Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Скачано с www.5tt.ru 5 страница






3. Таким образом, перед человеком встала: а) вполне понятная ситуация, для которой легко найти соответствующий ответ, б) ситуация, совершенно не имеющая никакого отношения к реальной ситуации, но вполне понятная сама по себе, непоследовательная, которая не оставляет человеку никаких средств для ответа до тех пор, пока не пройдет достаточно време­ни для осуществления адекватной душевной реорга­низации, чтобы найти выход из такой ситуации.

Таким образом, в первом примере неожидан­ное столкновение вызывает обусловленные соци­альные реакции между двумя людьми; но вместо это­го непоследовательность, не вызванная данными об­стоятельствами и представленная как серьезное реальное сообщение, несмотря на его противоречие с реальностью, не дала человеку возможности дать ка­кой-то вразумительный ответ, а непоследовательная заявка, сама по себе понятная, не вызвала никакого ответа, так как не было задано никакого вопроса, тем самым оставляя человека в состоянии замешательства, пока он не смог реагировать на свою душевную дея­тельность, чтобы поскорее забыть эту последователь­ность и пойти по своим делам.

Во втором примере в тот момент, когда Джордж знал, что собирается делать он, я выразительно про­изнес для него фразу, понятную саму по себе, но не дающую ему возможность дать соответствующий от­вет. Потом, как само собой разумеющееся, я взял часть материала и аппаратуру, выбранную мной, а он, сдер­живаемый безответным неуместным замечанием, ав­томатически и пассивно последовал моему примеру, взяв оставшийся материал, и мы просто взялись за

НЛП: Техники россыпью

работу в своей обычной молчаливой манере. К тому времени, когда он уже вытеснил это неуместное заме­чание из своей головы, было слишком поздно, чтобы он смог сказать: «Ты делаешь это, а я - то».

4. Таким образом, здесь имеет место конструи­рование ситуации, на которую могут быть вызваны определенные и соответствующие реакции, но, преж­де чем они могут быть даны, в ситуацию вводится не­уместное замечание, которое само по себе представ­ляет вразумительное сообщение, тем самым не давая другому человеку дать единственный ответ на перво­начальную ситуацию. В результате это приводит к со­стоянию замешательства и путаницы и постепенно ведет к глубокой потребности сделать что-то, без кри­тического подхода и без упорядоченности. В первом примере человек просто беспомощно уставился на меня; во втором -Джордж пассивно последовал мое­му примеру, но выполнил задание, которое было пра­вильным и соответствующим в общей обстановке ла­боратории, хотя прежде он явно отказывался от него, о чем я не должен был знать.

В действительности, в психологии действий двух мужчин не было существенного различия. Оба они не смогли найти свой естественный ответ. Оба они были смущены и запутаны, и у обоих возникла глубо­кая необходимость сделать что-то, все равно что, но некритическим, беспорядочным образом. Первый че­ловек стоял пассивно, беспомощно, на сильном ветру, глядя вслед мне, пока время или другой какой-то сти­мул не вывел его из состояния путаницы. Джордж же не мог дать естественный ответ, он просто пассивно, автоматически, без критического подхода последовал моему примеру и занялся своей работой.

5. Короче говоря, если в какую-то простую не­большую ситуацию, вызывающую простые естествен­ные реакции, непосредственно перед ответом ввести какое-то случайное простое неуместное замечание, в результате возникает путаница и препятствие для ес­тественной реакции, ответа. Это неуместное замеча­ние вполне вразумительно само по себе, но фактически

I 2 Техника россыпью

С. Горин. НЛП: техники россыпью

оно не имеет никакой другой цели, как только прервать первоначальную ситуацию, вызывающую естествен­ную реакцию. Появляется потребность ответить на первоначальную ситуацию, а непосредственное пре­пятствие для такой реакции в виде кажущегося вразу­мительным сообщения приводит в результате к воз­никновению потребности что-то сделать. Вполне ве­роятно, что эта повышенная потребность представляет собой сумму потребности ответить на первоначальный стимул и потребности понять необъяснимое, кажуще­еся многозначительным неуместное замечание. Если эту процедуру продолжить в целях гипноза, то тогда часто возникают непереносимые состояния замеша­тельства, путаница и непреодолимая, все возрастаю­щая потребность для субъекта этой процедуры дать какой-то ответ, реакцию, чтобы облегчить растущее напряжение, и он с готовностью хватается за первое четко выраженное, легко понимаемое сообщение, связь, предлагаемую ему. Между тем, ему было пред­ставлено множество, казалось бы, связанных идей, которые все в основном выражали первичное, но нео­познанное значение, ведущее к появлению гипноза или гипнотических феноменов. (...)

Первоначальная процедура состояла в следую­щем:

1. Упоминание какого-то обычного факта, эта­па повседневной жизни, например, принятия пищи.

2. Отнесение этого этапа, как действительного факта или его вероятности для субъекта, на сегодняш­ний день или в настоящее.

3. Упоминание его как абсолютной вероятнос­ти в будущем, определив какой-то один определенный день, лучше всего текущий день недели.

4. Замечание о его вероятном возникновении (принятие пищи) в тот же самый день на прошлой не­деле.

5. Замечание обыденности дня, предшествую­щего заданному дню на прошлой неделе, подчеркнув, что такой день - часть настоящей недели, даже если это произойдет на будущей неделе.

НЛП: Техники россыпью

6. Добавить, что сегодняшний день произошел на прошлой неделе, даже в прошлом месяце, и что за­учивание названий дней недели представляет собой определенную проблему в детстве. (Так ненавязчиво вводится период нужной регрессии).

7. Упоминание о том, что, как и в прошлом, ка­кой-то определенный месяц последует за настоящим месяцем, даже если настоящему месяцу предшество­вал предыдущий месяц, в течение которого какая-то еда была съедена в какой-то названный день недели. И этому дню недели предшествовал другой день не­дели в точности так же, как и на предыдущей неделе был день с первым порядковым положением. (Чтобы читатель лучше понял, давайте предположим, что те­кущим (сегодняшним) днем является вторая пятница июля 1963 г., что в следующую пятницу произойдет принятие пищи даже в том случае, если это было сде­лано в эту пятницу, и, как это несомненно происходи­ло в прошлую пятницу, которой предшествовал чет­верг, как это происходило и в настоящем, этом меся­це, и как это произойдет в будущие недели. Дни недели, месяцы, прошлое, настоящее и будущее - все смеша­лось в этом предложении).

Затем нужно упомянуть, что в прошлом месяце (мае) также был четверг, фактически несколько чет­вергов, каждому из которых предшествовала среда, в то время как месяц апрель предшествовал маю - дру­гая задача детства по заучиванию названий месяцев года. (Таким образом, от пятницы 14 июня 1963 г. про­стым вразумительным заявлением используется вну­шение времени, которое пробуждает мысли о детстве или другом периоде в прошлом без прямого внуше­ния).

8. Эта перемещающаяся и постоянно изменяе­мая ссылка на настоящее, будущее и прошлое с посто­янно возрастающим подчеркиванием прошлого с на­меком на то, что дейсгвительное прошлое имеет от­ношение к настоящему и, следовательно, к будущему. Чтобы читатель более четко понял все вышеизло­женное, нужно привести следующий пример: «Вы не

С. Горин. НЛП: техники россыпью

только (читатель должен помнить, что речь идет о вто­рой пятнице июня 1963 г.) съели завтрак в среду на прошлой неделе, но до этого вы съели обед во втор­ник в мае, и июнь тогда был будущим, но перед маем был апрель, а перед ним - март, а в феврале вы, веро­ятно, съели то же самое на второй завтрак, и вы даже не подумали о том, что у вас то же будет в следующем апреле, но само собой разумеется, 1-го января, в день Нового Года, вы совсем не думали о 14 июня 1963 г. (намек на возникшую потерю памяти). Это было так далеко в будущем, но вы, конечно, могли подумать о Рождестве в декабре 1962 г., а разве вы не получили такой подарок, о котором вы не могли и мечтать в день Памяти о первых колонистах в ноябре, а обед в этот день был так хорош (отсюда ожидание дается в насто­ящем времени для целого ряда идей с эмоционально нагруженной достоверностью действительно прошло­го, как настоящего, а потом и будущего), но День Тру­да (первый понедельник сентября) пришел в сентябре 1962 года прежде, чем было 4 Июля, но 1 января 1962 г. вы фактически не могли думать о 4 Июля, потому что это было (употребление слова «было» подразуме­вает настоящее время) только начало 1962 г. И потом, конечно, в 1961 году у вас был день рождения, и, мо­жет быть, в тот день рождения вы предвкушали ваш день рождения в 1962 году, но это было еще в буду­щем, и кто может предугадать, что будет в будущем? Но действительно удивительным был день вашего рож­дения в год окончания колледжа! Двадцать один год и, наконец, выпускник колледжа! (Один из пунктов, к которому вы идете и, наконец, констатируете в значе­ниях настоящей действительности с подчеркнутым и явным удовольствием. Или эту процедуру можно про­должать до дня рождения в Пили 10 лет, и вообще до любого возраста в зависимости от вашего желания).

9. Таким образом, произошло быстрое и легкое упоминание реальных фактов сегодняшнего дня, по­степенно уходящих в будущее; при этом прошлое ста­новится настоящим и тем самым заменяет упомяну­тые реальные факты, фактически происшедшие в

НЛП: Техники россыпью

прошлом, постепенно превращаясь из подразумевае­мого настоящего во все более и более отдаленное бу­дущее.

10. Выбираются важные даты, которые сами по себе не оспариваются, и так как обратный прогресс в ориентации во времени продолжается вплоть до оп­ределенного, выбранного времени, то упоминается какое-то действительное, положительное, сильно ок­рашенное эмоциональное событие.

11. В течение всей этой процедуры нужно тща­тельно следить за употреблением грамматических вре­мен, нужно говорить свободно и уверенно, как бы да­вая иллюстрации ко дню рождения в 21 год. «А это было именно в 1956 году»; гипнотизер говорит в этот момент радостно и весело о преподавательском соста­ве колледжа, занятия в котором начинаются в сентяб­ре, который еще должен наступить. (Переориентация во времени путем внушения и эмоционально окрашен­ного оживления событий прошлого).

12. В течение всего этого времени каждое заяв­ление делается выразительно, с адекватными, соответ­ствующими изменениями в интонации, но прежде чем субъект в своей внимательности будет иметь возмож­ность не согласиться или поспорить в душе с тем, что было сказано, предлагается новое заявление, выска­зывание, отвлекающее его внимание, вызывающее у него другие мысли и вызывающее у субъекта больше усилий, чтобы понять все это, что в результате приво­дит к полному срыву всех усилий дать ответ.

13. Наконец, произносится ясно выраженное, определенное легко понимаемое предложение, и ста­рающийся найти ответ субъект хватается за него, как за камень спасения в быстро бегущем потоке внуше­ний, за которым он был вынужден беспомощно сле­довать. (День окончания колледжа и день рождения -это эмоционально окрашенный и достоверный факт).

14. Усиление переориентации пациента в про­шлом путем «специальной ориентации» на «общую» ориентацию такой, например, смутной общей ссыл­кой на «работу его отца» или таким вопросом:

С. Горин. НЛП: техники россыпью

«Давайте посмотрим, шел ли дождь на прошлой на­деле», а затем следует упоминание о преподаватель­ском составе. (Две общих смутных вероятных идеи, за которыми следует достоверный факт о препо­давателях - все это должно фиксировать регрессию к прошлому, как к настоящему).

15. Затем следует дать определенное заявле­ние: «Теперь, когда все окончено (выпуск из коллед­жа), что мы будем теперь делать?», и пусть субъект идет самостоятельным путем, но тщательно выстра­ивая препятствия и возражения на какие-то неверо­ятные замечания, такие, например, как «Давайте поедем на озеро Лейк Мендота и поплаваем». (Это «невозможно», так как отсутствие купального кос­тюма станет непосредственной реальностью!). Вмес­то этого нужно согласиться с тем, что было бы при­ятно поехать на озеро, полюбоваться на волны, птиц и каноэ, тем самым вызывая галлюцинаторную ак­тивность, и, когда она возникнет, потом может пос­ледовать и галлюцинаторное плавание.

Таким образом, нижеследующее описание можно использовать как схему всего вышеизложен­ного, при применении которой можно добавлять раз­личные детали с готовыми спонтанными модифика­циями, что определяется реакцией субъекта.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал