![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основные направления анализа данных уголовно-правовой статистики. На каждом из уровней правоохранительной деятельности должны быть соблюдены такие принципы формирования их оценок
На каждом из уровней правоохранительной деятельности должны быть соблюдены такие принципы формирования их оценок, как: — невозможность выделения «главного» показателя, поскольку цели функционирования всей системы юстиции множественны, а задачи, решаемые в каждом из ее звеньев, — многообразны1; — стимулирование использования каждой последующей инстанцией своих контрольных полномочий, чем повышается надежность системы; — поощрение борьбы с наиболее опасными искажениями целей законодателя в каждом из звеньев юстиции, в особенности—с нарушениями прав и законных интересов личности2. Статистический анализ деятельности уголовно-исполнительных учреждений также должен всячески способствовать ее улучшению. Администрация этих учреждений обязана, в частности, использовать имеющийся статистический материал о составе заключенных для рационального достижения целей наказания (восстановление социальной справедливости, исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений). По результатам анализа преступности и деятельности правоохранительных органов по контролю над ней составляется обобщенная справка, в которой формулируются рекомендации соответствующим органам и учреждениям, вытекающие из анализа. В заключение следует еще раз отметить, что статистический анализ должен сочетаться с глубоким исследованием качества анализируемых объектов. Как бы ни были важны материалы правовой статистики, они всегда должны подкрепляться углубленным изучением подлинных дел, взаимосвязанным с исследованием качества проводимой работы правоохранительных органов и судов. 1 Уместно в этой связи еще раз напомнить, что стоящая, например, перед органами уголовной юстиции цель (реализация уголовного закона) конкретизируется в процессуальной деятельности соответствующих ведомств в направлении решения следующих взаимосвязанных задач: выявить и пресечь преступление; раскрыть преступление; осудить виновного; предотвратить необоснованное привлечение к уголовной ответственности, а также осуждение и наказание лица, чья виновность не доказана. 2 См.: Концепция судебной реформы в Российской Федерации / Сост. С.А. Пашин. С. 76, 77.
520 ____ Глава XV. Общие вопросы анализа и обобщения данных правовой статистики ______ § 4. Автоматизированная система обработки данных правовой статистики1 Наш XX век иногда называют веком электроники — и с этим Нельзя не согласиться. Всего за несколько десятилетий человечеству удалось перейти от примитивных ламповых вычислительных машин к компактным персональным ЭВМ, способным хранить и перерабатывать огромное количество информации за поразительно короткие сроки. Безусловно, такие новации коснулись и статистики, как науки, так и практики, поскольку она связана прежде всего с данными, их сбором и обработкой. Новая информационная технология Создает необходимые предпосылки для формирования принципиально иных подходов к организации технологии статистического наблюдения в различных отраслях статистики, обработке и представлении данных. Реализации современных методов формирования информационных ресурсов и информационных технологий в области статистической деятельности посвящен специальный раздел (3.5) Федеральной целевой программы «Реформирование статистики в 1997—2000 годах»2. В соответствии с данной программой первоочередной задачей является создание системы информационных ресурсов Государственного комитета РФ по статистике и применение новейших информационных технологий путем: — создания интегрированных баз статистических данных федерального и регионального уровней на основе единого фонда нормативно-справочной информации и каталога статистических показателей; — разработки программного обеспечения интегрированных баз статистических данных федерального и регионального уровней с применением промышленных систем управления базами данных и новейших средств телекоммуникаций, высокопроизводительных локальных вычислительных сетей с мощными серверами баз данных, Г 1 В настоящем параграфе речь пойдет о самых общих вопросах организации анализа и обобщения данных правовой статистики на базе современной вычислительной техники. Подробно они рассматриваются в специальном курсе «Правовая кибернетика» (см., напр.: Правовая кибернетика социалистических стран: Учеб. пособие / Под ред. Н.С. Полевого. М., 1987; Компьютерные технологии в юридической деятельности: Учеб. и практ. пособие / Под ред. проф. Н. Полевого, канд. юрид. наук В. Крылова). 2 См.: Российская газета. 1996. 24 дек. § 4. Автоматизированная система обработки данных правовой статистики подключенных к средствам связи и имеющих разнообразные средства визуализации статистических данных, их накопления и распространения. Вопрос технического перевооружения подведомственных Госкомстату России организаций актуален. В настоящее время в 89 территориальных органах государственной статистики электронная обработка данных осуществляется машинами ЕС ЭВМ. Действующие локальные вычислительные сети маломощны и созданы на базе ПЭВМ класса АТ-386. Лишь половина районных (городских) отделов статистики имеет ПЭВМ. Основным результатом технического и программно-технологического перевооружения статистики явится переход на сквозную технологию сбора, передачи, обработки, накопления и предоставления статистической информации1. Эффективность реализации современных методов формирования информационных ресурсов и технологий в области статистической деятельности во многом определяется мерами по выполнению Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации»2. Предусматривается разработать документы по обеспечению режима конфиденциальности статистической информации, по организации защиты статистических информационных ресурсов от несанкционированного доступа. Наряду с этим требуется разработать нормативные акты, регламентирующие информационное взаимодействие органов государственной статистики с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления и другими пользователями. Применение новых информационных технологий позволяет поднять на качественно новый уровень статистическую работу в правоохранительных органах и судах страны: повысить достоверность социально-правовой информации, ускорить сроки ее разработки, улучшить за счет реализации неисчерпаемых возможностей современной вычислительной техники, программного обеспечения, математических методов анализ статистической информации. Среди правоохранительных органов сегодня, как отмечалось (см. гл. VII), наиболее совершенной с этих позиций является 1 См.: Гулидов А. Основные направления компьютеризации статистики России // Вестник статистики. 1993. № 1. 2 См.: СЗ РФ. 1995. № 8. Ст. 609.
Глава XV, Общие вопросы анализа и обобщения данных правовой статистики база Главного информационного центра МВД России и его региональных информационно-аналитических подразделений. Проводится работа по обеспечению ПЭВМ районных управлений внутренних дел и подключения их к локальным вычислительным системам на уровне УВД—УВДТ. Однако в последние годы эта работа тормозится систематическим ее недофинансированием. Система сбора и обработки информации в органах юстиции — это многоуровневая система, состоящая из федерального уровня, уровня субъектов Федерации и местных органов. На каждом уровне происходит укрупнение значений статистических показателей на основе унификации как первичных документов учета, так и форм статистической отчетности (см. гл. IV). В связи с реорганизацией Министерства юстиции РФ постановлением Правительства РФ от 24 июля 1997 г. Государственному комитету РФ по информации при Президенте РФ совместно с Минюстом России поручено обеспечить создание единой системы информационно-телекоммуникационного обеспечения Министерства юстиции1. Развитие автоматизации обработки данных правовой статистики идет по таким основным направлениям: — автоматизация статотчетности на всех уровнях системы правоохранительных органов на базе современной процедуры сбора, фиксации и передачи первичных данных; — автоматизация анализа отчетных данных, что позволит оперативно выявлять закономерности и тенденции изменения преступности и судимости, оценивать эффективность отправления уголовного правосудия и мер наказания, ориентировать и помогать в организации реализации мер социального контроля над преступностью и планировании уголовной политики, своевременно вскрывать недостатки в работе отдельных звеньев правоохранительных органов. Аналогичные цели могут быть достигнуты и в отношении административных, гражданских правонарушений. Важное направление совершенствования автоматизированных информационных систем органов МВД, прокуратуры, юстиции — их сопряжение с базами данных вычислительных центров территориальных подразделений Госкомстата России. Переход к новой вычислительной технике, использование современных программных средств влияют на изменение техноло- См.: Российская газета. 1997. 13авг. Контрольные вопросы ричеекого процесса обработки данных1 и появление новых про-аммно-технологических компонентов электронной обработки данных. К новым компонентам относятся разрабатываемые в насто-? щее время следующие подсистемы: — электронный каталог статистических показателей; — единый каталог объектов статистических наблюдений; — система проектирования электронных форм статистическо-наблюдения на основе каталога статистических показателей, включая описание логического контроля информации при вводе; — система ввода и контроля статистических данных, постро-гнная на основе электронных форм наблюдения; система обработки статистической информации в условиях локальных вычислительных сетей; — система формирования массивов информации в стандартном формате после обработки; — система формирования выходных таблиц в формате Excel, { Word; — микро- и макробазы данных, построенные на основе еди-■ юй концептуальной модели данных по технологии «клиент — сервер» с применением современных программных средств; — система метаинформации, характеризующая информационные ресурсы. Развитие и внедрение новейших технологий и программного; печения приведет к созданию полностью компьютеризирован-■ юй системы правовой статистики. Контрольные вопросы 1. Дайте определение понятия «анализ». Его соотношение с понятием «статистический анализ». 2. Сущность и задачи статистического анализа данных правовой ста-гистики. 3. Виды (источники) информации и их краткая характеристика. 4. Требования, предъявляемые к статистической информационной базе. 5. Раскройте этапы статистического анализа. 6. Сущность закона больших чисел и его роль в исследовании социально-правовых явлений. 1 См.: Основные этапы технологии машинной обработки данных на ЭВМ. Правовая статистика: Учебник / Под ред. З.Г. Яковлевой. М., 1986. С. 147.
Глава XV. Общие вопросы анализа и обобщения данных правовой статистики 7. Что является философской основой закона больших чисел? 8. Какова вероятность того, что при бросании игральной кости у нас выпадет число очков, делящееся на 3? 9. Что является математическим обоснованием закона больших чисел? 10. Основные задачи анализа данных уголовно-правовой статистики. 11. Основные направления исследования преступности на основе данных уголовно-правовой статистики. 12. Раскройте особенности оценки деятельности правоохранительных органов и суда по утверждению в стране режима конституционной законности. 13. Основные направления создания автоматизированной системы обработки данных правовой статистики. Рекомендуемая литература Блувштейн Ю.Д. Криминология и математика. М., 1974. Быков Л.А. Методика анализа сезонных колебаний преступности // Вопросы борьбы с преступностью. Вып. 32. М., 1982. Вицин СЕ. Моделирование в криминологии. М., 1973. Вицин С.Ё. Системный подход и преступность. М., 1980. Вицин С.Е. Математическая обработка рядов динамики, характеризующих социальные явления. М., 1976. Компьютерные технологии в юридической деятельности: Учеб. и практ. пособие / Под ред. проф. Н. Полевого, канд. юрид. наук В. Крылова. М., 1994. Кондрашков Н.Н. Природа и характер статистических закономерностей, изучаемых в криминологии // Сов. государство и право. 1966. № И. Кондрашков Н.Н. Количественные методы в криминологии. М., 1971. Минин А.Я. Информатизация криминологических исследований (теория и методология). Екатеринбург, 1992. Остроумов С. С. Советская судебная статистика. М., 1976. Пасхавер И. С. Закон больших чисел и статистические закономерности. М., 1974. Правовая информатика и кибернетика: Учебник / Под ред. проф. Н.С. Полевого. М., 1993. Яглом A.M., Яглом И.М. Вероятность и информация. М., 1973. Яковлева 3. Гражданские дела в судах// Соц. законность. 1990. № 8. Яхот О.О. Закон больших чисел и социальная статистика// Вопросы философии. 1965. N° 12.
|