![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Характеристика экспериментальной выборки. Требование к выборке психологического исследования.
Выборка – это множество испытуемых, выбранных для участия в исследовании с помощью специальной стратегии из всех потенциальных участников, которые обозначаются как генеральная совокупность испытуемых. В зависимости от целей и возможностей объем выборки может варьировать от одного испытуемого до нескольких тысяч человек. Рекомендуется, чтобы численность сравниваемых групп была не менее 30-35 человек из статистических соображений. Кроме того, целесообразно увеличивать количество испытуемых, по крайней мере, на 5-10 % больше требуемого, поскольку часть из них будет «отбракована» в ходе эксперимента или при анализе экспериментальных протоколов. Выборка в экспериментальных исследованиях состоит из экспериментальной группы – испытуемых, подвергающихся воздействию независимой переменной и контрольной группы – испытуемых, находящихся в тех же самых условиях, за исключением независимой переменной. Контрольная группа обеспечивает точку отсчета, с которой сравнивают результаты экспериментальной группы. Одним из важнейших условий экспериментального исследования является необходимость случайного отбора участников в группы. Случайное распределение, или рандомизация (англ. random – случай)означает, что испытуемый имеет равный шанс попасть как в экспериментальную, так и в контрольную группу. Этот способ впервые предложил математик и биолог Р. Фишер. Рандомизация, или внесение элемента случайности, выравнивает личностные различия в обеих группах. Этого можно добиться путем простого подбрасывания монеты: «орел» – и испытуемый оказывается в экспериментальной группе, «решка» – и он в контрольной группе. Это приведет к тому, что в каждой группе будет примерно одинаковое количество гениев, голодных, страдающих от похмелья, высоких, меломанов или кого бы то ни было еще. Рандомизация, по мнению Д. Кемпбелла, самый надежный способ элиминации внешних переменных, связанных с индивидуальными особенностями участников. Помимо рандомизации как стратегии формирования экспериментальной выборки можно выделить следующие. 1. Попарный отбор – составление эквивалентных пар участников и распределение их в контрольную и экспериментальную группы самим исследователем, а не случайностью. 2. Попарный отбор с последующей рандомизацией – составление эквивалентных пар и распределение их случайным образом по группам эксперимента (по мнению Д. Кэмпбелла – это наиболее предпочтительный способ). 3. Стратометрический отбор используется в том случае, если в экспериментальной выборке обязательно должны быть представлены испытуемые с определенным набором характеристик (пол, возраст, уровень образования и т.п.). При помощи рандомизации выборка составляется таким образом, чтобы в ней были равно представлены испытуемые каждой страты (слоя) с заданными характеристиками. 4. Репрезентативное моделирование – структура выборки соответствует структуре популяции. Характеристики реальной экспериментальной выборки должны минимально отклоняться от характеристик идеальной экспериментальной выборки. Чем точнее набор критериев, описывающих популяцию, на которую предполагается распространить выводы эксперимента, тем выше его внешняя валидность. 5. Привлечение реальных групп – использование в качестве экспериментальной и контрольной групп реальных групп. 6. Привлечение добровольцев и принудительное участие – имеет место смещение выборки. И в том и в другом случае нарушается внешняя и внутренняя валидность. К формированию экспериментальной выборки предъявляются следующие требования – критерии. 1. Содержательный критерий. Он заключается в том, подбор испытуемых должен соответствовать предмету и гипотезе исследования. Например, бессмысленно набирать в группу испытуемых детей двухлетнего возраста для выявления уровня произвольного запоминания. Или обучаемость должна изучаться на учениках, дисциплина — на воинах. 2. Критерий эквивалентности испытуемых (критерий внутренней валидности). Результаты выборки должны распространяться на каждого члена выборки, то есть необходимо учитывать все значимые характеристики объекта исследования, различия в выраженности которых могут значительно повлиять на зависимую переменную. Например, при исследовании тревожности в ходе обучения необходимо подбирать группу с примерно равным коэффициентом интеллекта (IQ). 3. Критерий репрезентативности (критерий внешней валидности). Выборка должна представлять генеральную совокупность качественно (возраст, пол, образование, социально-демографические характеристики и т.д.) и количественно. Формирование репрезентативной выборки по количественному признаку осуществляется при помощи теоремы П. Чебышева о вероятности ошибки репрезентативности, которая гласит: «С вероятностью сколь угодно близкой к единице, можно утверждать, что при достаточно большом числе независимых наблюдений выборочная средняя будет сколь угодно мало отличаться от генеральной средней». Подведем итог. В эксперименте две или более группы испытуемых подвергаются различному воздействию со стороны независимой переменной. Все остальные воздействующие на них факторы одинаковы. То есть для всех групп, участвующих в эксперименте, внешние переменные уравнены. Затем измеряют влияние независимой переменной на какое-то поведение (зависимую переменную). В тщательно контролируемом эксперименте независимая переменная является единственно возможной причиной любого следствия, обнаруживаемого у зависимой переменной. Это позволяет идентифицировать явные причинно-следственные связи. Сущность психологической гипотезы заключается в определении причинно-следственной связи переменных, то есть А есть причина В. Проблема «причинности» — ключевая и наиболее сложная проблема в психологии. В.Н. Дружинин выделяет следующие признаки причинно-следственной связи между двумя явлениями. 1. Разделенность причины и следствия во времени и предшествование причины следствию. Однако временная последовательность после этого – не значит вследствие этого. 2. Наличие корреляционной связи между двумя явлениями. Однако, корреляционная связь не означает причинно-следственную, тем не менее отсутствие корреляционной связи можно рассматривать как отсутствие причинно-следственной. 3. Исключение других, конкурирующих возможных объяснений связи между двумя явлениями, т.е. контроль внешних переменных. Таким образом, чтобы установить причинно-следственную связь необходимо тщательно спланировать экспериментальное исследование, чтобы контролировать факторы, или переменные, которые могут нарушить валидность эксперимента и выступить причиной появления артефактов.
|