Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






С иными субъектами в процессе раскрытия и






расследования преступлений

 

Эффективность коллективных усилий по раскрытию и расследованию преступлений во многом зависит от правового регулирования отношений, складывающихся между субъектами в процессе совместного сотрудничества. Анализ действующего законодательства Республики Беларусь свидетельствует, что правовые нормы, регламентирующие порядок взаимодействия сотрудников, содержатся в правовых актах, имеющих различную юридическую силу. Так, ст. 7 Конституции Республики Беларусь предписывает всем органам и должностным лицам руководствоваться при осуществлении своих полномочий, должностных обязанностей, только законами и подзаконными актами. При этом ни органы, ни должностные лица не вправе выходить за рамки полномочий, предоставленных им этими нормативно-правовыми актами.

Данное требование Конституции в полной мере относятся и к рассматриваемой проблеме. Реализация конституционных норм закладывает основу эффективной организации взаимодействия, гарантирует соблюдение законности при строгом разграничении компетенции этими органами. Нормативное регулирование взаимоотношений следователя и оперативных сотрудников в процессе расследования преступлений осуществляется уголовно-процессуальным законодательством, Законом Республики Беларусь «Об оперативно-розыскной деятельности», Законом Республики Беларусь «О милиции», ведомственными нормативными актами.

Комплексный анализ правовых норм уголовно-процессуального закона, регулирующих отношения указанных субъектов, позволяет прийти к следующим выводам о правовом содержании процесса совместного сотрудничества:

- отношения между субъектами возникают, как правило, по делам, по которым предварительное следствие обязательно;

- следователь имеет право по расследуемому им делу давать оперативным сотрудникам поручения и указания о производстве оперативно-розыскных и следственных действий, требовать от них содействия при производстве отдельных следственных действий;

- поручения и указания следователя, направленные оперативному работнику, носят официальный характер и обязательны для исполнения последним;

- совместное сотрудничество субъектов имеет место как до возбуждения уголовного дела, так и по приостановленным делам;

- по расследуемым уголовным делам следователь имеет право знакомиться с оперативно-розыскными материалами;

- в процессе раскрытия и расследования преступлений следователь вправе использовать помощь специалистов и экспертов в различных областях знания, науке, технике, ремесле и иных сферах деятельности.

Наряду с УПК правовой основой взаимодействия сотрудников названных подразделений являются и некоторые правовые нормы Закона «О милиции», в соответствии с которыми оперативно-розыскные и экспертно-криминалистические подразделения призваны решать задачи выявления и раскрытия преступлений. С этой целью подразделения криминальной милиции призваны заниматься оперативно-розыскной деятельностью, в ходе которой могут осуществлять негласное документирование, разведывательно-поисковые действия, фото-, кино-, видеосъемки и звукозапись, прослушивание телефонных разговоров и иные оперативно-розыскные мероприятия, а также привлекать к негласному сотрудничеству граждан в целях предупреждения, раскрытия и расследования преступлений. Закон предписывает оперативно-розыскным подразделениям выполнять поручения следователя о производстве розыскных и следственных действий в пределах компетенции милиции, а также исполнять в установленном порядке постановления следователей о приводе лиц, уклоняющихся от явки их по вызову, а экспертно-криминалистическим проводить экспертизы по уголовным делам, исследования по материалам оперативно-розыскной деятельности.

Нормы Закона «Об оперативно-розыскной деятельности» также регламентируют вопросы взаимодействие названных субъектов в процессе раскрытия и расследования преступлений. Данный закон регулирует отношения в ходе осуществления оперативно-розыскной деятельности, четко определяет круг органов, которые имеют право осуществлять ее. Здесь же закреплены их права и обязанности, основания для проведения оперативно-розыскных мероприятий. Так, закон предписывает оперативным аппаратам органов внутренних дел исполнять поручения следователя о проведении оперативно-розыскных мероприятий по уголовным делам, принятым ими к своему производству. Большое значение для практики совместного сотрудничества имеет правовая норма о том, что органы, уполномоченные на осуществление оперативно-розыскной деятельности, обязаны представлять следователям результаты оперативно-розыскной деятельности по расследуемым последними конкретным уголовным делам. Решению задач оперативно-розыскной деятельности способствуют: использование информационных систем, видео- и аудиозаписи, кино- и фотосъемки, а также других технических и иных средств. При этом может быть использована помощь специалистов, обладающих научными, техническими и иными специальными знаниями.

Повышению эффективности раскрытия и расследования преступлений способствует правовая норма закона, указывающая на то, что поручение следователя по уголовному делу, находящемуся у него в производстве, является одним из оснований для проведения оперативно-розыскных мероприятий.

Наличие возбужденного уголовного дела как основание проведения оперативно-розыскных мероприятий, как правило, связано с отсутствием данных о лице, совершившем преступление либо о его местонахождении. В данном случае сотрудники оперативных подразделений осуществляют оперативно-розыскные мероприятия в целях выявления и изобличения лиц, их совершивших, независимо от того было поручение следователя или нет. Данная правовая норма лишает следователя необходимости зависеть от оперативного сотрудника в целях получения им соответствующей оперативной информации по делу, а предоставляет ему право в любой момент предварительного следствия эффективно использовать возможности оперативно-розыскных подразделений органов внутренних дел в целях всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств дела, выявления как уличающих, так и оправдывающих подозреваемого (обвиняемого) обстоятельств.

Существенное значение на процесс взаимодействия указанных субъектов оказывают правовые нормы, содержащиеся в ст. 16 Закона Республики Беларусь «Об оперативно-розыскной деятельности». В ней говорится, что «результаты оперативно-розыскной деятельности могут быть использованы для подготовки и осуществления следственных и судебных действий и проведения оперативно-розыскных мероприятий по предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, выявлению и установлению лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, а также для розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда…». Здесь же говорится о том, что результаты оперативно-розыскной деятельности могут являться поводом и основанием для возбуждения уголовного дела, использоваться в доказывании по уголовным делам в соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства. Важность этих норм закона заключается в том, что результаты оперативно-розыскной деятельности могут быть использованы в тактических целях. В первом случае следователь, обладая соответствующей оперативной информацией по уголовному делу, может использовать ее для: определения направления расследования и конструирования версий о личности вероятного преступника; определения на ее основе очередности и характера следственных действий; обоснования решений о проведении конкретных следственных действий; достижения превосходства над противостоящим лицом в ранге рефлексии. Оперативная информация в этом случае выполняет функции «обратной связи», позволяя следователю оценить свои действия «глазами партнера» по его высказываниям третьим лицам.

Во втором случае следователь может использовать результаты оперативно-розыскной деятельности и как доказательства по уголовному делу после их надлежащего процессуального оформления.

Кроме вышеперечисленных законов содержательная сторона совместного сотрудничества регламентируется подзаконными и ведомственными нормативными актами: Положением о Следственном комитете МВД Республики Беларусь; Наставлением по работе экспертно-криминалистических подразделений органов внутренних дел; Инструкцией по организации следственной работы в органах внутренних дел Республики Беларусь; Типовой инструкцией об организации работы постоянно действующих следственно-оперативных групп по раскрытию умышленных убийств; Инструкцией об организации работы органов и подразделений внутренних дел по раскрытию преступлений и расследованию уголовных дел и др. ведомственными нормативными актами.

Вместе с тем, анализ содержания этих документов свидетельствует, что правовые нормы, посвященные регламентации деятельности субъектов во многом носят декларативный характер, не раскрывают и не конкретизируют правовые нормы уголовно-процессуального и иных законов, зачастую противоречат друг другу, что создает дополнительные трудности в установлении и поддержании взаимоотношений следователей, оперативных работников и сотрудников экспертно-криминалистических подразделений.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал