Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Федеральные судыСтр 1 из 16Следующая ⇒
1. Предметом изучения учебной дисциплины «Правоохранительные органы» выступают государственные и негосударственные образования, деятельность которых связана с охраной правовой системы государства, а также с защитой прав, свобод и законных интересов граждан. Цель данной учебной дисциплины – информировать студентов о ключевых моментах деятельности и регулирующих ее нормативных правовых актах. Структурно дисциплину «Правоохранительные органы Российской Федерации» можно представить в виде трех органически связанных между собой разделов. Задачи учебной дисциплины " Правоохранительные органы" Задачей учебной дисциплины " Правоохранительные органы", в первую очередь, является изучение законодательных и иных нормативных актов о правоохранительной деятельности и правоохранительных органах, вопросов взаимодействия правоохранительных органов и т. д. Однако только этим задачи данной дисциплины не исчерпываются.
Можно выделить следующие задачи учебной дисциплины " Правоохранительные органы": изучение предмета данной учебной дисциплины; привитие студентам первоначальных навыков работы с законодательными и иными нормативными актами; привитие студентам правильного употребления и применения юридических терминов; формирование у студентов первоначальных знаний по другими юридическим наукам и дисциплинам, которые будут ими изучаться в будущем.
Система учебной дисциплины " Правоохранительные органы"
Под системой любой науки или учебной дисциплины понимают взаимосвязанное расположение ее разделов, которое зависит от составных частей предмета данной науки или дисциплины. Выделяют 3 раздела курса:
Систему курса «Правоохранительные органы Российской Федерации», т.е. совокупность взаимосвязанных проблем и вопросов, можно в структурном плане условно разделить на две части. Общая часть посвящена изучению правоохранительной деятельности как понятая, ее основных направлений, органов и организаций, осуществляющих правоохрану, их места в государстве, взаимоотношений между собой и с иными органами государства. Сюда же можно отнести и законодательные основы правоохранительной деятельности. Круг этих вопросов рассматривается в вводной части курса, а также дополнительно при изложении деятельности конкретных правоохранительных органов и организаций. Особенная часть включает изучение судебной деятельности, в том числе таких вопросов, как понятие правосудия и его демократические основы, статус судей, организация судебной системы РФ (суды общей юрисдикции, арбитражные (экономические) суды и мировые судьи), роль и место Конституционного Суда РФ. Изучается также деятельность прокуратуры, органов юстиции и иных государственных органов обеспечения охраны порядка и безопасности, органов раскрытия и расследования преступлений, организация правового обеспечения и правовой помощи и функционирование негосударственных организаций обеспечения правоохраны.
Дисциплина «Правоохранительные органы» связана, также с иными юридическими науками и дисциплинами. В частности с Конституционным правом Российской Федерации, Теорией государства и права, Административным правом Российской Федерации, с дисциплиной «Прокурорский надзор». Каждая из этих дисциплин, чаще всего, расширяет или конкретизирует сведения, представленные в дисциплине «Правоохранительные органы».
2. Понятие курса " Правоохранительные органы РФ":
Правоохранительные органы – это особые государственные органы, специальные юридические или физические лица, которые в целях защиты прав и законных интересов физических или юр. Лиц и гос-ва, обеспечивают выполнения ими своих обязанностей. Наделены законом специфическими полномочиями, которые осуществляются в особой процессуальной формой и могут быть сопряжены с применением мер гос. принуждения.
Многие организации осуществляют охрану и защиту прав, но чтобы считаться ПО, организация должна отвечать требованиям: ü Она должна осуществлять хотя бы одну правоохранительную функцию. ü Пр-я деятельность должна осуществляться постоянно и иметь большой удельный вес в общей структурной деятельности этой организации.
Система ПО РФ: Суды ü Конституционный СУД РФ ü Судебный департамент при ВС ü Органы судейского сообщества МЮ РФ ü Фед. Служба исполнения наказаний. ü ФССП ü Прокуратура ü СК РФ, ОВД, ФС по контролю за оборотом наркотиков, ФСБ, Таможенные органы ü Адвокатура, нотариат
3. Правоохранительная деятельность протекает в тех сферах общественных отношений, где допускается риск нарушения прав или риск неисполнения каких-либо неисполнения своих юридических обязанностей.
Признаки: 1. Цель правовой деятельности: Охрана и защита интересов и прав физических и юридических лиц и государства и обеспечение ими своих обязанностей. 2. Это всегда госуд-я деятельность или деятельность санкционированная государством. 3.Она осуществляется субъектами указанными в законодательстве, которые наделены специальными правами и обязанностями. 4. Она осуществляется в особой процессуальной форме, т.е. условие и порядок правоохранительной деятельности урегулирован в законодательстве. 5. Она может быть сопряжена с применением мер гос. Принуждения.
Направления ПД: 1. Правосудие 2. Конституционных контроль 3. Организация деятельности судов 4. Организация исполнения судебных актов. 5. Прокурорский надзор. 6. Борьба с преступностью. ü Предварительное расследование ü Оперативно-розыскная деятельность ü Оказание квалифицированной юридической помощи. Организация и деятельность правоохранительных органов регулируются множеством законодательных и иных нормативных правовых актов. Их можно группировать по различным основаниям. Мы их сгруппируем по юридической силе.
Нормативным правовым актом высшей юридической силы является Конституция. Конституция – основной закон нашей страны, она служит фундаментом, юридической базой для любой отрасли права и законодательства. Конституция обладает прямым действием и применяется на всей территории РФ непосредственно. Далее следуют федеральные конституционные законы. Они регламентируют наиболее важные направления деятельности правоохранительных органов, закрепляют правовые основы деятельности крупнейших блоков правоохранительной системы. Как правило, указанными законами регламентируется деятельность судов. Основная роль в регламентации деятельности правоохранительных органов принадлежит федеральным законам. Перечень этих законов очень велик. Почти каждому органу соответствует определенный закон. В качестве примера можно назвать такие законы, как Закон о прокуратуре, Закон о полиции, Закон о службе в таможенных органах и ряд других. Следующую группу нормативных актов можно объединить термином «подзаконные нормативные акты». К ним относятся постановления органов законодательной власти, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, ведомственные нормативные акты.
К постановлениям органов законодательной власти относятся постановления Государственной Думы и органов законодательной власти субъектов РФ. Указами Президента РФ, как правило, устанавливается структура отдельных правоохранительных органов, например органов федеральной службы безопасности, а также регламентируются вопросы функционирования отдельных подразделений. Постановления Правительства РФ регламентируют работу правоохранительных органов, подпадающих под его подчинение, в частности органов внутренних дел, таможенных органов, органов Минюста России и т. д. Ведомственные нормативные акты занимают существенное место в детальной регламентации деятельности правоохранительных органов. Это различные приказы, инструкции, правила и положения соответствующих министерств и ведомств. Данные акты тщательно расписывают порядок функционирования правоохранительных органов в соответствии с Конституцией и федеральными законами. Издаются и межведомственные приказы и инструкции. Отдельные направления деятельности правоохранительных органов опираются на международные правовые акты. Это различные международные договоры, например, о выдаче террористов и прочих преступников и т. д.
5. Судебная власть – способность и возможность государства воздействовать на поведение людей и общественные процессы, через суды путем их деятельности в особой процессуальной форме.
Признаки: ü Исключительность судебной власти Судебную власть вправе реализовывать только спец. Органы – Суды. Никто не вправе присваивать властные полномочия судов. Только судам дано право осуществлять правосудие. ü Полнота судебной власти. · Судебная власть распространяется на всех и действует на всей территории государства. · Вступившие в законную силу решения суда имеют силу закона по данному делу и обязательны для лиц, которых оно касается. · Судебное решение может быть отменено или изменено только судом (вышестоящим) только по жалобам участников дела в порядке предусмотренным законом. · Исполнение судебных решений обеспечивается принудительной силой государства. ü Самостоятельность судебной власти. Суды действуют независимо от органов законодательной и исполнительной власти. ü Подзаконность судебной власти. Законы для судов обязательны. Основные функции судебной власти: 1. Правосудие (деят-ть суда, направленная на решение правового спора) 2. Конституционный контроль 3. Толкование правовых норм 4. Право законодательной инициативы (высшие суды) 5. Участие в формировании судейского корпуса 6. Участие в организации обеспечения деятельности судов 7. Рассмотрение жалоб на действия и решения органов гос. власти и деятельности МСУ. 8. Осуществление контроля за деятельностью предварительного следствия.
Судебная власть является равнозначной с законодательной и исполнительной.
6. Судебная система – это совокупность судов существующих в государстве и реализующих на его территории судебную власть.
Федеральные суды
1. В Судебную систему входят только те суды, которые указанны в ФКЗ о Судебной системе РФ. Создание других судов и чрезвычайных не допускается. 2. (ст 3 ФКЗ о суд. Сист): Единство судебной системы Российской Федерации обеспечивается путем: установления судебной системы Российской Федерации Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом; соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства; применения всеми судами Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, а также конституций (уставов) и других законов субъектов Российской Федерации; признания обязательности исполнения на всей территории Российской Федерации судебных постановлений, вступивших в законную силу; законодательного закрепления единства статуса судей; финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета. 3. В судебную систему входят Федеральные суды и Суды Субъектов РФ. Компетенция и организация федеральных судов устанавливается ФЗ и финансируются из Фед. бюджета., Фед. Судьи назначаются Президентом РФ, а фед. Судьи высших судов – Сов. Фед. Статус Конституционного (уставного) суда субъектов, определяют законы S, он финансируется из бюджета S. Статус мировых судей регулируется ФЗ и законом S РФ. Мировые судьи финансируются из фед. Бюджета, а все остальные части, обеспечиваются S РФ. 4. Суд. Система состоит из подсистем, в 1 подсистему входят судьи, имеющие одинаковую подведомственность и связанные друг с другом инстанционно.
Подведомственность - это совокупность наиболее общих признаков дела, согласно которому оно подлежит рассмотрению в определенной подсистеме судов. Инстанционная связь означает возможность пересмотра решения нижестоящего суда, вышестоящим, по жалобам участников дела.
Виды подсистем: 1. Арбитражные суды. Им подведомственны экономические споры и иные дела, вытекающие из предпринимательской деятельности между юр. Лицами или ИП. 2. Суды Общей юрисдикции. Им подведомственны все уг., гр., админ., и иные дела указанные в законодательстве. Виды судов: · Военные суды · Гражданские суды Существуют суды не входящие ни в одну подсистему: 3. Конст. Суд, Конст.(уставной) суд S РФ 4. Дисциплинарное судебное присутствие
Структурным элементом суд. Системы является судебное звено - это совокупность судов имеющих одинаковую компетенцию. Суд – орган гос. власти, указанный в законе о судебной системе и управомоченные осуществлять правосудие. Компетенция суда – право суда определенные категории дел по определенным судебным инстанциям. Подсудность – совокупность признаков дела, согласно, которым подлежит рассмотрение по 1 инстанции в определенном суде. Структура суда – совокупность подразделений суда Состав суда – перечень должностных лиц работников данного суда. 7. Судебная инстанция – это определенный вид судебной деятельности, функция суда. Виды судебных инстанций: Судебные инстанции выделяются в соответствии с определенной процессуальной компетенцией. В судах общей юрисдикции и арбитражных судах выделяют суды первой, апелляционной, кассационной и надзорной инстанций. Апелляционная инстанция отсутствует в военных судах общей юрисдикции. Судебные инстанции иногда совпадают с судебными звеньями, но могут и не совпадать.
Суды первой инстанции разрешают юридическое дело в первый раз и по существу. В этой инстанции в состязательном порядке выслушиваются стороны судебного процесса (истцы и ответчики, защитники и обвинители и т.д.), непосредственно допрашиваются свидетели, исследуются в полном объеме доказательства и от имени государства выносится решение либо приговор по рассмотренному делу. В подсистеме судов общей юрисдикции судом первой инстанции может быть суд любого звена. В подсистеме арбитражных судов таковыми являются арбитражный суд субъекта РФ (арбитражный суд первого звена) и Высший арбитражный суд РФ.
Суды апелляционной инстанции разрешают юридические дела повторно по правилам судопроизводства в судах первой инстанции. Основанием для рассмотрения дела в апелляционной инстанции служит жалоба заинтересованных лиц или протест прокурора на незаконное или необоснованное решение суда первой инстанции. В подсистеме арбитражных судов судом апелляционной инстанции является арбитражный суд субъекта РФ (суд первого звена) в отношении решений, принятых этим же судом при рассмотрении дела по первой инстанции. В подсистеме судов общей юрисдикции судом апелляционной инстанции является районный суд в отношении решений, принятых мировым судьей при рассмотрении дела по первой инстанции в пределах своей компетенции. Следует отметить, что рассмотрение дел в апелляционной инстанции в подсистеме арбитражных судов введено с 1995 года в связи с вступлением в действие ФКЗ «Об арбитражных судах в РФ» и АПК РФ, а судах общей юрисдикции — только с августа 2000 года в связи с вступлением в действие соответствующих законодательных актов о внесении изменений и дополнений в УПК и ГПК РСФСР.
Суды кассационной инстанции по жалобам заинтересованных лиц или протесту прокурора проверяют законность и обоснованность решений судов первой и апелляционной инстанций. В судах кассационной инстанции, как правило, не допрашиваются свидетели, не исследуются доказательства и т. д., а проверяется только сам судебный акт. Суд кассационной инстанции вправе отменить решение суда первой инстанции, внести в него изменения, либо отправить дело на новое судебное рассмотрение в суд первой инстанции, а уголовное дело, кроме того, на дополнительное предварительное расследование. В этих судах рассматриваются дела по вновь открывшимся обстоятельствам. В подсистеме судов общей юрисдикции это могут быть суды второго (среднего) и третьего (высшего) звена. В подсистеме арбитражных судов судом кассационной инстанции является только федеральный арбитражный суд округа (суд второго звена).
Суды надзорной инстанции по протестам прокурора либо председателя суда или его заместителя проверяют законность и обоснованность решений судов всех нижестоящих по отношению к нему звеньев. В подсистеме судов общей юрисдикции — это суды второго (основного) и третьего (высшего) звена. В подсистеме арбитражных судов судом надзорной инстанции является только Высший Арбитражный Суд РФ.
Возобновление производства по делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств.
8.
|