Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общественная мысль и общественное движение в России во II четверти XIX века.






Во II четверти XIX в. в российском общественном движении произошли серьёзные изменения.

Во-первых, значительно расширился его круг. Если в движении декабристов участвовали только дворяне, причем, главным образом, представители столичной знати и гвардейские офицеры, то в годы николаевского царствования активными участниками освободительного движения стали преподаватели и студенты университетов (в основном Московского) и литераторы.

Во-вторых, важную роль в освободительном движении стала играть периодическая печать, формировавшая общественное мнение.

В-третьих, если взгляды декабристов опирались на идеологию Просвещения, то внимание участников общественного движения II четверти XIX в. привлекали идеи немецкой классической философии (Шеллинга, Гегеля), а с 30-х гг. – также утопического социализма (Сен-Симона, Фурье, Оуэна).

В-четвертых, с рубежа 30 - 40-х гг. в центре общественного внимания оказался вопрос об исторических судьбах России – спор между западниками и славянофилами.

Подавление восстания на Сенатской площади и смертная казнь пятерых декабристов, ужесточение цензуры вызвали недовольство многих либерально настроенных людей, прежде всего молодежи. Однако для создания новых тайных обществ по типу декабристских в тогдашнем обществе не было ни сил, ни возможности. Поэтому на протяжении 20- 30-х гг. существовали лишь небольшие кружки, в которых велись «вольнодумные» разговоры. Подобные кружки существовали недолго и, как правило, быстро раскрывались полицией. Сведения о некоторых из них и сохранились благодаря полицейским делам. На общественную атмосферу они не смогли оказать серьёзного влияния. Однако сам факт их возникновения свидетельствует о сохранении в России недовольства правительственной политикой.

В 20 - 30-е гг. в Московском университете существовали: кружок братьев Критских; кружок Сунгурова; литературное общество 11-го нумера – студенческий кружок, сложившийся вокруг В. Г. Белинского; кружок А. И. Герцена и Н. П. Огарева; кружок Н. В. Станкевича.

В целом в общественном движении в изучаемый период можно выделить три направления:

I – Реакционно – охранительное, которое получило своё идейное выражение в теории официальной народности. Её принципы были сформулированы министром просвещения графом С. С. Уваровым. Основу теории составила триада: православие – самодержавие – народность. Согласно этой теории русский народ глубоко религиозен, привержен принципам монархизма и предан престолу. Царь является силой, стоящей над обществом и выражающей интересы всего народа. Народность же понималась как необходимость придерживаться собственных традиций и отвергать иностранное влияние. Спокойная, устойчивая, благолепно – тихая Россия противопоставлялась мятущемуся, разлагающемуся Западу. В теории официальной народности ярко проявилась закономерность русской истории: любой поворот к консерватизму всегда сочетался с антизападничеством и подчеркиванием особенностей собственного национального пути. Данная теория была положена в основу преподавания в школах и университетах. Её проводниками стали консервативные историки: С. П. Шевырев, М. П. Погодин и литераторы: Ф. В. Булгарин, Н. И. Греч, Н. В. Кукольник и др.

Россия в соответствии с теорией официальной народности должна была выглядеть счастливой и умиротворенной. Сомнения в великолепии российской действительности само по себе оказывалось или преступлением, или свидетельством сумасшествия. Так, в 1836 г. по непосредственному распоряжению Николая был объявлен сумасшедшим П. Я. Чаадаев, опубликовавший в журнале «Телескоп» первое из своих «Философических писем» - размышления об истории России и её исторической судьбе. Чаадаев высказал мысль об отлученности России от всемирной истории, о духовном застое и национальном самодовольстве, препятствующем осознанию и исполнению ею предначертанной свыше исторической миссии.

В конце 40-х гг., когда в Европе началась революция, стало очевидно, что попытка Уварова противопоставить революционной угрозе воспитание преданности престолу и церкви не удалась. Революционные идеи все шире проникали в Россию. Недовольный Николай в 1849 г. уволил Уварова, сделав ставку только на подавление свободомыслия с помощью репрессий. Последние годы царствования Николая I (1848 – 1855) характеризовались усилением реакции и вошли в историю как «мрачное семилетие».


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал