Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Инструкция к выявлению информативно-целевой структуры текста ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
1. Прежде чем анализировать текст, следует прочитать его полностью от начала до конца, как минимум, дважды, вдумавшись в его содержание и характер (назначение). Первоначально следует освоить методику на небольших текстах. Впоследствии, когда будет выработан навык адекватного общения, необходимость прочитывать текст отпадет сама собой. Следует ответить на вопросы: а) представлена ли в тексте и чем именно та проблемная ситуации, к разрешению которой стремился (стремится) автор теми или иными средствами? Имеется ли в тексте анализ, или текст содержит лишь описание, констатацию, оценку этой ситуации? б) можно ли ответить на вопрос - ради чего, для чего вообще был написан (порожден) этот текст? Чем, скорее всего, мотивировал бы автор написание именно этого, а не какого-либо иного текста? Что именно хотелось бы ему вообще сказать этим текстом? Что именно хотелось бы ему сказать этим текстом в первую очередь? Как бы скорее всего он сформулировал свой замысел, свое коммуникативное намерение или ближайшую содержательную цель и в рамках какой-либо более широкой сверхзадачи? 2. При повторном чтении текста (оно может быть на первых порах и трех-, и четырехкратным) следует сосредоточить внимание на поисках непосредственной содержательной цели сообщения, реализация которой входит в коммуникативное намерение автора, в его замысел (т. е. выявить предикацию первого порядка) и выписать ее из текста. Следует обратить внимание на то, что цель сообщения может и не иметь в тексте словесно выраженной формулировки. В этом случае ее надо сформулировать своими словами и записать. Остальное содержание текста или все его содержание, если в тексте не удалось обнаружить словесно выраженной предикации первого порядка, принимается за «общее содержание» текста. 3. Внутри «общего содержания» текста нужно затем выделить следующие элементы: А.- Основные элементы, т. е. элементы предикации второго порядка, а именно: А-1 эл. - «Тезисы-аргументы», являющиеся опорными для цели сообщения, подкрепляющий замысел последнего. Они могут быть констатирующие, постулирующие или установочные. Если таких «тезисов» более одного, они соответственно обозначаются: А-1а эл., А-1б эл. и т. д.; А-2 эл. - Разъяснение (развертывание) основного «тезиса-аргумента». Если таких «тезисов» несколько, то разъяснения каждого из них соответственно обозначаются: А-2а эл., А-2б эл. и т. д.; А-3 эл. - Описание, оценка или аналитическая оценка (анализ) проблемной ситуации, породившей основной «тезис» к цели сообщения и зафиксированную в нем. При том что проблемная ситуация обозначена здесь шифром А-3, важно помнить, что это ключевой элемент общего содержания, из которого в сущности и выводится, как правило, основной «тезис». Последний выступает в качестве некоего разрешения названной ситуации, поэтому информативно-целевой анализ общего содержания текста мы и начинаем с выявления присутствующей в нем или подразумеваемой проблемной ситуации. Б. - Второстепенные элементы, т. е. элементы предикаций третьего, четвертого и т. д. порядка, а именно: Б-1 эл. - Элементы предикации третьего порядка Б-1.1 эл. - Иллюстрации к основному «тезису» (или «тезисам») общего содержания, По мере их перечисления, если они не продолжают ту же иллюстрацию, нумерации снабжается дополнительными буквенными обозначениями: Б-1.1а эл., Б-1.1б эл., и т. д. Б-1.2 эл., Б-1.3 эл. и т.д. - Иллюстрации к разъяснениям основного «тезиса», к ситуации (ее описанию, оценке и пр.). Б-2 эл. - Элементы предикации четвертого порядка. Б-2.1 эл.- Общий фон к цели (целям) сообщения. Б-2.2 эл., Б-2.3 эл. и т. д. - Общие фоны к основному (основным) «тезису» («тезисам»). Б-2.3 эл. - Фоны к фонам и пр. Указанные элементы, естественно, могут быть выделены лишь, при наличии таковых в тексте. Их отсутствие желательно фиксировать. Это позволяет не менять нумерацию элементов в схеме, что полезно для сопоставления содержательно-смысловой структуры различных текстов. Вообще же изменения и нумерации элементов допускаются, так как ничего не меняют в принципиальной схеме. 4. При выписывании того или иного элемента предикативной структуры допускаются пропуски отдельных слов и выражений, атакже сокращенное изложение текста, передающее общий смысл того или иного элемента. 5. Полученную макроструктуру текста следует изобразить в виде графической схемы. Примером может служить схематическое изображение текста «Стратегия хозяйственного успеха», который был отобран со страниц одной измосковских газет и совместно с его автором доведен до желаемой нормы, т. е сокращен и переструктурирован на основе описанной методики. Рассмотрим пример применения вышеприведенной инструкции для выявления иерархии коммуникативно-познавательных программ тексте газетной публикации. «Стратегия хозяйственного успеха. Ставка на глубинный резерв. Верные источники прибыли. Московские предприятия добились заметных успехов. По всем основным экономическим показателям объему реализованной продукции, прибыли, рентабельности, использованию основных и оборотных фондов - достигнут небывалый за последние годы рост. Не будем приводить эти цифры, так как наша задача в другом: проанализировать причины подобных успехов. Речь идет о выборе «главного направления» экономической работы. Каким же оно было в прошлом году и что обеспечит хозяйственный успех в нынешнем? Возьмем для примера 9 предприятий Москвы. Прибыль их в целом возросла за прошедший период на 17%. Насколько можно судить по отчетности заводов, лишь 6 процентов этого прироста вызвано увеличением объема производства, т. е. прямым повышением выпуска и реализации продукции. А остальные 11? Техническим прогрессом? Давайте посмотрим. Суть дела легко проиллюстрировать на примере одного из московских заводов. Выпускаемые здесь изделия можно разделить на четыре группы: стальная проволока, проволока обыкновенного качества, шурупы и винты, наконец, заклепки. Наиболее прибыльными изних оказались изделия двух последних групп, благодаря действовавшим в прошлом году оптовым ценам. Начиная со второго квартала минувшего года, предприятие увеличило выпуск этих изделий, и прибыль завода втечение года возросла на 60 %. Таким образом, первоначальным экономическим успехом рассматриваемое предприятие обязано не резервам, на которые делались ставки. Достигнутый успех лишь частично объясняется ускорением технического прогресса, в частности внедрением нового оборудования и ростом выпуска продукции. Невелик и удельный вес таких причи, как снижение себестоимости производства, режим экономии. Главная причина вдругом. В том, что на рынке стало больше прибыльных, высокорентабельных изделий. Именно их выпуск стало увеличивать предприятие, сокращая в то же время производство менее доходных изделий. Вce это стало возможным еще и потому, что заводы и фабрики получают от министерства и Госплана задания по группам изделий, в конкретно по каждой из них договариваются со своими заказчиками. Невольнo возникнет вопрос: а хорошо ли, что предприятие увеличивало прибыль, используя в основном возможности ассортиментного отбора, проще говоря, неуравновешенность цен? Первый ответ. Хорошо потому, что это было необходимо. Ведь сейчас идет разработка новых оптовых цен на промышленные товары. И для тех, кто занимается этим делом, опыт, накопленный предприятиями, подсказал реальный способ устранить несоответствие между общественно необходимыми затратами труда и ценами. Второй ответ. Это было плохо потому, что не стимулировало предприятие к использованию важнейших внутренних резервов, толкало искать резервы не у себя на производстве, а за заводскими воротами, на рынке. Между тем основным источником улучшения рентабельности должно стать повышение отдачи от производственных фондов: оборудования, зданий. По сравнению с минувшим годом необходимо поднять ее минимум на 2- 3 процента. Экономическая конъюнктура, складывающаяся в нынешнем году, вполне благоприятна для этого. Необходимо, кроме того, далее укреплять хозяйственные связи предприятия с поставщиками и потребителями. Итак, сделаем выводы. Условия производства меняются. И предприятиям необходимо форсировать технический прогресс, улучшать организацию труда, в максимально короткие сроки осваивать новые мощности. Короче говоря, поднимать те глубинные резервы производства, которые будут постоянно и благотворно воздействовать на состояние заводской экономики. А теперь приведем две схемы этого текста: во-первых, развернутую, с изложением содержания отдельных частей, входящих в состав того или иного элемента его семантико-смысловой структуры, во-вторых, свернутую, графическую (рис. 1) Схема текста «Стратегия хозяйственного успеха» 1. Цель сообщения (предикация 1-го порядка). Необходимо «поднимать те глубинные резервы производства, которые, будут постоянно и благотворно воздействовать на состояние заводской экономики». 2. Элементы общего содержания. А - Основные элементы (предикация 2-огопорядка). А-1 эл. - Основной (констатирующий) тезис. Первоначальным успехом предприятия обязано не тем резервам, на которые делались ставки. Причина успеха отнюдь не в техническом прогрессе, не в снижении себестоимости или режиме экономии, а в том, что предприятие стало выпускать более прибыльные (дефицитные) изделия, пользующиеся спросом на рынке, в ущерб изделиям, менее доходным. A-2 эл. - Аналитическая оценка ситуации. А-2аэл. - Выход на рынок имеет свои преимущества, т. е. способствует разработке правильной политики цен. А-2б эл. - Выход на рынок имеет тот недостаток, что толкает предприятие к поиску резервов не внутри, а за пределами предприятия. Б. – Второстепенные элементы (предикация 3, 4-ого и т. д. порядка). Б-1. – Элементы предикации 3-го порядка. Б- 1.1а эл - 9 московских предприятий, лишь 6 % прибыли которых вызвано увеличением технического прогресса. Б-1.1б эл. - Один из московских заводов в качестве развернутого примера. Б-2. - Элементы предикации 4-го порядка. Б-2.1 эл. - Общий фон к цели сообщения. Рассуждения, связанные с общим состоянием дел на московских предприятиях за прошедший период, с описанием их успехов. Предлагаемый способ схематизации предикативной микроструктуры текста представляет немалый практический интерес, поскольку: 1) позволяет наглядно представить заложенную в тексте иерархию коммуникативно-познавательных программ т. е. потенциальную стратегию осмысления его основной концепции; 2)эксплицирует все уровни предикативной структуры текста, делая очевидным отсутствие предикаций того или иного порядка и иерархии коммуникативных и программ; 3) позволяет достаточно надежно оценивать, меру адекватности письменных или устных (фиксированных на носителе) интерпретаций в случае проведения соответствующего эксперимента; 4) позволяет доводить отдельные сообщения до эталонного (т. е. оптимального для смыслового восприятия) состояния, а также осуществлять сжатие (конспектирование) текста. Рис 1. Схематическое изображение текста «Стратегия хозяйственного успеха»
|