Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Генерализация стимула
Если Вы учитель, то, обучая ребенка в классе, можете заметить, что он начал использовать полученные знания в другом месте. Если Вы родитель, и обучаете своего ребенка дома, также можете обнаружить, что ребенок ведет себя соответственно в школе или в другом публичном месте. Это вопрос генерализации стимула. Генерализация стимула – это обучение поведению (действию) в учебной обстановке, которое впоследствии будет выполняться и в другой ситуации, не связанной с обучением. Сможет ли определенное поведение (навык) быть обобщено (генерализованно) в другой обстановке, не определенной заранее? Иногда поведение (навык) генерализуется, а иногда – нет. Необходимо помогать процессу обобщения. Ниже приведена процедура формирования генерализации стимула. • Обучение в разных местах. Если ребенок обучается только в одном месте (например, в школе или клинике) и больше нигде (например, дома), то через время он поймет разницу, и будет выполнять соответствующие требования только в том месте, где проходит обучение. Что бы исправить это, ребенок должен обучаться в различных местах. Все, чему его учат в школе, он должен изучать дома, и наоборот. • Наличие нескольких учителей. Это очень важно для детей с проблемами в развитии, особенно, для старшего возраста, что бы их обучали разные учителя (тераписты). Часто бывает, что ребенок очень хорошо ведет себя и занимается с учителем, но совершенно не хочет заниматься и ведет себя плохо с родителями. Главное правило – обучать должны все. После того, как с ребенком занимаются несколько взрослых, его предпочтения к кому-либо будут уменьшаться, и он будет вести себя соответственно с любым взрослым человеком. • Программа общественных стимулов. Вам может помочь, особенно в начале, использование в школе и дома похожих стимулов (предметов, инструкций и т.д.). Пусть у вас будет несколько одинаковых игрушек дома, с которыми работает ваш ребенок в школе. Попробуйте создать дома ту же обстановку что и в школе, например, во время приема пищи (сидеть за накрытым скатертью столом). Если ребенок хорошо играет с детьми в школе, приглашайте детей к себе домой, где они также могут играть. Перед тем как ребенок пойдет в школу, играйте с ним дома «в школу», используя соответствующее (школьное) оборудование; что потом облегчит переход ребенка из домашней обстановки в школьную. • Общий план поощрений. Если какое-либо действие (поведение) постоянно поощряется дома, а в школе значительно реже, то могут возникнуть проблемы с генерализацией, по крайней мере, в первые дни. Такая проблема может иметь место, когда ребенок только пошел в школу, если нет другой причины такого подхода. Что бы избежать подобной проблемы, снижайте количество поощрений дома перед тем, как ребенок пойдет в школу. Также, возможно, вам понадобится помощник в первые недели посещения школы, который будет обеспечивать на первых порах существующий план поощрений. Существует большое количество различий между, например, учебной обстановкой и повседневной жизнью, которым необходимо уделить внимание для лучшей генерализации поведения ребенка. Помните, основное правило генерализации стимула: если ты не можешь что-то получить, построй это.
|