Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Роль хадисов в толковании Корана






Из предыдущих глав ясно, что в основе толкования священного Корана лежит традиция. Такой вывод справедлив уже потому, что Сунна является второй частью откровения, ниспосланного пророку Мухаммаду, e. Она несет в себе божественное разъяснение того, что ниспослано в Коране, и необходима для его правильного понимания. Всевышний сказал о Коране: «Нам надлежит собрать его и прочесть. Когда же Мы прочтем его, то читай его следом. Нам надлежит разъяснять его». [373]

Аллах разъяснил Коран, и Его посланник, e, донес это разъяснение до своих последователей. Аль-Аузаи рассказывал, что Хассан б. Атиййа говорил: «Джибрил приносил посланнику Аллаха, e, Сунну, подобно тому, как он приносил Коран. Сунна комментирует Коран».[374] Поэтому каждый мусульманин нуждается в знании того, как пророк, e, понимал небесное откровение, комментировал его и претворял в жизнь его заповеди и предписания. Более того, он обязан руководствоваться этим знанием, ибо только так можно пройти прямым путем и снискать благоволение Аллаха. Всевышний сказал: «Берите же то, что дал вам посланник, и сторонитесь того, что он запретил вам. Бойтесь Аллаха, ведь Аллах суров в наказании». [375]

Отворачиваются от наставлений и разъяснений пророка, e, только заблудшие, которые отказываются идти его светлой стезей, хотя не способны выйти к свету самостоятельно. Аййуб ас-Сахтайани говорил: «Если человеку рассказывают о Сунне, а он говорит: «Прекрати! Расскажи нам лучше о Коране», – то знай, что он впал в заблуждение и вводит в него других».[376]

Ислам не различает между велениями Аллаха и Его посланника, e, потому что пророк Мухаммад, e, ничего не решал без повеления своего Господа. Поэтому правоверный обязан полностью покориться их воле и быть убежденным в справедливости их решения и суждения. Коран гласит: «Для верующего мужчины и верующей женщины нет выбора при принятии ими решения, если Аллах и Его посланник уже приняли решение. А кто ослушается Аллаха и Его посланника, тот впал в очевидное заблуждение». [377]

Это значит, что между решениями и словами Аллаха и Его посланника, e, не может быть никаких противоречий. Имам аш-Шафии говорил: «Хадис не может противоречить Корану, но может разъяснять его смысл, который бывает конкретным или общим, отменяющим или отмененным».[378]

Эту важную роль хадисов признают все праведные богословы, как ранние, так и поздние. Йахйа б. Абу Касир говорил: «Сунна выносит вердикт о Коране, а Коран не выносит вердикта о Сунне». Аль-Аузаи говорил: «Коран нуждается в Сунне, а Сунна не нуждается в Коране».[379]

Подобных высказываний много, и все они свидетельствуют о важной роли Сунны в понимании истинного смысла Божьих откровений. Эта роль не ограничивается только толкованием аятов, и классифицировать ее можно следующим образом:


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал