Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Способы изучения Корана
Существует несколько распространенных способов повторения и закрепления в памяти выученных наизусть сур и аятов. Первый способ – это изучение Корана в одиночку. Любой человек способен выучить наизусть текст, если он поставил перед собой такую задачу. Однако, как мы уже не раз отмечали, священный Коран отличается от других книг. Изучающий Коран нуждается в том, чтобы кто-либо регулярно проверял его знания и исправлял ошибки, которые он допускает во время чтения. Поэтому для изучения Корана человек нуждается в знающем и опытном преподавателе. На частных занятиях преподаватель может учитывать наклонности ученика, полностью использовать его способности, развивать в нем необходимые качества. Недостатком этого способа является то, что ученики, не ощущая духа соперничества с товарищами, не всегда уделяют должное внимание правильному произношению аятов, а ленивые учащиеся имеют возможность небрежно относиться к занятиям и не выполнять задания исправно. Второй способ – изучение Корана в группе. Групповое чтение Корана в мечети известно со времен пророка Мухаммада, e. В достоверном хадисе, переданном Абу Давудом, говорится: «Если люди собираются в одной из домов Аллаха, чтобы прочесть писание Аллаха и изучить его, то на них обязательно опускается спокойствие, их осеняет милость, окружают ангелы, и Аллах поминает их среди тех, кто находится возле Него».[1116] Помимо того, что групповое чтение увеличивает награду и помогает заслужить благословение Аллаха, оно повышает уровень рецитации, побуждает учащихся следить за соблюдением правил чтения, удерживает их от невнимательности и небрежности и дает хорошие результаты даже тогда, когда некоторые из учеников имеют слабую память или ленивы. Не менее важно и то, что при групповом обучении ученики не только изучают Коран, но и соблюдают этикет чтения Корана и общения с преподавателем. Вне всякого сомнения, группы по изучению Корана являются прекрасной школой нравственности для мусульман, особенно, младшего возраста. Однако и этот способ имеет свои недостатки. Во-первых, преподаватель не имеет возможности уделять внимание индивидуальным наклонностям учащихся. Во-вторых, если один из учащихся пропускает хотя бы одно занятие, то от этого страдает вся группа. В-третьих, талантливые ученики не могут проявлять свои способности в группе, потому что преподаватель вынужден составлять программу с учетом средних возможностей учащихся. Что же касается слабых учеников, то они начинают все больше и больше отставать от группы и даже могут пасть духом. Во избежание этого целесообразно создавать группы из учащихся с приблизительно одинаковыми способностями. Безусловно, все перечисленные нами недостатки не являются существенным препятствием на пути изучения Корана, и есть много способов их устранения. Кроме того, при необходимости учащийся может совмещать оба способа обучения. Преподаватель может назначать дополнительные частные занятия для учеников, посещающих групповые занятия, и приглашать на групповые занятия тех, кто занимается частным образом. В целом же, можно сказать, что частные занятия предпочтительнее для взрослых или для тех, кто уже знает наизусть много сур, тогда как групповые занятия лучше всего проводить с детьми младшего возраста.
|