Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Скачано с www.5tt.ru 3 страница. Хорошо помогает погружению в депрессию православное церковное пение
Хорошо помогает погружению в депрессию православное церковное пение. В общем-то, это исключение из правил музыкальной терапии; там используется только инструментальная музыка, а голос считается отвлекающим фактором. Но церковное пение действует прекрасно (и на атеистов - тоже), особенно при психогенных депрессиях, связанных с реальной утратой. У меня в свое время сложилась такая фраза: «Вам не кажется, что тогда, сразу после утраты, вы что-то забыли сделать?.. Подумайте об этом сейчас...» - и я даю пациенту послушать, например, «Ныне отпущаеши». Вот послушайте (ведущий включает магнитофон). Реплика из зала: Он вам такого навспоминает... С. Горин: Да, конечно, я вырвал фразу из контекста, на самом деле я сначала очень четко обозначаю контекст. Мне нужно только, чтобы человек поплакал и успокоился (выключает магнитофон). Так вот, мы помогаем пациенту быстро погрузиться в достаточно глубокую депрессию - но это не все. Как только он переходит в третью фазу, фазу выхода из депрессии, мы его туда не пускаем. Мы (опять подстройкой и ведением) растягиваем вторую фазу, и тогда появляется возможность того, что третья фаза будет очень короткой. То есть выход из депрессии будет критическим. И основной объем работы психотерапевта приходится именно на третью фазу депрессии. В свое время я остановился на таком варианте сеанса: независимо от того, что я буду говорить пациенту или какой метод буду применять, я сначала подстроюсь к внутреннему ритму пациента, а потом ускорю этот ритм. Были случаи, когда при использовании описанной схемы больные выходили из глубокой депрессии в течение одного сеанса, и всегда такая схема сокращала период выхода из депрессии. НЛП: Техники россыпью Работу с ритмами удобно опосредовать через музыку. Например, вы проводите первые беседы с депрессивным пациентом на фоне депрессивной музыки, а в третьей фазе совместно прослушиваете музыку с постепенно ускоряющимся ритмом. Подходящих для работы произведений не так уж много, и то, что я вам сейчас дам послушать, отбиралось в течение нескольких лет. В подборке есть фольклорные произведения, обработки классических произведений. Расслабьтесь и послушайте (включает магнитофон). Реплика из зала: Подобных произведений достаточно много-например, «Сиртаки», «Хава нагила». С. Горин: Знаете, там слишком много семантики. Для работы с депрессией лучше поискать что-то гораздо менее знакомое и менее насыщенное семантикой. Еще один момент- больные маниакально-депрессивным психозом знают о том, что депрессии повторяются, и угнетает их не столько сама депрессия, сколько неотвратимость ее повторения. На уровне сознания эти люди понимают, что за время ремиссии (или, что еще лучше, за время ги-поманиакальной фазы) они с избытком наверстают то, что было упущено за время депрессии, но это осознанное понимание их мало успокаивает. Здесь может помочь некое подобие рефрейминга содержания с неопределенными инструкциями. Вы говорите пациенту что-то вроде: «Это состояние (депрессия) является достаточно сильным, и вы уже знаете, что оно периодически повторяется... Как по-вашему, какой полезной цели оно служит?» Я рекомендую настоять на том, чтобы сам пациент дал вам ответ - если он этого не сделает, придется делать вам. Поиск ответа облегчают типичные конструкции НЛП: «А если бы такая полезная цель была, то какой бы она была? Придумайте, нафантазируйте, соврите» - и т. п. Есть несколько типичных ответов, которые дают пациенты. Один вариант: «В этом состоянии я становлюсь более чувствительным к страданиям других людей (или вообще к любым переживаниям других людей)» - то есть польза в том, что человек становится духовно выше, чище. Другой вариант, более приземленный: «В этом состоянии организм дает мне отдых. Я не хочу этого отдыха, но мой организм его хочет. Когда приходит это состояние, я могу только лежать и С. Горин НЛП: техники россыпью читать - и могу осмыслить что-то важное, на что обычно не хватает времени». У меня была такая конструкция для бесед: «Может быть, это состояние дастся вам для того, чтобы вы могли осмыслить...» - и вы даете заполнить пропуск пациенту или заполняете его сами, ориентируясь на актуальную ситуацию пациента. В принципе, при работе с депрессивными пациентами часто приходится быть очень директивным. Эти люди действительно забывают, что им доступно переживание чего-то другого кроме депрессии, и вам придется напоминать им об этом. Один из хрестоматийных случаев работы Милтона Эрик-сона с депрессивным пациентом является цепочкой интересных директивных вмешательств. Пациент, когда-то богатый, а ныне разорившийся человек, все время плакал, совершая руками движения на уровне груди (на себя - от себя). Эриксон сказал: «В вашей жизни были взлеты и падения» - и заставил пациента двигать руками вверх-вниз. Потом он велел медперсоналу: «Дайте этому человеку в руки по куску шлифовальной бумаги и деревянную доску. Пусть он ее шлифует». Теперь пациент, сам того не желая, начал шлифовать дерево. Через некоторое время он заметил, что кусок дерева стал гладким и красивым, и это заинтересовало пациента. Впоследствии он стал мастером резьбы по дереву и при выписке из больницы уже имел некоторое состояние. И еще одна техника для работы с депрессией - через метафору. Очень хорошим, изоморфным сюжетом для составления метафоры является погода и ее перемены. Обратите только внимание на вашу речь: в ходе присоединения к депрессии следует насытить речь шипящими, несколько акцентируя их. Фоносемантически звуки «ш, щ, ч, ж» придают тексту характеристики зловещести, суровости (работы И. Черепановой). В период выведения больного из депрессии в речи следует акцентировать свистящие, что придаст тексту некоторую легкость, светлость. Вы еще помните, какую метафору я предложил вам для погружения в депрессию? (Ведущий включает магнитофонную запись грустной мелодичной музыки. В начале речи ведущий возвращает «депрессивное» поведение и характеристики речи, затем постепенно увеличивает громкость речи, HJIIJ: Техники россыпью чаще употребляя повышающуюся интонацию и делая мимику и жестикуляцию более живой. Окончание речи звучит очень радостно). Давайте вернемся в ту комнату... где было темно и холодно... и была масса пугающих звуков... и было очень одиноко... И давайте подумаем о том, что время идет... и с течением времени тучи... пусть медленно, но рассеиваются... И если раньше хотелось плакать... то слезы принесли облегчение... Вокруг нас стало светлее... и мы способны вспомнить о том... что вокруг нас есть люди... Сначала мы просто помним об этом... а потом можем увидеть их... и мы знаем о том, что нам могут помочь... по мере того как ветер успокаивается... Поскольку люди могут нам помочь... в доме загорается свет... и мы знаем, что кто-то скоро придет... В конце концов, если кто-то приходит тогда, когда никого не ждешь... то если ждешь кого-то, он обязательно появится... И если он все-таки появится... кто это будет?.. И все, что происходит в нашем внешнем и внутреннем мире... получает простое объяснение... и вы постепенно начинаете понимать... что тьма рассеивается... и вам становится светло и тепло... Что это за тепло?.. Откуда оно появилось?.. Стихает ветер, воздух становится спокойней... выглядывает солнце из-за туч... и звуки, которые вас раньше пугали, получают простое объяснение... Ветер свистел в кронах деревьев... а этот звук может пугать и успокаивать... А непонятный стук в стену означал только то... (меняет интонацию на обычную, «лекционную») что в соседнем с вами номере кто-то славно порезвился (смех в зале). (Возвращает повышающуюся интонацию) Поблагодарим же организм за то, что он дает нам иногда возможность испытать это прекрасное состояние, называемое... депрессией! (смех в зале, аплодисменты). Спасибо. Теперь, пожалуйста, оживите якорь на исходное состояние... Вопросы?.. Нет вопросов. Спасибо за то, что вы выбрали наш рейс. Следующее погружение - в мир параноика (смех в зале). Перерыв. Заключительный сеанс На данном этапе я боюсь, как бы у вас не началась трансовая интоксикация, поэтому я не хочу наводить транс. С.Горин. НЛП: техники россыпью Я попрошу вас притвориться, что вы - в трансе... и для того, чтобы у вас это лучше получилось, я включу музыку... достаточно неопределенную... (включает магнитофон)... позволяющую подумать ни о чем... или думать обо всем сразу... И в то время, как вы можете анализировать мою речь... или отдыхать... или следить за моими интонациями... или расслабляться... или сосредоточиться на том, что вы видите, когда вы внимательно смотрите на меня... и слушаете мой голос... и одновременно с этим можете представить себе что угодно... как бы увидеть сон наяву... в котором будет приятно посмотреть на успокаивающий зеленый цвет... травы или леса... или увидеть голубой цвет неба... или водной поверхности... или увидеть любой другой цвет... который для вас связан с ощущением покоя... и спокойного наблюдения и созерцания... и погружения в себя... И если вы можете все это делать с открытыми глазами... то вам будет еще удобнее закрыть глаза... притворившись, что ваш транс стал глубже... хотя не имеет никакого значения, будет ли ваш транс глубже... или он не будет слишком глубоким... в то время как вам все легче что-то представить себе... что-то далекое во времени и пространстве... что успокаивает вас еще лучше... Если вы можете вообразить любую из картин природы... то вообразите и то, что вы перенеслись туда... продолжая слушать мой голос... который останется с вами в этом путешествии... и там, в этой картине природы... вы нашли удобное место для того... чтобы глубоко уснуть... И когда человек засыпает... он может видеть сновидения... И будет очень интересно... если в этом сновидении вы увидите... какую-то новую картину... например, лес может смениться берегом водоема... или наоборот, берег водоема может смениться лесом... и окажется, что и в этой новой картине... вы тоже найдете место для того, чтобы расположиться удобно... и уснуть... глубоко и спокойно... так, как вы засыпали в детстве... когда вы верили в сказки... и очень легко могли перенестись в своем воображении... в любое из волшебных мест... например, в волшебный лес или замок... и там вы могли бы найти удобное место... для того, чтобы глубоко уснуть... НЛП: Техники россыпью
И в этом сновидении все могло бы быть совершенно волшебным... вы могли бы услышать голоса деревьев и цветов... животных и птиц... и может быть, у вас бы появилось... радостное и светлое ощущение... того, что рядом с вами есть кто-то очень дружелюбный... и мудрый... Вы знаете разные типы мудрых людей... это может быть улыбающийся волшебник... с длинной бородой... или это может быть пожилая добрая женщина... которая весь день проводит у плиты... и запах ванили и сахара сопровождает ее... Неважно, кого именно вы повстречаете... но я хочу, чтобы вы запомнили это... потому что любой из мудрых людей... может сказать вам только одно... «Вы нравитесь людям... и люди хорошо к вам относятся... люди ждут вас... люди ждут вашей помощи... и вы умеете делать все... что понадобится людям»... И я не знаю, захочется ли вам... сразу проснуться после этого сна... или вам захочется перенестись в свой прежний сон... и проснуться от него... Я не знаю, хотите ли вы... проснуться сразу от всех снов... или от каждого по очереди... И я не знаю, с каким именно ощущением... вы хотите проснуться... и открыть глаза. И мне тем более интересно, как у вас получится... открыть открытые глаза... когда вы полностью возвращаетесь к бодрствованию, ясности сознания, с чувством свежести и прилива сил, с новым пониманием! В СВОБОДНОМ ПОЛЕТЕ ТРИ МАЛЕНЬКИХ ПРЕДИСЛОВИЯ скорее к автору, чем к книге Эриксоновских терапий, как и НЛП, в России - по крайней мере, две, и обе эффективны. Одна, более западная, представлена людьми, учившимися вживую у Дж. Зайга, Э. Росси, Б.-Э. Эриксона, Ж. Годе-на, М. Снаркса, Ж. Беччио и других сподвижников и учеников самого Эриксона. Другая - выросшая из слухов и домыслов, из редко доступных книг, а, по сути - из внутренних, глубоко субъективных, иллюзорных и галлюцинаторных представлений, из личных мечтаний о том, что в этих книгах есть или должно быть (чаще мечталось значительно больше написанного). Все это преломлялось через работу, жизни пациентов и клиентов, участников семинаров, тренингов и групп, через бесконечные разговоры с себе сильно и слабо подобными, через беспримерный энтузиазм конца 80 - начала 90-х. Это Хмелевский, Ковылин, Горин... Вне зависимости от того, что написано в этой книге, автор ее, именующий себя «живым еще классиком»*, являет *На семинаре в Смоленске я занимался, помимо прочего, практической отработкой некоторых элементов построения имиджа Все мои реплики, способные навести Вас на мысль о возникновении у меня идей собственного величия, на самом деле для меня не характерны и относятся только к применявшимся техникам. С. Горин. НЛП: техники россыпью собой и своей работой любопытное, странное, эксцентричное сочетание эриксоновского гипноза и терапии, НЛП и особенностей российской словесности, а также того, что «разность заветных слов с бегом души - вовсе не означает лжи...» Милтон Эриксон мог бы открыть для себя много нового в том, что сегодня называется эриксоновским направлением. То же самое, пожалуй, сделали бы Гриндер с Бэндлером в отношении НЛП, если бы им посчастливилось побывать на семинарах, послушать лекции и почитать книги Сергея Горина. В отличие от этих несчастных, вам, читатель, сейчас, скорее всего, повезет. КОНСТАНТИН КОВАЛЁНОК, НЛП-тренер, Co-президент Ассоциации эриксоновской терапии, гипноза и НЛП, организатор Смоленского семинара Мы познакомились с Сергеем в Красноярске - как говорят в народе психотерапевтическом, «у Макарова». Обаяние хорошего профессионала, чувство юмора (и нечувство неюмора), неоднозначность собственного отношения ко всему и что-то самое главное и глубоко спрятанное -привлекали и привлекают в этом человеке. На последнем смоленском семинаре возникли разговоры о душе - что такое душа! Есть ли душа вообще - и некоторые раздражались при упоминании этого слова вслух. Соотношение души и техники в психотерапии - какое оно? Продолжая тот разговор: лечение души, лечение душой - все это имеет отношение к каждому из нас и к автору этой книги тоже. Потому что существует та глубоко спрятанная, оберегаемая и охраняемая, ранимая и прекрасная душа Сергея Горина... которой он и написал эту книгу. ИРИНА ЛЫЧАК, студентка Вильнюсского института гуманистической и экзистенциальной психологии, организатор Смоленского семинара В свободном полете Приятно, когда друзья пишут книги. Ими можно гордиться, ощущая и себя причастными к великому миру творчества и фантазии. Ими можно хвастаться. Настоящий одессит-всегда немножко хвастун. И, может быть, Горина с его семинарами в Одессе сразу приняли за своего именно потому, что хвастает он блестяще, тонко, ёрничая и насмехаясь, грустя и философствуя. Город, в эмблеме которого присутствует якорь, не мог не стать удобной посадочной площадкой для парящего в свободном полете нэлпера. Приезжайте в Одессу, и вы почувствуете, что «эриксо-нианский подход» - просто серые будни этого города. Примите предложение «снять угол со всеми удобствами», и разрыв шаблона вам обеспечен. А если вам удастся провести рефрей-минг по поводу этих самых «всех удобств», то вы - счастливый человек. Пойдите на Привоз, и по состоянию вашего кошелька вы поймете, как можно использовать неофициально наведенный транс. Спросите у одессита, как пройти на Дери-басовскую, и ощутите на себе действие интеллектуальной путаницы. Одесситы применяют эриксонианские техники интуитивно, из любви к ближнему, а Сергей Горин сделал это своей профессией. Как он это делает? Что он делает? Делает ли он хоть что-нибудь? Напряженно задавая себе эти вопросы на семинарах С. Горина, вы опомнитесь именно в ту минуту, когда ведущий предложит вам «вернуться в этот день... в эту комнату... в этот город... в том темпе, который вам удобен». А спустя какое-то время вы удивляетесь тому, что уже умеете делать то, что, казалось, не сможете делать никогда. С. Горин упорно называет свои семинары обучающими. И как он говорит, так он прав. Однако не обманывайте себя - он не только учит, но и лечит вас. Талантливо, точно, быстро, эффективно - так же, как пишет свои книги. От одесской психотерапевтической элиты: Н._ Кадышева, Т. Тадыка, А. Повереннова, Т. Карпяк С. Горин. НЛП: техники россыпью Сей труд, как и прочие в жизни труды, посвящается моей жене Галине, которая стоически перенесла написание этой книги вдобавок к двум предыдущим. Понимающий, да посочувствует... I ВВЕДЕНИЕ (презентация ведущего группы на семинаре в Смоленске, октябрь 1996 г.) Яви мне, милая Отчизна, звериный лик капитализма. Леонид Тучинский Здравствуйте. Я - Сергей Горин, деревенский врач из Канска, Красноярский край. Сегодня я впервые за многие годы хотел не импровизировать, а провести презентацию по заранее составленному плану, но вы меня сразу ограничили регламентом. Обидно - я-то думал, что вы в первую очередь спросите: «Как дела, Сергей?» А я отвечу: «Ничего, жив». А вы тогда опять спросите: «Кем ты теперь работаешь?» А я отвечу: «В последний год работал живым классиком». Вам, конечно, интересно станет: «А как это, работать живым классиком? Просыпаться, к примеру, рано надо?» А я отвечу: «Нет, можно вообще не просыпаться...» В этом новом для себя имидже я и хочу провести семинар под названием «Нэлпер в свободном полете». Все случайные ассоциации с Карлсоном в свободном полете или с полетом над гнездом кукушки я попрошу отмести, как неорганизованные. Просто в последние годы у меня появились некоторые наработки по применению обыденных для нас техник, взятых из индивидуальной терапии, в работе с массовым сознанием. Можно было бы назвать семинар «НЛП вне психотерапии», В свободном полете но я, будучи неисправимым романтиком, предпочел более возвышенное название: «полет, небо, простор...» Жаль, что презентация идет не по плану. Если бы она шла по плану, то вы бы меня, наверняка, сейчас спросили: «Сергей, а как стать живым классиком? Предварительная процедура какова?» И я бы вам ответил: «Ничего сложного -надо: а) написать книгу; б) посадить дерево; и в) вырастить сына». Хотя насчет сложности, это как сказать - первые два пункта выполняются легко, а третий - с вероятностью 50%, это ж кто родится, того и будешь выращивать... Но самое главное в процедуре - надо жить в Канске, и здесь вам до меня далеко. Не в том дело, что географически далеко, а просто Канск -литературная аномалия. Первая советская фантастическая повесть «Страна Гонгури» В. Итина была написана и напечатана в Канске. Первый советский роман, «Два мира» Г. Зазубрина тоже был написан и напечатан в Канске. Не удивительно, что первый постсоветский психологический бестселлер «А вы пробовали гипноз?» был написан и напечатан - правильно, в Канске.* У меня, как и у вас, есть определенная методологическая платформа, некий общий подход ко всему (не путать с «общей теорией всего»), и он формулируется так: все, что мы делаем, нужно делать максимально просто. Ну вот, в работе с одним пациентом я старался достичь трех целей. Во-первых, если получится, надо решить проблему пациента. Во-вторых, это надо сделать максимально быстро, легко и изящно, но так, чтобы сам пациент об этой легкости не догадался, потому что есть еще и третья цель: на полном серьезе внушить пациенту пару-тройку откровенных, как теперь говорят, «приколов» насчет сложности работы - чтобы не было скучно. С этих методических позиций я пытаюсь работать и с массовым сознанием, но пока не все получается - в частности, потому что в роли «живого классика» я начал обожать элементы внешнего оформления: эпиграфы, прологи, эпилоги, «крутые» метафоры, музыкальные паузы и т. п. *В тексте будут встречаться ссылки на мои предыдущие книги: «А вы пробовали гипноз?» и «Гипноз: техники россыпью» (в этом издании название изменено на «НЛП: техники россыпью»). В ссылках название книг будет даваться аббревиатурой - соответственно «АВПГ» и «ГТР». С. Горин НЛП: техники россыпью Но на семинаре я постараюсь все упростить до предела - еще и потому, что весь материал буду записывать на диктофон, чтобы написать свою третью книгу- Это такая старая традиция - мои книги называются так же, как семинары в Смоленске. Я вижу в ваших глазах невысказанный вопрос: «Сергей, а ты только пишешь или иногда что-нибудь читаешь! А если ты только пишешь, то какие у тебя творческие планы?» Отвечаю как на духу - читаю. Вот сейчас я читаю две книги, я их даже с собой захватил: томик Венедикта Ерофеева и сказка Сергея Козлова «Ежик в тумане». Я даже семинар хотел сначала назвать «Ежик в тумане-2», но потом передумал. А творческие планы - у меня давно уже возникла идея этакого философского эссе о судьбах современной психотерапии; у меня и рабочее название есть - «Наклоним голову лихую!» Да, там именно вопрос, а не приказ. И последнее. В нашей работе большое значение имеет мифология того, что мы делаем. Создавать нужные нам мифы о нас самих и о гипнозе - это, действительно, очень важно, и об этом я постараюсь хоть немного рассказать своей группе. Да, вот еще что: в откликах на предыдущие книги я часто встречал такой упрек в свой адрес - люди говорили, что мне не хватает академичности, и что разговорный язык для учебника непригоден. Но когда я попытался выяснить, что такое «академичность», то оказалось, что людям просто нужен в дополнение к моей книге список рекомендуемой литературы. Ну, привыкли люди, что в научных трудах после каждого слова есть ссылка на источник. В этом плане обещаю исправиться, причем начну исправляться прямо сейчас. «ИТАК...» (Руководство по психотерапии / Под ред. В. Е. Рожно-ва. - 2-е изд., доп. и перераб. -Т.: Медицина, 1979) (Bandler R. and Grinder J. The Structure of Magic. Cupertino, CA: Science and Behavior Books, Inc., 1975) «...Я...» (Свядощ А. М. Неврозы. - 3-е изд., перераб. и доп. -М.: Медицина, 1982) В свободном полете «...НАДЕЮСЬ...» (Сексопатология: Справочник/Васильченко Г. С, Агар-кова Т. Е., Агарков С. Т. и др.; Под ред. Г. С. Васильченко. -М.: Медицина, 1990) (Gordon D. Therapeutic Metaphors. Cupertino, CA: Meta Publications, 1978) «...ЧТО...» (Машковский М. Д. Лекарственные средства. В 2-х тт. -9-е изд., перераб. и доп. - М.: Медицина, 1984) «...ВЫ...» (Справочник практического, врача/ Ю. Е. Вельтищев, Ф. И. Комаров, СМ. Навашин и др.; Под ред. А. И. Воробьева. 3-е изд., перераб. и доп. -М.: Медицина, 1990) «...ПОЛУЧИТЕ...» (Авруцкий Г. Я., Недува А. А. Лечение психически больных: Руководство для врачей. - М.: Медицина, 1981) «...УДОВОЛЬСТВИЕ...» (Карвасарский Б. Д. Неврозы. - 2-е изд., перераб. и доп. - Медицина, 1990) «...ОТ...» (Бейтсон Г., Бейтсон М. К. Ангелы страшатся / Сокращ. перев. с англ. В. Котляра. - М.: Технологическая школа бизнеса, 1994) «...ЧТЕНИЯ...» (Юнг К. Г. Душа и миф: шесть архетипов / Пер. с англ. - К.: Госуд. библ. Украины для юношества, 1996) «...ЭТОЙ...» (Тополянский В. Д., Струковская М. В. Психосоматические расстройства. -М.: Медицина, 1986) «...КНИГИ...» (Большая Медицинская Энциклопедия / под ред. Б. В. Петровский. - Изд. 3-е. В ^0-ти тт. - М.: Сов. Энциклопедия, 1977). ЧАСТЫ. НЛПВРАБОТЕС ГРУППОЙ 14 Техника роа Глава 1. ПОДХОДЫ К ГРУППОВОЙ РАБОТЕ Базовые предпосылки С. Горин:...Возможно, тем, кто был на моем семинаре в Смоленске два года назад, нынешний семинар напомнит тот, который проводился под названием «Техники россыпью», потому что в этом семинаре тоже будет много отрывочных техник. Для того, чтобы научиться работать с позиций НЛП с групповым и массовым сознанием, нам придется периодически возвращаться к навыкам работы с одним пациентом, клиентом, партнером. Я считаю это нужным, поскольку сам получил основные навыки воздействия на людей в индивидуальной терапии. Я хочу ввести некоторые предположения, предпосылки в отношении работы с группой и массой. Эти предположения работают, поэтому неважно, «верны» они или нет... Уже здесь придется пояснить, что мировоззренческая позиция моя близка к агностицизму, то есть к принципиальному отрицанию возможности познания мира. Вы вовсе не обязаны иметь такую же позицию; ваше мировоззрение может оставаться таким же, каким оно было до сих пор (более того, мне бы хотелось, чтобы оно осталось прежним), но вместе с тем мне хочется, чтобы вы понимали, откуда берутся некоторые мои суждения. В свободном полете В том, что касается мировоззрения, -техники, которые вы будете изучать (или повторять), пригодны в принципе для любого мировоззрения. Помимо того, у идеалистической картины мира нет никаких преимуществ перед материалистической - и наоборот, та и другая имеют право на существование -более того, та и другая существуют едва ли не со времен начала истории, не спрашивая у нас разрешения на право быть. Вы можете придерживаться позиции, что у человека есть душа, и с ее помощью вы проводите лечение, - а можете считать, что человек представляет собой от 80 до 180 кг мяса и костей, которые после смерти надо куда-то спрятать, чтобы не протухли (обычно зарывают в землю). И коли уж я начал говорить о своем мировоззрении, то попрошу отделять то, что я говорю, от меня самого. Мы можем условно выделить три уровня восприятия человека: уровень имиджа («рабочей версии»), уровень жизненной позиции и уровень стержня личности. Первый и самый поверхностный - уровень имиджа -представляет собой те внешние проявления поведения и облика, которые мы демонстрируем людям, желая познакомиться с ними. Кроме того, это - ряд ярлыков: имя, фамилия, профессия, адрес, социальная роль (пассажир, покупатель, участник семинара); и мы хотим, чтобы люди воспринимали нас с учетом этих ярлыков. Второй уровень, жизненная позиция, более глубок, он означает появление искренности в общении. На этот уровень мы пускаем друзей, близких людей, родственников, позволяя им понять, что «на самом деле» стоит за нашим имиджем, и позволяя себе раскрыться в доверительных отношениях. Третий уровень, самый глубокий (стержень личности) - то, что мы сами о себе толком не знаем; то, что иногда прорывается из нас, и мы не знали, что можем так себя вести. Для иллюстрации - скажем, имидж (рабочая версия) таков: «Я мужу никогда не изменяю»; жизненная позиция: «Разве что сильно попросят»; стержень личности: «Или самой захочется». Это может быть в любых вариантах, последовательность неважна, можно наоборот - имидж: «Если самой захочется»; жизненная позиция: «Или сильно попросят»; стержень: «Я мужу никогда не изменяю». Так вот, здесь, на семинаре, вы
С. Горин. НЛП: техники россыпью в значительной степени будете иметь дело с моим имиджем -равно как и я с вашим. По поводу собственного имиджа я должен сделать два обязательных предупреждения (я всех предупреждаю, не только вас): отрывочные идеи величия, которые я буду высказывать, действительно являются отрывочными, не систематизированными; а моему незаурядному личному обаянию попробуйте с трудом не поддаваться. Теперь от собственной личности позвольте перейти к принципам работы. Первый и главный из них очень прост и формулируется так: «Мир — это описание мира». Все думают, что это Карлос Кастанеда, а на самом деле - Людвиг Витгенштейн, немецкий философ. Наши технологии можно часто обнаружить на страницах философских трудов - философов тоже интересует, как человек мыслит... Следствие № 1 из этого принципа (второго пока не будет). «Правда - это то, во что верят люди». Если люди верят, что повозка не может передвигаться без помощи лошади или что демократия лучше монархии, это - правда. Таким образом, задача психотерапевта, который работает с одним человеком или группой, и задача политика, который работает с массами, - составлять искусные описания мира, искусные мифы о мире. Легче всего составлять мифы о личности - для этого следует пользоваться языком индивидуального, группового или массового сознания и учитывать пять особенностей структуры мифа о боге (цит. по И. Черепановой «Дом колдуньи»): 1. Неопределенность (недосказанность) самой личности; 2. Наличие у нее чего-то особенного, отклоняющегося; 3. Амбивалентность (двойственность) формы и содержания; 4. Стремление к эмоциональной насыщенности; 5. Ориентация на «мифологическую нишу» массового сознания. Вы уже, очевидно, поняли, что первым, кто применил словосочетание «живой классик» по отношению ко мне, был я сам. Поскольку я всегда излагал собственный миф языком различных аудиторий и соблюдал пять вышеприведенных В свободном полете принципов, то мне теперь остается только повторять его. И возможно, еще при жизни я смогу прочитать в каком-нибудь букваре: «Когда был Горин маленький, с курчавой головой...» Боюсь только, что меня перепутают с Майклом Джексоном (смех в зале). Присоединение к группе Разумеется, работа с группой (большой группой) начинается с того же, что и работа с одним человеком - с создания раппорта. А создание раппорта, в свою очередь, начинается с присоединения. Но если в работе с одним человеком мы буквально становимся его зеркальным отражением (отражая позу, дыхание, движения глаз, макро- и микродвижения тела и т. д.) и ставим клиента перед выбором - если мое отражение делает так, это значит, что либо я делаю так, либо я сошел с ума; обычно принимается первая возможность - то при работе с группой отразить физиологию и поведение мы не можем, поэтому отражаем другие факторы: общую для нас реальность, общие ценности и т. д.
|