразделений. Без эффективного осуществления организационно-управленческих (в том числе и планирующих и контрольных) функций субъектами расследования невозможна реализация на практике научных рекомендаций в сфере криминалистической тактики и методики расследования отдельных видов и групп преступлений, а также внедрение положительного практического опыта в работу следственных и оперативно-розыскных подразделений.
|