Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Область философских исследований






Введение

 

Учебно-методическое пособие предназначено для студентов, готовящихся к сдаче экзамена по философии. Оно включает необходимые методические рекомендации, категориально-понятийный ап-парат, вопросы.

Программа экзамена по философии разработана исходя из специфики социально-экономических и инженерно-технических специалистов.

Настоящее пособие не содержит всей полноты материала, поскольку ограничено по объему и решает задачу методической организации самостоятельной работы студентов. Поэтому подготовительный процесс к экзамену требует обращения к учебным пособиям, в которых философия представлена в полном объеме, соответ-ствующем требованиям.

Философия относится к блоку общеобразовательных предметов и является дисциплиной высшего образования.

Философия систематизирует и упорядочивает мировоззренческую картину мира. Она позволяет видеть закономерное и особенное, необходимое и случайное, порядок, динамику и хаос в их взаимосвязи. При изучениифилософии происходит ознакомление будущих специалистов с особенностями научно-исследовательской и инновационной деятельности. Полнота объективных знаний о мире, человеке является необходимым основанием для осознания будущими специалистами ценностного статуса реальности, с которой они будут иметь дело (аксиологизм, экологизм, гуманизм, духовность, коэволюционизм, устойчивое развитие, безопасность, толерантность, модернизация, идентичность, мобильность).

Мировая и отечественная философия является квинтэссенцией достижений человечества (мечты, творческие порывы, гениальность, талант, примеры критического мышления к знаниям, отображающим реальность, яркие идеи и социальные проекты, разочарования и неудачи и т.д.). Изучение философии предполагает целенаправленный и систематичный характер. Этому способствует настоящее методическое пособие. Оно содержит материал, который во всей полноте раскрывается на лекциях, семинарских занятиях, в процессе самостоятельной работы с библиотечными фондами, электронными ресурсами.

Лекционный курс

Предмет, структура, специфика философии.

Область философских исследований

 

Философия (в переводе с греч. – любовь к мудрости) изучает природные и социальные системы, включая человека и его мировоззрение, исходя из диалектических принципов объективности, по-знаваемости, развития реальности. На основе принципа системности философия формирует у человечества ценностное восприятие действительности с учетом планетарных ценностей выживания, гуманизма, плюрализма, веротерпимости, консолидированности в вопросах безопасности, устойчивости, ноосферогенеза, коэволюции.

Как форма общественного сознания философия тесно связана с мифологией, религией, искусством, моралью, правом, политикой, экономикой.

Предмет философии определился 2 тысячи лет назад. В этот исторический период у европейцев, индийцев, китайцев возникла потребность в рациональном осмыслении и интеллектуальном культивировании фундаментальных ценностей бытия человечества (пер-вичности и вторичности материального и духовного начал – линия материализма и линия идеализма; познаваемости мира – линия гностицизма и линия скептицизма (агностицизма); социального оптимизма (прогрессивного развития) и социального пессимизма (апока-липтические представления).

Как наука философия формировалась до конца ХIХ в. Среди многочисленных научных дисциплин философия заняла междисциплинарный статус. Ее задачи связаны с междисциплинарным синтезом конкретнонаучных знаний, методологическим анализом уровней, форм, методов научной деятельности, выработкой метатеоретических структур, способных отобразить реальность в контексте инновационно-коэволюционной стратегии развития человечества.

Структурно философия организована по разделам и направлениям, в рамках которых изучаются аспекты пространственно-времен-ной, динамической, материальной, духовной сущности реальности (онтология, философия природы, философия духа); сущности и при-роды человека, свойственного ему сознания и мировоззрения (философская антропология); познавательной деятельности человечества (гносеология, эпистемиология, философия и методология науки, логика); коммуникативной сущности человека, организации и структуры общества (социальная философия, философия власти, философия права, этика, эстетика, религиоведение, экономическая философия, философия инженерной деятельности); социальной динамики, научно-технического прогресса, коэволюции (философия истории, футурология); регионально-цивилизационной и национально-государственной идентичности человечества в свете процессов глобализации, межцивилизационной кооперации участников постсовременной реальности (философия идентичности, глобалистика, геополитика).

Постсовременнсть характеризуется особенной социокультурной динамикой, связанной с глобализацией, борьбой с терроризмом, антиглобализмом, столкновением цивилизаций, возможным нарушением социоприродного равновесия, устойчивости мировой экономики, чередованием порядка и хаоса, информатизацией и рекламизацией (господство рекламы), психоаналитическими проблемами, виртуализацией и актуальностью распознавания образов, нарастаю-щей ценностью энергоресурсов.

Учитывая всю совокупность перемен, происходящих в постсовременную эпоху, Р. Барт, Ж. Деррида, М. Фуко, Ч. Дженкс, Ж. Бодрийар, Ж. Делез, Ф. Гваттари, У. Эко, Ж. Лакан, И. Пригожин, Ж.-Ф. Лиотар, Ю. Хабермас, П. Козловски, М. Бахтин, С. Хантингтон и другие начали решать задачу модификации философии применительно к условиям постсовременности.

Глобализация современного мира отражается и на философии. В ней усилились процессы интеграции различных интеллектуальных традиций, в первую очередь Востока и Запада. Однако компарати-вистский (сравнительный) анализ все еще уступает место анализу региональных философских традиций в их разрозненной самобыт-ности. Поэтому, прежде чем изучать эти философские традиции и взгляды отдельных философов, важно проникнуться общей мировоз-зренческой проблематикой современного мира, с тем чтобы в по-следующем легко обнаруживать в разных культурах то, что интере-сует и обьединяет человечество, несмотря на обособленную тысяче-летнюю историю его развития.

Беларусь через своих интеллектуальных представителей, религи-озных деятелей, видных политиков и экономистов включена в ми-ровую динамику мировоззрения, его антиномии и противоречия. Поэтому она строит свое мировоззрение как транзитивная и транс-граничная культура с учетом того, что у нее исторически сформи-ровались геополитические приоритеты добрососедства, диалога со всеми участниками мирового процесса с учетом его цивилизацион-ного разнообразия. При этом идеология государства строится на ба-зовых ценностях белорусского народа, того факта, что представи-тели этого народа формировали и формируют философское миро-воззрение человечества наравне с другими участниками этого про-цесса. Поэтому у Беларуси и в самых отдаленных уголках планеты есть друзья, которые не только оказывают ей моральную поддержку, но и участвуют в совместных программах как на уровне международ-ных организаций, так и национальных и региональных программ.

Область философских исследований междисциплинарная. Это зна-чит, что в этой науке на метатеоретическом уровне обобщаются в виде научной картины природы, общества и культуры разнообраз-ные знания из математики, естествознания, гуманитарных, социально-экономических, технических наук. Довольно часто вследствие этого один и тот же философ выступает в науке одновременно как извест-ный математик и физик или как известный философ и психолог, философ и экономист, инженер и философ. Так, в современной нау-ке первая ступень высшей квалификации называется «доктор фило-софии» (Doctor of Philosophy, PhD). Это звание присваивается после защиты кандидатской диссертации по соответствующей специальности. В отечественной практике присвоения ученых степеней это звание равнозначно степени кандидата наук и званию доцента.

Междисциплинарный статус философии выражает мировоззренческую и методологическую ее функции по отношению к различным видам деятельности.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал