Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Межпоколенные и внутрипоколенные социальные перемещения молодежи.
Понятие социальной мобильности означает перемещение индивидуумов (иногда групп) между различными позициями в иерархии социальной стратификации, связанное с изменением своего статуса. Согласно определению П. Сорокина, «под социальной мобильностью понимается любой переход индивида... от одной социальной позиции к другой», Существует два основных вида социальной мобильности - м ежпоколенная и внутрипоколенная, а также два основных типа — вертикальная и горизонтальная. Они, в свою очередь, распадаются на подвиды и подтипы, которые тесно связаны друг с другом. Межпоколенную мобильность исследовали А.В. Кирх, а в глобально-историческом аспекте — А. Пиренн и Л. Февр. Межпоколенная мобильность предполагает, что дети достигают наиболее высокой социальной позиции либо опускаются на более низкую позицию, чем их родители. Пример: сын рабочего становится профессором. Внутрипоколенная мобильность имеет место там, где один и тот же индивид на протяжении жизни несколько раз меняет социальные позиции. Иначе она называется социальной карьерой. Пример: токарь становится инженером, а затем начальником цеха, директором завода, министром. Внутрипоколенная мобильность относится к кратковременным процессам. Вертикальная мобильность подразумевает перемещение из одной страты (сословия, класса, касты) в другую. В зависимости от направления перемещения существует восходящая мобильность (социальный подъем) и нисходящая мобильность (социальный спуск, движение вниз). Повышение в должности — пример восходящей мобильности, разжалование — нисходящей. Горизонтальная мобильность подразумевает переход индивида из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне. Примером служит перемещение одного трудового коллектива в другой, из одного гражданства в другое, из одной семьи (родительской) в другую (свою собственную, вновь образованную), из одной профессии в другую. Подобные движения происходят без заметного изменения социального положения в вертикальном направлении. Разработка в отечественной социологии молодежи проблем межпоколенного взаимодействия, межпоколенной и внутрипоколенной мобильности, жизненного самоопределения, а в западной социологии - проблем социальной транзиции послужило системному анализу процесса интеграции молодежи в социальную структуру. Между тем, ограниченность данного подхода со всей очевидностью проявилась в аспекте анализа девиантных траекторий молодежи и тем более объяснения конфликтов в среде молодежи, неизбежных для модернизирующихся обществ. Не отражало данное направление и всего многообразия способов организации жизнедеятельности молодежи, особого мира ее норм и ценностей, образов и стилей жизни. Эту задачу призвано было осуществить культурологическое направление. Оно представлено теориями, рассматривающими специфически молодежные явления под углом зрения феноменологии человеческой культуры. Мир молодежи осмысливается в его сугубо человеческом бытии, в соотнесении с конкретными представлениями, идеями, целями и мотивами поведения реально действующих молодых людей. Названные субъективные проявления фиксируются и концептуализируются как последствия объективных процессов, отраженных в различных формах субкультуры. 15. Положение в материальном производстве: характеристика социального развития молодежи.
Таким образом, по показателям самореализации молодежи в материальном производстве отмечается положительное значение индекса развития. Однако, как следует из анализа, самореализация молодежи осуществляется в условиях социальной неопределенности, лишающей ее необходимых общественно значимых ориентиров. Факторами риска выступают: неравенство возможностей самореализации в отдельных группах молодых людей и их дискриминация; отсутствие возможностей у значительной доли молодежи реализовать свой потенциал в материальном производстве. На это указывает и отрицательное значение оценки возможностей защиты молодыми людьми своих прав (-0, 05). То есть противоречия в развитии молодежи по данным показателям связаны, преимущественно, с неравенством социального положения отдельных групп в ее составе. 16. Духовное производство: функции молодежи в социальном воспроизводстве. . Развитие молодежи как субъекта духовного производства. В процессе общественного воспроизводства осуществляется не только материальное, но и духовное производство. Его результатом является как духовный продукт (знание, культура, искусство), так и духовные силы самого человека. По тому насколько молодёжь интегрирована в сферы образования, культуры, искусства, гражданских отношений и как это отражается в формировании её личности можно судить о ее развитии, как субъекта духовного производства. В целом, индекс развития по показателям положения молодежи в сфере духовного производства имеет отрицательное значение. На это повлияли следующие факторы риска: сокращение занятости молодежи в духовном производстве, отток молодых кадров из негосударственного сектора в отраслях духовного производства, снижение уровня квалификации в структуре молодежной занятости, несоответствие профессиональной подготовки реально выполняемой работе, снижение удовлетворенности собственной профессией. Выявленные противоречия имеют однозначно институциональные корни. Они вызваны продолжающимся кризисом в образовании, в науке, в культуре и в других отраслях духовного производства, что не могло не отразиться на развитии молодежи.
Как же проявляется риск в сфере духовной жизни молодежи? Рассмотрим некоторые тенденции духовного воспроизводства в условиях риска. Риск в сфере образования. Образование было и остается важнейшим фактором духовного воспроизводства. Образовательный статус молодежи является значимым критерием ее социального развития. Эмпирически он измеряется на основе показателей уровня образования и субъективного отношения к нему. В настоящее время в молодежной среде наблюдается ряд негативных тенденций и явлений: 1. продолжается деформация духовно-нравственных ценностей, размываются моральные ограничители на пути к достижению личного успеха; 2. медленно развивается культура ответственного гражданского поведения, навыки общественной деятельности и самоуправления; 3. снижается доступность качественного образования; 4. растет имущественное расслоение в молодежной среде; 5. происходит деградация структуры занятости, разрушение трудовой мотивации молодых работников - молодые люди интегрируются преимущественно в сферу обмена и перераспределения; 6. минимальна включенность молодых людей в систему управления государством.
1. развивается инновационный потенциал молодежи; 2. растет самостоятельность, практичность и мобильность, ответственность за свою судьбу, восприимчивость к новому;
3. увеличивается число молодых людей, выбирающих личную инициативу как главный способ решения своих проблем; 4. возрастает престижность качественного образования и профессиональной подготовки;
5. формально-статусное отношение к образованию уступает место практическому использованию полученных знаний как основы личного и профессионального успеха и будущего благосостояния;
6. современная российская молодежь становится полноправной частью международного молодежного сообщества, активно интегрируется в общемировые экономические, политические и гуманитарные процессы. 17. Образование как фактор социального воспроизводства молодежи. Статус образования в молодежной среде. Демографическое воспроизводство: характеристика развития сущностных сил молодежи. Цепочка «производство – распределение – обмен – потребление» никогда не прерывается, кроме того, все четыре фазы существуют одновременно, поскольку ни одну из фаз невозможно остановить, чтобы не разорвать цепь. Так осуществляется процесс воспроизводства. Мы понимаем процесс культурного воспроизводства как неравномерный, асимметричный процесс, в котором обнаруживается единство прерывности и непрерывности, устойчивости и изменчивости. Эти особенности характеризуют культурное воспроизводство как нелинейный и противоречивый процесс. Следует отметить, что он совершается, как правило, еще и в сложных условиях социального бытия. Культурное воспроизводство обеспечивается целым рядом факторов. В настоящей работе мы ограничимся рассмотрением такого фактора культурного воспроизводства, как высшее профессиональное образование. Образование. В настоящем исследовании данная дефиниция интересует нас с точки зрения социологической науки. Социология исследует образование как социальный институт в его взаимодействии с остальными подсистемами общества — экономической, социально-политической, духовной — и выясняет его роль в процессе социализации личности. Под образованием социологи культуры понимают «процесс передачи и освоения культурных смыслов и способов взаимодействия с миром», «процесс приобщения к культурно-детерминированным путям решения тех задач, с которыми связана жизнь человека». В новых условиях образовательная деятельность и потребление образовательных услуг должны обеспечивать расширенное воспроизводство не только интеллектуально-образовательной, но и культурно-мотивационной формы человеческого фактора социальной экономики. Образование не только позволяет реализовать качественное развитие человеческого фактора, но и обусловливает социально значимые структурные сдвиги в системе занятости населения. В условиях инновационных преобразований России необходима интеграция образовательной профессиональной системы и рынка труда. Последнее предполагает решение таких задач, как: 1) обеспечение роста уровня заработной платы работников образовательного комплекса в контексте повышения социально-экономической эффективности образовательной системы в целом и ее отдельных организационных структур в частности; 2) стимулирование процессов разработки и внедрения проактивных методик образовательного саморазвития и самосовершенствования обучающихся; 3) обновление системы социально-экономической оценки эффективности образовательной системы, усиление взаимосвязи данной оценки с процессами социальной капитализации человеческого потенциала выпускников; 4) целевое конструирование системы научно-образовательных и инновационных комплексов общества.
|