Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Независимость и несменяемость судей






Независимость судей вкл.: определенные законом процедуры осущ. правосудия; несменяемость судьи; порядок приостановления и прекращения полномочий и его право на отставку; неприкосновенность судьи и предоставление ему за счет гос-ва материального и соц.обеспечения.

Несменяемость хар-ется: не подлежат переводу на др.должность или в др.суд без согласия; полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены решением квалифицированной коллегии судей.

Неприкосновенность судей; материальное и соц.обеспечение судей; обеспечение безопасности судей. Для выражения интересов судей образуются органы судебного сообщества(Всероссийский съезд судей, конференции судей субъектов РФ, Совет судей РФ, советы судей субъектов РФ, общее собрание судей судов, Высшая квалификационная коллегия судей)

 

27. Присяжные и арбитражные заседатели: требования, предъявляемые к кандидатам, основные задачи

Присяжные и арбитражные заседатели выполняют свои обязанности по разбирательству суд.дел на временной основе.Заседатели не считаются судьями, но голос арбитражного заседателя=голосу судьи.Присяжный заседатель привлекается только для решения о виновности или невиновности подсудимого по уг.делу, заслуживает или нет данный подсудимый снисхождения.Правовое положение представителей народа в значительной степени определяется порядком наделения их соответствующими полномочиями. Для хар-ки статуса присяжных заседателей важным является то, что они получают свои полномочия в порядке, детально регулируемом законом. Ст.80Закона о судоустройстве гласит, что присяжными заседателями не могут быть лица, фамилии к-рых не значатся в списках избирателей, составляемых при подготовке к выборам в представительные органы и референдумам. Из их числа подлежат исключению также те, кто имеет не снятую или не погашенную судимость, не достиг возраста 25 лет, явл.недееспособным или ограниченно дееспособным по решению суда.Нельзя обязывать выполнять функции присяжных лиц, не владеющих языком, на к-ром ведется судопроиз-во, достигших 70 лет; лиц, занимающих должности судьи, прокурора, следователя, явл.военнослужащими, священнослужителями.Отбор кандидатов в присяжные подразделяется на несколько этапов.Определяется кол-во кандидатов, создается комиссия по отбору лиц в присяжные заседатели, начинается отбор, который обязательно должен быть случайным.При отборе учитываются рекомендации Минюста РФ от 1993г. Составляется список кандидатов, к-рый называется общим.Одновременно составляется запасный список кандидатов в присяж.заседатели(для обеспечения замены).Формирование коллегии присяжных, к-рые непосредственно участвуют в разбирательстве конкретного дела, происходит уже в суде по правилам ст.ст.326-328 УПК.Выбранные присяж.заседатели избирают себе старшину, приводятся к присяге.Самая сущ.особ-ть статуса арбитражных заседателей закл.в своеобразии порядка наделения их полномочиями, установленного Законом об арбитраж.-заседателях от30мая2001г.Арбитраж.заседателем может стать гражданин РФ, достигший 25лет, с безупречной репутацией, имеющий высшее проф.образ-е и стаж работы в сфере эконом., финансовой, юр., управленческой или предпринимательской деят-ти не менее5лет.Не допускаются лица имеющие не снятую или не погашенную судимость, состоящие на учете в нарк или псих диспансерах, признанные судом полностью или частично недееспособными, совершившие «поступок, умаляющий авторитет судеб.власти».Списки арбитраж.заседателей формируют арбитраж.суды субъектовРФ, утверждаются Пленумом ВАС РФ, публикуются в «Вестнике ВАС РФ» и СМИ.Срок полномочий арбитраж.заседателей–2 г.

 

28. Органы судейского сообщества: система, задачи и полномочия

Судейское сообщество-судейский корпус, который через своих представителей обладает определенными организационными возможностями, обеспечивающими реализацию независимого правосудия.

Судейское сообщество в РФ образуют судьи федеральных судов всех видов и уровней, судьи судов субъектов РФ, составляющих судебную систему РФ. Органами судейского сообщества в РФ явл.: Всероссийский съезд судей; конференции судей субъектов РФ; Совет судей РФ; советы судей субъектов РФ; общие собрания судей судов; Высшая квалификационная коллегия судей РФ; квалификационные коллегии судей субъектов РФ.

Осн.задачами органов судейского сообщества явл.: содействие в совершенствовании судебной системы и судопроиз-ва; защита прав и законных интересов судей; участие в орг-ном, кадровом и ресурсном обеспечении судебной деят-ти; утверждение авторитета судебной власти, обеспечение выполнения судьями требований, предъявляемых кодексом судейской этики.Органы судейского сообщества формируются и действуют в соответствии с ФКЗ и ФЗ для выражения интересов судей как носителей судебной власти. Деят-ть органов судейского сообщества регулируется актами(регламентами, положениями), принимаемыми этими органами.Принципы организации и деят-ти органов судейского сообщества.

Статья 5.Органы судейского сообщества осущ.свою деят-ть коллегиально, гласно, при неукоснительном соблюдении принципов независимости судей и невмешательства в судебную деят-ть.Советы судей и квалификационные коллегии судей организуются на принципах выборности, сменяемости и подотчетности органам, их избравшим.Квалификационные коллегии судей не подотчетны органам, их избравшим, за принятые решения.

 

29. Квалификационные коллегии судей: порядок избрания, задачи и полномочия

Судья не может быть избран одновременно в совет судей и квалификационную коллегию судей одного уровня, а также не может быть членом квалификационных коллегий судей разных уровней.

ВККС РФ полномочна: утверждать положение о порядке работы ККС; рассматривать вопросы, отнесенные к компетенции ККС субъектов РФ, в случае невозможности их разрешения этими коллегиями; изучать и обобщать практику работы ККС, давать рекомендации по совершенствованию деят-ти этих коллегий, организовывать учебу членов этих коллегий; принимать решения о представлении судей к награждению гос-ными наградами и присвоении им почетных званий.

Общие полномочия: рассматривают заявления кандидатов на соответствующую должность судьи и дают заключение о рекомендации лица на должность судьи или об отказе в такой рекомендации; объявляют в СМИ об открытии вакантных должностей судей; приостанавливают, возобновляют либо прекращают полномочия, а также отставку судей соответствующих федеральных судов; членов соответствующих советов судей и квалификационных коллегий; осущ.квалификационную аттестацию судей соответствующих судов, присваивают судьям соответствующих судов квалификационные классы; дают заключения о возможности привлечения судей, пребывающих в отставке, к исполнению обязанностей судей соответствующих федеральных судов; налагают дисциплинарные взыскания на судей соответствующих судов.+ ККС субъекта РФ полномочна: -организовывать проверку достоверности биографических и иных сведений, представленных кандидатами на вакантные должности; утверждать состав экзаменационной комиссии по приему квалификационных экзаменов у кандидатов на должность судьи соответствующего суда

 

30. Третейские суды: понятие, виды, порядок образования

Третейские суды не входят в систему судебных органов РФ, но наряду с др.судами они осущ.защиту нарушенных или оспариваемых прав. Он имеет ряд преимуществ-быстроту, экономичность, отсутствие публичности, упрощенный порядок рассмотрения.

Третейский суд-суд, избираемый самими сторонами для разрешения спора между ними.В зависимости от хар-ра дел, которые могут передаваться на их рассмотрение, третейские суды можно подразделить на: третейские суда для разрешения эконом.споров(споров, вытекающих из гражданских правоотношений и подведомственных арбитражному суду.В частности, третейский суд по эконом.спорам полномочен разрешать споры след.хар-ра: о разногласияхпо договору; об изменении условий договора; о возмещении убытков); третейские суды для рассмотрения споров, подведомственных судам общей юрисдикции.Третейские суды могут быть подразделены на создаваемые для разрешения конкретного спора(опред.по соглашению сторон; осущ.третейское разбирательство в соответствии с правилами, согласованными сторонами) и постоянно действующие.Для образования постоянно действующего третейского суда организация, при которой планируется его деят-ть, должна: принять решение об образовании постоянно действующего третейского суда; утвердить положение о постоянно действующем третейском суде, утвердить список третейских судей, который может иметь обязательный или рекомендательный хар-р.Копии этих документов организация направляет в компетентный суд, осущ.судебную власть на той тер-рии, где расположен постоянно действующий третейский суд. Третейским судьей может быть физ.лицо, способное обеспечить беспристрастное разрешение спора, прямо или косвенно не заинтересованное в исходе дела, явл.независимым от сторон и давшее согласие на исполнение обязанностей третейского судьи.Рассмотрение дел в третейских судах осущ.на основе принципов законности, конфиденциальности, независимости и беспристрастности третейских судей, диспозитивности, состязательности и равноправия сторон.

 

31. Органы прокуратуры: система и основные направления деятельности

Прокуратура РФ -это единая централизованная система органов, осущ. надзор за соблюдением К РФ и исполнением законов, действующих на тер-рии страны. Структура: Ген.прокуратура РФ-Прокуратуры субъектов РФ (республик, краёв, областей.)-Районные, городские прокуратуры.

Систему органов прокуратуры составляют Ген.прокуратура РФ(Генпрокурор РФ), прокуратуры республик в составе РФ, прокуроры краев, обл., городов,, автономных округов, городские (районные) прокуратуры, военная прокуратура.

Система органов транспортной прокуратуры(Управление по исполнению законов на транспорте и в таможенных органах Генпрокуратуры): надзор за исполнением законов на ж/д, воздушном и водном транспорте.

Природоохранные прокуратуры осущ.надзор за исполнением законов, направленных на защиту окр.среды, эколог.прав граждан, предприятиями, учреждениями, организациями и должностными лицами.

Прокуратуры войсковых частей осущ.надзор за исполнением законов в закрытых административно-тер-ных образ-ях.

Задача прокуратуры по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний-надзор за соблюдением законов администрацией учреждений УИС и соблюдением прав личности, отбывающих наказание.

 

32. Прокурорский надзор: понятие и виды

Прокурорский надзор-осуществляемая прокурорами от имени РФ деят-ть по исполнению действующих на ее тер-рии законов.

Виды прокурорского надзора: 1.надзор за исполнением законов(Предметом надзора явл.соблюдение К РФ и исполнение законов фед.министерствами, представительными и исполнит.органами субъектов РФ, органами МСУ, органами военного управления, органами контроля. Вне рамок прокурорского надзора находится исполнение законов ФС РФ, Президентом РФ, Правительством РФ, судебными органами); 2)надзор за исполнением законов органами, осущ.оперативно-розыскную деят-ть, дознание и предварительное следствие(предмет-соблюдение прав и свобод человека и гражданина; полномочия прокурора: проверка уголовных дел, дача письменных указаний, контроль за законностью решений о возбуждении уголовных дел или применении мер процессуального принуждения); 3) надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказания, и назначаемых судом мер принудительного хар-ра администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу(предмет: законность нахождения лиц в учреждениях УИС и мер принудительного хар-ра).


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал