Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Молодежные движения в структуре власти






Положение молодежи в политической жизни характе­ризуется степенью включенности молодых людей в струк­туры власти различных уровней и самоидентификацией с ними в качестве субъекта властных отношений, а также широтой возможностей для их участия в различных фор­мах политической деятельности, в том числе в стихийном волеизъявлении своих политических прав и свобод. Разли­чаются формальная и реальная включенность в политиче­скую жизнь. От того, насколько сознательно молодой чело­век включается в ту или иную властную структуру и какова его позиция в ней, способен ли он оказывать воздействие на политику, зависит в конечном счете возможность реали­зации его политических интересов.

О статусе молодежи в политической жизни общества невозможно судить лишь на основе формального включе­ния молодых людей в структуры власти. Для этого важно оценить уровень их самоидентификации с этими структу­рами, а также степень их активности в различных формах политической деятельности. Высокий уровень самоиденти­фикации предполагает самоощущение своей причастности к принятию управленческих решений, отождествление себя в качестве субъекта властных отношений и свидетельствует о высокой степени интегрированности молодых людей в политическую жизнь общества.

Для современного общества характерно многообразие форм участия молодежи в политической жизни. Понима­емое как вовлеченность в той или иной форме человека или социальной группы в политико-властные отношения, в процесс принятия решений и управления, политическое участие является важным компонентом политической жизни общества. Оно может служить средством дости­жения определенной цели, удовлетворения потребности в самовыражении и самоутверждении, реализации чув­ства гражданственности. Участие бывает прямым (непо­средственным) и опосредованным (представительным), профессиональным и непрофессиональным, стихийным и организованным и т.п.

В политической жизни современного российского обще­ства, переживающего системный кризис, выделяются сле­дующие формы политического участия молодежи.

1. Участие в голосовании. Политический статус моло­дежи определяется реальными, а не формально предо­ставляемыми возможностями оказывать влияние на рас­становку политических сил в обществе через участие в голосовании. Ему предшествует участие в обсуждении предвыборных программ политических партий, кандида­тов в депутаты в федеральные и местные органы власти, а также непосредственное участие в выборах. Однако моло­дежь недостаточно активно использует свой политический потенциал. Многие молодые люди во время выборов в Гос­думу (2007 г.) не воспользовались своим правом участия в голосовании, продемонстрировав политический ниги­лизм и предоставив тем самым возможность для манипу­лирования ее голосами заинтересованным силам. Участие в выборах принимали всего 47% молодых людей в возрасте 18— 30 лет, что значительно ниже электоральной актив­ности старшего поколения. Более активное участие (59, 2%) молодежь продемон­стрировала на выборах Президента РФ (2008 г.). Отдав свои голоса за Д. А. Медведева, 76, 9% молодых избирате­лей проголосовали за продолжение политического курса В. В. Путина. Тем самым молодежь выразила свое одобре­ние политики, проводимой в стране, и надежду на дальней­шее укрепление власти.

2. Представительное участие молодежи в органах вла­сти Российской Федерации и в местном самоуправлении. Оно находит практическое выражение в реализации груп­повых интересов молодежи посредством ее представителей в органах власти. За годы реформ представительное участие молодежи существенно сократилось. Не может компенсировать недо­статок представительных форм участия молодежи в орга­нах власти и создание в середине 1990-х гг. молодежных парламентских структур. Они представляют собой консуль­тативно-совещательные общественные группы при органах законодательной и исполнительной власти, действующие сегодня примерно в 1/3 субъектов Российской Федерации. Однако заметного влияния на реализацию государственной молодежной политики они не оказывают.

3. Создание молодежных организаций, движений. Определенную часть своей политической жизни молодые люди проводят в кругу сверстников, поэтому вполне объ­яснимо их стремление к объединению в организации. Неод­нородность политического сознания молодых россиян, многообразие политических ориентаций и интересов спо­собствуют появлению большого количества разнообразных по направленности молодежных объединений, в том числе и политических.

4. Участие в деятельности политических партий. Эта форма политического участия молодежи непосредственно направлена на воспроизводство и обновление политиче­ской структуры общества. В условиях социальной ста­бильности она является важным фактором политической социализации подрастающих поколений. В кризисных ситуациях, как правило, интерес к молодежи со стороны политических партий возрастает. Данная тенденция имеет место и в российском обществе. Однако подобный интерес в России откровенно конъюнктурен и ограничивается лишь предвыборными кампаниями.Большинство партий и политических блоков даже в период выборов не имели обоснованных программ моло­дежной политики, а молодые кандидаты в депутаты состав­ляли в них ничтожную долю. В то же время невелик инте­рес и самой молодежи к участию в политических партиях. Интересуется их политикой менее 2% молодых людей.

5. Участие в акциях стихийного волеизъявления своих политических нрав и свобод. Оно выражается в участии молодых людей в забастовках, в актах гражданского непо­виновения, митингах, демонстрациях и других формах социального протеста в рамках существующего законода­тельства. Конечно, подобные формы нельзя назвать нормой политической жизни. К ним прибегают, как правило, люди, доведенные до отчаяния неспособностью или нежеланием властей конструктивно реагировать на их социальные, эко­номические, политические требования. Эффективность таких форм политических действий зависит от уровня демократичности общества и от степени солидарности борющихся за свои права групп населения.

 

23. Социальная и молодежная политика: общее и особенное. Региональные особенности молодежной политики.

 

Под государственной молодежной политикой (ГМП ) подра­зумевается деятельность государства, направленная на создание правовых, экономических и организационных условий и гаран­тий для самореализации каждого молодого человека и развития молодежных объединений, движений и инициатив.

Государственная молодежная политика призвана обеспечить:

  • стратегическую преемственность поколений, сохранение и развитие национальной культуры, воспитание у молодежи бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;
  • становление патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, использующих возможности правовой системы, обладающих высокой государственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов, толерантность к духовному мнению, умение искать и находить содержательные компромиссы;
  • формирование культуры мира и межличностных отношений, неприятия силовых методов разрешения политических конфликтов внутри страны, готовности защищать ее от агрессии;
  • разностороннее и своевременное развитие молодых людей, их творческих способностей, навыков самоорганизации, самореализации личности, умение отстаивать свои права, участвовать в деятельности общественных объединений;
  • формирование у них целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, развитие культуры межэтнических отношений;
  • становление у молодых граждан положительной трудовой мотивации, высокой деловой активности, успешного владения основными принципами профессионализации, навыков эффективного поведения на рынке труда;
  • освоение молодыми людьми разнообразных социальных навыков и ролей, ответственности за собственное благосостояние и состояние общества, развитие культуры их социального поведения с учетом открытости общества, его информатизации, роста динамичности изменений.

Государственная молодежная политика проводится в отношении:

  • граждан Российском Федерации, включая лиц с двойным гражданством в возрасте от 14 до 30 лет;
  • иностранных граждан, лиц без гражданств в возрасте от 14 до 30 лет - в той мере, в какой их пребывание на территории Российской Федерации влечет за собой соответствующие обязанности федеральных государственных органов;
  • молодых семей – семей, в первые три года после заключения брака (в случае рождения детей - без ограничения продолжительности брака), при условии, что один из супругов не достиг 30-летнего возраста, а также неполных семей с детьми, в которых мать или отец не достигли 30-летнего возраста;
  • молодежных объединений.

Понятие «социальная политика»

В широком смысле государственная социальная политика представляет собой деятельность государства по регулированию социальной сферы.

В узком смысле социальная политика понимается как социальная защита населения и представляет собой систему дистрибутивных и компенсационных мер, проводимых в целях недопущения падения уровня жизни ниже социально принятого минимума материальных и иных возможностей различных групп населения. Здесь объектом политики является более узкая, наименее обеспеченная и нетрудоспособная часть населения.

Социальная политика является одним их важнейших факторов, оказывающих влияние на социальную работу в обществе и способствующих защите интересов человека, групп и слоев, их прав и свобод. Содержание социальной политики заключается в деятельности государства и других политических институтов по управлению развитием социальной сферы, по определению ее содержания, основных направлений ее развития и функционирования. Важно подчеркнуть, что социальная политика является своеобразной концентрацией видов политики (прежде всего - экономической), ибо она направлена на специфический объект - социальные отношения в собственном или узком смысле слова, т.е. социальный синтез социальных сторон всех других видов общественных отношений, которые в содержательном плане проявляются в положении человека в обществе, в удовлетворении его разнообразных потребностей и интересов.

Социальная политика государства ориентируется по двум направлениям:

1. Учет и эффективная реализация основных направлений социальной работы: диагностики, профилактики, корреляции, терапии, адаптации, реабилитации, обеспечения, страхования, опеки, помощи, социального консультирования, экспертизы, попечительства, социального посредничества и подвижничества.

2. Направленность на основные социальные объекты, нуждающиеся в социальной защите, социальной помощи и поддержке, такие как инвалиды, безработные, участники ВОВ и приравненные к ним лица, семьи, имеющие детей-инвалидов, семьи с низким уровнем доходов, многодетные семьи, осиротевшие или оставшиеся без попечения родителей дети и другие категории.

Молодежная политика как направление, вид социальной политики (с.п.-в отношении различных категорий населения)

В настоящее время термином «молодежная политика» обозначают ряд государственных и социальных функций, осуществляемых в отношении молодого поколения. В.Т. Лисовский и его соавторы выделяют несколько аспектов в понимании данного термина.

Во-первых, это очень широкая, многофункциональная политика, включающая большой перечень мер, которые затрагивают прямо или косвенно молодое поколение с момента рождения и до 29 лет (детские сады, поддержка семьи, образование, социальное обеспечение, занятость, жилье, свободное время, обязательная воинская служба и т.д.).

Во-вторых, под«молодежной политикой» подразумевается деятельность специализированных центральных правительственных и муниципальных (местных) учреждений, комитетов, комиссий по делам молодежи. Они совместно с другими структурами решают частные вопросы, касающиеся проблем молодежной безработицы, преступности среди подростков, социальной незащищенности молодей семьи.

В-третьих, термин «молодежная политика» охватывает только политику в сфере свободного времени и образования молодежи. В некоторых регионах комитеты по делам молодежи объединены с соответствующими комитетами по спорту и физической культуре, что отражает прямолинейное и узкое понимание сути молодежной политики на данной территории.

Модежная политика – это своего рода «молодежный срез» государственной (общенациональной), муниципальной (региональной районной), социально-экономической политики. Она может осуществляться также частными, общественными организациями и фондами

Одним из важнейших элементов социальной политики в отношении молодежи является ее социальная защита. Ведущая цель государственной системы социальной защиты молодежи – помочь молодым людям обрести чувство собственного достоинства, веру в свои силы, желание собственным трудом добиться лучшей жизни, а не пассивно ожидать ее. Здоровый человек нуждается не только и не столько в социальной защите, сколько в предоставлении ему возможности самоопределиться, самоутвердиться.

Социальная защита может быть рассмотрена в четырех аспектах:

1. Защита самого процесса формирования и развития личности молодого человека.

2. Защита среды формирования и развития личности.

3. Защита прав молодого человека.

4. Целевая социальная защита:

Региональная молодежная политика является структурным элементам политики в целом. Целью региональной молодежной политики является содействие молодым гражданам в возрасте от 14 до 30 лет (молодым гражданам, молодежи) в осуществлении ими своих прав и свобод, жизненном самоопределении, самовыражении и самоорганизации. Такое содействие осуществляется органами государственной власти областей путем реализации Основных направлений государственной молодежной политики в Российской Федерации.

Региональная молодежная политика на современном этапе проходит период своего становления в условиях построения гражданского общества и правового государства. Ученые и практики ищут пути ее дальнейшего эффективного развития на новой основе.

На практике региональная молодежная политика реализуется преимущественно через субъектный аспект, хотя молодое поколение при этом не является пассивным, бездействующим объектом. Постепенно молодежь обретает роль активного субъекта, однако это поле должно быть расширено.

Функции региональной молодежной политики многоаспектны. Можно выделить системообразующие и стратегические функции.

К системообразующим функциям, относятся:

1. Целеориентирующая(призвана определять и разрабатывать цели, задачи и механизмы развития и реализации региональной молодежной политики для решения молодежных проблем с учетом социально-экономических возможностей конкретного региона.Именно в ней отражается направленность молодежной политики, ее приоритеты)

2. Разграничительная(связана с проведением в жизнь общества и государства интересов молодежи как особой социально-демографической группы, с одной стороны, и с другой стороны, с разграничением полномочий и интересов субъектов этой политики, которые предпринимают конкретные меры по ее осуществлению.)

3. Интегративная(предполагает слияние различных социальных групп молодежи и их интересов с целью обеспечения устойчивости, равновесия и целостности общества, предотвращение и регулирование процессов социальной дифференциации в их среде, а также взаимодействие и скоординированность деятельности всех субъектов региональной)

4. имидж-функция(направлена на процедуру общественного признания региональной молодежной политики, на сохранение и изменение государственной структуры и организации в данной области; на создание атмосферы доброжелательности и доверия со стороны самой молодежи, выступающей в качестве ее объекта, а также со стороны других социальных групп, представляющих свои интересы в общественно-политической жизни общества;)

5. организационно-технологическая(Особое значение имеет организационно-технологическая функция, так как она учитывает особенности политического, экономического, социального и культурного уклада жизни конкретного региона) сохранно-воспроизводственная, развивающе-адаптивная функции и.

Стратегическими функциями является

1) идеологическая (направлена на выявление, выражение, защиту и удовлетворение интересов молодежи как социальной группы.Данная функция в современных условиях особенно актуальна именно на региональном уровне, который реально соприкасается с процессом морально-нравственного становления современной молодежи.)

2) инновационная (предполагает не только формирование и реализацию молодым поколением новых идей, видов деятельности и так далее, но и преемственность)

3) человекотворческая функции.

Положения, выносимые на защиту.

1. Становление региональной молодежной политики в современной России происходит в условиях резкого обострения молодежных проблем, отсутствия четкой, разумно структурированной модели региональной политики в отношении к молодежи, противоречивости и фрагментарности нормативно-законодательной базы.

2. Проведенный анализ региональной молодежной политики показал, что молодежь в последние годы обретает заметную роль активного субъекта, хотя это поле должно быть расширено. Спецификой субъектно-объектных отношений в региональной молодежной политике является двухуровневая структура, представляющая собой политический и социальный пласты. Другая особенность заключается в нестабильном, переходном статусе самой молодежи из категории " объект" в категорию " субъект".

3. Региональная молодежная политика реализуется через деятельность всех субъектов вертикальных и горизонтальных уровней по социальной поддержке, помощи и защите молодежи, основанную на взаимодействии всех государственных органов с социально-политическими и общественными структурами, работающими с молодежью, а также на сотрудничестве с самой молодежью как социальной группой и молодым человеком как гражданином своей страны с целью его становления, развития и самореализации.

4. Реализация отдельных региональных программ в отношении молодежи обусловлена применением таких социально-политических технологий, как административно-управленческие, валеологически-демографические образовательные технологии и технологии занятости. Отмечается низкая результативность этих программ, что определяется несколькими факторами: недостаточной разработкой технологий реабилитации и коммуникативно-информационных технологий, слабым развитием информационных технологий, отсутствием межрегионального сотрудничества и нескоординированностью решений, принимаемых на федеральном, региональном и муниципальном уровнях в области реализации региональной молодежной политики.

24. Проблемы девиантного поведения молодежи. Явления социальной патологии в молодежной среде. (Из девиантного поведения: девиантное, делинквентное поведение молодежи. Антисоциальные поступки, отклонения от социальных траекторий.)

Девиантным (отклоняющимся, делинквентным) называют поведение, которое не согласуется с ожиданиями общества относительно поведения человека. Соответственно, само поведение данного типа называют девиацией, человека, нарушившего норму, девиантом. Девиантное поведение включает в себя самые разнообразные явления, причем не обязательно негативные.

 

Виды девиантного поведения:
1. Деструктивное поведение. Причиняющее вред только самой личности и не соответствующее общепринятым социально-нравственным нормам – накопительство, конформизм, мазохизм и др.

2. Асоциальное поведение, причиняющее вред личности и социальным общностям (семья, компания друзей, соседи) и проявляющееся в алкоголизме, наркомании, самоубийстве и др.

3. Противоправное поведение, представляющее собою нарушение как моральных, так и правовых норм и выражающееся в грабежах, убийствах и других преступлениях.
Причины девиантного поведения

Причины девиантного поведения современной молодежи лежат в особенностях взаимосвязи и взаимодействия человека с окружающим миром, социальной средой и самим собой, оно является результатом конкретного стечения необходимых и случайных обстоятельств рождения и социализации человека.

Ю.А. Клейберг, Т.Р. Алихманова, А.В. Мисько выделяют только три основных фактора: биологический, психологический и социальный.

Биологический выражается в физиологических особенностях молодого человека, т.е. в неустойчивости жизненно важных систем организма (в первую очередь нервной системы).

Психологический заключается в особенностях темперамента акцентуации характера, что влечет за собой повышенную внушаемость, быстрое усвоение асоциальных установок, склонность к «уходам» от трудных ситуаций или полное подчинение им.

Социальный фактор отражает взаимодействие молодого человека с социумом, т.е. большой устойчивой общностью, которая характеризуется единством условий жизнедеятельности людей, общим местом проживания и наличием вследствие этого общей культуры.

 

Термин «делинквентный» часто употребляют в значении «относящийся к преступности, к нарушению правовых норм», то есть для обозначения серьезных нарушений.

Девиантное поведение молодежи очень актуальная проблема в настоящее время.Более того оно рассматривается как социальная проблема.. Вследствие отклонений от нормального поведения происходит разрушение спокойного уклада жизнедеятельности. Молодежь является самым активным психологическим субъектом и поэтому проявления социально неприемлемого поведения самым выразительным образом проявляется именно в них. В этом возрасте, когда не сформированное стойкое мировоззрение, личности наиболее поддаются внешнему влиянию.

С развитием девиантного поведения у молодежи все больше затупливаются положительные чувства и она может стать резервом для будущей преступности. Изучение проблемы склонности к девиантному поведению молодежи, актуальность которой несомненна, требует, прежде всего, определения его места в системе координат более широкого социального содержания. Девиантное поведение, приобрело в последнее время массовый характер, что поставило это явление в центр внимания социологов, педагогов, психологов, медиков, работников правоохранительных органов. Причина этого отклонения лежит в особенностях взаимосвязи и взаимодействия человека с окружающим миром, социальной средой и самим собой.


Об остроте социального положения молодого поколения в российском обществе говорятявления социальной патологии в молодежной среде. Несмотря на принимаемые профилактические меры, продолжают расти преступность несовершеннолетних, наркомания, токсикомания, алкоголизм. Причины моральной деградации кроются как в социальном неблагополучии, так и в неумении организовывать свой досуг, отсутствии возможности найти подходящую работу, в пьянстве, жестокости родителей, низких доходах, потере социальных и нравственных ориентиров и т. д. Основными видами отклоняющегося поведения являются: преступность, наркомания, проституция, алкоголизм и т.д.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.013 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал