Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Введение. Астраханская область,

Работа выполнила

Учащаяся 10 класса

МБОУ «СОШ п.Волжский»

МО «Енотаевский район»

Бекушева Альбина

Вячеславовна.

Астраханская область,

Енотаевский район,

П. Волжский, ул. Ленина, 11

Руководитель:

Учитель истории и

Обществознания

Бисалиева Айсллу Самигуллаевна

Г.

Оглавление

Введение--------------------------------------------------------------------------------------------2

Основная часть

Воспоминания детей военных лет-------------------------------------------------------------3

Анализ и оценка собранного материала

Заключение-----------------------------------------------------------------------------------------9

Список источников----------------------------------------------------------------------------------------------11

Список приложений к тексту--------------------------------------------------------------------------------12

2

Я ушла из детства в грязную теплушку,
В эшелон пехоты, в санитарный взвод.
Дальние разрывы слушал и не слушал
Ко всему привыкший сорок первый год.
Я пришла из школы в блиндажи сырые,
От Прекрасной Дамы в «мать» и «перемать»,
Потому что имя ближе, чем «Россия»,
Не могла сыскать.

Юлия Друнина.

Введение.

В 2013 году Россия будет отмечать 68 годовщину со дня окончания Великой Отечественной войны. Срок немалый, если сравнивать с продолжительностью человеческой жизни. За это время выросло несколько поколений, которых не коснулось военное лихолетье, и вся их жизнь проходит «после войны».Эта война была самой тяжёлой из всех войн, когда-либо пережитых нашей родиной. Наверное, нет у нас в стране семьи, которой бы не коснулись события тех лет. По масштабам ведения боевых действий, участию людских масс, применению огромного количества техники, напряжению и ожесточённости она превосходила все войны прошлого. Чрезвычайно тяжёлым был путь советских солдат по дорогам войны. Четыре долгих года, почти полторы тысячи дней и ночей, героически боролся советский народ и его доблестные вооружённые силы с врагом. И всё дальше и дальше от нас уходит эта дата- 9 мая 1945 года. Совсем скоро настанет такой момент, когда о Великой Отечественной войне новые поколения россиян будут узнавать только из прочитанных ими книг, просмотренных телевизионных передач и фильмов. Но знать о ней гораздо интереснее, когда об этой войне рассказывают те, кто её пережил. Всё меньше и меньше остаётся в живых непосредственных участников боевых действий. Даже те, кто был в годы войны ребенком – уже довольно пожилые люди (70-80 лет). Им пришлось рано начать работать в 10 - 15 лет - вставать к станку, трудиться на колхозном поле. Значит, и взрослели дети войны раньше, чем современные дети. Поэтому их воспоминания об этом времени не менее ценны для истории. Их детский взгляд выхватывал из огромной панорамы событий Великой Отечественной войны то, что было важно именно для ребенка. Поэтому мы решили обратиться к данной теме. Необходимо, чтобы в историю Великой Отечественной войны была вписана еще одна страница, посвященная жизни детей войны. Цель работы — собрать воспоминания людей старшего поколения, которым в годы войны было от 6 до 15 лет. Задача исследования - восстановить объективную картину жизни наших земляков в годы Великой Отечественной войны. Основной объект исследования - воспоминания детей военных лет.

 

Воспоминания детей военных лет.

Вспоминает Хренова Анна Яковлевна(в девичестве Дрожникова)

(приложение 1):

-Я родилась в 1928 году в селе Ивано - Николаевка Енотаевского района Сталинградского края. Отца звали Яков Дрожников, 1903 года рождения, а мать- Пелагея Дрожникова(приложение 2). Семья была большая: две сестры - Тоня, Шура и я, братишка Витя. До войны имели своё хозяйство: держали корову, немного овец, кур, был свой дом. Родители работали в колхозе «Красный партизан».

Что я помню о войне? Тяжело это вспоминать. Памятен тот день, когда мы из сообщения по радио узнали о начале войны. Это был страшный день. Мальчишки начали в войнушку играть, а старушки на лавочках кивали им головами и приговаривали: «Дураки вы, дураки, ведь ваши отцы на войну идут». Вскоре из военкомата повестки пришли в каждый дом. Запомнилось, что над деревней нечеловеческий крик стоял. Это женщины плакали, кто на землю падал, а кто просто выл. И причитали бабы по своим мужикам: «На кого вы нас покидаете, детей своих сиротами оставляете?». Вначале забирали тех, кто родился в 1921 году, затем, в 1922, а потом и тех, кто родился в 1923. Запомнился день, когда отца на фронт провожали. Ему одна старушка в дорогу иконку дала, чтобы от смерти хранила и берегла. У отца я любимицей была, поэтому среди других своих детей он жалел и баловал меня больше других. Вскоре за мужчинами пришёл пароход по Волге. На него отец и сел вместе с остальными, кто уходил на войну. А мать ещё потом продолжала стоять на пристани вместе с детьми и смотреть вслед уплывающему пароходу. От осознания того, что произошло, её лицо было белое, как мел. Я не выдержала и побежала вдоль берега вслед за пароходом. Бежала долго и кричала: «Папа, папа». Потом упала на землю и потеряла сознание. Нашла меня мама и привела домой.

Уходя на войну, отец ей наказ оставил, чтобы себя и детей берегла(приложение 3). Ничего для них не жалела. А если голод будет, скотину резала. Мать его наказ выполнила.

Жить в войну было тяжело. Я перестала учиться и пошла работать в колхоз. Было голодно, нечего есть и не во что одеться. Спасала рыба, иногда что-то из съестного с работы приносила мама. С фронта от отца приходили письма.

Однажды в колхоз пришёл какой-то мужик. Стал всех агитировать ехать в Сталинград. К этому времени битва уже закончилась, бои шли на других фронтах. Стояла зима, было холодно, снег по пояс. Три девчонки вызвались ехать в город, в том числе и я. Мама долго уговаривала меня остаться дома, но я была упряма и настояла на своём. Дошли пешком до городка Харабали, сели на поезд и через сутки прибыли в Сталинград. Нас отправили расчищать окопы и траншеи. Там видели всякое. Везде валялись части человеческих тел: руки, ноги, головы. Спускаемся в траншею, и приходится всё это убирать, а потом мужики останки хоронили. Страшнее было видеть авиабомбу. Стоим, дрожим, боимся к ней подойти, вдруг взорвётся. А солдаты - минёры кричат, что не бойтесь девчонки,

 

они уже не опасны. Приезжает полуторка, солдаты грузят в кузов авиабомбу и уезжают и где-то потом её взрывают. В Сталинграде приходилось голодать, еды

не хватало. Я с девчонкой была, её Зойкой звали. Сама она приехала из Цаган-Амана в Сталинград, а дома одна мать осталась. Было нас вместе трое, как третью девчонку именовали, этого уже не помню. Котелок с едой делили на троих. На еду это было мало похоже. Плавала в нём какая-то бурда, да картофелина с мизинец. Вот и всё угощение. Приходилось котелками по очереди меняться. Стояли сильные морозы, мы мёрзли. Но мне было немного легче. В дорогу мать мне тёплую шубейку-фуфайку дала, валенки и варежки. А у Зойки из тёплых вещей лишь зимние сапожки на ногах были. Не выдержали долго жизни такой. Предложила я своей подружке бежать, до дома добираться. Вначале она хотела отказаться, но потом согласилась на моё предложение. Нам повезло, удалось сесть на поезд, который шёл до Астрахани. Я руками в варежках за поручни зацепилась и сразу в вагон залезла, а Зойка голыми руками ещё долго пыталась за поручни ухватиться, пока я ей не помогла в вагон сесть. Тогда зимы были холодными, а в 1943 году ещё и снег по пояс выпал. Не знаю, сколько времени ехали, буря выла, метель. Пока ехали в поезде, немного смогли поспать. Рассвело. В окне вагона Зойка увидела знакомые места. Предложила сойти на ближайшей станции. Я с ней согласилась. Дождались остановки поезда на железнодорожном полустанке и сошли. Вдвоём стоим, смотрим по сторонам, куда нам идти и сами не знаем. Увидели проходившую мимо женщину, она нам подсказала, какой дорогой до Цаган-Амана идти. Отправились до этого селения пешком. В пути заночевали в стогу сена, а утром дальше пошли. Так потихоньку пешочком дошли до Цаган-Амана. Остановились у одного дома у окошка, Зойка в стекло и постучалась. А это ёё дом и был. В ответ какая-то женщина нам крикнула: «Кто там? Кто это?» Зойка в ответ крикнула: «Мама, это я, Зойка, твоя дочка». Женщина не узнала по голосу свою дочь. В ответ сказала через дверь: «Я тебя не знаю, моя дочка в Сталинграде». Но дверь открыла и увидела, что на пороге её дочь стоит. Обрадовалась, обняла её, в дом нас вдвоём завела. Усадила за стол, накормила, чем было. Затем Зойкина мама предложила мне остаться у них, я решила, что лучше отказаться, так как сильно хотела быстрее домой попасть. Только переночевать согласилась в их доме на лавочке у печки. Ложиться спать на кровать не решилась, стыдно, когда вся одежда вшами пропиталась. Утром в 5 часов встала и снова в путь пешком отправилась. К вечеру до дома добралась, не помню, сколько времени было, часов на руках не имела. Пришла домой, а мать не узнаёт меня, долго присматривалась.. Маленькая сестрёнка, как крикнет: «Мама, да это ж наша Нюрка пришла». Только после этого мама меня узнала, стала горячо обнимать. Потом поставили на печку целое ведро воды, нагрели, и стала мама меня от грязи и вшей отмывать. Одежду пришлось всю сжечь. Мою голову по моей просьбе под машинку остригли наголо. В Сталинграде от недоедания я сильно похудела, на теле одни кости торчали. Мама решила меня накормить. Но желудок не принимал никакой еды, пришлось есть понемногу. Так и отошла от голода. После возвращения из

 

Сталинграда проспала дома три дня в чистоте и уюте. Затем стала работать в колхозе. К концу войны отправилась в Астрахань, устроилась в ФЗО, жила в

общежитии. Помню немцы - пленные в городе были, взятые под Москвой. Их использовали на разных работах. Многие из них обрадовались, что их взяли в

плен. Для них это означало окончание ненужной им войны, в развязывании которой они считали виноватым собственное правительство. Солдаты относились к ним отрицательно. У многих пленных они отбирали драгоценные вещи: золотые цепочки, кольца, которые немцы меняли на хлеб. За одного такого пленного я заступилась и ему вернули его кольцо. Потом при встрече со мной он долго ещё кланялся, благодарил. После 1949 года они куда-то исчезли, куда, я не знаю.

Помню ли я день победы? Помню. В этот день народ ликовал, с ума сходил. Радости было море, все танцевали, прыгали, гармошка играла. Я забежала в общежитие и кричу: «Девчонки, победа, наши победили!». Потом с войны отец пришёл. Я в тот день оказалась дома с родителями. Пришлось к соседке уйти по делам. Прибегает к ней в дом другая моя соседка и громко кричит: «Беги, Нюрка, домой, твой отец живой с войны вернулся». Я побежала. А дома сёстры и мама по дому ходят и молчат. Только в голове одна мысль крутится, что обманула меня соседка. Я маму пытаю: «Скажи, где папа?» А она молчит. Вдруг заходит в дом отец и давай меня целовать и обнимать. Я стала плакать, жутко обрадовалась, что он с войны живой вернулся. Потом он нам рассказывал, что был на войне коневым у помощника Жукова. В их воинскую часть, где служил мой отец как-то пришёл один офицер и предложил, кто из солдат хочет быть коневым при штабе Жукова. Были выбраны три кандидатуры, среди них оказался и отец. Офицер посмотрел на него, оценил, что солдат с виду колхозник и наверняка знает лошадей. Выбрали папу. Так отец и прошёл всю войну коневым с упряжкой в руках и с лошадью от Москвы до Берлина. Вспоминал, чего только не приходилось терпеть: сидеть в болоте, в траншее по пояс в воде, ходить в грязи, голодать, если кухня опаздывала. На фронте он не получил тяжёлых ранений, лишь был контужен, а на одной руке не хватало большого пальца. В Германии его поразило то, что там было всё чисто и аккуратно, красивые дома, понравились немецкие женщины, которые показались отцу очень красивыми и справедливыми. Как он говорил, советские солдаты не обижали немцев, помогали им, кормили, если могли. С села, кто уходил на фронт, не все вернулись домой. Многие пришли израненные. Запомнился мой сосед. С фронта он вернулся инвалидом. На его теле от полученных ран не было живого места, не мог говорить, сильно нервничал, когда хотел что-то рассказать. Имел 8 детей, рождённых до войны. К физической работе уже был непригоден. Так целыми днями у своего окошка дома и сидел. Вскоре он умер. Такой мне и запомнилась война.

Но война запомнилась и тем детям, которым в ту пору было не так много лет. Так получалось, что она заставляла взрослеть всех детей: больших и особенно маленьких, у которых детство заканчивалось очень быстро.

Вспоминает Кузнецова Зоя Кузьминична(в девичестве Оброскина)

(приложение 4):

 

-Я родилась 7 ноября 1935 года в селе Ленино Енотаевского района Сталинградского края. Отца звали Оброскин Кузьма Михайлович, мать -Оброскина Пелагея Ефимовна. Оба работали в совхозе рабочими. В семье нас было четверо детей: старший брат Василий, помладше - Михаил, сестра Таня и я. К началу войны мне было всего 5, 5 лет. Помню ли я начало войны? В детской памяти сохранился эпизод, как отца забирали на фронт в 1941 году. Стояла осень.

На деревьях уже пожелтели листья, но на улице холодно не было. В такую погоду его и забрали на войну. На фронте он служил в кавалерии вестовым. Многие уходили на фронт добровольно по велению сердца, хотели мстить врагу. Вскоре, зимой 1942, года мама родила ещё одного ребёнка - младшего братишку, наречённого Павлом. Зимой 1943 года на фронт забрали и старшего брата Василия, которому к этому времени исполнилось 18 лет. До войны он успел закончить школу - семилетку, умел хорошо рисовать и писать красивым каллиграфическим почерком. Успел немного поучиться в Сталинградской художественной школе, оттуда его и призвали на фронт.

Пятнадцатилетний брат Михаил заменил старшего, пошёл работать в совхоз пасти табун племенных лошадей вместо Василия. Вскоре вся семья переехала жить в посёлок Табун- Арал.

Постоянно хотелось есть. Выживать семье помогало небольшое хозяйство, огород, в речке ловили рыбу. Ранней весной отправлялись на ерик. Голыми ногами залезали в ледяную воду и руками разламывали тонкий лёд. Потом в вёдра и мешки складывали собранную из под речного ила речную траву, прозванную в народе кашкой или ремешками. Приносили её домой, складывали на печку и сушили. Потом мама эту сухую траву молола на ручных жерновах и получалась мука, из которой она пекла для всей семьи лепёшки. Каждая семья выживала, как могла. Люди помогали друг другу, делились всем, чем могли. Бывало идут мальчишки рыбу ловить на речку и возвращаются вечером домой с богатым уловом, который делили на всех. А в магазине продукты выдавали по карточкам.

Постоянно переживали за тех, кто был на фронте. С замиранием сердца каждая семья ждала почтальона. Что он принёсёт с собой радость - письмо от родного человека или горе - похоронку на солдата. В военную пору люди продолжали оставаться людьми с большой буквы. Если какая- то семья получала похоронку, то после работы женщины все вместе спешили в том дом, где было горе. Так они старались помочь семье легче пережить утрату на войне близкого человека. Дома не запирались, люди доверяли друг другу, никто не занимался воровством. В мае - июне 1943 года с фронта вернулся отец инвалидом, из-за тяжёлого ранения военным врачам пришлось ему ампутировать стопы обеих ног. В тот год была большая вода, паводок. До войны я знала отца сильным и здоровым. Меня поразило то, что его домой немощного на лодке сопровождали два красноармейца. Так на руках они его и донесли до дома. Несмотря на своё состояние, отец скоро устроился на работу и стал основным кормильцем семьи. Но ходить на работу он не мог, отцу приходилось на салазках с помощью острых металлических пик добираться по снегу до валяльного цеха, где он работал. Этот

цех изготавливал тёплые валенки из овечьей шерсти для наших солдат, воевавших с немцами на фронте. За свою работу в годы войны отец был награждён орденом: «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны». В военное время работали все: и женщины, и дети 10 - 15 лет, и старики. Со временем не считались. Работали, не жаловались, знали, что это надо для фронта. Все понимали, если не выживет фронт, не выживет и тыл. В войну продолжала работать школа. В 1943 году я пошла учиться в первый класс Табун - Аральской начальной школы. У родителей не было времени вместе с нами делать домашние задания, они работали. Уроки дети дома делали сами, иногда им помогали учителя или старшие братья и сёстры. Каждый ученик старался учиться хорошо, и поэтому после обеда на дополнительные занятия никто не оставался. Хорошая оценка означала ещё один удар по врагу, приближение победы. В то время детям нечего было обуть и одеть. Кто из учеников зимой не имел никакой тёплой одежды, им приходилось сидеть дома. Школа работала в 2 смены. Не хватало учебников, тетрадей. Один букварём пользовались семь человек. Передавали его по цепочке друг другу. Выучил дома домашнее задание и потом относишь книгу ближайшему однокласснику. Вот так и учились по одной книжке всем классом. Отсутствовали чернила. Бралась печная сажа и смешивалась с молоком или с водой. В такой раствор опускали металлические перья и писали на газетах, которые заменяли тетради. Несколько газет старшие дети сшивали между собой и получались тетради. Так и учились всю войну в школе. День Победы был великий день. Утром 9 мая 1945 года я собралась в школу. Светило ярко солнце, стоял ясный день. Вдруг услышала плач женщин. Они бежали и причитали от горя и радости, что Победа пришла. На радостях в этот день в школе отменили занятия. Победу праздновало всё село. Для всех жителей женщины наварили пшенной каши без молока. Угощали ею всех, никому не отказывали. Прошли годы, а я никогда не забуду вкус той каши с дымком. Буду помнить всю жизнь. В нашей семье тоже было горе. С войны не вернулся мой старший брат. В 1944 году отец на него похоронку получил. Три дня мучился, не знал, как матери сказать. Он не мог сообщить ей, что старший сын погиб. Мама догадалась, что что-то не так. Стала у отца выспрашивать, что случилось. Он и выложил всё как есть. Мама заплакала. Я не выдержала, убежала из дома и спряталась в копне сена. До сих пор не могу забыть тот плач матери, так в ушах и поныне слышен. Из похоронки стало известно, что брат погиб где-то в Польше. Ему было тогда не больше 20 лет. На войне его взяли служить штабным писарем. Но во время боя снаряд угодил в блиндаж, где находился его штаб. Из всех, кто находился внутри, не выжил никто, все погибли, в том числе и мой старший брат(приложение 5). И так было во всех семьях. У соседей погиб отец, а в другом доме на войне погиб отец, а в тылу умерла мать. Дети были потом распределены по детским домам. Такой была для меня война.

Вспоминает Батаева Ольга Петровна(приложение 6):

-Я родилась 7 июня 1934 года в посёлке Шамбай. Отца звали Батаев Пётр Кузьмич, мать Батаева Ульяна Михайловна. По отцу у меня был сводный

 

старший брат Батаев Иван Петрович, по матери были сестра Батаева Надежда Петровна, младшие братья Василий и Павел Петровичи. До войны родители работали простыми колхозниками. Жили бедно. В моей детской памяти не отложился момент, как мы узнали о начале войны. У нас в хозяйстве было две лошади. Одну отец отдал на фронт, на другой родной дядя отправился защищать Астрахань. Старшего брата на войну забрали в 1941 году(приложение 7). Там он командовал кавалерией, погиб на Яшкульском направлении Сталинградского фронта в Калмыкии. Из всего батальона сумел выжить только один солдат - Сангаджиев Мерген и лишь потому, что его ранило в ногу в самом начале боя и он остался лежать в окопе. По его словам в том бою брат пошёл в атаку, затем раздался грохот, после такого сильного взрыва никто не сумел выжить. До войны у брата имелась семья: жена и трое детей (два сына и дочь). В военные годы два ребёнка умерли от голода (мальчик и девочка), одному сыну удалось выжить. Вскоре и отец ушёл на войну. В войну жили тяжело. В селе остались одни женщины, всех мужчин забрали на фронт. Был голод. Спасала рыба, которую ловили на Волге. Нечего было одеть и обуть. Из обработанной кожи изготавливали поршни, которые носили на ногах. Взрослые носили самодельные фуфайки. Иногда по небу пролетали немецкие самолёты, часто бомбили переправу между Сероглазкой и Рыбозаводом. Порою в селе появлялись наши военные машины, прикрытые ветками. О вестях с фронта народ узнавал по радио на столбе около клуба. В войну работала школа. Я училась в начальных классах. Имелись учебники, тетради и чернила, которых на всех не хватало.

Запомнился день, когда в Сибирь депортировали калмыков. У нас в селе их много проживало. Это было зимой 1943 года. На улице стоял лютый холод. С фронта вернули всех воевавших против немцев калмыков. Нам в тот день велели сидеть дома и никуда не выходить. Не так с войны инвалидом вернулся отец. Некоторые калмыки чувствовали или знали, что с ними скоро произойдёт. Один старик - калмык Антипов Мерген предложил моему отцу забрать у него телегу. Но отец отказался это сделать. А дед сказал, что ему телега больше не понадобится, как и всё остальное. Отец рассказывал нам потом, как военные увозили калмыков. В село приехали большие машины с брезентовым кузовом. На четыре семьи выделили одну машину. Всем велели взять с собой еды на 4 дня и кое-что из одежды. А затем их всех увезли. Дома была оставлена некормленая скотина, выли собаки. Отец помогал всем, так как считал, что у каждого человека должны быть одинаковые шансы на жизнь.

9 мая 1945 года люди радовались, кричали. Все были счастливы.

 

 

 

Анализ и оценка собранного материала.

Таким образом, как следует из анализа собранных нами детских воспоминаний, положение населения нашего района в тылу в годы Великой Отечественной войны было тяжёлым. На войну отправились физически крепкие сильные мужчины. В тылу оставались женщины, старики и дети. Они своими руками обеспечивали фронт всем необходимым: продовольствием и оружием. Детям приходилось рано взрослеть, они понимали, что идёт война. Понимали, что от них многое зависит, так же, как от их матерей, взрослых сестёр. Без жалоб и упрёков сельские дети шли работать наравне со взрослыми на поля, переносили вместе с ними все трудности тяжёлой физической работы. А городские дети вставали у станков на фабриках и заводах, заменяя собой взрослых рабочих и своими детскими руками делали автоматы, пулемёты, танки, самолёты. Порой им приходилось спать около своих станков, чтобы, не теряя времени, продолжать дальше работать. Такими были и сельские дети. Им также приходилось работать и днём, и ночью на полях. Многое перенесли советские дети в годы войны наравне со взрослыми. Приходилось голодать, не доедать. Дети не имели нормальной человеческой одежды. Но никто при этом не жаловался, что жить им, детям, тяжело. Терпели, как и взрослые. Поразительным и удивительным является тот факт, что в годы войны продолжают в сёлах работать школы. Не хватает книг, учебников, тетрадей, чернил, методических пособий. Но мамы детей в военное время не забывают, что их чадам надо учится. И в тех местах, где были школы, дети учились в свободное от работы время. Старались учится хорошо, чтобы лишний раз не расстроить своих мам, чтобы только их радовать своими успехами в учёбе. И эти лишения дети терпеливо переносили ради Великой Победы. Такими были дети военной эпохи.

Заключение:

И хочется сказать, что война – страшное и пугающее слово. Это тяжелейшее испытание для всего народа. Самыми беззащитными и ранимыми оказываются в это время дети. Их детство безвозвратно уходит, ему на смену приходят боль, страдания, потери родных и близких, лишения. Хрупкие детские души война сжимает стальными тисками, раня и калеча их. Прошедшие войны вычеркнули из жизни множество детских судеб. А ведь из этих детей могли бы вырасти смелые, благородные люди, так необходимые родине. «Мы родом из войны», - говорят наши героини, чьё детство пришлось на тяжелые военные годы, когда легче было умереть, чем выжить. Дети, пережившие войну, никогда уже её не забудут. Пусть больше никогда на Земле не будет войн, так как от них больше всего страдают самые беззащитные- это дети.

Мы никогда не забудем и солдат, кто ради нас жертвовал своей жизнью на фронтах войны, ради того, чтобы жили их дети, потомки.

Список наших земляков, погибших и вернувшихся живыми с Великой Отечественной войны:

1Оброскин Василий

 

2Батаев Иван

3Канаев Конга

4Нестеренко Михаил

5Хашкина Мария

6Агизов Джубан и многие другие.

Вечная память погибшим и слава вернувшимся живым….

 

 

 

Список источников:

 

1Воспоминания Хреновой Анны Яковлевны 1928 года рождения, проживающей по адресу: Астраханская область; Енотаевский район, посёлок Волжский, ул. Почтовая-

2Воспоминания Кузнецовой Зои Кузьминичны 1935 года рождения, проживающей по адресу: Астраханская область; Енотаевский район; посёлок Волжский, ул. Кирова- 6.

3Воспоминания Батаевой Ольги Петровны 1934 года рождения, проживающей по адресу: Астраханская область; Енотаевский район; п. Волжский, ул. Почтовая- 1.

4Воспоминания Глушко Нины Михайловны 1935 года рождения, проживающей по адресу: Астраханская область; Енотаевский район; ул. Кирова-

5Воспоминания Колобовой Надежды Никитичны 1935 года рождения, проживающей по адресу: Астраханская область; Енотаевский район; п. Волжский, ул. Кирова-2

 

 

 

Список приложений:

 

Приложение № 1.

 

Фотография Хреновой(в девичестве Дрожниковой) Анны Яковлевны.

 

 

 

 

Приложение № 2

Фотография родителей Хреновой Анны Яковлевны(в девичестве Дрожниковой): Яков и Пелагея Дрожниковы.

 

 

 

 

Приложение № 3

 

Фотография участника Великой Отечественной войны Якова Дрожникова, снятая на фронте(сидящий вторым слева направо).

 

 

Приложение № 4

 

Фотография Кузнецовой(в девичестве Оброскиной) Зои Кузьминичны.

 

 

 

 

 

 

Приложение № 5

 

Фотография погибшего на фронте старшего брата Кузнецовой(в девичестве Оброскиной) Зои Кузьминичны Оброскина Василия Кузьмича.

 

 

 

 

 

Приложение № 6

 

Фотография Батаевой Ольги Петровны.

 

 

 

 

 

Приложение № 7

Фотография погибшего на фронте старшего брата Батаевой Ольги Петровны Батаева Ивана Петровича.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Контакты | Проведение Соревнований.
Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.033 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал