Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души»: проблемы поэтики






1.Творческая история поэмы. Замысел и проблема его воплощения.

 

2.Поэтика названия и ее развитие в сюжетных линиях поэмы.

А)Омертвение души Чичикова, представленное в его предыстории

Б)Предыстория Плюшкина.

В)»Повесть о капитане Копейкине» и ее роль в романе.

 

3.Поэтика телесного мира.

А)герои и мир вещей, предметов как способы их характеристик (Манилов, Собакевич, Коробочка, Ноздрев, Плюшкин).

Б)Телесный мир Чичикова.

 

4.Поэтика художественного пространства в «Мертвых душах».

 

Литература:

1.Манн Ю.В. Поэтика Гоголя. М., 1996. С.274-327.

2.Смирнова Е.А. Поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души». М.: 1987.С.22-93.

3. Лотман Ю.М.Пушкин и «Повесть о капитане Копейкине». К истории замысла и композиции «Мертвых душ» // Лотман Ю.М. Пушкин. СПб.: 1997. С. 266 – 280 или в кн.: Лотман Ю.М. В школе поэтического слова.М.: 1988.

4.Кривонос В.Ш. Биография Чичикова в составе «Мертвых душ». // Типологические категории в составе литературного произведения как целого. Кемерово. 1983. С.98-105.

 

 

Дополнительная литература:

 

1. Манн Ю.В. В поисках живой души. «Мертвые души» Писатель –критика-читатель. М.: 1987.

2. Манн Ю.В. Смелость изобретения. Черты художественного мира Н.В.Гоголя. М., 1979.

3. Гольденберг А.Х. Архетипы в поэтике Н.В.Гоголя. Волгоград, 2007. С. 22-44, 45-50.130-142.

4. Виноградов И.А. Поэма «Мертвые души»: проблемы истолкования.// Гоголевский вестник. Вып.1.М.62007. С.99-221.

5. Вайскопф М.Я. Сюжет Гоголя. Морфология. Идеология. Контекст. М.: 1993, 2-е изд. 2002.

6. Вайскопф М.Я. Птица-тройка и колесница души: работы 1978-2003 гг. М.: 2003.

 

 

Коллоквиум

Вариант I

Исторический роман А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

 

1. Творческая история романа. «История Пугачева» как претекст романа.

2. Романный хронотоп «Капитанской дочки»

 

А) время в историческом романе: история, представленная «домашним образом»

Б) пространство и основные топосы сюжета

 

3. Дворянский и народный уклад жизни как основа художественной структуры «Капитанской дочки». Истоки бунта.

 

А)Пугачев – крестьянский царь и царица Екатерина Вторая в романе

Б) темы и формы словесного выражения культуры двух укладов русской жизни: слово дворянской культуры, народно-поэтическое слово

 

4.Соборность как основа этической оценки поступков героев в романе «Капитанская дочка»

 

А)мотив чести и долга в поведении Гринева.

Б)Маша Миронова и аксиологический аспект мотива сиротства

В)герои перед лицом судьбоносного выбора и роль молитвы

Г)мотивы бунта и покаяния

 

4. Традиции романа воспитания в романе «Капитанская дочка»

А) хронотоп дома и крепости

Б)»Семейные записки» и их автор

 

Литература:

 

Роман А.С. Пушкина «Капитанская дочка», История Пугачева. Комментарии в составе собраний сочинений.

 

1. Цветаева М. Пушкин и Пугачев. \\ Цветаева М.В. Мой Пушкин. М., 1983 или Цветаева М.В. Сочинении в 2-х тт. Т..2 Проза.. М., 1986.

2. Лотман Ю.М. Идейная структура «Капитанской дочки» \\ Лотман Ю.М. В школе поэтического слова. Пушкин. Гоголь. Лермонтов. –М., 1988. С.107-124.

3. Есаулов И.А. Категория соборности в русской литературе. Петрозаводск, 1995. С.45-61.

 

Ксерокопии и Эл. копии статей имеются на кафедре.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал