Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Рабочая программа лекционного курса – 34 часа
Вопросы и задания к практическим занятиям Система практических занятий предполагает более углубленное изучение литературного процесса первой половины Х1Х века, отдельных выдающихся произведений или группы произведений авторов данной эпохи. Практические занятия следует рассматривать как важнейшее дополнение к лекционному курсу. Планы семинарских занятий составлены таким образом, чтобы максимально организовать самостоятельный поиск студентов в русле заданной проблемы и на примере одного художественного произведения или ряда произведений сформировать понимание основополагающих черт художественного творчества писателя. Одним из принципов, положенных в основу разработки, является изучение произведения в историко-литературной эпохе и в контексте творчества писателя. Вместе с тем, центральная задача рассмотрения произведения на практических занятиях – анализ элементов поэтики, которая конкретно воплотила историко-литературное и индивидуально-авторское содержание в их диалектическом единстве. В процессе изучения произведений студенты должны познакомиться с разными типами литературоведческих исследований: мемуарно-биографический и история текста произведения, историко-литературный, историко-функциональный (произведение в оценках критики), жанрово-типологический, анализ поэтики и мифопоэтики, а также, в отдельных случаях, составить представление о культурологическом и искусствоведческом (театроведческом) подходах к произведению. В течение семестра предполагается проведение 8 практических занятий по модульной или вариантной системе. Каждое занятие, кроме первого, имеет 2 варианта, объединенные общей проблематикой или блоковой темой. На практическое рассмотрение вынесено 8 блоковых тем:
1. Баллада как один из ведущих жанров романтизма. 2. Лирика А.С. Пушкина. 3. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин». 4. Циклы в творчестве А.С. Пушкина 1830-х гг. 5. Лирика М.Ю. Лермонтова. 6. Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». 7. Повесть Н.В. Гоголя «Шинель», комедия Н.В.Гоголя «Ревизор». 8. Поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души».
Варианты тем занятий различаются не только по материалу, но и по аспектам изучения. В варианте первом доминирует типолого-жанровый аспект, изучение поэтики. Он предназначен для литературоведческих групп. В варианте втором больше историко-литературных, функциональных подходов к произведениям. Кроме аудиторных занятий изучение курса предполагает ведение самостоятельной работы по изучению произведений, входящих в программный список, и научной литературы по творчеству писателя. Для проверки самостоятельной работы предусмотрены 1 коллоквиум и письменная работа по анализу одного стихотворения. В течение семестра предлагается сдать 1 тему в форме коллоквиума:
1. Исторический роман А.С.Пушкина «Капитанская дочка». 2. Духовная проза Н.В.Гоголя: «Выбранные места из переписки с друзьями».
Вынесение этих тем на коллоквиумы как форму проверки самостоятельной работы по изучению творчества А.С.Пушкина и Н.В.Гоголя обусловлено особой сложностью этих созданий, их программным значением в творчестве авторов и особой ролью в развитии русской литературы. В качестве особой формы работы над темами по лирике русских поэтов данного периода предлагается выполнить небольшую письменную работу по анализу одного стихотворения.
|