Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Мировоззрение на рубеже XX–XXI вв.
Мифологическое, религиозное, научное мировоззрения отражают основные этапы исторической эволюции общественного сознания человечества. Нравственная реальность мира личности наиболее ярко, наглядно и зримо выражена в мифах, которые являются особым способом понимания древним человеком окружающего мира, своих действий в нем и самого себя. В мифопоэтическом миропонимании, где мысли и эмоции сливаются в единые «мыслеобразы», царствует творческая игра коллективного бессознательного, являющегося общим, «обязательным» для всех рас, народов и национальностей. В мифах нет рассудочно-критического различения «субъективного» и «объективного», «идеального» и «материального», «Я» и «Ты», как нет такого различия в сказках, грезах, фантазиях, в любовном экстазе, в интуитивных озарениях. Живое подобие человека космосу как пред-логика и до-категори-альное образование – это уже и исходная метафора в мифах или вид образного сходства, сравнения. Здесь неизвестное объяснялось с помощью известного, природное – через человеческое, божественное – посредством земного. Центростремительная сила действия метафор, как и других изобразительных средств, заключена в символе, который, словно волшебное заклинание «Сезам, откройся!», образует начало, систему координат постижения материальных и духовных параметров мира, других людей и самого себя. Тайну символа можно приоткрыть, сравнивая его с радугой, которая вспыхивает при воздействии бесцветного светового луча на влагу души – чувственную, эмоциональную, зримую. Универсальный смысложизненный образ подобия человека и окружающего его мира – это не досадное недоразумение «примитивного» мифологического мышления и не иллюзия наделения человеком языческих богов собственными качествами и способами поведения. Как ни парадоксально, но в древних мифах Ближнего Вос-тока, а затем и Античной Греции обнаруживаются удивительные, даже гениальные интуитивные прозрения, которые подтверждаются самыми современными направлениями как в естественных, так и в гуманитарных науках. Наиболее красочно, глубоко и полно человек как личность выразил себя в мифе. Вот почему и жизнь, и человеческое бытие – это не абстрактные категории, а личностный миф. Вообще, личность – это миф, символ, воплощающий траекторию жизни человека, ее смысл и судьбу. В мифах даны также научные и культурно-исторические предвосхищения последующих эпох. Как подчеркивает выдающийся русский и советский ученый А.Ф. Лосев (1893–1988), мифология – основа и опора всякого знания, и абстрактные науки только потому и могут существовать, что есть у них та полнокровная и реальная база, от которой они могут отвлекать те или другие абстрактные конструкции. По мнению А.Ф. Лосева, античные и более поздние толкователи знаменитого мифа о Прометее находили в нем своеобразную «модель» и для космоса, и для всей жизни, и для человека как разумного существа. Религия стала еще одной формой исторической эволюции мировоззрения. В ней отразилось стремление человечества понять тайну мира через выделение определенных духовных сил (пантеизм), единой творящей и контролирующей мир силы в образе Бога (монотеизм). Соответственно историческим особенностям на планете сфор-мировались мировые религии (христианская, ислам, буддизм), а также национальные и племенные. Они выполняют важную регулятивную функцию духовного возрождения, борьбы со сквернословием, утверждения нравственных начал в обществе. Большую работу религиозные организации проводят в направлении оказания помощи малоимущим, больным людям. В Республике Беларусь основная часть населения придерживается христианского образа жизни и связанных с ним традиций. Религиозные праздники стали важной составляющей мировосприятия жителей страны. К ним готовятся с особым усердием и надеждой. При этом представители разных конфессий (православной, католической, протестантской, униатской) находят общее понимание значимости таких событий и, невзирая на различия в календарном исчислении, духовно переживают единое национальное чувство сродства и принадлежности к величайшей традиции христианского мира. Религиозные традиции Беларуси сильнейшим образом дополняются духовной фольклорной мудростью народа, идущей от ритма жизни на родной земле (память о предках, ценность семьи, благоговейное отношение к родителям, детям). Представители других религиозных культур, оказавшиеся на территории страны в разные исторические времена, успешно интегрировались в национальные традиции белорусского народа, что наглядно демонстрирует фестиваль этих народов, ежегодно проходящий в Гродно. Наука как историческая форма мировоззрения актуализирована эпохой Возрождения в связи с формированием техногенной цивилизации с характерными для нее приоритетами науки и техники, светского образа жизни. XVI ст. стало начальным в утверждении материалистического мировоззрения в новой его модификации, связанной с механикой и естествознанием. Современная наука ценна для общества не столько борьбой с другими формами мировоззрения, сколько как главная производительная сила, на основе и посредством которой реализуется стратегия инновационной деятельности, модернизация существующей сис-темы производственной деятельности, образа жизни. Именно с такой позиции человечество и подходит к оценке научного творчества и его результатов. Еще одна важная форма приложения науки – это образование. Республика Беларусь имеет одну из лучших в мире образовательных систем, успешно сочетающую воспитательные, познавательные, идеологические и патриотические, профориентационные функции. В последние годы важная роль стала отводиться менеджменту качества подготовки специалистов по компетенциям. Отечественная наука модернизировалась структурно. Особую роль в ней стала играть такая институциональная структура, как Национальная академия наук. Вузовская наука остается важнейшим институтом формирования основ научного мировоззрения, связанного с принципами объективности, непротиворечивости, ясности, доказательности, обоснованности, точности, практической реализуемости исследований, лаконичности, рациональности, корректности, инновационности. Эти навыки закрепляются при самостоятельной работе студентов и в студенческой научно-исследовательской работе, связанной с деятельностью научных школ. Тем самым обеспечивается преемственность научного мировоззрения и непрерывное воспроизводство научной среды, открытой для новых поколений ребят, склонных к исследовательской работе. Отраслевая и производственная наука укоренена непосредственно в практику и конкретные механизмы производства с сопутствующими ему факторами конкурентоспособности, рентабельности, качества, модернизации, инновационной деятельности. Междисциплинарные связи внутри научного мировоззрения выстраиваются через научно-производст-венные центры, государственные программы фундаментальных исследований, технопарки и свободные экономические зоны с характерным для них трансфертом технологий. Таким путем в структуре научного мировоззрения гармонизируется международный статус исследовательских направлений с потребностями модернизации на-ционального производства. Особый акцент в современном научном мировоззрении делается на исследованиях, связанных с генной инженерией, разработкой военных программ, искусственным интеллектом, виртуальной реальностью, философией массмедиаструктур, поскольку от них зависят ключевые аспекты духовной, нравственной стабильности общества, безопасности человечества. Мировоззрение на рубеже ХХ–ХХI вв. характеризуется проблемами сохранения социальной устойчивости в условиях глубочай-шего финансово-экономического кризиса, разразившегося в США. Актуальными, как и ранее, остаются проблемы борьбы с терроризмом, наркоманией и наркотрафиком, алкоголизмом, подрывающим стабильность семьи, голодом, работорговлей. Республика Беларусь стала инициатором принятия резолюции ООН о борьбе с работор-говлей. В стране действует международный центр по обучению спе-циалистов из разных регионов мира, где эта проблема остается достаточно острой. Охрана окружающей среды и биологического разнообразия планеты входит в список приоритетных задач мировоззрения постсовременной эпохи. Фактически речь идет о практической реализации механизмов ноосферогенеза и коэволюции общества и биосферы. Мировоззренческие проблемы решаются на индивидуальном уровне с позиции каждого молодого человека. Если молодежь будет привержена ценностям семьи, здорового образа жизни, патриотизма и конструктивной методологии, то суммарно этот эффект трансформируется в аксиологию живой этики, сбалансированного развития, преемственности, и тогда наши предки получат сигнал стабильности от ныне живущих поколений и успокоение от того, что их жизнь не была напрасной и бессмысленной в непрерывной цепи людских судеб.
|