![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Психологические методы в конфликтологии (наблюдение, эксперимент, социометрия, опрос, анализ документов, личностные тесты и т.д.).
То, что конфликтология не является наукой определяет отсутствие собственной методологии. Методологическую основу конфликтологии как теоретико-прикладной дисциплины составляет комплекс философских, политологических и социологических идей, аккумулируемых в теории конфликта. В различных направлениях исследования конфликтов, рассмотренных выше (структурно-функциональной и конфликтной моделей общества), отмечается существенное различие методологии. Структурно-функционалистский подход, поскольку он акцентируется на равновесии, стабильности системы, а конфликты рассматривает лишь как временное явление, как дисфункцию системы, будет правильно отнести к разряду недиалектических методологий. Противоположный ему подход - парадигма конфликта, ориентирующая на изменение системы, представляющая конфликт как естественное явление в обществе, связанное с объективными противоречиями, - является диалектическим. Коренной вопрос той или иной методологии - вопрос о природе конфликта. Решается он опять-таки по-разному, хотя в основе решений лежит собственно социологическая концепция. Функционалисты исходят из социальной структуры общества, считая, что она не фиксирует постоянные и четкие классовые различия, а характеризуется высоким уровнем социальной мобильности, политической же системе принадлежит иная роль - формирование и функционирование полиархии. Последняя означает признание существования многих политически активных, соперничающих в борьбе за власть групп. Следовательно, анализ конфликтов здесь не увязывается с социальной структурой, взаимодействием больших социальных групп. Такая методология отражает американскую социальную ситуацию, с рыхлой классовой структурой, со многими пересекающимися противоречиями, носящими временный характер, как утверждают американские авторы. В теории групп, разработанной американским политологом и социологом Д.Трумэном, одним из условий демократии признается 'текучее членство'; члены общества включены во множество групп интересов, действительных и потенциальных. Переход из одной группы в другую - не резкий, плавный. Возникающие организованные группы интересов не могут следовать только собственным целевым установкам, но должны учитывать также принадлежность своих приверженцев к другим группам интересов. Поэтому при наличии таких групп возникающие конфликты пересекаются и всегда содержат в себе тенденцию к равновесию, балансу интересов'. Диалектическая методология (некоторые ученые называют ее структуралистской) рождена на европейской почве, в социумах со зрелыми классовыми различиями и противоположностью интересов больших социальных групп, в обществах, где в последние два века постоянно развивались социальные и политические движения левого толка. Эта методология, будь то марксистская или немарксистская, увязывает анализ конфликтов прежде всего с социальной структурой и ее изменением. Р.Дарендорф, например, пишет: 'Социальные конфликты вырастают из структуры обществ, являющихся союзами господства и имеющих тенденцию к постоянно кристаллизуемым столкновениям между организованными сторонами'. Методы подразделяются на: методы изучения конфликтов и методы разрешения их. Методы изучения, в свою очередь подразделяются на теоретические и эмпирические. К теоретическим относятся: 1) структурно-функциональный метод - выявляются основные элементы конфликтного взаимодействия и роль каждого из них. Явление рассматривается в состоянии покоя, в статике. Преимущество метода - он помогает увидеть то, что в состоянии движения не увидеть (состав участников, причины, границы конфликта). Выявление структурных элементов - важнейшая предпосылка урегулирования конфликта. Недостаток метода - исследует то, чего нет, так как конфликт никогда не находится в состоянии покоя. 2) процессуально-динамический метод (дополняет структурно-функциональный метод). Его инструменты - определение основных этапов, стадий развития конфликта. Динамика конфликта может развиваться как по восходящей линии (эскалация), а может - в направлении разрядки напряженности. 3) типологизация (классификация) конфликтов - метод обеспечивает группировку, классификацию форм конфликтов. Группировка помогает не только увидеть разные типы конфликтов (семейные, учебные, межгосударственные и т.д.), но и глубоко уяснить сущность конфликтов, которая проявляется в их многообразии. Все три метода лишь объясняют, что такое конфликт. Важной задачей науки является не только объяснение того, что есть, но и того, что будет. 4) системный анализ. Эмпирические: 1) наблюдение; 2) устный и письменный опрос; 3) анкетирование; 4) ивент-анализ; 5) построение когнитивных карт; 6) тестирование; 7) деловые игры и т.д. Также существуют методы прогнозирования. Прогнозирование - предвидение возможности конфликта, возможного будущего конфликта. Прогноз отличается от утопий тем, что он опирается на результаты структурного, динамического и типологического анализов. Прогнозы могут быть: краткосрочные; среднесрочные; долгосрочные. Среди методов прогнозирования в конфликтологии используются: 1) Экстраполяция 2) Моделирование 3) Метод коллективной экспертной оценки и т.д. Основные концепции социального конфликта: социально-биологическая (Ч. Дарвин, Г. Спенсер, У. Самнер); Она утверждает, что конфликт присущ человеку как и всем животным. агрессия доминирования; сексуальная агрессия; агрессия родителей; агрессия ребенка; моралистическая агрессия; агрессия грабителя; агрессия жертвы по отношению к грабителю. Социально-психологическая концепция (З.Фрейд, К. Лоренц, К. Левин). Она объясняет конфликт посредством теории напряженности. В ее основе лежит утверждение: современное индустриальное общество вызывает состояние напряженности у большинства людей. Нарушается равновесие между индивидом и средой. Причины - перенаселенность, скученность, обезличенность, нестабильностью отношений. Социальной подоплекой напряженности выступает фрустрация. Фрустрация - дезорганизация внутреннего состояния личности на социальные препятствия к достижению цели Фрустрация может проявиться в реакциях: - агрессии; - регрессии; - или в уходе в себя. Однако показатели напряжения индивидуальны для индивидов. Они не могут быть применимы для прогнозирования коллективного проявления. Теория насилия или классовая теория (К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин). Она утверждает: социальный конфликт воспроизводится обществами с определенной социальной структурой. Среди авторов подобных взглядов: Карл Маркс (1818-1883), Фридрих Энгельс (1820-1895), В.И. Ленин (1870-1924), Мао Цзэдун (1893-1976), американский социолог, представитель неомарксизма Герберт Маркузе (1898-1979), американский леворадикальный социолог Чарльз Райт Миллс (1916-1962), представители итальянской школы политической социологии, создатели теории элит: · Вильфредо Парето (1848-1923); · Гаэтано Моска (1858-1941); · Роберт Михельс (1876-1936). К. Маркс: причина конфликта - разделения людей на классы, классы определяются положением в экономической системе, основные классы общества - буржуазия и пролетариат, между ними происходит постоянная вражда, цель буржуазии - господство и эксплуатация пролетариата, антагонистические конфликты приводят к революциям, революции являются локомотивами истории. Точка зрения марксизма на конфликт конфликт - неизбежное столкновение, его нужно правильно организовать, цель - ускорение развития общества, насилие оправдывается задачами будущего созидания. Теория Маркса отводит роль главных носителей политических антагонизмов классам. Однако сегодня не менее важную роль играют территориальные (нации и другие формирования внутри наций) корпоративные (профессиональные и парапрофессиональные) группы. Теория структурного функционализма (Т. Парсонс, Э. Мэйо).
Функционалисты рассматривают конфликт как искажение, дисфункциональный процесс в общественных системах. Ведущий представитель этого направления - американский социолог Толкотт Парсонс (1902-1979). · трактовал конфликт как социальную аномалию, «бедствие», которое необходимо преодолевать; · сформулировал ряд социальных предпосылок, обеспечивающих стабильность общества: - удовлетворение основных биологических и психологических потребностей большей части общества; - эффективная деятельность органов социального контроля, воспитывающих - граждан в соответствии с принятыми в данном обществе нормами; - совпадение индивидуальных мотиваций с общественными установками. В хорошо работающей социальной системе господствует консенсус. Конфликт не находит почвы в таком обществе. Близкой позиции придерживалась школа «человеческих отношений» (public relations). Так, Элтон Мэйо (1880-1949) утверждал: - необходимо способствовать установлению мира в промышленности; - необходимость замены индивидуального вознаграждения групповым; - замена экономического вознаграждения социально-психологическим (моральный климат); - необходима удовлетворенность трудом; - необходим демократический стиль руководства. Диалектическая концепция (Л. Козер, Р. Дарендорф, К. Боулдинг). Современные и наиболее популярные диалектические концепции конфликта утверждают: конфликт функционален для социальных систем. Наибольшую известность среди них получили концепции: · Льюиса Козера; · Ральфа Дарендорфа; · Кеннета Боулдинга; Американский социолог Льюис Козер Книга «Функции социального конфликта» (1956 г.) Его теория получила название «концепции позитивно-функционального конфликта». Л. Козер доказывал: - чем больше различных конфликтов пересекается в обществе, тем труднее создать единый фронт, разделяющий членов общества на два противостоящих лагеря; - чем больше независимых друг от друга конфликтов, тем лучше для единства общества. Немецкий социолог Ральф Дарендорф Книга «Классовая структура и классовый конфликт» (1965 г.), «Вне утопии» (1967 г.) Его теория получила название «конфликтной модели общества». Дарендорф считал: - в каждом обществе присутствует дезинтеграция, - конфликт - это перманентное (постоянное) состояние социального организма. Суть концепции Ральфа Дарендорфа такова: - любое общество подвержено в каждый момент изменению; - социальные изменения вездесущи; - любое общество испытывает в каждый момент социальный конфликт; - социальный конфликт вездесущ; - каждый элемент общества способствует его изменению; - любое общество опирается на принуждение одних его членов другими. Американский социолог и экономист Кеннет Боулдинг Книга «Конфликт и защита. Общая теория» (1963 г.) Его теория получила название «общей теории конфликта». Боулдинг применил конфликт в анализе физических, биологических, социальных явлений. Он доказывал, что и неживая природа полна конфликтов Из основных положений теории К. Боулдинга следует, что: - конфликт неотделим от общественной жизни; - в природе человека лежит стремление к постоянной вражде с себе подобными; - конфликт можно преодолевать или ограничивать; - все конфликты имеют общие образцы развития; - ключевым понятием конфликта является конкуренция; - в подлинном конфликте должны присутствовать осведомленность сторон и несовместимость их желаний.
Позитивная роль конфликта сторонниками диалектического подхода видится в следующем: - конфликт помогает прояснить проблему; - конфликт усиливает способность организации к изменениям; - конфликты могут усиливать мораль, углубляя и обогащая взаимоотношения между людьми; - конфликты делают жизнь более интересной, пробуждают любознательность и стимулируют развитие; - конфликты могут способствовать самостоятельному повышению уровня квалификации и знаний; - конфликты повышают качество принимаемых решений; - конфликты способствуют производству новых созидательных идей; - конфликты помогают понять людям, кто они есть на самом деле.
|