Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Бюджетно-налоговая политика России

Анализ бюджета Российской Федерации на 2013 год и на период до 2015 года показывает, что Министерство финансов нашей страны продолжает прежнюю политику, направленную на накопление нефтегазовых доходов в Резервном фонде и фонде национального благосостояния.

 

Бюджет страны более чем на 50% формируется за счёт доходов от экспорта нефти и газа.

В соответствии с принятым правилом все нефтегазовые доходы направляются в Резервный фонд. Определенная часть нефтегазовых доходов в виде нефтегазового трансферта ежегодно направляется на финансирование расходов федерального бюджета. Величина нефтегазового трансферта составляет 3, 7 % прогнозируемого объема валового внутреннего продукта. После формирования нефтегазового трансферта в полном объеме нефтегазовые доходы поступают в Резервный фонд. Нормативная величина Резервного фонда - 10 % прогнозируемого валового внутреннего продукта. После наполнения Резервного фонда до указанного размера нефтегазовые доходы направляются в Фонд национального благосостояния.

Такое выведение доходов бюджета в финансовый сектор приводит к дефициту ненефтегазового бюджета, даже при условии ограниченного роста расходов бюджета.

По федеральному бюджету запланировано сокращение бюджетных расходов с 25% ВВП на пике кризиса, до примерно 19 % в 2015 году, то есть на шесть процентных пунктов. Бюджет по доходам принимался исходя из прогноза роста ВВП на 3, 7% в 2013 году и 4, 3–4, 5% в 2014–2015 годах. Но этот сценарий предполагал принятие целого ряда решений по финансированию модернизации транспортной инфраструктуры, образования, здравоохранения и науки. Бюджета по расходам ни одного из этих решений не обеспечивает.

Однако, такая политика вызывает критику со стороны определённой части учёных и политиков, в частности, Министерства экономического развития. Аргументы противников нынешней модели бюджетно-налоговой политики построены на положениях кейнсианской теории о том, что для развития экономики страны нужны инвестиции и развитый внутренний спрос. Расходы государственного бюджета напрямую влияют и на объём инвестиций и на спрос населения.

Почему же Министерство финансов отстаивает эту убийственную для экономического развития модель бюджетно-налоговой политики?

Финансовое ведомство кроме достижения сбалансированности ненефтегазового бюджета и обеспечения стратегической (на случай нового кризиса) макроэкономической стабильности, таким образом стремится снизить уровень инфляции в стране, которую руководители министерства считают главной проблемой российской экономики.

Кто же прав в этом многолетнем противостоянии?

Министерство финансов не может доказать эффективность сдерживающей бюджетно-налоговой политики, т.к. во время кризиса 2008-2009 г.г. падение российской экономики было намного более значительным, чем в тех странах, где проводилась иная политика, в которых государственный бюджет имел дефицит. В отличие от нашей страны, которая начиная с 2002 г. имела профицит бюджета.

Динамика реального ВВП

Страна 2009 г. 2010 г. 2011 г.
Россия -7, 8 4, 5 4, 3
Германия - 5, 1 4, 2 3, 0
Индия 5, 7 10, 3 7, 0
Китай 9, 2 10, 4 9, 3
США - 3, 1 2, 4 1, 8
Япония - 5, 5 4, 7 - 0, 6

 

Производство товаров в России на душу населения в десятки раз ниже, чем в любой развитой стране. Мы серьезно не инвестируем в основной капитал уже более двадцати лет. Экономический бум 2000-х в значительной степени фокусировался в непромышленных секторах экономики — строительстве, торговле, связи, риэлтерских и финансовых услугах, тогда как собственно промышленность росла скромными темпами.

По итогам двадцатилетия жизни в рынке ВВП России в реальном выражении превышает позднесоветский максимум 1989 года (пусть и на скромные 10%), тогда как объем промышленного производства в сопоставимых ценах отстает на внушительные 20%.

Таким образом, стране жизненно важно переходить к стимулирующей бюджетно-налоговой политике. А это значит:

1. снизить налоги на бизнес, особенно мелкий и средний, который болезненно воспринял повышение взносов в социальные фонды.

2. расходы бюджеты планировать с учётом необходимости стимулировать потребительский и инвестиционный спрос

3. ввести налоговые льготы для тех предприятий, которые вкладывают инвестиции в производство.

Инфляции, которой всё время пугают население, не будет, если увеличится производство.

Вопросы для обсуждения: 1. Как называется бюджетно-налоговая политика правительства России? Обоснуйте свой ответ.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Ответственность | Уровни модели СОСОМО
Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал