![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Объект и предмет конфликтологии.Стр 1 из 12Следующая ⇒
Тема 1. Лекция Конфликтология как отдельная дисциплина сложилась в пятидесятых-шестидесятых годах прошлого как комплексная дисциплина, синтезирующая знания социологии, политологии, общей и социальной психологии, а также ряда других социальных и гуманитарных наук. Ее предметом стало объяснение процессов жизни, функционирования и развития общественных систем и подсистем посредством категории конфликта, обозначающей столкновение, противоборство субъектов, преследующих противоположные интересы и цели. Исходя из определения предмета, мы можем вывести и объект конфликтологии - социальный конфликт. Именно социальный, а не межличностный (хотя, некоторые межличностные конфликты имеют социальные корни и социальную значимость). Но об этом позже: Конфликтология - теоретико-прикладная дисциплина. Это означает, что ее структура слагается из следующих уровней знания: · теоретического объяснения конфликта как социального феномена, анализа его природы, динамики, взаимосвязи со всеми общественными отношениями, его места и функций в системе общественных действий и взаимодействий; · изучения конкретных видов конфликтов, возникающих в различных формах социальной жизни (семья, коллектив, фирма и т.д.); · разработка технологий регулирования и разрешения социальных конфликтов. На этой основе конфликтология разрабатывает необходимые ориентиры, которыми можно воспользоваться в процессе управления социумом. Существенной особенностью конфликтологии является ее комплексный характер. Поскольку конфликты имеют место во всех сферах общественной жизни и на всех уровнях ее организации и развития, то ими интересуются представители различных социальных дисциплин. Социологи, политологи, психологи, экономисты, юристы, специалисты в области организации и управления и даже ученые, занимающиеся точными науками, изучают различные аспекты общественных конфликтов, их развития и преодоления. Общая для всех смежных наук цель - выявление и объяснение механизмов, управляющих общественными процессами, связанными с конфликтами, их динамикой, обоснование возможности предвидения (прогнозирования) тех или иных актов поведения субъектов в конфликтных ситуациях. Специфической особенностью конфликтологии на современном этапе (в 21 веке) является активное включение в развитие теоретических и эмпирических знаний представителями естественных (биология, физика) и точных (математика, информатика) наук. Это связано с тем, что: · С одной стороны, представители данных наук понимают, что на результаты их исследований сказываются социальные факторы, когда социальный заказ ориентирует не только на определенную область исследования, но и на получение определенного результата. · С другой, социологи, политологи, психологи все в большей степени осознают свою зависимость от технических средств, влияния последних не только на результаты исследований, но и на организацию социальной жизни. Отсюда появляются новые темы конфликтологии, например: 'человек - машина'. Ну, самая распространенная 'пользователь - персональный компьютер': типичные высказывания студентов: 'я исправляла ваши замечания, но подлый компьютер: ' При этом они компьютер воспринимают 'как одушевленный предмет'. На самом деле за этими высказываниями лежит социальный конфликт. Ибо конфликт возникает не между человеком и 'железом', а между пользователем и программным обеспечением. А программное обеспечение составляют люди. И, по сути, конфликт разворачивается между теми, кто составляет программы, и теми, кто ими пользуется. А это уже - социальный конфликт: В то же время конфликтология не является наукой. Интегрируя (когда успешно, когда - нет) знания социологии, психологии и других наук, конфликтология вычленяет из них информацию, относящуюся к проблеме возникновения, протекания и разрешения социальных конфликтов. При этом она использует методологическую базу, парадигмы и методы данных наук. Идейно-теоретические истоки конфликтологии. Как известно, в центре внимания марксизма оставалась крайняя форма социального конфликта - классовая борьба, социальная революция, словом, классовый антагонизм. В основе его лежит противоречие между производительными силами и производственными отношениями. С точки зрения марксизма, социальный классовый антагонизм и связанные с ним конфликты объективны и закономерны; их социальная природа - система отношений эксплуатации человека человеком. Социальный антагонизм порождается частной собственностью. На его базе утверждается политическая власть (государство) как машина подавления. Согласно марксизму, экономический и социально-политический антагонизм исчезает только при коммунизме, тогда как социальные противоречия остаются. Классовая борьба и революция - движущие силы истории. Важнейшая идея современной теории конфликта - связь конфликта с объективными социальными противоречиями, рассмотрение конфликта в контексте, общественных отношений - это традиция марксизма. В западной научной мысли с подачи Карла Маркса анализом социальных конфликтов занимались многие выдающиеся ученые 19 - начала 20 веков. Среди последних следует назвать: Эмиля Дюркгейма, Георга Зиммеля, Людвига Гумпловича, Макса Вебера, Вильфредо Парето, Гаэтано Моска и многих других. Если уж быть до конца точным, то впервые термины 'конфликт' и 'концепция конфликта' в научную литературу введен немецким социологом (ныне его больше относят к культурологам) Георгом Зиммелем. В рамках формальной социологии и аристотелевской логики Г. Зиммель рассматривал противоречия между содержанием и формой культуры, между культурными отличиями представителей различных социальных групп. В последнем случае он рассматривал конфликт как порождение различий в социализации, а также социально-психологическими факторами. В этом отношении конфликт обусловлен различием интерпретаций одних и тех же фактов представителями различных социальных групп. В.Парето, противопоставляя свои взгляды Марксовым, считал одним из главных факторов, детерминирующих общественный процесс, соперничество элит и борьбу масс с элитой. Вместе с тем он не отрицал правоту Маркса в том, что классовая борьба есть фундаментальная 'величина' в истории. Однако В.Парето отвергал тезис, что классовая борьба определяется исключительно противоречиями в экономике, конфликтами, вытекающими из собственности на средства производства. По мнению В.Парето, первопричиной противоречия между массой и элитой может быть обладание государственной властью и военной силой. Этот итальянский социолог и политолог утверждал, что устранение конфликта между трудом и капиталом не ведет к исчезновению классовой борьбы. Классовая борьба - лишь форма борьбы за жизнь, а то, что именуют 'конфликтом между трудом и капиталом' - лишь форма классовой борьбы. Религиозные конфликты - тоже форма классовой борьбы. Исчезая, они заменяются социальными конфликтами. Но если даже утвердится коллективизм, не будет 'капитала', конфликты не исчезнут, классовая борьба тоже. Одну форму классовой борьбы заменит другая. 'Возникнут конфликты между разными слоями трудящихся социалистического государства, между 'интеллектуалами' и 'неинтеллектуалами', между разными типами политиков, между ними и подчиненными, между новаторами и консерваторами'. Гаэтано Моска, развивал ту же мысль о постоянном характере конфликтов в обществе, связывая их существование с разделением общества на господствующий 'политический или правящий класс' и управляемый класс - большинство народа. История общества постоянно остается борьбой этих классов, насилие и конфликты здесь играют важную роль в происходящих переменах и установлении стабильности. Крупнейший немецкий социолог М.Вебер считал, что любое общество раздирают коренные противоречия, в частности, между местом, занимаемым членом общества, и его заслугами, между эгоизмом индивида и необходимостью подчинения, преданности общественным интересам. Внутри общества имеют место различные конфликты между группами, партиями, отдельными личностями. Таким образом, в западной научной мысли 19 - начала 20 вв. конфликт рассматривался на основе положений марксизма, хотя и получал свою интерпретацию. Общими местом в теориях является тезис: конфликт неизбежен и заканчивается победой одной из сторон. В то же время в качестве идейно-теоретических выступали и другие концепции. Среди последних следует назвать антипод марксизма - структурно-функциональный анализ Толкота Парсонса. Т. Парсонс и его сторонники, не отрицая наличие конфликтов, утверждали, что тенденции к единству, решение общих целей и задач преобладают и в этом отношении конфликты разрешаюся 'сами собой'. Они считали конфликты негативным явлением, препятствующим развитию социальных отношений. Вот на основе этих диаметрально противоположных точек зрения и возникла конфликтология: сначала как парадигма (образец научной практики) изучения социальных явлений, а потом и как научная дисциплина. Возникновение и развитие конфликтологии как научной дисциплины. · с одной стороны, ориентирует мысль исследователя на выявление и объяснение противоречий, конфликтов в системе общественных отношений. · с другой - конфликт рассматривается лишь в рамках достижения и обеспечения согласия и исключается из сферы взаимоотношений больших социальных групп. Трактовка парадигмы конфликта отразила два противоположных подхода в изучении конфликтов. Один подход - это подход с точки зрения структурного функционализма и теории 'человеческих отношений' Элтона Мэйо. Согласно ему конфликты в общественной системе встречаются, но они носят временный характер и скорее вписываются не в функции системы, а представляют дисфункцию, патологию (Роберт Мертон), либо имеют позитивные последствия, но лишь в случае их успешного разрешения (Льюис Козер). Стало быть, природа их не объективна, а субъективна. При другом подходе конфликт рассматривается как явление естественное, закономерное для общества. Нормальное состояние общества - не гармония, равновесие, а конфликт (Ральф Дарендорф, Чарльз Райт Миллс). Природа конфликта объясняется по - разному: социально-психологическими факторами или же особенностями социальной структуры. Согласно концепции Р.Дарендорфа, каждое общество изменяется в каждой своей точке; каждое общество пронизано конфликтом, социальный конфликт вездесущ; каждый элемент в обществе вносит свой вклад в его дезинтеграцию и изменение; каждое общество построено на подчинении одних членов общества другим. Отмеченный водораздел концепции интеграции и конфликта очерчен в одной из последних работ известного современного французского социолога Алена Турена 'Возвращение человека действующего. Социальная теория в индустриальном обществе'. Автор говорит о 'разных социологиях': одна из них включает дисциплины, ориентированные на изучение 'социального порядка', т.е. совокупности институтов и отношений, обеспечивающих стабильность данной системы. Другая - 'социология действия', она, напротив, интересуется прежде всего изменениями, рассматривает социальные действия как цепь конфликтов. По А.Турену, всякий социальный процесс состоит из системы конфликтов социальных субъектов различного ранга и уровней. Модель равновесия, стабильности и конфликтная модель общества представлены также во взглядах других современных авторов, включая отечественных. Важно отметить, что при том и другом подходах в изучении конфликта зарубежными учеными накоплен большой фактический материал, в основном относящийся к разработке технологии управления на уровне малых групп, фирм и межличностных отношений.
|