Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Бюджетно-налоговая политика России
Анализ бюджета Российской Федерации на 2013 год и на период до 2015 года показывает, что Министерство финансов нашей страны продолжает прежнюю политику, направленную на накопление нефтегазовых доходов в Резервном фонде и фонде национального благосостояния.
Бюджет страны более чем на 50% формируется за счёт доходов от экспорта нефти и газа. В соответствии с принятым правилом все нефтегазовые доходы направляются в Резервный фонд. Определенная часть нефтегазовых доходов в виде нефтегазового трансферта ежегодно направляется на финансирование расходов федерального бюджета. Величина нефтегазового трансферта составляет 3, 7 % прогнозируемого объема валового внутреннего продукта. После формирования нефтегазового трансферта в полном объеме нефтегазовые доходы поступают в Резервный фонд. Нормативная величина Резервного фонда - 10 % прогнозируемого валового внутреннего продукта. После наполнения Резервного фонда до указанного размера нефтегазовые доходы направляются в Фонд национального благосостояния. Такое выведение доходов бюджета в финансовый сектор приводит к дефициту ненефтегазового бюджета, даже при условии ограниченного роста расходов бюджета. По федеральному бюджету запланировано сокращение бюджетных расходов с 25% ВВП на пике кризиса, до примерно 19 % в 2015 году, то есть на шесть процентных пунктов. Бюджет по доходам принимался исходя из прогноза роста ВВП на 3, 7% в 2013 году и 4, 3–4, 5% в 2014–2015 годах. Но этот сценарий предполагал принятие целого ряда решений по финансированию модернизации транспортной инфраструктуры, образования, здравоохранения и науки. Бюджета по расходам ни одного из этих решений не обеспечивает. Однако, такая политика вызывает критику со стороны определённой части учёных и политиков, в частности, Министерства экономического развития. Аргументы противников нынешней модели бюджетно-налоговой политики построены на положениях кейнсианской теории о том, что для развития экономики страны нужны инвестиции и развитый внутренний спрос. Расходы государственного бюджета напрямую влияют и на объём инвестиций и на спрос населения. Почему же Министерство финансов отстаивает эту убийственную для экономического развития модель бюджетно-налоговой политики? Финансовое ведомство кроме достижения сбалансированности ненефтегазового бюджета и обеспечения стратегической (на случай нового кризиса) макроэкономической стабильности, таким образом стремится снизить уровень инфляции в стране, которую руководители министерства считают главной проблемой российской экономики. Кто же прав в этом многолетнем противостоянии? Министерство финансов не может доказать эффективность сдерживающей бюджетно-налоговой политики, т.к. во время кризиса 2008-2009 г.г. падение российской экономики было намного более значительным, чем в тех странах, где проводилась иная политика, в которых государственный бюджет имел дефицит. В отличие от нашей страны, которая начиная с 2002 г. имела профицит бюджета. Динамика реального ВВП
Производство товаров в России на душу населения в десятки раз ниже, чем в любой развитой стране. Мы серьезно не инвестируем в основной капитал уже более двадцати лет. Экономический бум 2000-х в значительной степени фокусировался в непромышленных секторах экономики — строительстве, торговле, связи, риэлтерских и финансовых услугах, тогда как собственно промышленность росла скромными темпами. По итогам двадцатилетия жизни в рынке ВВП России в реальном выражении превышает позднесоветский максимум 1989 года (пусть и на скромные 10%), тогда как объем промышленного производства в сопоставимых ценах отстает на внушительные 20%. Таким образом, стране жизненно важно переходить к стимулирующей бюджетно-налоговой политике. А это значит: 1. снизить налоги на бизнес, особенно мелкий и средний, который болезненно воспринял повышение взносов в социальные фонды. 2. расходы бюджеты планировать с учётом необходимости стимулировать потребительский и инвестиционный спрос 3. ввести налоговые льготы для тех предприятий, которые вкладывают инвестиции в производство. Инфляции, которой всё время пугают население, не будет, если увеличится производство. Вопросы для обсуждения: 1. Как называется бюджетно-налоговая политика правительства России? Обоснуйте свой ответ.
|