Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные эскизные формы






В процессе работы над проектированием одежды ди-
зайнер излагает свои идеи и мысли на бумаге, создавая
графические эквиваленты задуманных образов. В зависимости
от задач, стоящих перед дизайнером, выполняются разные
по характеру и графической подаче эскизы, отличающиеся
между собой мерой стилизации; степенью детализации; прора-
ботанностью форм, пропорций, конструкции разрабатываемой
модели. Как правило, каждый вид эскизов представляет
определенный этап работы над костюмом или коллекцией
одежды. Поэтому все основные эскизные формы связаны
между собой и являются чаще всего звеньями одной цепи.
Каждому этапу работы соответствует своя форма эскизов (Рис.69.).

Рис. 69. Эскизы художественные и технические (конструкторские) Вячаслава Зайцева

 

Виды эскизных форм:

Фор-эскизы — это главные носители идеи автора,
быстрые зарисовки возникших образов, без проработки и
уточнения элементов формы будущих костюмов. Формат
фор-эскизов небольшой, используются различные материалы
для выполнения разнообразных изображений (Рис.70).

 

 

Рис.70. Фор – эскизы моделей одежды

Творческие (авторские) эскизы — воплощение ви-
денья автором темы. Проработанные и продуманные эскизы, отражающие найденный образ, несущие в себе информацию о формахкостюмов, пропорциях, элементах и деталях (Рис.71)

 

 

Рис. 71. Творческий (авторский) эски

Творческие эскизы отличают авторский почерк, инди-
видуальная манера подачи и эмоциональный характер
воздействия на зрителя. Формат таких эскизов большой (в
рамках учебного заведения А-3; А-4), графические мате-
риалы и приемы выполнения любые, по выбору автора.

Рабочие (технические) эскизы — точные выразите-
ли составляющих формы, передающие силуэт, пропорции,
членения, описывающие все детали, виды отделки, осо-
бенности конструкции и конфигурации всей формы в
целом и отдельных ее частей (Рис.72).

 

 

 

Рис.72. Примеры технических эскизов моделей одежды

 

Рекламно-графические эскизы — привлекающие
взгляд зрителя к объекту проектирования. Графические
рекламные листы, несущие информацию о достоинствах
модели или коллекции, пропагандирующие новые модные
тенденции и стилевую направленность разработки. Графические
материалы разнообразны.

После завершения первого этапа эскизирования, ана-
лиза и отбора фор-эскизов, дизайнер приступает к созда-
нию творческих, или художественных эскизов. В творческих
эскизах первоначальные замыслы автора уточняются, кон-
кретизируются, развиваются по пути дальнейшего совер-
шенствования и отработки формы.

Творческие эскизы подробно раскрывают замысел ху-
дожника, показывая на фигуре человека форму проекти-
руемой модели, материал, который планирует дизайнер.
Художественный эскиз несет полную информацию о силуэ-
те модели, ее пластике, характере формообразующих ли-
ний. В творческом эскизе продумывается и намечается
конструктивное решение модели. Такой эскиз несет в себе
информацию о функциональной направленности костюма,
среде, в которой он предполагается к функционированию.
Продумывается и передается цветовое решение костюма,
его декор и отделка.

Творческий эскиз должен быть индивидуален в графичес-
ком выражении, отражать авторский стиль и почерк, от-
личаться авторской стилизацией и манерой подачи. Ины-
ми словами художественный эскиз несет в себе индиви-
дуальное видение и образ темы, разрабатываемой дизайне-
ром, пропущенной через личность автора.

В творческих эскизах дизайнер, изображая проекти-
руемую модель костюма на фигуре человека, сознательно
трансформирует и стилизует ее пропорции. В этой связи
возникает много споров и вопросов о целесообразности таких действий. Очевидным является вывод об эстетическом
характере эскиза, гармоничности изображения костюма,
художественной выразительности эскизного образа. Этими
целями и задачами должен руководствоваться дизайнер,
создавая творческие эскизы.

История человечества знает немало примеров того, что
тело человека служило объектом изменения естественных
пропорций. Во все времена пропорции человеческого тела
намеренно искажались, отходя от канонов его строения. Это делалось в угоду критериям эстетических идеалов красоты, создаваемых каждой исторической эпохой.

В современной эскизной графике строение фигуры че-
ловека стилизуется, упрощается. Изменяются горизонтальные
и вертикальные размеры тела. Чаще всего размер головы
относится к размеру фигуры как 1/10, 1/12 (канон 1/8).
Изображаемая фигура воспринимается более высокой и
стройной. В эскизах пропорции часто изменяются не-
равномерно по всей длине тела.(Рис. 73)


Рис.73. Творческий эскиз со стилизованными пропорциями

Обычно сильно изме-
няется размер головы, а ноги значительно удлиняются.
Иногда художник, для передачи остроты образа, сильно
утрирует и увеличивает стопы ног и рук изображаемой
модели. Делается это исключительно в целях повышения
выразительности эскиза. Мера стилизации, применяемая
в эскизах варьируется в зависимости от функциональных
особенностей проектируемых костюмов, их возрастной и
социальной категорий, ролевых задач, которые ставятся
перед проектируемыми изделиями (Рис.74)

 

 


Рис. 74. Женские пропорции для технического эскиза

Кроме того, обязательным
условием при выборе степени стилизации является вид
эскиза, диктующий его назначение. Рекламный эскиз —
плакат всегда будет отличаться большей стилизацией от
рабочего или технического эскиза.

Если выполняется серия эскизов на заданную тему,
то в этом случае, степень стилизации должна быть одина-
ковой.

Стилизация изображаемой фигуры человека в эскизах
дизайнеров одежды ни в коем случае не подменяет на-
выков рисования, знания анатомического строения чело-
веческого тела. Эскиз никогда не будет выглядеть убе-
дительно, если фигура нарисована неумело.

 

 


Рис. 75. Стилизация фигуры для технического эскиза

 

Прием маскировки неумения грамотно рисовать фигуру
человека при помощи стилизации, применяемый некото-
рыми начинающими художниками, недопустим. Высокий
уровень изобразительной грамотности должен стать целью
каждого начинающего художника.

Рабочие эскизы

Создание творческих эскизов предваряет следующий
этап эскизирования костюма или коллекции в целом —
выполнение рабочих или технических (промышленных)
эскизов (Рис. 76)

 

 


Рис. 76. Технический эскиз женского платья (вид сзади в уменьшенном маштабе, с описанием основных характеристик)

 

Технический эскиз ставит своей задачей показать и разъ-
яснить идеи по выполнению задуманного в творческом эскизе
костюма в условиях современного производства одежды.

В техническом эскизе показываются прежде всего точ-
ные пропорции костюма в целом и каждого элемента
в отдельности, конструкция изделия, детальное решение
костюма.

Дизайнеры должны уметь создавать эскиз, который был
бы понятен конструктору, технологу, закройщику. Такой
эскиз абсолютно точно передает все особенности модели.

Технический эскиз показывает пластическое решение
задуманной формы модели из выбранных или рекомен-
дуемых материалов.

Часто требования показа конструктивных особенностей
модели вынуждают дизайнера изображать костюм в раз-
личных ракурсах. В основном это изображения модели
спереди и сзади, но иногда требуется изобразить костюм
сбоку. Иногда отдельные детали изображаемой модели
имеют необычную конфигурацию, отделку, технологические
особенности обработки, в этом случае такие детали изоб-
ражаются фрагментарно, увеличенными в масштабе и с
выносом за силуэтную линию костюма. Технические эс-
кизы могут содержать пояснительные текстовые вставки-
фрагменты, показанные дизайнером в виде сносок.

Рекомендуется показывать модели в рабочих эскизах
на фигуре человека, что дает представление о пропорциях
формы костюма и фигуры носителя. Допускается прорисовка
технического эскиза модели без фигуры, такой эскиз стано-
вится похож на линейно-конструктивную схему (Рис. 77)

 

Рис. 77. Прорисовка модели одежды по модульной схеме, выполненной по менекену(указываются Линии груди, талии, бедер)

 

Он хорошо показывает все линии членения фигуры, конструктивную схему формы изделия, но не дает абсолютно точной ин-
формации о пропорциях костюма, так как на таком рисунке
отсутствуют линии груди, талии, бедер, колен и т.п. фигуры.
Поэтому такие схемы часто сопровождают дополнительными
техническими линиями основных горизонтальных уровней
членения фигуры человека. Кроме того, создаваемый костюм
всегда является представителем того или иного модного
направления или стиля, поэтому важно лаконично, точно
отображать в технических эскизах характерные элементы
стиля, выраженные различными способами (Рис.78)

 

 

 


Рис. 78. Рисование деталей одежды по схеме

 

Основные виды силуэтов таковы: прямой, трапецие-
видный, полуприлегающий, прилегающий, овальный. В
пределах этих основных силуэтных форм возможны раз-
личные модификации (Рис.79). Они зависят:

— от характера оформления линии плеча. Она может
быть естественной, спрямленной, седлообразной, скруг-
ленной, покатой и т.п.;

— от степени приталенности изделия (легкая, средняя,
сильная, очень сильная);

— от степени ширины модели по низу изделия (естест-
венная для кроя по долевой, по косой, расширенная, высокая
— крой «полусолнце», очень высокая — крой «солнце»).

 

 

 

Рис. 79. Технический эскиз женской верхней одежды

 

 

Алгоритм создания рабочего (технического)
эскиза:

1. Прорисовка силуэтной формы костюма.
Дизайнер должен точно представлять себе и отображать в эскизе силуэт костюма, так как силуэт — самая точная
характеристика формы модели.

2. Прорисовка пропорционального строения ком-
позиции формы костюма
— пропорциональные членения
модели. Они характеризуются оформлением конструк-
тивных поясов одежды:

— линия груди (расположение нагрудных вытачек);

— линия талии. Если изделие отрезное по талии, то
линия талии имеет следующие характеристики: завышенная,
естественного уровня, заниженная. Если же модель не
имеет горизонтального шва по талии, то характеризуют
уровень талии, подчеркнутый силуэтом;

— линия бедер. Дизайнер должен дать как можно
точную графическую характеристику степени прилегания
изделия по бедрам, так как от плотного облегания по
линии бедер может начинаться расширение силуэтной
формы костюма книзу.

3. Прорисовка конструктивного решения
формы костюма
.

В этой связи необходимо сразу определить, к какому типу формы относится изображаемая модель: классическому
или не классическому.

При прорисовке классического решения формы наибо-
лее важно изобразить все конструктивные швы модели
(рельефы, подкройные бочки, вытачки, подрезы, раз-
резы, шлицы и т. п.). При прорисовке изделий новой,
необычной (не классической) формы перед дизайнером
стоит задача передачи предполагаемого конструктивного
способа формообразования модели (вытачки, защипы,
складки, сборки, заломы и т. п.).

В ходе работы конструктора над формой модели по
рабочему эскизу могут возникнуть изменения в конструк-
тивном строе костюма. Все они должны быть точно пере-
несены в изображение модели на эскизе.

4. Прорисовка деталей костюма

На рабочем эскизе точно изображаются размер, форма,
месторасположение деталей модели. Рекомендуется тщательно
прорисовывать мелкие детали костюма, их конфигурацию,
размер и особенности оформления, так как небрежное
изображение разрушает стилевой образ модели, делает
эскиз неинтересным, устаревшим относительно характера
оформления деталей (Рис.80). Именно детали создают стиль и
придают выразительность классической форме костюма. Особое внимание уделяется масштабу деталей, их
размеру и форме, которые должны согласовываться между
собой.

На этом этапе обязательно изображаются декоративные
отделки и элементы (вышивка, аппликации). Очень часто
такие элементы выносятся на поля эскиза для фрагментарного
рассмотрения, такие фрагменты помогают досконально
прочитать замысел автора и не мешают изображению
конструктивных членений и линий изделия (Рис.81- 82).

Если по модели предполагается отделочная строчка, то
она изображается на техническом эскизе

 

 

 


Рис. 80. Выполнение технических эскизов различных моделей одежды

 

Рис. 81.. Выполнение технических эскизов различных моделей одежды

 

Рис. 82. Техническое рисование различных складок

 

5. Проработка фигуры в костюме

В рабочем эскизе избегают изображения сложных поз,
разворотов, движений. Фигура изображается пропорцио-
нально грамотно, соответствующая пропорциям фигуры
носителя костюма или манекенщицы (рис.83).

Часто для того, чтобы показать конструктивные особенности
модели (силуэт, необычные детали и т.п.), пользуются
приемом дополнительного усиления пластической вырази-
тельности изображения фигуры. Усиливая пластику изоб-
ражаемой фигуры, дизайнер точнее передает форму мо-
дели, показывает способность швейных материалов ви-
доизменять эту форму при движении.

Рабочий эскиз предполагает изображение фигуры в
позе, которая наиболее выгодно преподнесет костюм

 

 


Рис. 83. Варианты рабочих эскизов женской одежды

 

6. Трактовка образа в техническом эскизе.

Как правило, рабочий эскиз выполняется достаточно
нейтральным, спокойным в плане образного выражения
костюма. Это правило относится, прежде всего, к эскизам,
изображающим модели линии «прет-а-порте».

Если эскиз рассказывает об авангардной модели, либо
модели класса «от кутюр», то возможна более острая,
смелая и выразительная трактовка образа. Это достигается
следующими приемами:

— изображение головных уборов и аксессуаров. Они
помогают создать завершенный образ модели, отвечающей
стилю современной моды;

 

— изображение обуви. Часто для придания вырази-
тельности эскизу, обувь утрируется по форме и размеру,
изображается цветовыми пятнами;

— изображение прически, оформления головы. В таких
эскизах прически рисуются выразительно характерными,
дающими представление о стиле разрабатываемой мо-
дели;

— изображение макияжа. Наиболее часто макияж по-
дается в эскизах цветными пятнами, лаконичными и чис-
тыми по цвету.

 

7. Графическая подача эскиза

— Так как рабочий эскиз несет в себе техническую инфор-
мацию о модели, то изображается он лаконично, точно,
ясно. Как правило, спинку модели рисуют не на фигуре
человека, а отдельно в виде линейно-конструктивной схе-
мы. Помегцается изображение спинки изделия в нижнем
правом углу поля эскиза (Рис.84).

— Рабочий эскиз выполняется чаще всего черными линиями
на белой бумаге, реже — цветными линиями, еще реже —
линиями с цветным пятном.

— Графические материалы для выполнения технического
эскиза могут быть следующие: карандаши, фломастеры,
тушь, гель, мелки. Возможно параллельное использование
этих материалов в одном эскизе.

 

 

Рис. 84. Технический эскиз женской верхней одежды(студенческая работа)

— Тонким фломастером прорисовывают конструктивные
швы, детали модели. Второстепенные элементы формы и
отстрочка рисуется карандашами, уходя на второй план.
Тем самым, в эскизе расставляются акценты графической
подачи, что позволяет автору более точно передать в тех-
ническом эскизе свою идею и замысел, выделить главное и
второстепенное в модели.

— Иногда в рабочих эскизах изображают контрастный
фон, что помогает выделить силуэт костюма и придать
большую выразительность изображению. Такой фон за-
нимает лишь часть эскизного поля, образуя небольшое
«окно», на фоне которого трактуется силуэт модели. Для
этих целей используют толстые фломастеры, маркеры, цвет-
ные карандаши и мелки.

— Рабочий эскиз призван решить проблему создания кос-
тюма на техническом уровне. Такой эскиз дает конст-
руктору, технологу исчерпывающую информацию о проек-
тируемом изделии в материале (Рис.85)

Рис. 84. Пример технического эскиза модели одежды, выполняемого на производстве

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В течение истории своего развития человечество изобретало все новые способы и методы изображения окружающих их форм и пространства. Сначала это были примитивные изображения животных, ритуальные рисунки, петроглифы.. Затем, с появлением орудий труда и развитием техники, были сформулированы правила построения технического рисунка, аксонометрии и комплексных чертежей.

Все этапы развития методов построения графических изображений, технических рисунков предметов и изделий были нацелены на то, чтобы дать человеку возможность более правильно, просто и наглядно отображать пространственные объекты трехмерного пространства на плоскости.

Сегодня в момент бурного развития мультимедиа технологий для создания и отображения объектов окружающего пространства существует много средств и способов построения графических изображений и даже сразу трехмерными в виртуальном пространстве. Но, все же этап перехода от трехмерного объекта к его плоскому изображению сохраняется до сих пор, и поэтому каждый, дизайнер (одежды, среды), художник, конструктор и архитектор должен владеть техническим рисунком, методами изображения формы и пространства, и уметь целесообразно применять их, как на бумаге, так и в графических редакторах компьюторных программ.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.019 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал