Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души»: проблемы поэтики
1.Творческая история поэмы. Замысел и проблема его воплощения.
2.Поэтика названия и ее развитие в сюжетных линиях поэмы. А)Омертвение души Чичикова, представленное в его предыстории Б)Предыстория Плюшкина. В)»Повесть о капитане Копейкине» и ее роль в романе.
3.Поэтика телесного мира. А)герои и мир вещей, предметов как способы их характеристик (Манилов, Собакевич, Коробочка, Ноздрев, Плюшкин). Б)Телесный мир Чичикова.
4.Поэтика художественного пространства в «Мертвых душах».
Литература: 1.Манн Ю.В. Поэтика Гоголя. М., 1996. С.274-327. 2.Смирнова Е.А. Поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души». М.: 1987.С.22-93. 3. Лотман Ю.М.Пушкин и «Повесть о капитане Копейкине». К истории замысла и композиции «Мертвых душ» // Лотман Ю.М. Пушкин. СПб.: 1997. С. 266 – 280 или в кн.: Лотман Ю.М. В школе поэтического слова.М.: 1988. 4.Кривонос В.Ш. Биография Чичикова в составе «Мертвых душ». // Типологические категории в составе литературного произведения как целого. Кемерово. 1983. С.98-105.
Дополнительная литература:
1. Манн Ю.В. В поисках живой души. «Мертвые души» Писатель –критика-читатель. М.: 1987. 2. Манн Ю.В. Смелость изобретения. Черты художественного мира Н.В.Гоголя. М., 1979. 3. Гольденберг А.Х. Архетипы в поэтике Н.В.Гоголя. Волгоград, 2007. С. 22-44, 45-50.130-142. 4. Виноградов И.А. Поэма «Мертвые души»: проблемы истолкования.// Гоголевский вестник. Вып.1.М.62007. С.99-221. 5. Вайскопф М.Я. Сюжет Гоголя. Морфология. Идеология. Контекст. М.: 1993, 2-е изд. 2002. 6. Вайскопф М.Я. Птица-тройка и колесница души: работы 1978-2003 гг. М.: 2003.
Коллоквиум Вариант I Исторический роман А.С.Пушкина «Капитанская дочка»
1. Творческая история романа. «История Пугачева» как претекст романа. 2. Романный хронотоп «Капитанской дочки»
А) время в историческом романе: история, представленная «домашним образом» Б) пространство и основные топосы сюжета
3. Дворянский и народный уклад жизни как основа художественной структуры «Капитанской дочки». Истоки бунта.
А)Пугачев – крестьянский царь и царица Екатерина Вторая в романе Б) темы и формы словесного выражения культуры двух укладов русской жизни: слово дворянской культуры, народно-поэтическое слово
4.Соборность как основа этической оценки поступков героев в романе «Капитанская дочка»
А)мотив чести и долга в поведении Гринева. Б)Маша Миронова и аксиологический аспект мотива сиротства В)герои перед лицом судьбоносного выбора и роль молитвы Г)мотивы бунта и покаяния
4. Традиции романа воспитания в романе «Капитанская дочка» А) хронотоп дома и крепости Б)»Семейные записки» и их автор
Литература:
Роман А.С. Пушкина «Капитанская дочка», История Пугачева. Комментарии в составе собраний сочинений.
1. Цветаева М. Пушкин и Пугачев. \\ Цветаева М.В. Мой Пушкин. М., 1983 или Цветаева М.В. Сочинении в 2-х тт. Т..2 Проза.. М., 1986. 2. Лотман Ю.М. Идейная структура «Капитанской дочки» \\ Лотман Ю.М. В школе поэтического слова. Пушкин. Гоголь. Лермонтов. –М., 1988. С.107-124. 3. Есаулов И.А. Категория соборности в русской литературе. Петрозаводск, 1995. С.45-61.
Ксерокопии и Эл. копии статей имеются на кафедре.
|