![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Понятие безопасности. Система органов обеспечения безопасности
Органами обеспечения безопасности явл.: Вооруженные силы, органы ФСБ, ОВД, органы внешней разведки, органы законодательной, исполнительной, судебной власти и их высших должностных лиц, органы налоговой службы, ВВ, пограничные войска, органы, обеспечивающие безопасное проведение работ в пром-ти, энергетике, на транспорте и с/х, службы обеспечения безопасности ср-в связи и инфо, органы таможни, ПО, органы охраны здоровья населения. Создание органов безопасности, не предусмотренных законом, не допускается. Каждый из этих органов обладает собственными задачами и компетенцией. Они созданы для: отражения внешней угрозы (ВС, органы внешней разведки); отражения внутр.угроз (ОВД, ВВ); отражение как внутр.так и внешних угроз(ФСБ, таможенные органы) Общее рук-во этими органами возложено на Президента РФ.Он возглавляет Совет безопасноти, совместно с Федеральным Собранием определяет стратегию обеспечения внутр.и внешней безопасности, контролирует деят-ть гос.органов обеспечения безопасности. Основные функции системы органов безопасности: выявление и прогнозирование внутр.и внешних угроз жизненно важным интересам объектов безопасности; осущ.комплекса оперативных и долговременных мер по их предупреждению и нейтрализации; создание и поддержание в готовности сил и ср-в обеспечения безопасности; осущ.системы мер по восстановлению нормального функционирования объектов безопасности в регионах, пострадавших в результате ЧС; участие в мероприятиях по обеспечению безопасности за пределами РФ в соответствии с международными договорами, признанными РФ. Осн.принципами обеспечения безопасности явл.: законность; соблюдение баланса жизненно важных интересов личности, общества и гос-ва; взаимная ответ-ть личности, общества и гос-ва по обеспечению безопасности; интеграция с международными системами безопасности (ст.5 Закона).
47. Совет безопасности РФ: структура, задачи и полномочия СБ РФ явл.конституционным органом, осущ.подготовку решений Президента РФ в обл.обеспечения безопасности. Сущ-е СБ закреплено в ст.83 Конституции РФ. Заседания Совета безопасности по закону 1992 года должны проводиться не реже одного раза в месяц. Решения СБ принимаются на его заседании постоянными членами СБ простым большинством голосов от их общего кол-ва и вступают в силу после утверждения председателем СБ (Президентом РФ).Постоянными членами СБ назначаются на персональной основе(а не по должности)6 человек: Президент (председатель СБ), Председатель Правительства, Секретарь СБ, министр иностр.дел, министр обороны, директор ФСБ. Решения Совета безопасности по важнейшим вопросам оформляются Указами Президента, иные решения - протоколами. СБ РФ-совещательный орган, осущ.подготовку решений Президента РФ по вопросам обеспечения защищённости жизненно важных интересов личности, общества и гос-ва от внутр. и внешних угроз, проведения единой гос-ной политики по обеспечению нац.безопасности.СБ обеспечивает условия для реализации Президентом РФ его конституционных полномочий по защите прав и свобод человека и гражданина, охране суверенитета РФ, её независимости и гос-ной целостности.
48. Органы Федеральной службы безопасности: структура, задачи и полномочия ФСБ-федеральный орган исполнительной власти.непосредственно реализующий осн.направления деят-ти органов ФСБ, осущ в пределах своих полномочий гос-ное управление в сфере обечпечения безопасности РФ и координирующий деят-ть федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на ее осущ.. Органы ФСБ образуют единую централизованную систему органов ФСБ и пограничных войск, в которую входят: ФСБ РФ; управления(отделы) ФСБ по отд.районам и субъектам; управления(отделы) ФСБ в ВС РФ, влйсках и иных воинских подразделениях; управления(отделы) ФСБ по пограничной службе(пограничные органы). Осн.задачи: 1. Управление органами и войсками, а также организация их деят-ти; 2.рук-во органами ФСБ и подчиненными им подразделениями; 3.информирование Президента РФ об угрозах безопасности; 4.выявление, пресечение и предупреждение разведывательной деят-ти спецслужб и организаций иностранных гос-в; 5.координация осущ.федеральными органами исполнительной власти контрразведывательных мероприятий и мер по осущ.собственной безопасности; 6.организация выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, осущ.досудебного произ-ва по которым отнесено к ведению органов и войск; 7.во взаимодействии с органами внешней разведки добывание и обработка в пределах своих полномочийразведывательной инфо; 8.осущ.силами органов пограничной службы и пограничных войск мер по охране Гос-нойграницы РФ, тер-ного моря, континентального шельфа; обеспечение борьбы с террористической и диверсионной деят-тью.
49. Органы внешней разведки: система, задачи и полномочия Внешняя разведка РФ как совок-ть спец.создаваемых гос-вом органов-органов внешней разведки РФ-явл.составной частью сил обеспечения безопасности РФ и призвана защищать безопасность личности, общества и гос-ва от внешних угроз с использ.опред.наст.ФЗ методов и ср-в. Разведывательная деят-ть осущ.как самостоятельными, так и входящими в структуру др.федеральных органов исполнительной власти органами внешней разведки РФ. Осущ.разведывательной деят-ти возложено на: Службу внешней разведки РФ, Органы разведки Министерства обороны РФ, Органы разведки Федеральной пограничной службы РФ, Органы разведки ФСБ РФ. Общее рук-во органами внешней разведки РФ осуществляет Президент РФ: определяет задачи разведывательной деят-ти; контролирует и координирует деят-ть органов внешней разведки РФ; назначает рук-лей органов внешней разведки РФ. Надзор за соблюдением законов органами внешней разведки осущ.прокуратура. Целями (=задачи) разведывательной деят-ти явл.: обеспечение Президента РФ, ФС и Правительства РФ разведывательной инфо, необходимой им для принятия решений в полит, эконом, оборонной, научно-техн. и эколог.обл.; обеспечение условий, способствующих успешной реализации политики РФ в сфере безопасности; содействие эконом.развитию, НТП страны и военно-техн.обеспечению безопасности РФ. Полномочия: установление на конфиденциальной основе отношений сотрудничества с лицами, добровольно давшими на это согласие; осущ.мер по зашифровке кадрового состава и по организации его деят-ти; взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, осущ.контрразведывательную деят-ть, и федеральными органами гос-ной охраны РФ.
50. Федеральная служба охраны: структура, задачи и полномочия ФЗ " О государственной охране" 1996г. Федеральные органы гос-ной охраны входят в состав сил обеспечения безопасности РФ, в них предусмотрена военная служба.Рук-во ими осущ.Президент РФ (он создает, реорганизует и упраздняет федеральные органы гос-ной охраны, утверждает положения о них), а также Правительство РФ в пределах своих полномочий. Среди осн.задач федеральных органов гос-ной охраны выделяются: прогнозирование и выявление угрозы жизненно важным интересам объектов гос-ной охраны, осущ.комплекса мер по предотвращению этой угрозы; обеспечение безопасности объектов гос-ной охраны в местах их постоянного и временного пребывания и на трассах проезда; обеспечение в пределах своих полномочий организации и функционирования президентской связи; участие в пределах своих полномочий в борьбе с терроризмом; защита охраняемых объектов; выявление, предупреждение и пресечение преступлений и иных правонарушений на охраняемых объектах. В наст.время к федеральным органам гос-ной охраны указами Президента РФ отнесена Федеральная служба охраны РФ и СБ Президента РФ.
51. Федеральная служба по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ: структура, задачи и полномочия Осн.нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере оборота наркотических ср-в явл. ФЗ«О наркотических ср-вах и психотропных веществах». Статья 1 Закона: «оборот наркотических ср-в»-оборот наркотических ср-в, психотропных веществ и их прекурсоров-есть культивирование растений; разработка, произ-во, изготовление, переработка, хранение, перевозка, пересылка, отпуск, реализация, распределение, приобретение, использование, ввоз на таможенную тер-рию РФ, вывоз с таможенной тер-рии РФ, уничтожение наркотических ср-в, психотропных веществ и их прекурсоров, разрешенные и контролируемые в соответствии с законодательством РФ. В соответствие со ст.41 Закона, противодействие незаконному обороту наркотических ср-в, психотропных веществ и их прекурсоров осущ.Ген.прокуратура РФ, федеральный орган исполнительной власти по контролю за оборотом наркотических ср-в и психотропных веществ.Звеньевая структура устройства системы органов наркоконтроля определяется федеративным устройством России и ее административно-терр-ным делением.Исходя из этого высшим звеном системы явл.Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков.Правовую основы организации и деят-ти данной службы являет Указ Президента РФ. ФСКН России возглавляет директор, который имеет спец.звание «генерал полиции».В ФСКН России образуется коллегия в составе директора ФСКН России (председатель коллегии), его заместителей, входящих в нее по должности, а также др.лиц. Осн.задачами ФСКН России явл.: обеспечение контроля за оборотом наркотических ср-в, психотропных веществ и их прекурсоров и осущ.мер по противодействию их незаконному обороту; выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и предварительное расследование преступлений, а также осущ.произ-ва по делам об административных правонарушениях, которые отнесены законодательством РФ; координация деят-ти федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов МСУ в сфере оборота наркотических ср-в; участие в разработке и реализации гос-ной политики в сфере оборота наркотических ср-в. Полномочия ФСКН перечислены 48 пунктами, первыми из которых явл.: осущ. координации деят-ти федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов МСУ по организации исполнения законодательства РФ о наркотических ср-вах, а также о противодействии их незаконному обороту; организация и осущ.разработки федеральных целевых программ в сфере контроля за оборотом наркотических ср-в, а также в обл.противодействия их незаконному обороту, участие в реализации этих программ; осущ.нормативно-правового регулирования в сфере оборота наркотических ср-в на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов и ФЗ.
52. Налоговые органы: система и основные направления деятельности Налоговые органы РФ-контрольные органы гос-ва в сфере финансово-эконом.деят-ти. Высшим звеном системы налоговых органов явл. Федеральная налоговая служба(ФНС).находящаяся в ведении министерства финансов РФ. Нижестоящее звено-ее тер-ные органы: Управление ФНС по субъектам РФ; Межрегиональная инспекция ФНС по крупнейшим налогоптлательщикам; инспекции по районам. Гл.задачами явл.контроль за соблюдением налогового законодательства РФ, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и др.обязательных платежей; контроль валютного законодательства РФ. Осн.функции их деят-ти: контроль за изданием министерствами и др. подразделениями нормативных документов, связ.с налогообложением; возврат излишнеуплаченных налогов; проведение проверок документов в министерствах, у граждан; обеспечение полного учета налогоплательщиков. Основные принципы налогообложения: всеобщность и равенство налогообложения; обязанность учета фактической способности налогоплательщика к уплате налога; обоснованность; недопустимость произвольных налогов; обязательность определения в законе элементов налогообложения.
53. Таможенные органы: система и основные направления деятельности В систему таможенных органов входят Гос-ный таможенный комитет РФ (центральный орган федеральной власти, осущ.непосредственное рук-во таможенным делом в РФ), региональные таможенные управления РФ, таможни РФ (их создает, реорганизует и ликвидирует Гос-ный таможенный комитет РФ), таможенные посты РФ (они создаются, реорганизуются и ликвидируются региональными таможенными управлениями). Осн.функции: 1.осущ.таможенное оформление и таможенный контроль; 2.взимают таможенные платежи, налоги, пошлины; 3.обеспечивают соблюдение установленных запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых за таможенную границу; 4.обеспечивают защиту прав интеллектуальной собственности; 5.ведут борьбу с контрабандой; 6.осущ.валютный контроль операций, связ.с перемещением товаров и транс.ср-в через таможенную границу; 7.осущ.информирование и консультирование в обл.таможенного дела; 8.проводят научно-исследовательские работы в обл.таможенного дела.
54. Органы дознания: система и основные направления деятельности Дознание -форма предварительного расследования, осущ.дознавателем(следователем), по уголовному делу, по которому произв-во предварительного следствия необязательно; Дознаватель-должностное лицо, которому начальник органа дознания поручает вести дознание. В соответствии со ст.40 УПК органами дознания явл.: ОВД; Гл.судебный пристав РФ, Гл.военный судебный пристав, гл.судебные приставы субъектов РФ, их замы, старшие судебные приставы, ст.военные судебные приставы. А также по делам, отнесенных к их ведению: капитаны морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании; рук-лей геологоразведочных партий и зимовок, удаленных от мест расположения органов дознания; главы дип.представительств и консульских учреждений РФ; Командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов; Начальники исправительных учреждений, следственных изоляторов; Федеральные органы налоговой полиции; Органы Гос-ной противопожарной службы; Таможенные органы РФ. Дознание отл.сжатостью срока, в теч.которого оно должно быть завершено(20 суток + при наличии уваж.обстоятельств еще 10 суток).На эти органы дознания при расследовании уголовных дел возлагается осущ.2групп дейсви й: 1) дознание по уголовным делам, по которым произ-во предварительного следствия необязательно; 2)выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым произ-во предварительного следствия обязательно. Задачи органов дознания: быстрое и полное раскрытие преступлений; обеспечение правильного применения закона для вынесения справедливого наказания; способствование укреплению законности и правопорядка. ОВД-осн.универсальный способ дознания, так как их компетенция не ограничивается определенными категориями уголовных дел, как это сделано в отношении ост.органов дознания.
55. Органы предварительного следствия: система и основные направления деятельности Следствие в уголовном процессе- собирание и проверка доказательств, необходимых для выяснения обстоятельств, входящих в предмет доказывания.Вкл. предварительное следствие и судебное разбирательство. Предварительное следствие -выяснение следователем совокупности обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения уголовного дела. Судебное следствие-составляющая часть судебного разбирательства в суде первой инстанции. Систему органов предварительного следствия составляют: следственные подразделения прокуратуры, ОВД, органов ФСБ, органов Госконтроля России Функции следственных подразделений высшего и среднего уровней: предварительное следствие по наиболее сложным делам; оказывают содействие следователям, работающим в нижестоящих структурах своего ведомства (методическая помощь, повышение квалификации следователей, разъяснение нового законодательства и пр.).На осн.уровне следственные подразделения создаются не всегда. Задачи органов предварительного следствия: быстрое и полное раскрытие преступлений; обеспечение правильного применения закона для вынесения справедливого наказания; способствование укреплению законности и правопорядка; выявление причин и условий, способствующих совершению престплений, принятие мер по их устранению.
56. Органы, осуществляющие оперативно – розыскную деятельность: система и основные направления деятельности ФЗ " Об оперативно-розыскной деятельности" 1995г. -гласное и негласное проведение оперативно-розыскных мероприятий. -безвозмездное и возмездное использование негласных осведомителей. -возможность использования зашифрованных (поддельных) документов. -право выплаты вознаграждения лицам, сотрудничающим на конфиденциальной основе. -право конспиративного использования помещений, зданий, сооружений. -право гос-ной защиты в необходимых случаях. -возможное освобождение от уголовной ответ-ти лиц, внедренных в орган-ную преступную группу, при совершении там преступлений, не повлекших тяжких последствий. -право создания спец.конспиративных предприятий. -обязанность обеспечения безопасности сотрудничающих с ними лиц. -обязанность выполнения судебно-следственных поручений(а также поручений международных правоохранительных органов) по проведению отд.оперативных мероприятий. -обязанность пресекать использование преступниками техн.ср-в связи.
57. Нотариат: понятие, правовая природа, система органов Основы законодательства РФ о нотариате, утвержденные Верховным Советом РФ, 1993г. Нотариат-система органов, на которые возложено удостоверение сделок, оформление наследственных прав и совершение др.действий, направленных на юрид.закрепление прав граждан и юрид.лиц и предупреждение их возможного нарушения в дальнейшем. В состав нотариата входит: гос-ные нотариальные конторы, частнопрактикующие нотариусы, должностные лица, наделенные правом выполнять нотариальные действия(начальники исправительных колоний, СИЗО, гл.врачи больниц). Осн.задачи нотариата: охрана прав и законных интересов граждан, гос-ных учреждений; охрана всех форм собственности; предупреждение правонарушений путем предварительного и своевременного удостоверения договоров и иныхсделок.Гл.задача-превентивное правосудие. Гос-ные и частные нотариусы могут совершать все нотариальные действия, которые дозволены им действующим законодательством, составлять проекты сделок, заявлений, изготовлять копии документов и выписки из них, а также давать разъяснения по вопросам совершения нотариальных действий. Также им дано право истребовать от физ.и юр.лиц сведения и документы, необходимые для совершения нотариальных действий. Должность нотариуса учреждается и ликвидируется соответствующим органом юстиции совместно с нотариальной палатой.Также опред.кол-во должностей нотариусов в нотариальном округе.Наделение нотариуса полномочиями произ-ся на осн.рекомендации нотариальной палаты Минюстом РФ или по его поручению органом юстиции на конкурсной основе из числа лиц, имеющих лицензии. Увольнение нотариуса, работающего в гос-ной нотариальной конторе, произ-ся в соответствии с законодательством о труде. Нотариус, занимающийся частной практикой, слагает полномочия по собственному желанию либо освобождается от полномочий на осн.судебного решения в случаях: осуждения его за совершение умышленного преступления - после вступления приговора в законную силу; ограничения дееспособности или признания недееспособным; по ходатайству нотариальной палаты за неоднократное совершение дисциплинарных проступков, нарушение законодательства, а также в случае невозможности исполнять проф.обязанности по состоянию здоровья (при наличии медицинского заключения) и в др.случаях, предусмотренных законодательными актами РФ.
58. Нотариальные действия: понятие и виды Нотариальные действия совершаются только нотариусом, наделенным соответствующими полномочиями в установленном законом порядке.Совершение нотариального действия может быть отложено на месячный срок в случае необходимости истребования допол.инфо или отправления документов на экспертизу.За совершением нотариальных действий могут обращаться граждане, их представители, представители юр.лиц, которые обязаны удостоверить свою личность(предъявив паспорт или заменяющие его документы), а представители также обязаны удостоверить свои права на осущ.представительства(доверенность).Документы, удостоверяемые в нотариальном порядке, зачитываются вслух и подписываются в присутствии нотариуса.Нотариус не вправе осущ.нотариальные действия на свое имя и от своего имени, на имя и от имени своего супруга, его и своих близких родственников. Контроль за деят-ью нотариусов возложен на: Суды (рассматривают жалобы по отказу совершения того или иного действия нотариусов или неправильное их совершение), Минюст РФ, его терр-ные органы(следят за исполнением проф.обязанностей нотариусов, работающих в гос-ных нотариальных конторах), нотариальные палаты (следят за исполнением проф.обязанностей нотариусов, занимающихся частной практикой) и налоговые органы (следят за исполнением нотариусами всех налоговых обязательств). Нотариус отказывает в совершении нотариального действия, если: совершение такого действия противоречит закону; действие подлежит совершению др.нотариусом; с просьбой о совершении нотариального действия обратился недееспособный гражданин либо представитель, не имеющий необходимых полномочий; сделка, совершаемая от имени юр.лица, противоречит целям, указанным в его учредительных документах; документы, представленные для совершения нотариального действия, не соответствуют требованиям законодательства. Нотариальные действия или отказ в их совершении могут быть обжалованы в районный суд по месту нахождения нотариуса. Все нотариальные действия, совершаемые нотариусом, регистрируются в спец.реестре.Формы реестров регистрации нотариальных действий, нотариальных свид-в, удостоверительных надписей устанавливаются Минюстом РФ.По просьбе заинтересованных лиц выдаются дубликаты удостоверенных нотариусом документов(в случае их утраты), которые хранятся в архиве нотариуса. Нормы общего порядка совершения нотариальных действий: 1.нотариальное действие должно быть совершено в нотариальной конторе; 2.нотариус обязан установить личность и проверить подлинность подписи участников сделки; 3.нотариус обязан не принимать документы, противоречащие закону или содержащие сведения, порочащие честь и достоинство гражданина; 4.нотариус должен допросить участвующих в договоре об их собственной воле в вопросе заключения сделки.
|