Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Скачано с www. 5tt. Ru. Обычные примеры рекламы: команда противоположность страхуйте имущество
Обычные примеры рекламы:
В свободном полете 6. Полный выбор или предоставление всех выборов. Если в иллюзии выбора вы искусственно ограничиваете число возможных вариантов поведения для вашего партнера по общению (или потребителя рекламы), то в этой стратегии вы перечисляете все варианты его поведения, но невербально (несловесно) обозначаете желательный и нежелательный для вас выбор как желательный и нежелательный для партнера. Скажем, в непосредственном общении с партнером желательный выбор вы сопровождаете жестами, мимикой, интонациями удовольствия, одобрения, приязни; а нежелательный - жестами, мимикой и интонациями неудовольствия, неодобрения, неприязни. В реальном диалоге «продавец-покупатель» это могло бы выглядеть так: «Вы, наверное, хотите купить большую упаковку этого товара (с легкой улыбкой; «положительно», как бы соглашаясь, кивая головой; медленным голосом с восходящими интонациями, очень внятно и внушительно), или вы хотите купить маленькую упаковку (речь становится чуть быстрее и чуть менее внятной, жесты и мимика нейтральны), или вы вообще не хотите этого покупать?» («отрицательное» покачивание головой; «отдаляющие» жесты руками; мимика почти презрительная; речь «сквозь зубы», интонации понижающиеся). Таким образом, наряду с первым смыслом сообщения, заключенном в формальном тексте (признание свободы воли покупателя - «можете купить это или то, а можете ничего не покупать»), вы невербальными средствами создаете второй смысл - принятие какой-то из перечисленных возможностей поведения партнера и непринятие другой. Если первый и второй смысл сообщения объединить и выразить в виде текста, то получится примерно такая фраза: «Если вы порядочный человек, который хорошо разбирается в товарах и отдает себе отчет в своих действиях, то вы, конечно, купите большую упаковку товара, и я это одобряю, как одобрил бы любой добропорядочный и здравомыслящий гражданин; впрочем, я признаю свободу воли и оставляю за вами право взять на пробу маленькую упаковку товара, к такому вашему поведению я отнесусь совершенно спокойно; возможно, правда, и то, что вы - просто умственно отсталый подонок, и тогда вы ничего не купите, но такое поведение я активно осуждаю, что сделал бы на моем месте любой член общества». I Ь Техника россыпью
С. Горин. НЛП: техники россыпью В принципе, при недостатке невербальных средств для обозначения принятия-непринятия выбора мы можем более искусно составлять текстовые описания, но мне кажется, что в этом случае стратегия несколько теряет в эффективности. Так, в свое время в психотерапии одна из молодых коллег составила для пациентов с ожирением следующую инструкцию в жанре полного выбора: «Вы можете с легкостью отказаться от сладкого и мучного; или вы можете с удивлением заметить, что после 18 часов вы свободно воздерживаетесь от приема любой пищи; или вы, конечно, можете по-прежнему жрать, как свинья». В реальной жизни такая инструкция будет принята пациентом только при очень симпатичной внешности врача (противоположного пациенту пола) и (или) при его вопиющей молодости -либо наоборот, в случае очень пожилого возраста и огромного авторитета врача. Из сказанного понятно, что полный выбор не без оснований причисляется к чисто ораторским приемам, поэтому он более пригоден для рекламного фильма, чем для печатного текста. Но и в печатном тексте есть возможность выделить шрифтом нужные вам обозначения. Так, например, в перечислении возможных вариантов поведения крупный шрифт красного или голубого цвета (на белом фоне) будет описывать желательное поведение, а мелкий черный шрифт (в том же ряду) - нежелательное. НЛП-подход Сегодня НЛП - наиболее распространенный инструмент для манипуляции массовым сознанием. Возникнув в 1975 году как методология эффективного общения в чистом виде, ней-ро-лингвистическое программирование быстро доказало свою практическую ценность: с 1984 года оно активно используется в предвыборных кампаниях самого высокого уровня, и это - признание в мире рекламы; а о том, как НЛП отвоевывало себе место под солнцем в мире психотерапии, вы и сами знаете. Трудно сказать, что особенно притягивает к этой системе неофитов, но мне кажется, что как раз отсутствие идеологии. И когда в современной российской нэлперской тусовке кто-нибудь периодически выдает ценную мысль о том, что надо В свободном полете бы создать «идеологию НЛП» - это как-то очень трогательно выглядит, но создадут ведь, вот что пугает... Первооткрыватели НЛП проделали следующие операции: 1) разбили шаблоны мышления на более простые составляющие, назвав их «репрезентативными системами» или «модальностями»; 2) посмотрели, какую последовательность этих составляющих использует усредненный человек для решения конкретной задачи или для достижения нужного результата. Далее, исходя из этих двух шагов оказалось возможным создать.модель интересующего исследователей типа мышления в определенном контексте - например, изучить, как думает эффективный продавец. Потом выяснилось, что такую модель можно внедрить в мышление любого другого человека. Затем обнаружилось, что любой другой человек, получив эту модель, ведет себя так же, как образец, - в нашем примере, неопытный новичок, получив модель мышления эффективного продавца, сам очень быстро становится эффективным продавцом. Простые составляющие мыслительного процесса («модальности») - это обращение к зрительному опыту, слуховому опыту и опыту ощущений. С точки зрения НЛП, «мы думаем» - означает: «мы попеременно и в разной последовательности обращаемся то к зрительным образам, которые вспоминаем либо конструируем, если не видели этого раньше; то к звукам и словам, которые мы тоже можем вспомнить или сконструировать, если не слышали их раньше; то к простым ощущениям, вроде ощущения тепла или холода, твердости или мягкости и т. п.» На языке НЛП «я решил познакомиться с этим человеком» - означает: «я увидел этого человека, услышал его голос, и почувствовал, что человек мне приятен»; либо это может быть какая-то иная последовательность. Взяв термины НЛП, фразу «я принял решение» мы переделаем в «я прошел через определенную последовательность модальностей -например, увидел внутренний зрительный образ, почувствовал, что все будет хорошо, и сказал себе, что я это сделаю». Характерная последовательность модальностей в ходе решения житейских или математических задач, в ходе постановки проблем и планирования поведения называется стратегией. То, что я сейчас говорю и скажу дальше - разумеется, сильное упрощение нэлперских идей. Я понимаю, что это С. Горин. НЛП: техники россыпью упрощение, и вы это понимаете - но давайте притворимся, что НЛП и в самом деле состоит из очень простых вещей. В конце концов, сделать простую вещь сложной нам потом будет легче, чем сложную - простой. Понятие о стратегиях мышления в НЛП стало первой ценной находкой для рекламы. Продержавшийся достаточно долго основополагающий принцип манипулятивной рекламы «Товар должен быть подсознательно привлекательным» начал переформулироваться. На первых порах, по-видимому, он мог быть таким - «Товар должен быть подсознательно привлекательным, потому что мы думаем о нем, как о привлекательном»; или иначе говоря - «Товар должен быть подсознательно привлекательным, потому что нам сказали о нем такими же словами, какими мы сами себе описываем привлекательные вещи». Сегодня этот принцип, насколько я понимаю, можно сформулировать так: «А зачем вообще товару быть привлекательным? Люди покупают товар потому, что думают о нем, используя ту оке стратегию, ту же последовательность модальностей, которую они уже использовали, делая предыдущую покупку». Из этого следует, что реклама должна смоделировать стратегию покупки и внедрить ее в мышление потребителей рекламной продукции. Теперь давайте подумаем: сколько раз нам с вами приходилось решать - нет, даже не аналогичные - более трудные задачи? Сколько раз нам приходилось делать привлекательными такие вещи как абсолютная трезвость и воздержание от курения? Сколько раз мы радикально меняли людям пищевые привычки и режим дня? Как часто мы заставляли пациентов думать о том, чего они боятся, другим способом - и избавляли их от фобий? Причем это делалось без официального наведения транса, в ходе обычной беседы. Так у кого больше опыт манипуляции сознанием - у нас или у специалистов по рекламе? Ответ очевиден, и я продолжу обзор методов, применяемых рекламистами. С появлением НЛП рекламисты в первую очередь ухватились за стратегию импульсивной покупки - чередование зрительного образа и ощущений, стратегия «вижу - чувствую». В течение нескольких лет эту последовательность мышления внедряют в массовое сознание изготовители рекламы для фирмы «Жиллет» - с помощью рекламного слогана
В свободном полете (девиза) «Вы будете выглядеть и чувствовать себя превосходно!»; понятно, что не они одни используют данную находку. То, какими конкретными словами будет передана стратегия, зависит только от словарного запаса изготовителя рекламы; вот еще несколько примеров: «Представьте себе ваши ощущения в этой ванне»; «Посмотрите, как нежно это мыло ухаживает за вашей кожей»; «Представляешь себе, мне сразу стало легче». Внедрить нужную стратегию можно не только слоганом, но и песней, стихотворением, чередованием образов на экране и т. д. Вопрос из зала: А какое значение имеет другая фраза в рекламе бритв «Жиллет» - «Первое лезвие бреет хорошо, а второе - еще лучше»? С. Горин: С позиций внедряемой стратегии, никакого. Это типичное речевое связывание, попытка создать иллюзию смысла с помощью грамматических средств (подробнее о речевом связывании - см. «АВПГ», глава 4). Рассуждая логически, если первое лезвие бреет хорошо, то второе вообще не нужно; оно сокращает время бритья, но повысить качество бритья не может. Основным моментом в этом рекламном тексте остается все же провокация импульсивной покупки. Вот я, например, предпочитаю бритвы «ВЮ>, но бреюсь все равно «Жилле-том» - мне его купили в подарок. На это и работает реклама - чтобы не слишком дорогие и не слишком крупные вещи люди покупали импульсивно для себя или в подарок кому-то. Мужчинам обычно дарят бритву женщины, которые сами этим предметом не пользуются; поэтому если даже первое лезвие бреет отвратительно, а второе не бреет вообще, будет куплен тот предмет, который эффективно рекламируется. Поскольку стратегия испульсивной покупки была уже описана в «АВПГ», идею взяли коллеги из одного психотерапевтического центра. Они стали рекламировать лечебный курс Для снижения веса тела с помощью текста: «Когда возвратится ваш идеальный вес, вы будете выглядеть и чувствовать себя превосходно». Эффект этого текста в газетных объявлениях оказался меньше, чем ожидали, и при встрече пришлось напомнить коллегам, что стратегия «вижу - чувствую» предназначена для импульсивной покупки, а психотерапевтические услуги - это, скорее, товар длительного пользования. Как С. Горин. НЛП: техники россыпью холодильник, примерно, - его испульсивно не купишь, он большой, дорогой и тяжелый. То есть перед составлением текста имело смысл провести небольшое и несложное исследование среди людей, которые когда-то покупали товары длительного пользования, чтобы выяснить - как они это делали, как они приходили к решению о покупке. Подскажу, что в этой стратегии приобретает значение внутренний диалог (разновидность слуховой - или, в терминах, аудиальной модальности). Еще одна интересная для рекламистов стратегия - переход от диссоциированного образа к ассоциированному, то есть от позиции наблюдателя к позиции участника: сначала мы видим, как предметом оперирует кто-то другой, а затем видим предмет крупным планом, как если бы мы сами им оперировали. Эта стратегия - основа подражательного поведения; многие поведенческие шаблоны мы в течение жизни усваиваем с помощью этой стратегии, поскольку именно так отражается в нашем мышлении главный принцип научения «делай, как я». Данная последовательность образов активно используется, в частности, в рекламном фильме «Раффаэлло - это искушение» (реклама конфет «Раффаэлло»): сначала мы видим симпатичную и с хорошей фигурой даму, которая задумчиво и как-то очень чувственно ест конфеты, а потом видим конфету крупным планом и то, как она сама освобождается от обертки. В другом фильме конфетами «Раффаэлло» восхищается балерина («это может быть только от него1.»). Очень действенная реклама, хотя сюжет совершенно нелепый - балерины не едят конфет, и подарить балерине конфеты может разве что ее враг, но уж никак не интимный партнер. Вопрос из зала: А то, что женщина ест конфеты чувственно - это опять обращение к подсознательным сексуальным мотивам? С. Горин: Отчасти да, но здесь, скорее, внешние проявления сексуальности служат средством для привлечения внимания Самая первая задача любого рекламного сообщения -привлечь непроизвольное внимание к самому себе; и тот фактор, который должен решить эту задачу, в рекламе имеет название «стоппер». Универсальными стопперами являются движение в поле зрения и сексуальные раздражители. В свободном полете Любое перемещение в поле зрения сразу привлекает внимание - так, к киоску, который оборудован движущейся световой рекламой (хотя бы световой гирляндой с «бегущими огнями»), подходит в полтора раза больше покупателей, чем к тому, который оборудован статичным освещением или статичной световой рекламой. Примерно так же люди реагируют на сексуальные раздражители. Вспомним также про феномен идентификации - потенциальной покупательнице конфет приятнее идентифицировать себя с хорошо сложенной и хорошо одетой, симпатичной и сексуальной женщиной, нежели чавкающей деревенской толстушкой. Хотя, конечно, с сексуальными раздражителями в ныне действующей рекламе наблюдается явный перебор. За одну рекламную паузу вам покажут, как можно чувственно смазывать руки кремом и красить губы помадой, жевать резинку и есть суп... Мне в такие минуты невольно вспоминается старое казарменное «правило хорошего тона»: если вы угощаете даму бананом, то предложите ей сразу пару. Один тогда съесть можно будет. Следующая полезная для рекламы находка НЛП - связь направления взгляда с типом мышления в данный момент (точнее, с той модальностью, к которой человек обращен в данный момент - при данном конкретном направлении взгляда), так называемые глазодвигательные шаблоны. Когда человек смотрит вверх, он обращается к зрительному опыту; когда смотрит по горизонтали (как бы на свое правое или левое ухо) или влево вниз - это обращение к слуховому опыту; а когда человек смотрит вправо вниз, он - в опыте ощущений. Это имеет значение для печатной рекламы: фотографию красочной упаковки рекламируемого товара лучше помещать в верхнюю часть плаката или газетного листа, а фотографию самого продукта (особенно если он съедобен) - в правый нижний угол (см. рисунок). К размещению С. Горин НЛП: техники россыпью материалов на плакате или газетном листе мы с вами обратимся позже еще раз, поскольку это имеет особое значение в политической рекламе. И, наконец, субмодальные стратегии (или субмодальные шаблоны) нейро-лингвистического программирования. Не потому «наконец», что в НЛП ничего больше нет для рекламы (как раз есть), а потому, что этой темой я хочу закончить сегодняшнее занятие. Так вот, разделив процесс мышления на простые составляющие, модальности, энэлписты на этом не остановились и разделили каждую модальность на еще более мелкие единицы - субмодальности. Можно назвать такие общие для любой модальности подразделения, как интенсивность (яркость, громкость), распространенность (размер), местоположение. И когда очередное дробление мыслительных единиц было проделано, оказалось, что самочувствие и поведение человека можно менять вполне эффективно при помощи субмодальных вмешательств. Чтобы было понятнее, о чем мы говорим, давайте проделаем небольшой опыт. Выберите, что-то простое из продуктов питания, что является для вас достаточно нейтральным, не вызывает особого аппетита; что-то, о чем вы говорите: «Есть, нет - все едино». Может быть, это будет огурец, апельсин, яблоко... Теперь мысленным взором увидьте этот продукт, предмет; может быть так, как бы он выглядел на экране телевизора... Теперь добавьте в этот образ освещенность и цвет, пусть образ станет ярче, пусть все его цвета будут ярче, пусть они играют под ярким светом... Добавьте увеличение размера - пусть этот образ станет больше... И пусть, когда он станет больше, он станет ближе к вам... Яркий, цветной образ, который становится больше и ближе... Еще не все - пусть на его поверхности играют блики света... И добавьте серебристый или золотистый ореол вокруг него... Хорошо... И теперь заставьте его сделать такую простую вещь -пусть он один-два раза быстро, но не мгновенно, приблизится к вам и вернется назад... Вот теперь все. На этом этапе усиленное слюноотделение наблюдается практически у каждого, кто делал упражнение, а у многих оно В свободном полете началось за один-два шага до окончания. В упражнении мы с вами задействовали зрительные субмодальности, которые увеличивают привлекательность предмета, причем первые три были основными: яркость, цветность, увеличение размера. С этими субмодальностями работают изготовители ТВ-рекламы «Жевательная резинка «Ригли»: в небе проплывают (или возникают из-под земли) гигантские упаковки «Ригли», ярко вспыхивает название, на поверхности упаковки играют блики света, появляется ореол. В других клипах используют такую субмодальность, как приближение к зрителю - в общем-то, эта субмодальность является уже компонентом навязчивого влечения, компульсии. Добавьте в рекламу еще два-три нюанса, и у ее потребителей будет формироваться болезненное влечение к рекламируемому продукту, напоминающее алкоголизм. Аудиальные (звуковые) субмодальности - что в них можно найти интересного? Многое, и все это нужно в радиорекламе. Так, увеличение громкости привлекает внимание слушателя, и то же самое делают изменение интонаций (мелодика речи) и изменение ритма. Ускорение темпа речи в сочетании с акцентированным ритмом (скандированная речь) побуждает к действию - обычно так заканчивается рекламное объявление по радио. Речь под музыку увеличивает суггестивность воздействия, особенно если речь сочетается с музыкой по правилам «трансовой речи» (см. «1 IV», глава 6). Имеет значение тембр голоса - лучше, чтобы он был «бархатным», а если при этом добавить «вкрадчивые» интонации, то голос будет совсем неотразимым. Среди аудиальных субмодальностей хочется особо выделить ритм и рифму, как сравнительно простые инструменты повышения суггестивности речи. Но отношение к рифме в рекламе у меня неоднозначное, поскольку примеров плохой рифмы в рекламе гораздо больше, чем примеров хорошей. Наверное, если вы не Владимир Маяковский и не Сергей Михалков, лучше стихотворных опытов в рекламе не делать. Там было произведение искусства. «Товарищи девочки, товарищи мальчики, требуйте у мамы эти мячики!» Маяковское «нигде кроме, как в Моссельпроме» живет уже 70 лет, и еще столько же проживет - что ни говори, а «поэт в России больше, чем поэт». С Горин. НЛП. техники россыпью Кинестетические субмодальности. Их применение в рекламе обычно ограничено рекламой в магазине, предпродажной рекламой: возможность продегустировать пищевой продукт, возможность ощутить запах парфюмерии, примерить теплую пушистую вещь... Продавцы знают, что продать автомобиль намного легче, если потенциальный покупатель в нем немного посидит - пусть подержится за руль, почувствует удобство кресла, запах нового автомобиля; и он наполовину сделал покупку. В рекламе парфюмерных товаров хорошо работает такое сочетание индивидуального и массового подхода, как выпуск буклетов с вложенными листочками фильтровальной бумаги, пропитанной образцами духов или одеколонов. Вернемся к зрительным субмодальностям. Для них в НЛП создана масса шаблонов, эффективно и быстро меняющих поведение человека, причем описание этих шаблонов легко сделать сценарием рекламного фильма (иногда - после небольшой переделки). Вот, например, описание шаблона «Буквальный рефрейминг» из книги К. и С. Андреас «Измените ваше мышление и воспользуйтесь результатом». БУКВАЛЬНЫЙРЕФРЕЙМИНГ Слово «рефрейминг» является визуальным словом, однако многие думают о нем как об аудиальном процессе - «словесном переформулировании». Хотя для выполнения рефрейминга вы используете слова, обычным эффектом является визуальное помещение проблемного события в какую-либо другую рамку или фон. Это может быть сделано метафорически, но это также может быть сделано очень просто и буквально. 1. Подумайте о ситуации, при мысли о которой вы чувствуете себя плохо Это может быть старое воспоминание, нынешняя проблемная ситуация или ограничение, или что-нибудь еще... 2. Хорошенько посмотрите на визуальную часть этого проблемного опыта,... а потом шагните из него обратно, так чтобы вы видели себя в этой ситуации. Если вы не создаете зрительных образов осознанно, просто «почувствуйте», что проделываете эти визуальные изменения; или притворитесь, что делаете их. В свободном полете 3. Теперь поместите вокруг этой картины большую золотую раму в стиле барокко примерно в шесть футов шириной и отметьте, как это изменяет наше переживание этой ситуации... Для большинства людей это послужит якорем более легкого, светлого и юмористического набора ощущений, что гораздо полезнее для продвижения к созданию новых выборов в этой проблемной ситуации. Есть также много других, альтернативных буквальных рамок, которые вы можете использовать. Вы можете использовать овальную раму, какие употреблялись много лет назад для старых семейных портретов, зеркал и религиозных картин. Рама из нержавеющей стали с острыми краями, натуральная или потемневшая от непогоды деревянная рама или цветная пластиковая рамка могут сказаться более полезными для кого-то, кто не реагирует на золотую барочную раму. После того как рама выбрана, вы можете добавить различные украшения. Направленное музейное освещение, приподнятое над картиной, «проливает иной свет на предмет», нежели церковная свеча, стоящая на подставке под ней. Видение реальной обрамленной картины среди других картин на стене в музее, или в чьем-то чужом доме, или офисе может добавить «другую перспективу». Вы даже можете пойти дальше и выбрать знаменитого - или менее знаменитого - художника и трансформировать свою картину в полотно, исполненное в стиле этого художника. Что происходит, если вы видите картину как произведение Рембрандта или Моне?» Использование субмодальных шаблонов для создания рекламного фильма позволяет серьезно увеличить интенсивность воздействия па потребителей рекламы при существенной экономии времени. В одном из руководств по рекламе, изданном в 70-х годах, рекомендуется делать рекламные фильмы продолжительностью не более минуты, а в качестве С. Горин. НЛП: техники россыпью образца для подражания приведены сценарии фильмов, продолжавшихся 30 секунд. Примерно половина фильмов, снятых по моим сценариям, занимали 6-15 секунд экранного времени. Разумеется, к выбору субмодального шаблона следует подходить ответственно, ясно понимая, что именно вы хотите сделать, какую идею хотите внедрить. Так, в Омске мне однажды довелось увидеть ТВ-рекламу фирмы, продающей автомобили: на экране менялись изображения автомобилей, при этом каждое предыдущее изображение «разбивалось на осколки» (вам знаком такой телевизионный эффект). За основу фильма вольно или невольно взят субмодальный шаблон избавления от травматических воспоминаний - шаблон, который заставляет забыть некую картину! Такую рекламу позволительно иметь только в том случае, если вы - единственная в городе фирма, продающая автомобили. Здравый смысл Теперь давайте вспомним о том, что концепция сама по себе ценности не имеет, она хороша для определенного кон-те < ста. Так, отработав день с пациентом, мы приходим в магазин, и здесь нас уже не заботит личностный рост продавца и нам не интересны его системы репрезентации - нам интересно купить мясо. Это умение применять концепцию в одном контексте и отказываться от нее в другом можно назвать здравым смыслом. К нему имеет смысл обращаться и при изготовлении рекламной продукции. Я по натуре не Гоголь, я по натуре Белинский - мне нравится анализировать и исправлять готовые сюжеты и тексты исходя из здравого смысла, как я его понимаю. Я предлагаю вашему вниманию сюжет, который видел в Красноярске незадолго до отъезда; это рекламный фильм, сделанный местной телестудией для моего, до недавнего времени родного, Госстраха. Я говорю это безо всякой иронии, так как очень хорошо отношусь к Госстраху; я там целый год проработал с психически здоровыми людьми, такое не забывается... Ну так вот, обычно я довольно редко смотрю телевизор, а тут у меня было свободное время, и я по обыкновению лежал на диване и В свободном полете против обыкновения смотрел телевизор. И увидел следующий рекламный фильм. Некая дама (могли бы и посимпатичнее найти) заходит в офис Госстраха и, сморенная ожиданием, засыпает, сидя на диванчике. Снятся ей всякие взрывы и пожары, катастрофы, землетрясения и цунами. Ее мягко будит некий молодой человек - судя но надписи на папке, агент Госстраха. После этого на экране появляется эмблема фирмы, а за кадром идет дикторский текст. Шедевр, конечно, послушайте: ЧТОБЫВ А СНЕМУЧАЛСТРАХ, ОБРАЩАЙТЕСЬ В РОСГОССТРАХ! Для того, что произошло после этого, у меня есть одно-единственное объяснение - меня посетила муза. В голове как-то сами собой появились варианты продолжения этого текста, причем я их не обдумывал, они действительно сами появились. Сначала были такие варианты: ЧТОБ ТЕБЯ ИСПУГ НЕ МУЧАЛ, ЗА СТРАХУЙНЕСЧА СТНЫЙСЛУЧАЙ! ЧТОБ НЕ МУЧАЛ ВАС КОШМАР, ЗАСТРАХУЙТЕ СВОЙ ТОВАР! Я вам не буду перечислять всю цепочку, выдам только квинтэссенцию, то, к чему я пришел минут через десять: ЧТОБ стоял покрепче ДОМ, ДОМ В ГОССТРАХЕ застрахуй! (Пауза, долгий смех в зале). По-моему, получился вариант раза в три «покруче» первоначального: во-первых, введена семантическая двусмысленность второго порядка, во-вторых, текст рекламы стал конструктивным, без отрицаний и достаточно неопределенным, то есть стал напоминать формулу внушения. Первоначальный вариант фильма и текста явно не был эффективным, побуждающим к действию. Давайте проанализируем, что именно было сделано неверно и что можно было сделать лучше. Первый момент: аргументация от противного в рекламе не работает. Обращение к теме возможных несчастий вследствие того, что вы чего-то не сделали, - самый частый, пожалуй, образ в рекламе страховых услуг и одновременно самая распространенная ошибка. С. Горин. НЛП' техники россыпью Исследования на эту тему проводились еще в 40- - 50-х годах, когда выясняли, что работает эффективнее: страх от того, что человек чего-то не делает, или показ привлекательных последствий того, что человек что-то делает. Допустим, в рекламе зубной пасты: одной группе испытуемых показывали фильм о том, как плохо иметь кариес вследствие того, что вы не пользуетесь определенной зубной пастой - как это больно, как вам потом удаляют зуб, льется кровь, стоны и т. д.; а другой группе показывали фильм о красивых здоровых зубах вследствие пользования зубной пастой. Что выяснилось в итоге? Фильм с мотивами боли и страха прекрасно запоминается, люди свободно воспроизводят его сюжет по истечении большого срока после просмотра; а фильм с мотивами благополучия почти не запоминается. Но реклама, связанная со страхом, не побуждает к действию - люди хорошо ее запоминают, но не покупают рекламируемый товар; в то время как реклама позитивная в памяти не хранится, зато люди покупают присутствовавший там товар. Таким образом, к мотивам боли, страха, катастроф в рекламе обращаться не следует. В том же Красноярске та же местная телестудия демонстрировала рекламный фильм для страховой компании «АСКО», и в нем все было сделано правильно. Сюжет: камера панорамирует очень богатый и со вкусом подобранный интерьер квартиры. Показывают спальню, где сидящая на кровати женщина читает ребенку-ангелочку сказку перед сном; звучит как раз финал сказки - «Иван-Царевич с молодой женой, пир-ком да за свадебку» и т. п. Панорама продолжается, и камера показывает окно, из которого сверху видна проезжающая без звука пожарная машина с включенной мигалкой. Экран темнеет, появляется название фирмы, и в то время у фирмы был прекрасный рекламный слоган - «Сила, смягчающая удары». Все сделано очень профессионально, хотя в «табели о рангах» страховых компаний «АСКО» далеко отстает от «Госстраха». Если говорить о рекламе страховых услуг, то, помимо показа благополучной ситуации у застрахованного человека, есть еще одна хорошая техника, как будто специально для этой области рекламы. Это - техника «взгляд из будущего»: по аналогии с тем, как вы сегодняшний оцениваете свои правильные и неправильные действия в прошлом, можно показать, как вы будущий оцениваете действия себя сегодняшнего. Хорошая В свободном полете 463 иллюстрация к этой технике - старая американская печатная реклама страхования жизни. На фотографии - семья за обеденным столом. Стол, четыре стула; на трех стульях сидят женщина и двое детей, а четвертый стул свободен и слегка отодвинут от стола. Подпись под фотографией: «Спрашивают, нужно ли страховать жизнь? Узнайте у вдовы». Здравый смысл - вещь хорошая, при анализе действующих реклам вполне уместная, но иногда дает неожиданные результаты. Я как-то проанализировал серию рекламных фильмов «Банк Империал» на ОРТ и получил в качестве вывода бредовую идею. Вы, наверняка, помните эту серию очень дорогих фильмов: масштабные съемки, дорогие интерьеры и костюмы, массовка; героями сюжетов были Юлий Цезарь, Чингиз-хан, Людовик, Екатерина... Если серию этих сюжетов рассматривать как серию терапевтических метафор, то единственная постоянно повторяющаяся идея в них, единственное, что их объединяет, - идея сильной власти в руках одного человека. Такой подход к рекламе банковских услуг показался мне забавным - именно поэтому свой вывод я на всякий случай открыто называю бредовым. Гипнотический и НЛП-подход в политической рекламе и предвыборной пропаганде Политическая реклама и предвыборная пропаганда на первый взгляд отличаются от торговой рекламы только тем, что предлагают потребителю не бессловесный товар, а идею или человека. Но отсюда проистекают другие отличия, в итоге существенно меняющие как внешний вид рекламного сообщения, так и весь ход рекламной кампании. Так, предвыборная пропаганда ведется в условиях контрпропагандистского воздействия со стороны конкурентов - в торговой рекламе никто не пытается опровергать истинность информации о «неповторимом устойчивом вкусе» продукта. Предвыборная рекламная кампания, как правило, разворачивается и протекает быстрее торговой, в ограниченном извне временном пространстве (например, для выступлений по ТВ С. Горин. НЛП: техники россыпью отводится одинаковое время всем кандидатам на выборную должность) - торговую рекламу временем не ограничивают. В этой связи политическая реклама оказывается много более эмоциональной и действенной - она просто вынуждена использовать сильнодействующие методы, манипулировать самыми глубинными основами человеческого мышления, будучи максимально компактной, сжатой во времени. Поэтому если в политической пропагандистской кампании применен гипнотический подход, то в каждом сообщении вы обнаружите не один метод, а несколько техник, методов, приемов; а если пропагандисты предпочитают НЛП, то, скорее всего, они будут работать с мета-программами, не обходя вниманием и другие техники. Основная заповедь рекламиста - «говорить много правды, но не всю правду» - в политической пропаганде звучит несколько по-иному; насколько я помню, в книге Пола Лайн-барджера «Психологическая война» эта заповедь сформулирована так: «Факт - не пропаганда. Пропаганда - это интерпретация факта». Сам автор иллюстрировал заповедь тем, что использовал один и тот же факт (негр за день работы на помидорных плантациях получает 80 центов) в проамериканской пропаганде (приведен список товаров, которые можно купить на 80 центов) и в антиамериканской пропаганде (приведен другой факт - белый за ту же работу получает в 3 раза больше), сделав вывод: на основании единственного факта доказать можно все. И в самом деле, доказать можно все. В одной шуточной статье ее автор пытался обратить внимание человечества на вред огурцов. Зловещая штука, оказывается: 97% умерших от рака легких хотя бы раз в жизни употребляли в пищу огурцы, 100% погибших в автокатастрофах в июле-августе употребляли огурец в пищу в день смерти или накануне, 98% алкоголиков регулярно употребляют огурцы в соленом виде, 85% убийц употребляли огурцы в течение месяца перед совершением преступления и т. д. Смешно - но, когда примерно столь же ужасной статистикой оперируют пропагандисты, это никого не смешит. Для сегодняшнего разбора я возьму несколько частных, откровенно отрывочных моментов кампании по выборам Президента России (весна-лето 1996 г.). Никак не претендуя на В свободном полете полный охват материала (это - задача других книг), но помня о теме лекции, я попытаюсь поверхностно проанализировать то, какими психологическими способами разные пропагандистские команды воздействовали на массовое сознание. Команда действующего Президента, разумеется, была самой сильной. Она доказала свою силу, в частности, тем, что лозунг избирательной кампании «Голосуй или проиграешь» (во втором туре выборов «Голосуй - и победишь»), являющийся типичным обращением к мета-программам «избегание неприятного - поиск приятного», не был привязан к фамилии кандидата - речь шла только о самом факте участия в выборах; пропагандистская команда заботилась о кворуме, что было актуально для всех кандидатов. Основной слоган (девиз) пропагандистской кампании «Б. Н. Ельцин - Президент всех россиян» по структуре является типичным гипнотическим трюизмом (см. «Шесть речевых стра-тегий утилизации транса в эриксонианс-ком гипнозе»). Слоган тиражировался па листовках, причем в одном из вариантов листовки он повторялся четырежды, с выделением разных слов (см. рисунок). Таким образом, при самом поверхностном анализе короткой листовки в ней можно обнаружить гипнотический трюизм, технику рассеивания и персеверацию - очень профессиональная, красивая и лаконичная работа. В той же избирательной кампании отдельное издание-газета «Не дай Бог!» - занималась контрпропагандой, что было блестящим решением для проблемы совмещения в одной газете пропагандистских и контрпропагандистских материалов (не хочется вдаваться в подробности, но такая проблема существует). Упомянутая газета - прекрасный образец, того, как можно субмодальными средствами обозначить желаемое и 16 Техника г
С. Горин. НЛП: техники россыпью нежелаемое будущее (см. следующий раздел), как можно составлять конструктивные (побуждающие к действию) и предостерегающие метафоры и т. п. Так, примером предостерегающей метафоры может служить редакционная статья, в которой журналист мастерски обыгрывает фамилию Г. А. Зюганова, ставшего главным соперником Б. Н. Ельцина в борьбе за пост президента (я здесь оцениваю только профессионализм пропагандистов, а не соответствие их материалов этическим нормам): «ЗЮГЗАГУДАЧИ Жили-были два брата - Чук и Гек. И случились у них в стране выборы. Пошли братья голосовать, но проголосовали по-разному. И вскоре один из них стал Зюком, а другой Зеком. У нас в редакции совершенно случайно оказалось письмо Зюка брату. Его нам принес бывший лагерный охранник. Публикуем... «Здравствуй, Зек! Как твои дела? Встал ли на путь исправления, можешь ли рассчитывать на досрочное освобождение - хотя бы лет через десять-двенадцать? Ну да и у меня не все слава Богу. Страну нашу по просьбам трудящихся, может слышал, переименовали - теперь живем в Зюгосла-вии. Столица Зюгодан называется. И жизнь наша вроде бы должна становиться все лучше и веселее. По радио каждый день говорят: заходите, граждане зюгане, в любой магазюк, покупайте все что души зюгодно! Мы и заходим: колбаса по два двадцать, конина по два сорок, а больше-то ничего и нет. Недавно денежную реформу провели. Новые деньги ввели - зюгрики. Только толку что? Хлеб у Зюганды закупаем, а картошка к нам теперь из Зюго-Восточной Азии идет. Вот и вся зюгономика. По радио говорят: с преступностью мы покончили раз и навсегда. Что верно, то верно: с политическими гензюк наш фазу разобрался (да ты и сам не хуже моего знаешь), а остальных к себе на службу взял. Ходят теперь эти самые оборзюги по городу и за порядком наблюдают. Все - с зюгометами. А в помощь им совсем пацанов, подзюганков набирают - из В свободном полете активистов «Гитлерзюгенда». Да и Зюголовный кодекс теперь из одной только статьи состоит: «Ничего нег-зя. Вплоть до высшей меры». По радио говорят: «воздух у нас самый чистый!» Ясное дело - машин-то в городе всего пять штук осталось. Сам хозяин на зюговозе ездит, а у помощников его - «Зюгули». Они-то зюг зюга завсегда уважают, а остальные - ходи на своих двоих. Ты вот, наверное, думаешь - что это я все про радио? Так телевизор и не включаю уже. Там каждый день с утра до вечера два фильма крутят - «Небесный зюгоход» да «Зюгарка и пастух». Я их уже наизусть знаю. Раз в год только телек и включаю - это когда «Голубой зюгонек» показывают. Правда, тоже тоска. Либо книжку вслух читают - «Малая зюгля». Либо стихи: «Зюгарищ, верь...» Только чему верить-то? (....) Знаешь брат, что? Ты вот что. Ты письмо мое не сжигай, а кому надо покажи. Через пару дней уже, наверное, меня к тебе и привезут, и стану я то же Зеком. Вместе Зюгольный бассейн осваивать будем. Зинку жалко, конечно. Ну да что уж там? Может, перезю-гуем. Как думаешь? Твой брат Зюк.» Команда Г. А. Зюганова (КПРФ) работала в обычных традициях советской коммунистической пропаганды. Кампания под не побуждающим к действию слоганом «Когда мы едины - мы непобедимы» выглядела, как всегда, централизованной, «спущенной сверху», и обращалась к сознанию избирателя. В подтверждение этого тезиса предлагаю также два текста: первый - статья в «Красноярской газете» №33 от 04.06.1996 г. (скорее всего, перепечатка из центрального издания). «НАШ ПРЕЗИДЕНТ- НЕ НАШ! Герман Назаров (Москва) Вся Москва заклеена афишами, призывающими нас голосовать за Ельцина. С телеэкрана не сходит физиономия того, кто, по сути, предал свой народ, кто перешел на сторону американских империалистов и израильских сионистов. С. Горин. НЛП: техники россыпью Американо-израильская пропаганда в лице российских средств массовой информации на все лады долдонит, что с приходом коммунистов будет все плохо, что начнутся репрессии, что начинается голод и т. д. Идет откровенная травля коммунистов и натравливание на них простых людей. Но если посмотреть на факты повнимательнее, то невооруженным глазом видно, что у власти в России как были коммунисты (члены КПСС), так они и остались. Только разница между теми коммунистами, кто у власти, и теми, кто выдвинул нового кандидата в президенты Зюганова, состоит в том, что первые как жили при коммунизме, числясь коммунистами, так продолжают жить. Это, в основном, коммунисты-сионисты-оборотни, назвавшие себя «демократами», а по сути - новыми рабовладельцами. А коммунисты, которыми пугают население, как стояли у мартеновских печей или махали метлой, или руководили производствами, так и продолжают. Это русские коммунисты. Это те, кто воевал, кто отстраивал разрушенные города, кто запускал в космос космические корабли, кто забивал гвозди, кто прокладывал дороги в тайге. (...) Ведь ни для кого не секрет: после государственного переворота, совершенного коммунистами-сионистами в СССР, сионистское лобби в ЦК КПСС пошло на сближение с сионистским лобби в США. На пост президента США не избирается человек, не поддерживающий Израиля. Сегодня то же правило демократы хотят установить и в России: на пост президента России не должен избираться человек, не поддерживающий Израиля. А зачем нам Израиль? Мы же, русские, должны помешать осуществлению такого правила, избрав на этот пост русского Геннадия Зюганова.» Эмоциональность текста строится на создании «образа врага», и это вполне оправдано, но сам «образ врага» построен на антисемитизме, что не может понравиться большому числу избирателей. В свободном полете Второй текст распространялся в виде листовки в регионе на местных выборах, я выбрал его фрагмент за типичность построения. «ЧЕГОХОТЯТКОММУНИСГЫ: 1. Осуществить принципы народовластия, свободы, равенства, своей повседневной работой, своим примером вернуть людям утраченную веру в идеалы добра и справедливости, вернуть людям такие исконно русские традиции, как соборность, патриотизм, духовность, народность. 2. Добиться того, чтобы власть была ответственной, подконтрольной и подотчетной, чтобы высшую власть в городе осуществлял народ через избранный им представительный орган. 3. Провести ревизию хозяйственной деятельности исполнительных органов власти за последние годы. Выработать рекомендации, определить пути вывода из социально-экономического кризиса, сформировать мощную команду управленцев и хозяйственников для решения этих задач. 4. Не на словах, а на деле добиться улучшения положения трудящихся, учащейся молодежи, пенсионеров: обеспечить евоевременную выплату заработной платы, пенсий, пособий, стипендий в размерах, обеспечивающих активную жизнедеятельность, а не выживание. 5. Разобраться с итогами приватизации, возвратить народу имущество, присвоенное незаконно и вопреки общественным интересам, восстановить законность и справедливость: поставить заслон коррупции в органах власти и управления, заслон теневому распределению финансов, собственности, результатов труда: объявить войну преступности, взяточничеству, нищете, безработице, детской беспризорности. 6. Добиться возвращения трудящимся социальных гарантий: права на труд, отдых, образование, бесплатную медицинскую помощь, обеспеченную старость. 7. Изыскать возможности достаточного финансирования бюджетной сферы, в первую очередь, С. Горин. НЛП: техники россыпью образования, здравоохранения, правоохранительных органов: создать возможности для эффективной работы предприятий всех форм собственности.» Как видите, текст перегружен «канцеляризмами», цепочками родительных падежей, отглагольными существительными, причастными оборотами. Короткий текст перенасыщен длинными словами, специальными терминами, в общем, текст нечитаем. Даже новички в пропаганде знают, что динамичность тексту придают глаголы; что личные обороты и обращения от первого лица в пропагандистском тексте предпочтительнее безличных и неопределенно-личных оборотов и обращений от третьего лица; что текст тем ритмичнее, чем короче составляющие его слова... В чем же дело - ведь процитированные тексты написаны вовсе не новичками? Мне кажется, что КПРФ делает в пропаганде три типичных ошибки. Во-первых, пропагандой занимаются люди, по-прежнему считающие КПРФ правящей партией, и потому копирующие стиль официальных документов. (Поистине, когда читаешь тексты, подобные второму из приведенных выше, все время ожидаешь, что тебя вот-вот призовут выполнять исторические решения ХХХ-го какого-нибудь съезда. И это не смешно, это нелепо). Во-вторых, коммунистическая пропаганда пытается убеждать, - и это самая частая ее ошибка - заставлять людей думать. Люди предпочитают чувствовать, поэтому обращение к подсознательным мотивам поведения и в рекламе, и в пропаганде более эффективно. И в-третьих, пропагандисты КПРФ, похоже, не принимают во внимание обратную связь и не делают выводов из своих ошибок: упорно сохраняя прежний стиль пропаганды, они самим стилем продолжают ориентироваться на вымирающий электорат, своих старых приверженцев (пенсионеры, пожилые люди), а не на подрастающий, не на тот электорат, который приходит на смену (молодежь). Общаясь с представителями КПРФ, я понимаю, что при самом оптимальном развитии событий они все равно будут продолжать делать то же самое еще лет 10-15 (при не самом оптимальном- всегда). Впрочем, это не удивительно - новая идеология (или, в данном случае, новая система пропаганды) побеждает не тогда, когда наглядно доказана ее эффективность, а тогда, когда умирает самый яркий носитель В свободном полете старой. Генетика в СССР победила не тогда, когда в 1954-1956 гг. стали освобождать ее приверженцев из тюрем и лагерей, а только после смерти Т. Д. Лысенко... Причем заметьте - все это я говорю про психологию пропаганды, политики я не касаюсь. Команда В. В. Жириновского (ЛДПР) - в ее работе наблюдалась та постоянная искристая какая-то легкость, которая дастся огромным трудом, высоким мастерством и обширными познаниями (личное ораторское искусство лидера партии - в том же ряду). Емкие метафорические образы на плакатах «За нами - Россия», «Будущее России - в надежных руках» и им подобных, прекрасные, светлые, побуждающие к действию лозунги программных документов («Я подниму Россию с колен», В. Жириновский). Кроме того, пропагандистская команда ЛДПР, похоже, использует в работе семиотический подход - подсознательное внедрение идеи на уровне знака, сигнала, символа. Перед нами - чисто видовой, казалось бы снимок: человек стоит на подсолнуховом поле, держа два цветка подсолнуха в руках. Но цветок подсолнуха - символ солнца, поэтому когда человек на снимке разворачивает цветок подсолнуха к зрителю, в этом действии (на уровне символа) содержится идея могущества персонажа и его заботливого отношения к «простым смертным» Команда Г. А. Явлинского (избирательное объединение «Яблоко») вела очень ненавязчивую пропаганду, копируя во многом ошибки КПФР - отсутствие побуждающих к действию лозунгов, обращение к сознанию избирателя. Когда я познакомился с пропагандистскими материалами «Яблока», у меня сложилось мнение, что специалист (имиджмейкер, психолог) с ними «рядом не сидел». В самом деле, девиз «Выбери президентом нормального человека» по структуре своей подразумевает, что все остальные кандидаты - ненормальные; девиз «Я пришел дать вам волю» подразумевает, что сейчас мы подневольны, к тому же «слизан» с названия романа В. Шукшина о Пугачеве; девизы «Требуется новый президент» и «Дорогу осилит Явлинский» попросту банальны и не несут никакой смысловой нагрузки. С. Горин. НЛП: техники россыпью Саму эмблему объединения «Яблоко» нельзя признать удачной - круг, символ совершенства, не нужно разрывать даже под девизом «Мы разорвем круг неудач в реформах России», поскольку обращение к теме неудач в про паганде неэффективно. Я не помню ни одного пропагандистского материала, который подавал бы в привлекательной «упаковке» профессионализм Г. Явлинского в экономике - а ведь это могло быть главным «товаром» объединения «Яблоко», который и стоило рекламировать. В борьбе за пост президента имеет смысл соблюдать правила игры - в противном случае демонстративное невнимание к пропаганде вполне может быть воспринято избирателями как обращенное высказывание «этот пост мне не нужен», и даже «вы мне не нужны». НЛП и здравый смысл в предвыборном консультировании «Критерий истинности теории - эксперимент». Помня это положение марксистско ленинской философии еще со студенческой скамьи, я никогда не предлагал своим читателям и слушателям семинаров непроверенные концепции. То, что я предлагаю здесь, тоже проверено на практике, поэтому можно утверждать, что представленная концепция верна. В то же время мне бы не хотелось, чтобы кто-то упорно придерживался именно нэлперских или эриксонианских принципов и рекламе и пропаганде- теория может быть красивой, привлекательной, но практически, в обыденной жизни, консультанту на выборах приходится учитывать массу побочных факторов, влияющих на то, какой из пропагандистских материалов будет взят за основу, и значит, влияющих на то, насколько эффективным будет признан труд самого консультанта: здесь имеют значение ваши личные отношения с кандидатом на выборную должность, личные отношения начальника предвыборного штаба с вами и кандидатом, влияние на штаб со стороны союзников и соперников, личные отношения членов штаба с руководителями и рядовыми сотрудниками средств массовой информации - и многое, многое другое. Лично мне В свободном полете в такой работе всегда хватало теоретических познаний, но все время недоставало какой-нибудь иезуитской практики, поэтому с вами я больше говорю о познаниях. Сегодня я предлагаю рассмотреть отдельные, отрывочные моменты предвыборного консультирования, объединенные только понятием конгруэнтности при подаче рекламных материалов о людях и подаче самих людей - то есть понятием о том, что оформление текстовых и изобразительных материалов должно усиливать их содержание. Иногда пропагандистские материалы удобнее делать конгруэнтными с помощью методов и техник НЛП, а иногда - с помощью здравого смысла. Для начала возьмем такой вопрос, как соответствие рекламных и пропагандистских материалов представлению людей о времени. Здесь удобно пользоваться техниками НЛП - в частности, субмодальной категорией «Линия Времени». Как мы знаем, 90% людей зрительно вспоминают прошлое при взгляде влево вверх и зрительно думают о будущем при взгляде вправо вверх. Данная проекция наших представлений о времени на пространство поля зрения и называется «Линией Времени» (см. рисунок). Логично предположить, что фотография рекламируемого кандидата на выборную должность должна для потребителя рекламы проецироваться в будущее - то есть в правый верхний угол плаката, листовки, газетного листа (см. рисунок). Если мы проводим сравнение «прошлое-будущее» (неважно, среди людей или среди товаров), то столь же логично будет поместить образ из прошлого в левый верхний угол печатного листа. Если при этом один образ должен быть привлекательнее другого, то, пользуясь знаниями о субмодальностях, мы делаем привлекательный образ цветным, ярким и контрастным, а непривлекательный - черно-белым, в серых тонах, с Проекция " Линии Времени" на печатный лист
С Горин. НЛП: техники россыпью затемнением фона. При многоцветной печати таким способом легко сделать обозначение будущего (например, исхода выборов в органы власти) нежелательным - поместите в правом верхнем углу газетного листа черно-белую слегка размытую фотографию, на которой может быть изображен некий кандидат на должность или символика некой партии. Аналогично цветная фотография в левом верхнем углу будет изображать желаемое прошлое, черно-белая фотография там же - нежелательное прошлое, цветная фотография в правом верхнем углу - желаемое будущее и т. п. Правда, если вы дадите подобную рекомендацию по размещению фотографий на выборах регионального уровня, все газетчики начнут вас высмеивать - традиционно в редакциях самым престижным местом считают первую полосу, левый верхний угол, сразу под названием газеты. Будьте готовы к полемике - понятие престижности места, которое займет фотография, менее значимо по сравнению с восприятием вашего кандидата как человека для будущего. Можете напомнить, что силуэты классиков марксизма-ленинизма на своих полных собраниях сочинений смотрят, как правило, вправо -то есть в будущее. Другой частный вопрос предвыборной кампании, конгруэнтное поведение кандидата на людях, удобнее разрешать с помощью навыков невербального общения, знания «языка тела». Обычно кандидат на выборную должность обязан выглядеть искренним и открытым для контактов с людьми, а такое восприятие человека больше зависит от его невербального поведения, чем от произносимого им текста. Невербальные признаки открытости и искренности, которые вы порекомендуете кандидату демонстрировать почти постоянно, - это жесты «открытой» ладонью, «открытая» поза (отсутствие перекрещивания конечностей), незастегнутый пиджак, «положительное» (как бы в знак согласия) кивание головой в такт собственной речи. История, которую я вам сейчас расскажу - одна из моих любимых. В одном городе кандидат А. очень хотел стать мэром... Вот любят у нас иностранные слова - ну чем хуже «городской голова»? По-моему, когда человека называют французским словом «мэр», его сразу тянет к алкогольным и сексуальным излишествам, а не к управлению городом. Но этот А. В свободном полете очень хотел стать именно мэром, и поскольку он считал себя самым умным, то отказался от услуг консультантов, заказав себе на местном ТВ рекламный фильм по собственному сценарию. Фильм получился таким: в первых кадрах А. приезжает на своем «Мерседесе» на свое же предприятие, где его встречает у входа похмельного вида рабочий в телогрейке Потом они идут по цехам, и А. делает указующие жесты, а рабочий кивает головой. В это время диктор за кадром рассказывает нам о том, какое хорошее у А. предприятие и как хорошо живут сам А. и его рабочие. Вторая половина фильма - выступление А крупным планом; говорит он таким примерно образом: «Если вы меня выберете мэром (усиленно «положительно» кивает головой), то в первую очередь я позабочусь о своевременной выплате зарплаты и пенсий («отрицательно» покачивает головой), о хорошем состоянии дорог в городе (снова «отрицательно» качает головой, делая при этом «отдаляющий» жест правой рукой) и о многом еще я позабочусь, если только вы выберете меня мэром («положительно» кивает головой)». Между прочим, у этого кандидата были все шансы занять нужное ему кресло (особенно если иметь в виду закулисную сторону выборов), но он предпочел заплатить за агитацию против себя. А консультация ему была нужна элементарно простая: постановка невербального поведения при монологе и подсказка, что в первом кадре фильма на завод в «Мерседесе» должен был бы приехать рабочий, а не кандидат. Исходя из феномена идентификации потребитель рекламы отождествляет себя не с кандидатом на должность мэра, а с его подопечным. Кстати, простые ситуации в консультировании количественно преобладают над сложными. Однажды, например, один кандидат решил «выделиться из толпы» таким способом: он снабдил свою листовку собственной фотографией... в овальной рамке (см, рисунок)! Ему не пришло в голову, что такие снимки бывают только на С. Горин. НЛП: техники россыпью надгробиях, а консультанта у него не было - и вот, фигурально выражаясь, в борьбе за должность он сам себя «похоронил». Но вернемся к НЛП. Еще одна НЛП-находка, принятая политической рекламой - иерархия ценностей Г. Бейтсона. Интерес к политике, к форме правления, согласно этой иерархии, находится на последнем месте по значимости - следовательно, начинать агитационные материалы с аргументации типа «Мы - за демократические реформы» не имеет смысла, они не будут приняты потребителем. На первом месте в иерархии находятся сугубо витальные ценности - понятно же, что для того, чтобы быть демократом или республиканцем, надо быть как минимум живым. Такие понятия, как «здоровье», «семья», «финансовое благополучие», «уверенность в будущем своих детей», тоже опережают интерес человека к политике, поэтому любой политический лозунг должен включать в себя упоминание об этих простых вещах. В последние 2-3 года предвыборная пропаганда стала учитывать иерархию ценностей при производстве печатных материалов. Особое направление консультирования - повышение ораторского мастерства кандидата на выборную должность, повышение пропагандистской эффективности его личных и телевизионных выступлений. Для достижения этих целей мне представляются более уместными приемы и техники эриксо-нианского гипноза, которые в дополнение к обычным приемам ораторского искусства существенно увеличивают силу воздействия оратора на аудиторию. Разумеется, чтобы повысить человеку уровень ораторского мастерства, надо сначала определить исходный уровень, точку отсчета. Для этого предлагаю вам простой тест. Слабый оратор от политики считает своей обязанностью сказать людям очень много правды (точнее, того, что он сам считает правдой), а свою задачу видит в том, чтобы максимально подробно объяснить людям смысл предлагаемой политической программы. Сильный оратор от политики считает своей обязанностью сказать людям то, что они хотят услышать, и свою задачу видит в том, чтобы (в порядке убывания значимости): а) выяснить, что является правдой для данной аудитории (во что люди верят, как в правду); а уж тогда - В свободном полете б) понравиться публике; в) запомниться публике; г) внушить людям, что предлагаемая оратором политическая программа - самая правильная; д) если останется время, то объяснить аудитории смысл какого-нибудь одного пункта (одного обычно хватает) из своей политической программы. После того как вы отнесли оратора к одной из этих групп, можно составлять план работы. Сильного оратора имеет смысл учить шаблонам гипнотической речи - работе с ритмом, интонациями (мелодикой) речи, стратегиям утилизации транса (подробнее см. «ГТР», глава 6, и «АВПГ», главы 4, 3, 5). Слабого оратора, привив ему мировоззрение сильного, нужно учить говорить с аудиторией простым разговорным языком, и можно научить его основам присоединения к большой группе. Существует около десятка «гипнотических» приемов присоединения к аудитории; от простых, вроде демонстративного разделения эмоционального состояния группы, до сложных, напоминающих работу по шаблону «5-4-3-2-1»: «Когда вы видите меня, то понимаете, что я - один из вас, и когда вы слышите мой голос, то можете понять, что я - не профессиональный оратор в отличие от тех болтунов, которых вы можете наблюдать но телевизору» и т. п. Я не вижу смысла отдельно описывать эти приемы, поскольку при знакомстве с шаблонами гипнотической речи они самоочевидны. Кроме того, слабому оратору нужно объяснить, что политик никогда не должен оправдываться - все порочащие его высказывания надо сразу спокойно опровергать. Это делается либо таким способом: «Этого, конечно, не было»; либо таким: «Мне такие факты неизвестны»; и если уж совсем «прижали к стенке», то допустимо сказать: «Это было, но на самом деле было не то, что вам кажется». В пропаганде и контрпропаганде есть одно простое правило: прежде, чем сделать какую-нибудь гадость сопернику, скажите, что вы ее делать не будете. Это - не просто дань вежливости по отношению к сопернику или предвыборное «правило хорошего тона»; нет, это работающая техника: «люди верят описаниям». А уж если вас начали в чем-то подозревать - тем более надо убедить людей в том, что вы их не обманываете. Например: С. Горин. НЛП: техники россыпью 1. «Я никогда не унижусь до распускания слухов о сопернике на пост мэра» (это значит, что уже заготовлены листовки с компрометирующими соперника материалами, а сотрудники команды получили инструкции по эффективному распусканию слухов); 2. «Денежной реформы и стране не будет!» (здесь и пояснять нет нужды - вся страна знает, что назавтра будет реформа); 3. «Моя команда не строит каких-либо препятствий сопернику в проведении предвыборной кампании и не будет этого делать никогда» (это значит, что завтра в избирательную комиссию поступят две жалобы на то, что соперник нарушает законодательство о выборах). Оратора из любой группы имеет смысл познакомить со «спиральными» техниками построения речи (двойная и тройная «спираль») и с техникой «кавычек». Если вам это интересно, можно разобрать чуть подробнее... Хорошо, давайте разберем. Техника «кавычек» - это оформление вашего высказывания, как сказанного кем-то другим. В индивидуальной работе с пациентом мы с помощью кавычек маскируем внушение, если мы произносим: «И тогда этот человек сказал мне: «успокойся и расслабься», то пациент не может сознательно сопротивляться внушению, поскольку от нас он внушения как бы не получал. В работе оратора с группой очень удобно «закавычивать» рискованные высказывания (отзывы о соперниках на должность, отзывы о действующей власти и т. д.); если аудитория согласна с высказыванием, то для нее это произнес оратор, а если несогласна, то ведь оратор это не произносил, он только довел до публики чье-то мнение. Самые спорные фразы лучше заключать в двойные и тройные кавычки, например: «Сейчас мне передали записку, в которой пенсионер, отдавший всю жизнь своему заводу, пишет: «Возле проходной висит листовка с надписью «Губернатор - иуда». Подумайте, почему кто-то таким способом выразил свое мнение». Или: «Я сам лично с моим соперником Б. не знаком, но приятель как-то дал мне газету, в которой написано, что сотрудники Б. считают его вором. Не знаю, что к этому можно добавить». После серии кавычек всегда уместно поставить многоточие-не давать конкретного вывода, пусть его сделают слушатели. В свободном полете 479 Очень интересно меняют восприятие речи «спиральные» техники. Их структура проста. В двойной «спирали» вы рассказываете две истории одновременно: фрагмент первой истории - фрагмент второй, фрагмент первой - фрагмент второй и т. д. Хорошая иллюстрация - песенка любимых мной А. Иващенко и Г. Васильева: «Уронили Мишку на пол, Раз, два, три, четыре, пять. Оторвали мишке лапу, Вышел зайчик погулять... Все равно его не брошу, Вдруг охотник выбегает, Потому что он хороший, Прямо в зайчика стреляет!» В тройной «спирали» вы рассказываете три истории, но совмещаете их в одну по другим правилам: вы начинаете рассказывать историю 1, прерываете ее примерно в середине (или на самом интересном месте) и начинаете рассказывать историю 2, которую тоже прерываете посередине (или на самом интересном месте), чтобы рассказать полностью историю 3; потом вы заканчиваете историю 2 и завершаете историю 1. В историю 3 включаете внушение (собственно, одна внушающая фраза и может быть вс
|