Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Глава 5 Правильное сидение
Это может прозвучать неожиданно, но для определенных детей обучение правильно сидеть на стуле является их первым опытом обучения. Этот шаг может доставить радость всем. Поработайте над получением такого контроля, прежде чем переходить к другим программам. Также помните, что т.к. это задание является простым для обучения и для ребенка, и для взрослого, ведущего обучение, успех максимально увеличивается для обоих. Очень важно, особенно на начальной стадии, чтобы и учитель и ребенок достигли успеха. Это доставит радость ребенку, потому что он научился чему-то определенному, и также, потому что большинству детей нравятся некоторые формы ограничений. Это обнадежит взрослых и придаст им уверенности как учителям, потому что задание является достаточно простым для обучения. Некоторые родители, возможно, в первый раз осуществляли явный контроль над своим ребенком. Помочь ребенку научиться правильно сидеть во время сеанса обучения могут три команды: «Сядь», «Сиди ровно» и «не шевели руками». «Сядь» Не всегда есть необходимость обучения первой команде «Сядь». Однако, если ребенок не знает как сидеть на стуле, рекомендуется следующая процедура. Шаг 1: Выберите стул, подходящий для ребенка. Поставьте стул непосредственно за ребенком. Шаг 2: Дайте команду «Сядь», а затем помогите ребенку (подтолкните его или иным образом подскажите ему, физически поместив его) сесть на стул. Шаг 3: Вознаградите ребенка похвалой или едой, как только он сидит. Шаг 4: Сделайте так, чтобы ребенок встал (физически поднимите его, если необходимо), а затем повторите Шаг 2 и 3. Шаг 5: Каждый раз, говоря ребенку сесть, оказывайте ему меньше и меньше помощи. То есть постепенно устраняйте физическую подсказку (содействие), чтобы он более самостоятельно садился. Ребенок должен получать вознаграждение каждый раз, когда он садится на стул. Также, постепенно, медленно увеличивайте расстояние между ребенком и стулом. Шаг 6: Если он встает раньше, чем нужно, насильно (возможно при помощи аверсивов) усадите его обратно на стул, чтобы он опасался вставать со стула без вашего разрешения. Шаг 7: Сейчас введите команду «Встань», и побудите его встать, если необходимо. Вставание со стула может быть достаточным вознаграждением. Помните, вы решаете, когда он должен сесть и когда встать во время сеансов обучения. Когда ребенок начинает более искусно садиться на стул по команде и способен выполнить ваше первоначальное требование сидеть в течение приблизительно 5 секунд, от него вскоре необходимо потребовать сидеть на стуле в течение более продолжительного периода времени (для некоторых детей оно не будет превышать 5 минут, даже после месяца обучения). Работая над другими заданиями (представленными ниже), время от времени хвалите ребенка за «правильное сидение», чтобы сохранять результат обучения. «Сиди прямо» Дети часто могут сидеть на стуле, но извиваться или ерзать на нем. Когда ребенок совершает это, он сидит неправильно и обычно не уделяет внимание. Указание «Сядь прямо» помогает установить контроль над ерзаньем и скольжением ребенка. Для обучения данной команде рекомендуется выполнять следующие шаги: Шаг 1: Когда ребенок начинает сутулиться или сползать на стуле, дайте команду: «Сядь прямо!» Будьте убедительны! Дайте ребенку почувствовать, что вы не шутите. Шаг 2: Немедленно покажите ребенку, что вы имеете в виду под сидением прямо, исправив манеру его сидения. Возможно, потребуется расправить его плечи или сдержать его на стуле (побуждение). Шаг 3: Вознаградите ребенка за правильное сидение. Шаг 4: После того, как вы несколько раз побудите его сидеть надлежащим образом, вы должны подождать несколько секунд после того, как дадите указание, чтобы дать ему возможность сделать это самостоятельно. Шаг 5: Если ребенок не садится прямо в течение двух или трех секунд, и вы чувствуете, что он ленится или упрямится, заставьте его выпрямиться. Вы должны сделать это таким образом, чтобы ребенок предпочел садиться надлежащим образом самостоятельно, чем заставить вас делать это за него! Шаг 6: Горячо хвалите его каждый раз, когда ребенок выпрямляется по команде. Убедитесь, что то, что вы делаете (выражая заботу и внимание), в действительности не вознаграждает его за сутулость. Применяйте мягкие «аверсивы», как только он начинает сутулиться. «Не шевели руками» Третьей важной командой является «не шевели руками». Все дети вертятся, но чрезмерные суетливые движения или самостимуляция при помощи рук часто является причиной невнимания ребенка. Ребенок может отлично сидеть и смотреть прямо на вас, но если он нервно перебирает руками или машет руками (вертясь), он не слышит ни слова из того, что вы говорите. «Не шевели руками» может означать следующее: 1) кисти рук неподвижны, а руки по швам, 2) кисти рук выпрямлены, ладонями вниз на ногах ребенка, или 3) кисти рук сложены на коленях ребенка. Выберите позицию, наиболее естественную для ребенка и наиболее полезную для вас. Дети, совершающие суетливые движения большим и указательным пальцами, должны быть обучены Позиции 2. Когда ладони направлены вниз, а пальцы распростерты на ногах, желание совершать суетливые движения сводится к минимуму. Позиция 1 или 3 подходит для детей, которые не перебирают нервно пальцами, но размахивают кистями рук или руками. Шаг 1: когда ребенок совершает суетливые движения, отдайте команду «не шевели руками», а затем силой поместите руки ребенка в желаемое положение. Шаг 2: будьте настойчивы. Ребенок должен понять, что для него более приятно, если он сам это делает, а не вы делаете это за него. Шаг 3: всегда вознаграждайте (едой и похвалой) ребенка за выполнение ваших указаний, даже на начальной стадии, когда вы ему помогаете. Шаг 4: постепенно сокращайте помощь, оказываемую ребенку по помещению его рук в надлежащее положение по команде. Дайте ребенку время отреагировать на команду и помогайте ему, только когда это необходимо. По мере того как ребенок обучается ожидаемому поведению, потребуется меньше подсказок. а. Говорите «сделай это», когда вы демонстрируете желаемое поведение. б. Если необходимо, помогите ребенку (подскажите ему) имитировать вас. в. Вознаграждайте его за подражание вам. г. Постепенно совершайте меньше и меньше действий сами после того, как отдали команду. (В конечном счете вам вряд ли нужно будет шевелить руками, чтобы он запомнил, в чем состоит действие в целом). Шаг 5: когда он поймет, что вы хотите, постепенно «сокращайте» еду как вознаграждение, удерживая его правильное поведение только посредством социального одобрения. Например, вместо вознаграждения каждой правильной реакции едой, вознаграждайте каждую третью правильную реакцию, затем каждую десятую и т.д. Наконец, «сокращайте» социальное одобрение, чтобы ребенок понял, что от него ждут, чтобы он правильно сидел по заведенному порядку.
|