Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ассоциирование в переживание






Обращение описанного процесса полезно для клиен­тов, страдающих от потери телесных ощущений. Напри­мер, женщина, которая ничего не чувствует во всем райо­не таза, или мужчина, импотенция которого происходит из-за нечувствительности пениса. В подобных случаях я нашла весьма эффективную визуализацию, когда человек ясно визуализирует себя в ситуации, когда он (она) совер­шенно очевидно наслаждается сексуальным переживани­ем. Когда человек может реально увидеть себя реагирующим полноценным ощущением (для мужчины — реагирующим полной эрекцией), я предлагаю ему (ей) выйти из себя и войти в свою визуализацию. Таким образом человек ассоциируется в кинестетическую часть желательного ви­зуального переживания, входя в картину.

Таким образом, процесс ассоциации — это обращение визуальнокинестетической диссоциации. Клиент визуализирует себя в сцене и улучшает ее до степени, когда он ею полностью доволен. Затем он входит в себя в этой картине, переживания чувства, конгруентные проецированному пе­реживанию.

Это прекрасная техника для изменения образа и для подготовки клиента к выражению нового поведения. Это также средство образования. Ведя семинары, я часто про­шу участников представить себя взаимодействующими с точки зрения их представления о совершенных отношени­ях. Когда они создают себе такую картину, я прошу их войти в себя в этой картине и отметить, как они себя чувст­вуют. Действительно ли это оказывается совершенным от­ношением, или следует изменить образ того, какими отно­шения должны быть? Если отношения действительно ка­жутся совершенными, я предлагаю запомнить, как они реагируют и ведут себя по отношению к другим. Эти воспо­минания можно использовать для текущих оценок своего поведения. Это помогает убедиться, что они продолжают проявлять качества и характеристики, которые они счита­ют необходимыми для превращения в реальность жела­тельного будущего.

Глава 13

Переформирование (Рефрейминг)

За процессом рефрейминга (переформирования) стоит ве­ра в то, что любое поведение (внутреннее или внешнее), любой симптом, любая коммуникация полезна и значима тем или иным образом. В структуре переформирования со­держится также уверенность в том, что люди обладают всеми ресурсами, которые необходимы, чтобы совершить желательное изменение. Это может быть неверно. Важно, что когда я организую свое поведение так, как будто это верно, позитивные изменения легче совершить. Нужно по­мнить, что мы, люди, никогда не переживаем мир непосредственно, мы всегда создаем карты или модели наших переживаний мира, так что единственная реальность, ко­торую мы знаем — это субъективная реальность. Приня­тие вышеназванных предположений дает колоссальные преимущества. Поскольку субъективные реальности могут быть изменены и реорганизованы, мы имеем возможность формировать их полезным и благотворным образом.

Чтобы это стало более конкретным для вас, я хочу при­вести типичный пример того, как я использую эту уверен­ность, чтобы создавать изменения в субъективной реаль­ности клиента. Во время нашего семинара в Нью-Йорке одна пара попросила помощи в довольно специфической и несколько необычной проблеме. Ковровая настилка в их доме была плюшевой, и на ней отпечатывался каждый шаг. Само по себе это не было, конечно, проблемой, но хозяйка дома имела компульсивную привычку пылесосить ковер каждый раз, чтобы не оставалось никаких следов. По­скольку каждый раз, когда кто-нибудь проходил, следы оставались, ей приходилось очень много заниматься чисткой ковра. Это сводило всех с ума, и стало источником значительного напряжения между нею и ее мужем. Каждый раз, когда она видела следы на ковре, ей становилось плохо, и она не могла чувствовать себя хорошо, пока яе вычищала след пылесосом. Слушая это описание, я задала себе вопрос, могут ли следы на ковре переживаться как нечто положительное, так чтобы бедная женщина не чув­ствовала постоянной потребности в пылесосе. Ответ на этот вопрос сделал мою задачу весьма простой. Я попроси­ла женщину закрыть глаза и представить себе свой устлан­ный ковром пол дома, увидеть его в полном порядке, без всяких следов. И пока она наслаждалась этим совершенст­вом, я сказала ей, что при этом она может осознать, что в доме была также совершенная тишина; и она прислуша­лась к этой тишине и поняла, что она совершенно одна. Любимые люди ушли, и оставили ее совершенно одну с ее совершенным ковром. Теперь, сказала я ей, — она может наконец понять, что каждый след, появляющийся на ков­ре, это знак того, что любимые ею люди рядом, что она в своей семье. Так что каждый раз в будущем, когда она увидит след на ковре, она может почувствовать близость семьи и любовь, которую она испытывает к ним. Как подарки на День Матери, которые сохраняются из года в год, каждый шаг будет напоминать о чем-то теплом. В конце концов, сказала я ей, чьи большие или маленькие следы можно здесь увидеть, кто напомнил ей о себе?

Таким образом я переформировала “следы на ковре” как триггер теплых, любящих чувств, а не как стимул для компульсивного нервоза. Как ни странно, это сработало, и в самом деле, лучше же видеть в следах на ковре что-то хорошее, чем что-то плохое, не правда ли?

Кроме такого типа переформирования есть явная по­шаговая техника переформирования, которую мы с колле­гами разработали для совершения позитивных изменений. Эта техника может быть интегрирована в поведение кли­ента, так что он (или она) сможет совершать изменения личности без потребности в терапевте. Если другие тера­певтические методы или методы разрешения конфликтов работают с содержанием индивидуальных проблем, эта техника реорганизует внутренний процесс человека, создавая интегрированные процессуально-ориентированные ресурсы, которые могут быть применены к любому типу внутреннего конфликта. Это достигается благодаря ис­пользованию ресурсов и свободному потоку коммуника­ции внутри человека. Мы называем такого реорганизован­ного человека творческим (generative). Он способен создавать новое поведение или даже новую реорганизацию себя, если возникает потребность или желание.

В сравнении с другими терапевтическими моделями (которые по большей части имплицитно являются методами такой организации человека, чтобы сложность поведе­ния упростилась, и терапевт мог более успешно справиться с заданием), переформирование (рефрейминг) — это ме­тод организирования организации человеческой системы. Терапевтические модели, которые добиваются определен­ного изменения или разрешения определенного конфлик­та, игнорируют возможность конструктивной и творческой системы, которая может разрешить будущие конфликты и породить будущие изменения сама. В переформировании определенное изменение или разрешение определенного конфликта достигается посредством процесса, который мо­жет быть обобщен, перенесен на другие контексты и интег­рирован в текущее поведение человеческой системы, будь то индивидуум, пара, или любой другой тип системной че­ловеческой организации.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал