Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Отраслевой и территориальный анализ основных показателей развития алмазно-бриллиантового комплекса






 

В деятельность алмазно-бриллиантового комплекса мира вовлечено более 50 государств, только 18 стран обуславливают его развитие (приложение 4). Для определения их места и значимости в функционировании мирового АБК можно прибегнуть к типологическому подходу, используя отраслевую, социально-экономическую и региональную классификацию стран. Они построены с учетом качественных критериев (географическое положение страны, ее природно-ресурсный потенциал, особенности социально-экономического развития, историко-географические особенности формирования рассматриваемых национальных экономик и их отраслевая структура) и количественных показателей (емкость рассматриваемых рынков, объемы добычи алмазов, импорт алмазов, вторичный экспорт алмазов, производство бриллиантов, их импорт и экспорт, потребление бриллиантов и ювелирных изделий с бриллиантами (ЮБИ), себестоимость производства бриллиантов, средняя стоимость ЮБИ, продаваемых в каждой стране, душевые показатели ВВП, экспортная квота).

Отраслевая классификация стран. По международной специализации в рамках АБК все страны можно условно разделить на четыре группы.

- Страны, специализирующиеся на добыче алмазов и определяющие ее мировой объем – Ботсвана (23%), Россия (20%), Канада (14%), ЮАР (10%), Ангола (9%), Намибия (7%), Австралия (3%).

- Страны, специализирующиеся на производстве бриллиантов и определяющие его мировые объемы – Индия (55%), Израиль (17%), Таиланд и Китай (15%), Россия (5%), ЮАР (4%), Бельгия (2%), США (2%).

- Страны, специализирующиеся на производстве ювелирных изделий с бриллиантами и определяющие мировое потребление бриллиантов и ювелирных изделий с бриллиантами – США (48 и 52%), Япония (10 и 14, 4%), Италия (5 и 6%), страны Персидского залива (10 и 6%), Индия (5, 1 и 2%).

- Страны-посредники, обслуживающие торговые операции с алмазами, бриллиантами, ювелирными изделиями с бриллиантами – Израиль, Бельгия, Великобритания, Гонконг, страны Персидского залива.

Изучение предложенной классификации обнаруживает совмещение одним государством нескольких функций в рамках АБК: Израиль – производство бриллиантов и посреднические функции; Россия – добыча алмазов и производство бриллиантов; ЮАР – добыча алмазов и производство бриллиантов; США – производство бриллиантов и ЮБИ, а также их потребление; Бельгия – производство бриллиантов и посреднические функции; страны Персидского залива (ОАЭ, С. Аравия) – производство ЮБИ и их потребление, посреднические функции; Индия – производство бриллиантов и ЮБИ и их потребление. Очевидно, что именно эта группа государств, несмотря на свою малочисленность, собственно и определяет функционирование мирового АБК, включая в себя ведущих производителей, посредников и потребителей.

Классификация стран по степени значимости их АБК для мирового рынка.

Как уже отмечалось, развитие изучаемого комплекса определяется стабильно ограниченным количеством участников, которых можно считать традиционными «игроками». Если состав рынка рассматривать в классическом смысле слова – без его производственной части, а только как торговлю алмазами, бриллиантами, ювелирными изделиями с бриллиантами, то на страновом уровне к традиционным участникам можно отнести Бельгию, Индию, Израиль, США, Японию. На них приходится около 90% мирового импорта алмазов, мирового вторичного экспорта алмазов, мирового импорта бриллиантов и практически весь мировой экспорт бриллиантов. Более того, перечисленные страны выступают не только в качестве ведущих продавцов, продукции произведенной в АБК, но и в качестве основных ее потребителей (60% мирового потребления бриллиантов и 66 мирового потребления ЮБИ) (приложение 5). Впрочем, для них же характерно лидерство и в производстве продукции комплекса.

В последние годы в силу процесса глобализации мировой экономики стали появляться страны, «отнимающие» часть функций у традиционных участников. Так, производство бриллиантов в силу высокой трудоемкости стало перемещаться в страны с низкой стоимостью рабочей силы (Китай, Таиланд, Шри-Ланка, Мексика, Пуэрто-Рико, Армения, Украина и т.д.); страны, обладающие льготными таможенным и налоговым режимами, стали притягивать к себе торговые потоки драгоценных металлов и камней (Гонконг, Сингапур, ОАЭ, Бахрейн, Саудовская Аравия, Катар и т.д.); повышение уровня жизни в ряде развивающихся стран привело к резкому увеличению покупательской способности населения, что в сочетании с ненасыщенностью внутреннего рынка превратило их в привлекательные рынки сбыта. В результате на мировом алмазно-бриллиантовом рынке сформировалась новая группа государств, способная влиять на его развитие. Лидерами среди них можно считать Китай, Таиланд и страны Персидского залива.

Стоит отметить, что по сравнению с традиционными участниками мирового алмазно-бриллиантового рынка (Индия, Израиль, Бельгия, США, Япония) новые «игроки» контролируют незначительную его часть: 9% мирового импорта алмазов, 13% мирового вторичного экспорта алмазов, 8% мирового импорта бриллиантов, 1% мирового экспорта бриллиантов, да и в мировом потреблении продукции АБК доля их незначительна (12% потребления бриллиантов, 6% потребления ювелирных изделий с бриллиантами). Однако темпы роста контролируемой ими долей впечатляют (Гонконг за последние 5 лет увеличил объемы импорта в 2 раза, ОАЭ за последние 3 года увеличили объемы импорта и экспорта алмазов в 2 раза). И это не смотря на негативные процессы, сложившиеся в рассматриваемых регионах за исследуемый период, - финансовый кризис в странах Юго-Восточной Азии, эффект «миллениума», атипичная пневмония (Гонконг), война в Ираке (страны Персидского залива) [7].

Таким образом, «растущие» алмазно-бриллиантовые региональные рынки привлекательны всеми свойствами – производящими, потребительскими, посредническими. При этом особую значимость для мирового АБК имеют их производящая и посредническая функции, которые стимулируют и во многом определяют развитие друг друга. Это выражается в стремлении размещать производство бриллиантов и ювелирных изделий с бриллиантами в районах свободных экономических зон, промышленных парках из-за наличия там льготного режима налогообложения (Таиланд – Gemopolis, ОАЭ – Jebel Ali), что в свою очередь позволяет заниматься и эффективной торговлей производственной продукцией.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал