Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Скачано с www.5tt.ru 4 страница
Приемы присоединения к большой группе, аудитории (одновременно - приемы ораторского мастерства) можно классифицировать на: присоединение к эмоциям; присоединение по ритму (навязывание ритма и утилизация всех ритмов); присоединение на уровне разделения ценностей; присоединение на уровне разделения реальности (актуальной или описываемой); присоединение с ведением по шаблону «5-4-3-2-1». Присоединение к эмоциям - хороший и краткий прием, пригодный в случаях довольно единообразного эмоционального состояния группы и хорошего отношения группы к оратору. Заключается в том, что вы демонстративно (невербально и вербально) изображаете собой то же самое эмоциональное состояние, которое наблюдается у группы. Например: «Ха-ха, у меня сегодня тоже хорошее настроение». Присоединение по ритму - достаточно универсальный прием для разных случаев. Навязывание ритма состоит в том, С. Горин. НЛП. техники россыпью что перед началом выступления вы даете группе послушать ритмичную музыку, ритм которой неизбежно будет навязан, ~ и тогда вы начинаете выступление в ритме звучавшей ранее музыки. Утилизация всех ритмов - это возможность для публики приспособиться к ритму оратора: выступление начинается медленно, как бы неуверенно, затем его ритм постепенно возрастает, впоследствии периодически понижаясь. Прием дает возможность ощутить «резонанс» по ритму практически любому человеку в группе. Присоединение на уровне разделения ценностей -прием, который навязывает группе следующую точку зрения в отношении оратора: «Меня заботит то же, что и вас». В зависимости от того, какого рода группа собралась, какие ценности у нее преобладают в данный момент, вы начинаете свою речь с демонстративного разделения этих ценностей, например: «Меня, как и вас, беспокоит плохое положение пенсионеров» (для аудитории, состоящей из пенсионеров); «Меня, как и вас, беспокоит распространение детской наркомании» (в аудитории школьного родительского собрания). Присоединение на уровне разделения реальности -оратор сообщает группе, что он видит, слышит, чувствует то же, что и группа. Например (разделение актуальной реальности): «Сегодня четверг, вечер, и я рад, что вы собрались здесь и согласились выслушать меня». Как видите, прием легко комбинируется с приемом «опережающей благодарности». Пример разделения описываемой реальности: «Я родился и вырос в этом городе, учился во второй школе, которую посещали многие из вас». Присоединение с ведением по шаблону «5-4-3-2-1» -выполняется практически так же, как и работа по этому шаблону с одним человеком (подробно шаблон описан в «АВПГ», глава 3): к каждому описанию актуальной реальности вы «привязываете» простое внушение с помощью речевых связок («и», «в то время как», «это заставляет вас»). Например: «Когда вы видите меня, вы понимаете, что я - один из вас; и когда вы слышите мой голос, то понимаете, что я - не профессиональный оратор; и возможно, вы чувствуете доверие ко мне». Или: «Вот вы смотрите на меня и думаете - что я могу вам предложить в отличие от других?» (здесь внушение подано в форме «чтения мыслей»). В свободном полете Приведенная классификация не является полной, но для достижения обыденных целей вполне достаточна. После присоединения и создания раппорта вы можете работать с группой, по крайней мере, в двух вариантах: а) работа с группой, как с одним человеком (наведение общего транса, рассказывание метафор, проведение группы через процедуру рефрейминга и т. д.); б) работа с группой, как с группой (предписание членам группы определенного поведения, соответствующего понятиям о поведении частей личности в НЛП; проведение игр по «сценарию» какого-либо субмодального шаблона и т. п.). Первый вариант мало чем отличается от работы с одним человеком, поэтому пока мы его рассматривать не будем, а обратимся ко второму, чуть более сложному. Техники «олицетворения» Давайте сделаем нашу группу терапевтической и поработаем с чьей-то реальной проблемой. Содержание проблемы вы объявлять не будете, работа будет ориентирована на процесс. Лучше взять психологическую проблему, что-нибудь из области взаимоотношений, хотя в этой технике можно работать и с психосоматикой. Нужен доброволец на роль клиента... (Выходит Михаил). Миша, подумай, пожалуйста: если бы твою проблему символизировала некая геометрическая фигура и если бы тебя попросили нарисовать эту фигуру на листе бумаги - что бы ты нарисовал? Михаил (после паузы): Треугольник. С. Горин: Хорошо. Я с детства не любил овал, я в детстве угол рисовал... Теперь подумай еще, может быть, треугольник - это слишком просто? Может быть, у этого треугольника есть какие-то особенности? Не только в смысле размера и цвета - может, у него есть незамкнутая сторона или закругленная вершина? Ты можешь не говорить об этом, лишь бы ты сам знал эту особенность... (После паузы). Хорошо. Ты действительно хочешь решить свою проблему! (Михаил отвечает: «Да»). Возможно, ты уже знаешь ее решение... Тогда возьми столько людей из С. Горин. НЛП: техники россыпью группы, сколько тебе понадобится для того, чтобы изобразить из них треугольник. Ты расставишь людей в этом холле так, чтобы получилась нужная фигура, которая символизирует для тебя твою проблему. Ты, конечно, выберешь тех людей, которые подходят для решения проблемы. Давай предположим, что все хотят тебе помочь, - и начинай. (Михаил выбирает нескольких участников группы и расставляет их в холле, образуя подобие треугольника). А теперь начинай переставлять людей по-другому - так, чтобы новая фигура символизировала для тебя решение проблемы. Пока ты этим занимаешься, я буду что-то говорить группе, не обращай на это внимания. Впрочем, ты, возможно, и не успеешь обратить внимание на что-то, кроме своей работы -мозг работает быстро. Условные ооошачсния: -клиент • терапевт - участник группы - перемещение клиента и терапевта (Михаил переставляет участников группы, иногда делая паузу; последовательность перестановок показана на рисунках. Ведущий продолжает разговаривать с группой, во время разговора переходя на другое место в холле, что также показано на рисунках). То, что мы сейчас делаем, можно и проинтерпретировать, и продолжить по-разному. Например, можно спросить Михаила: «Какие эмоции ты испытываешь к каждому из людей, которых ты выбрал?» Или: «Хочешь, участники группы будут произносить для тебя какой-то текст?» Или: «Подумай, почему ты выбрал только мужчин!» Техники групповой работы достаточно похожи одна на другую (по крайней мере, внешне), и интерпретация данной конкретной работы именно В свободном полете с позиций НЛП - это вопрос о взаимоотношениях идеологии и методологии. Есть, кстати, совершенно универсальный шаблон для работы с группой. Он состоит из трех шагов: во-первых, разделите группу по любому признаку; во-вторых, дайте группе уверенное действие для исполнения; в-третьих, смотрите, что получится. Вот Миша сейчас что-то делает, как-то манипулирует людьми, и я понятия не имею, что происходит на самом деле. Каким способом Миша приходит к решению своей проблемы, я не знаю. Я могу только уточнить, например, спросив: «Миша, а где твое место по отношению к этой фигуре? И если ты решил, что решение вот-вот будет найдено, то уютно ли тебе находиться именно в этом месте, именно на таком расстоянии от этих людей?» Могу спросить, а могу и не спрашивать... Когда человек решает проблему только в воображении - это одно. А когда для решения проблемы человек что-то делает - с реальными людьми или реальными предметами -это другое. Здесь кинестетика подкрепляет визуальный поиск решения, опосредует получение результата. Понаблюдайте невербальные проявления, свидетельствующие о том, насколько клиент доволен своей работой. Обычно при окончании работы у клиента просто написано на лице: «Эврика!» (крупными буквами, как заголовок в газете «Правда»). Идет сложный творческий процесс, в ходе которого Михаил полностью погружается в проблему - а затем столь же полно чувствует радость решения] Похоже, что задача решена. Это так, Миша? Михаил: Да. С. Горин: Ты не торопись, ты пойми, прочувствуй, -насколько ты доволен найденным решением! Михаил: Полностью доволен. (Ведущий подходит к Михаилу и задает еще несколько вопросов). С. Горин: Хорошо, тогда всем спасибо, садитесь на места и давайте обсудим то, что здесь происходило. В первую очередь: что вам напомнила эта техника? Символизировать проблему в виде рисунка, потом изменить рисунок, чтобы символизировать решение... С. Горин. НЛП: техники россыпью Ответ из зала: Работу в субмодальностях. С. Горин: Конечно, работу в субмодальностях. «С чем у вас ассоциируется проблема? - С красным шариком. - Сделайте его зеленым. - Не помогает. - Тогда пусть это будет не шарик, а кубик. - Помогло!» В принципе, субмодальные шаблоны - хорошая вещь, и работать с ними было бы одним удовольствием при двух условиях. Первое - у всех наших клиентов должна быть прекрасно развитая способность к визуализации. Второе - все клиенты на вопрос о том, как они узнают о своей проблеме, должны отвечать в точности так, как написано в книгах по НЛП: «Да вот, я делаю картинку, потом превращаю ее в серию слайдов, потом добавляю цвет...» Поскольку в жизни такие клиенты попадаются редко, то вовлечение человека в игру, в какую-то деятельность оказывается более эффективным и более уместным. Так, нарисовать некоторый образ на бумаге, а впоследствии трансформировать его все же легче, чем вообразить. Или слепить проблемный образ из пластилина. Это, конечно, детские техники, но со взрослыми они тоже работают. И «провокации», вызов на роль, приглашение к работе через вызывание полярной реакции «работают» и с детьми, и со взрослыми. Допустим, ребенок отказался лепить фигурку из пластилина. Реагируем: «Ну и не лепи, не очень-то и хотелось, да ты и не умеешь. Зато я умею лепить очень красиво*.» ~ но слепить очень плохо. К субмодальному шаблону всегда можно придумать сценарий игры, который подойдет для школьного класса и даже для группы детского сада. От терапевта при такой работе требуются два вещи: во-первых, невербальное одобрение всего, что происходит; и, во-вторых, исполнение роли генератора идей. Уходя в проблему, клиент во время терапии (как и в жизни) не видит новых вариантов поведения, и мы ему постоянно подсказываем: «Подойди ближе - отойди дальше; круг - треугольник, пятиконечная звезда и т. д.» Вы даете стратегию - клиент выбирает тактику. А участники группы выполняют простую инструкцию - «по-могать клиенту». Такое предписанное поведение им очень легко выполнить, как видите. Реплика из зала: Сергей, здесь была еще использована дополнительная ресурсная позиция для Миши, когда у него не хватило ресурсов. Он перешел на место психотерапевта. В свободном полете С. Горин: В общем, да, хотя это мелочи по сравнению с показанным шаблоном. Теперь мы можем сделать сценарием игры процесс шестишагового рефрейминга. Доброволец на роль клиента?.. (Выходит Константин). Хорошо. Костя, работа вновь будет со скрытым содержанием. Ничего не говоря нам, подумай о своей проблеме, погрузись в нее... Тебе уже достаточно плохо? (Константин: «Да»). Тогда я немного отвлекусь. Дело в том, что у Кости очень четко выражена структура построения проблемы через движения глазных яблок, и это дает нам возможность применить для решения проблемы более простой шаблон - «принудительное изменение глазодвигательного стереотипа». Когда Костя думал о проблеме, погружался в нее, глазные яблоки несколько раз и совершенно четко двигались по одной и той же траектории - вот так (ведущий рукой показывает траекторию, см. рисунок). Если мы попросим Костю думать о проблеме и одновременно следить за движениями моей руки, то рука будет двигаться в обратном направлении по сравнению с движениями его глазных яблок (см. рисунок). Это можно было сделать по-другому: просто разговаривать с пациентом о проблеме, иногда двигая рукой в этом направлении, по этой траектории (ведущий повторяет движение руки). Движение в поле зрения привлекает внимание само по себе, без инструкций (ведущий повторяет движение), тем более, если выполнять движение быстрее (ведущий повторяет движение). И когда вы видите в ответ на свои действия невербальные проявления согласия у пациента, это значит, что ваш терапевтический шаблон действует (ведущий повторяет движение рукой). Проблема пациента - это всегда либо последовательность модальностей (то есть стратегия), либо последовательность субмодальностей внутри одной модальности {субмодальная стратегия). Когда вы навязываете пациенту любую другую последовательность при размышлении о его проблеме, он элементарно теряет способность погружаться в заявленные им проблемные переживания. Так, Костя? (Константин соглашается, невербально выражая некоторый оттенок недоумения). Но ты не волнуйся, проблему мы сейчас вернем обратно - работать с чем-то надо (ведущий несколько раз делает движения С. Горин. НЛП: техники россыпью рукой в соответствии с глазодвигательным шаблоном построения проблемы пациентом, см. рисунок.) (Смех в зале). Константин: Я бы другую проблему нашел... С. Горин: Не надо, поработаем с этой. Сейчас встань, встряхнись - знаешь, как собака встряхивается, когда из воды выходит... Зачем это нужно? Кинестетика - самая инертная из систем, сравнить ее скорость реагирования со скоростью визуальной системы просто невозможно, поэтому имеет смысл дать пациенту сделать какие-то действия, чтобы убрать шлейф чувств, который тянется за любым серьезным кинестетическим переживанием. Нужны определенная «встряска» и определенное время. Хорошо. Теперь выбери в группе человека, который наиболее подходит тебе для олицетворения твоей проблемной части личности - той части, которая создает проблему. (Константин выбирает Ирину). Покажи Ирине, как она создает тебе проблему, каким способом. (После нескольких проб Константин останавливается на варианте, когда Ирина стоит у него за спиной, надавливая руками на его спину). Теперь у нас есть идентификация проблемы; часть, личности, которая создает проблему; есть название для нее - ее имя, Ирина. Теперь, Костя, подумай о положительной функции Ирины, которая пока только создает тебе проблему. Константин: О ее положительной функции как части или как женщины? С. Горин: А это уже неважно на данном этапе. Ира, что хорошего ты делаешь для Кости, стоя у него за спиной? По-моему, ты его защищаешь сзади. Ты когда-нибудь думал, Костя, о том, что твоя проблемная часть тебя защищает? Ты согласен с этим? Константин: Да. (Далее пациент выбирает олицетворение своей творческой части, вместе с терапевтом организует диалог частей, придумывание ими вариантов поведения проблемной части, отбор вариантов поведения - и т. д., по обычной схеме рефрей-минга, вплоть до решения проблемы). Вопрос из зала: Сергей, почему люди, не будучи артистами, так точно сыграли поведение частей личности? С. Горин: «Мир - это описание мира». Мы все реагируем на обозначение, на ярлыки. Дайте человеку ярлык В свободном полете шизофреника, и он будет дальше вести себя, как шизофреник. То же самое с алкоголиком - или с «частью личности». В социальной психологии есть понятия роли иролевой экспликации, то есть ожидание определенного поведения от человека, исполняющего определенную роль. Между ролью и ролевой экспликацией существует не только прямая связь (принятие роли - ожидание ролевого поведения), но и обратная (ожидание поведения- принятие роли). Если мы конгруэнтно ожидаем от человека определенного поведения, то он обычно принимает на себя определенную роль. Если мы ожидаем, что пациент выздоровеет, то что ему остается? (Продолжается обсуждение работы участниками группы). Вопрос ко всем -что сейчас происходит в терминах рефрейминга? Ответ из зала: Диалог заинтересованных частей. С. Горин: Да, мы скомкали экологическую проверку, и она пошла сама. Можно провести еще одно олицетворение рефрейминга, спросив: «Достаточно ли серьезны вопросы остальных частей личности для того, чтобы их задавать?» Если да, то задавайте, если нет, то перерыв.
|