Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Ролевая концепция личности
Социальная роль – это модель поведения, объективно заданная социальной позицией личности в системе общественных и межличностных отношений. Социальная роль распадается на ролевые ожидания – то, чего согласно «правилам игры» ждут от той или иной роли, на ролевое поведение – то, что человек реально выполняет в рамках своей роли. Всякий раз, беря на себя ту или иную роль, человек более или менее чётко представляет связанные с ней права и обязанности, приблизительно знает схему и последовательность действий и строит своё поведение в соответствии с ожиданиями окружающих. Общество при этом следит, чтобы всё делалось «как надо». Для этого существует целая система социального контроля. Социализация личности В нормативной структуре социальной роли принято различать 4 элемента: - описание типа поведения, соответствующего данной роли; - предписания, требования, связанные с данным поведением; - оценку выполнения предписанной роли; - санкции (социальный контроль) - социальные последствия действия в рамках требований социальной роли. Сами санкции бывают позитивного и негативного характера. Когда поведение человека соответствует ролевым ожиданиям, он получает социальные поощрения (такие, как деньги или уважение). 9. Определение социологической сущности процесса социализации. Первичная и вторичная социализация. (Вторичная: уже с социализированной личностью.) В разных словарях социализация определяется как: 1) «процесс усвоения индивидом на протяжении его жизни социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит», 2) «как процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта», 3) как «процесс становления личности, обучения и усвоения индивидом ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной общности, группе», 4) как «сложный, многогранный процесс включения человека в социальную практику, приобретения им социальных качеств, усвоения общественного опыта и реализации собственной сущности посредством выполнения определенной роли в практической деятельности».
|