Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Скачано с www. 5tt. Ru. Обычные примеры рекламы: команда противоположность страхуйте имущество






 

 

Обычные примеры рекламы:

Команда Противоположность
СТРАХУЙТЕ ИМУЩЕСТВО! ПОКУПАЙТЕ! ЧЕМ БОЛЬШЕ ВЫ ДУМАЕТЕ, ТЕМ БОЛЬШЕ АРГУМЕНТОВ В ПОЛЬЗУ СТРАХОВАНИЯ НАХОДИТЕ. ЧЕМ ДОЛЬШЕ ВЫ ЧИТАЕТЕ РЕКЛАМУ, ТЕМ ПОНЯТНЕЕ ДЛЯ ВАС. ЧТО ЭТО НАДО КУПИТЬ. ЧЕМ ЯРЧЕ РЕКЛАМА, ТЕМ ЛУЧШЕ ТОВАРЫ! (для ярко освещенного стенда на улице: использовано обращенное высказывание в первой части объявления — вместо «чем лучше вы видите рекламу»)
  Текущее (наб-   Гипнотическая  
  людаемое) пове-   инструкция, команда;  
  дение клиента; то,   то, что вы хотите, что-  
Чем 1-» что происходит ^|Тем |-* бы оно происходило;  
  сейчас; обязательно   будущее время или нас-  
  используется нас-   тоящее с функцией бу-  
  тоящее время   дущего  
           

В свободном полете

6. Полный выбор или предоставление всех выборов. Если в иллюзии выбора вы искусственно ограничиваете чис­ло возможных вариантов поведения для вашего партнера по общению (или потребителя рекламы), то в этой стратегии вы перечисляете все варианты его поведения, но невербаль­но (несловесно) обозначаете желательный и нежелательный для вас выбор как желательный и нежелательный для парт­нера. Скажем, в непосредственном общении с партнером желательный выбор вы сопровождаете жестами, мимикой, интонациями удовольствия, одобрения, приязни; а нежела­тельный - жестами, мимикой и интонациями неудовольствия, неодобрения, неприязни.

В реальном диалоге «продавец-покупатель» это могло бы выглядеть так: «Вы, наверное, хотите купить большую упа­ковку этого товара (с легкой улыбкой; «положительно», как бы соглашаясь, кивая головой; медленным голосом с восходящими интонациями, очень внятно и внушительно), или вы хотите ку­пить маленькую упаковку (речь становится чуть быстрее и чуть менее внятной, жесты и мимика нейтральны), или вы вообще не хотите этого покупать?» («отрицательное» покачивание голо­вой; «отдаляющие» жесты руками; мимика почти презритель­ная; речь «сквозь зубы», интонации понижающиеся).

Таким образом, наряду с первым смыслом сообщения, заключенном в формальном тексте (признание свободы воли покупателя - «можете купить это или то, а можете ничего не покупать»), вы невербальными средствами создаете второй смысл - принятие какой-то из перечисленных возможностей поведения партнера и непринятие другой. Если первый и вто­рой смысл сообщения объединить и выразить в виде текста, то получится примерно такая фраза: «Если вы порядочный человек, который хорошо разбирается в товарах и отдает себе отчет в своих действиях, то вы, конечно, купите большую упа­ковку товара, и я это одобряю, как одобрил бы любой добро­порядочный и здравомыслящий гражданин; впрочем, я при­знаю свободу воли и оставляю за вами право взять на пробу маленькую упаковку товара, к такому вашему поведению я отнесусь совершенно спокойно; возможно, правда, и то, что вы - просто умственно отсталый подонок, и тогда вы ничего не купите, но такое поведение я активно осуждаю, что сде­лал бы на моем месте любой член общества».

I Ь Техника россыпью

 

С. Горин. НЛП: техники россыпью

В принципе, при недостатке невербальных средств для обозначения принятия-непринятия выбора мы можем более искусно составлять текстовые описания, но мне кажется, что в этом случае стратегия несколько теряет в эффективности. Так, в свое время в психотерапии одна из молодых коллег со­ставила для пациентов с ожирением следующую инструкцию в жанре полного выбора: «Вы можете с легкостью отказаться от сладкого и мучного; или вы можете с удивлением заметить, что после 18 часов вы свободно воздерживаетесь от приема любой пищи; или вы, конечно, можете по-прежнему жрать, как свинья». В реальной жизни такая инструкция будет при­нята пациентом только при очень симпатичной внешности врача (противоположного пациенту пола) и (или) при его во­пиющей молодости -либо наоборот, в случае очень пожилого возраста и огромного авторитета врача.

Из сказанного понятно, что полный выбор не без осно­ваний причисляется к чисто ораторским приемам, поэтому он более пригоден для рекламного фильма, чем для печатного текста. Но и в печатном тексте есть возможность выделить шрифтом нужные вам обозначения. Так, например, в перечис­лении возможных вариантов поведения крупный шрифт красного или голубого цвета (на белом фоне) будет описы­вать желательное поведение, а мелкий черный шрифт (в том же ряду) - нежелательное.

НЛП-подход

Сегодня НЛП - наиболее распространенный инструмент для манипуляции массовым сознанием. Возникнув в 1975 году как методология эффективного общения в чистом виде, ней-ро-лингвистическое программирование быстро доказало свою практическую ценность: с 1984 года оно активно использует­ся в предвыборных кампаниях самого высокого уровня, и это - признание в мире рекламы; а о том, как НЛП отвоевывало себе место под солнцем в мире психотерапии, вы и сами знае­те. Трудно сказать, что особенно притягивает к этой системе неофитов, но мне кажется, что как раз отсутствие идеологии. И когда в современной российской нэлперской тусовке кто-нибудь периодически выдает ценную мысль о том, что надо

В свободном полете

бы создать «идеологию НЛП» - это как-то очень трогательно выглядит, но создадут ведь, вот что пугает...

Первооткрыватели НЛП проделали следующие опера­ции: 1) разбили шаблоны мышления на более простые состав­ляющие, назвав их «репрезентативными системами» или «модальностями»; 2) посмотрели, какую последовательность этих составляющих использует усредненный человек для ре­шения конкретной задачи или для достижения нужного резуль­тата. Далее, исходя из этих двух шагов оказалось возможным создать.модель интересующего исследователей типа мышле­ния в определенном контексте - например, изучить, как дума­ет эффективный продавец. Потом выяснилось, что такую мо­дель можно внедрить в мышление любого другого человека. Затем обнаружилось, что любой другой человек, получив эту модель, ведет себя так же, как образец, - в нашем примере, неопытный новичок, получив модель мышления эффективно­го продавца, сам очень быстро становится эффективным про­давцом.

Простые составляющие мыслительного процесса («мо­дальности») - это обращение к зрительному опыту, слуховому опыту и опыту ощущений. С точки зрения НЛП, «мы дума­ем» - означает: «мы попеременно и в разной последователь­ности обращаемся то к зрительным образам, которые вспоми­наем либо конструируем, если не видели этого раньше; то к звукам и словам, которые мы тоже можем вспомнить или скон­струировать, если не слышали их раньше; то к простым ощу­щениям, вроде ощущения тепла или холода, твердости или мяг­кости и т. п.» На языке НЛП «я решил познакомиться с этим человеком» - означает: «я увидел этого человека, услышал его голос, и почувствовал, что человек мне приятен»; либо это может быть какая-то иная последовательность. Взяв термины НЛП, фразу «я принял решение» мы переделаем в «я прошел через определенную последовательность модальностей -например, увидел внутренний зрительный образ, почувство­вал, что все будет хорошо, и сказал себе, что я это сделаю». Характерная последовательность модальностей в ходе реше­ния житейских или математических задач, в ходе постановки проблем и планирования поведения называется стратегией.

То, что я сейчас говорю и скажу дальше - разумеется, сильное упрощение нэлперских идей. Я понимаю, что это

С. Горин. НЛП: техники россыпью

упрощение, и вы это понимаете - но давайте притворимся, что НЛП и в самом деле состоит из очень простых вещей. В конце концов, сделать простую вещь сложной нам потом бу­дет легче, чем сложную - простой.

Понятие о стратегиях мышления в НЛП стало первой ценной находкой для рекламы. Продержавшийся достаточно долго основополагающий принцип манипулятивной рекламы «Товар должен быть подсознательно привлекательным» на­чал переформулироваться. На первых порах, по-видимому, он мог быть таким - «Товар должен быть подсознательно при­влекательным, потому что мы думаем о нем, как о привлека­тельном»; или иначе говоря - «Товар должен быть подсозна­тельно привлекательным, потому что нам сказали о нем такими же словами, какими мы сами себе описываем при­влекательные вещи». Сегодня этот принцип, насколько я по­нимаю, можно сформулировать так: «А зачем вообще товару быть привлекательным? Люди покупают товар потому, что думают о нем, используя ту оке стратегию, ту же последо­вательность модальностей, которую они уже использовали, делая предыдущую покупку». Из этого следует, что реклама должна смоделировать стратегию покупки и внедрить ее в мышление потребителей рекламной продукции.

Теперь давайте подумаем: сколько раз нам с вами при­ходилось решать - нет, даже не аналогичные - более трудные задачи? Сколько раз нам приходилось делать привлекатель­ными такие вещи как абсолютная трезвость и воздержание от курения? Сколько раз мы радикально меняли людям пищевые привычки и режим дня? Как часто мы заставляли пациентов думать о том, чего они боятся, другим способом - и избавляли их от фобий? Причем это делалось без официального наведе­ния транса, в ходе обычной беседы. Так у кого больше опыт манипуляции сознанием - у нас или у специалистов по рекла­ме? Ответ очевиден, и я продолжу обзор методов, применяе­мых рекламистами.

С появлением НЛП рекламисты в первую очередь ух­ватились за стратегию импульсивной покупки - чередова­ние зрительного образа и ощущений, стратегия «вижу - чув­ствую». В течение нескольких лет эту последовательность мышления внедряют в массовое сознание изготовители рек­ламы для фирмы «Жиллет» - с помощью рекламного слогана

 

В свободном полете

(девиза) «Вы будете выглядеть и чувствовать себя превосход­но!»; понятно, что не они одни используют данную находку. То, какими конкретными словами будет передана стратегия, зависит только от словарного запаса изготовителя рекламы; вот еще несколько примеров: «Представьте себе ваши ощу­щения в этой ванне»; «Посмотрите, как нежно это мыло ухаживает за вашей кожей»; «Представляешь себе, мне сразу стало легче». Внедрить нужную стратегию можно не только слоганом, но и песней, стихотворением, чередованием обра­зов на экране и т. д.

Вопрос из зала: А какое значение имеет другая фраза в рекламе бритв «Жиллет» - «Первое лезвие бреет хорошо, а второе - еще лучше»?

С. Горин: С позиций внедряемой стратегии, никакого. Это типичное речевое связывание, попытка создать иллюзию смысла с помощью грамматических средств (подробнее о ре­чевом связывании - см. «АВПГ», глава 4). Рассуждая логичес­ки, если первое лезвие бреет хорошо, то второе вообще не нужно; оно сокращает время бритья, но повысить качество бритья не может.

Основным моментом в этом рекламном тексте остает­ся все же провокация импульсивной покупки. Вот я, напри­мер, предпочитаю бритвы «ВЮ>, но бреюсь все равно «Жилле-том» - мне его купили в подарок. На это и работает рекла­ма - чтобы не слишком дорогие и не слишком крупные вещи люди покупали импульсивно для себя или в подарок кому-то. Мужчинам обычно дарят бритву женщины, которые сами этим предметом не пользуются; поэтому если даже первое лезвие бреет отвратительно, а второе не бреет вообще, будет куплен тот предмет, который эффективно рекламируется.

Поскольку стратегия испульсивной покупки была уже описана в «АВПГ», идею взяли коллеги из одного психотера­певтического центра. Они стали рекламировать лечебный курс Для снижения веса тела с помощью текста: «Когда возвратит­ся ваш идеальный вес, вы будете выглядеть и чувствовать себя превосходно». Эффект этого текста в газетных объявлениях оказался меньше, чем ожидали, и при встрече пришлось на­помнить коллегам, что стратегия «вижу - чувствую» предназ­начена для импульсивной покупки, а психотерапевтические услуги - это, скорее, товар длительного пользования. Как

С. Горин. НЛП: техники россыпью

холодильник, примерно, - его испульсивно не купишь, он боль­шой, дорогой и тяжелый. То есть перед составлением текста имело смысл провести небольшое и несложное исследование среди людей, которые когда-то покупали товары длительного пользования, чтобы выяснить - как они это делали, как они приходили к решению о покупке. Подскажу, что в этой страте­гии приобретает значение внутренний диалог (разновидность слуховой - или, в терминах, аудиальной модальности).

Еще одна интересная для рекламистов стратегия - пе­реход от диссоциированного образа к ассоциированному, то есть от позиции наблюдателя к позиции участника: сначала мы видим, как предметом оперирует кто-то другой, а затем видим предмет крупным планом, как если бы мы сами им опе­рировали. Эта стратегия - основа подражательного поведе­ния; многие поведенческие шаблоны мы в течение жизни ус­ваиваем с помощью этой стратегии, поскольку именно так от­ражается в нашем мышлении главный принцип научения «делай, как я».

Данная последовательность образов активно использу­ется, в частности, в рекламном фильме «Раффаэлло - это ис­кушение» (реклама конфет «Раффаэлло»): сначала мы видим симпатичную и с хорошей фигурой даму, которая задумчиво и как-то очень чувственно ест конфеты, а потом видим конфету крупным планом и то, как она сама освобождается от обертки. В другом фильме конфетами «Раффаэлло» восхищается бале­рина («это может быть только от него1.»). Очень действенная реклама, хотя сюжет совершенно нелепый - балерины не едят конфет, и подарить балерине конфеты может разве что ее враг, но уж никак не интимный партнер.

Вопрос из зала: А то, что женщина ест конфеты чув­ственно - это опять обращение к подсознательным сексуаль­ным мотивам?

С. Горин: Отчасти да, но здесь, скорее, внешние прояв­ления сексуальности служат средством для привлечения вни­мания Самая первая задача любого рекламного сообщения -привлечь непроизвольное внимание к самому себе; и тот фак­тор, который должен решить эту задачу, в рекламе имеет на­звание «стоппер». Универсальными стопперами являются движение в поле зрения и сексуальные раздражители.

В свободном полете

Любое перемещение в поле зрения сразу привлекает внимание - так, к киоску, который оборудован движущейся световой рекламой (хотя бы световой гирляндой с «бегущими огнями»), подходит в полтора раза больше покупателей, чем к тому, который оборудован статичным освещением или статич­ной световой рекламой. Примерно так же люди реагируют на сексуальные раздражители.

Вспомним также про феномен идентификации - потен­циальной покупательнице конфет приятнее идентифицировать себя с хорошо сложенной и хорошо одетой, симпатичной и сексуальной женщиной, нежели чавкающей деревенской тол­стушкой. Хотя, конечно, с сексуальными раздражителями в ныне действующей рекламе наблюдается явный перебор. За одну рекламную паузу вам покажут, как можно чувственно смазывать руки кремом и красить губы помадой, жевать ре­зинку и есть суп... Мне в такие минуты невольно вспоминает­ся старое казарменное «правило хорошего тона»: если вы уго­щаете даму бананом, то предложите ей сразу пару. Один тогда съесть можно будет.

Следующая по­лезная для рекламы на­ходка НЛП - связь на­правления взгляда с ти­пом мышления в данный момент (точнее, с той модальностью, к кото­рой человек обращен в данный момент - при данном конкретном на­правлении взгляда), так называемые глазодвига­тельные шаблоны. Когда человек смотрит вверх, он обраща­ется к зрительному опыту; когда смотрит по горизонтали (как бы на свое правое или левое ухо) или влево вниз - это обраще­ние к слуховому опыту; а когда человек смотрит вправо вниз, он - в опыте ощущений. Это имеет значение для печатной рек­ламы: фотографию красочной упаковки рекламируемого то­вара лучше помещать в верхнюю часть плаката или газетного листа, а фотографию самого продукта (особенно если он съедо­бен) - в правый нижний угол (см. рисунок). К размещению

С. Горин НЛП: техники россыпью

материалов на плакате или газетном листе мы с вами обратим­ся позже еще раз, поскольку это имеет особое значение в по­литической рекламе.

И, наконец, субмодальные стратегии (или субмодаль­ные шаблоны) нейро-лингвистического программирования. Не потому «наконец», что в НЛП ничего больше нет для рекламы (как раз есть), а потому, что этой темой я хочу закончить се­годняшнее занятие. Так вот, разделив процесс мышления на простые составляющие, модальности, энэлписты на этом не остановились и разделили каждую модальность на еще более мелкие единицы - субмодальности. Можно назвать такие общие для любой модальности подразделения, как интенсив­ность (яркость, громкость), распространенность (размер), местоположение. И когда очередное дробление мыслитель­ных единиц было проделано, оказалось, что самочувствие и поведение человека можно менять вполне эффективно при помощи субмодальных вмешательств.

Чтобы было понятнее, о чем мы говорим, давайте про­делаем небольшой опыт. Выберите, что-то простое из продук­тов питания, что является для вас достаточно нейтральным, не вызывает особого аппетита; что-то, о чем вы говорите: «Есть, нет - все едино». Может быть, это будет огурец, апель­син, яблоко... Теперь мысленным взором увидьте этот про­дукт, предмет; может быть так, как бы он выглядел на экране телевизора...

Теперь добавьте в этот образ освещенность и цвет, пусть образ станет ярче, пусть все его цвета будут ярче, пусть они играют под ярким светом...

Добавьте увеличение размера - пусть этот образ ста­нет больше... И пусть, когда он станет больше, он станет бли­же к вам... Яркий, цветной образ, который становится боль­ше и ближе...

Еще не все - пусть на его поверхности играют блики света... И добавьте серебристый или золотистый ореол вок­руг него... Хорошо...

И теперь заставьте его сделать такую простую вещь -пусть он один-два раза быстро, но не мгновенно, приблизит­ся к вам и вернется назад... Вот теперь все.

На этом этапе усиленное слюноотделение наблюдается практически у каждого, кто делал упражнение, а у многих оно

В свободном полете

началось за один-два шага до окончания. В упражнении мы с вами задействовали зрительные субмодальности, которые уве­личивают привлекательность предмета, причем первые три были основными: яркость, цветность, увеличение размера.

С этими субмодальностями работают изготовители ТВ-рекламы «Жевательная резинка «Ригли»: в небе проплывают (или возникают из-под земли) гигантские упаковки «Ригли», ярко вспыхивает название, на поверхности упаковки играют блики света, появляется ореол. В других клипах используют такую субмодальность, как приближение к зрителю - в общем-то, эта субмодальность является уже компонентом навязчиво­го влечения, компульсии. Добавьте в рекламу еще два-три нюанса, и у ее потребителей будет формироваться болезнен­ное влечение к рекламируемому продукту, напоминающее ал­коголизм.

Аудиальные (звуковые) субмодальности - что в них можно найти интересного? Многое, и все это нужно в радио­рекламе. Так, увеличение громкости привлекает внимание слу­шателя, и то же самое делают изменение интонаций (мелоди­ка речи) и изменение ритма. Ускорение темпа речи в сочета­нии с акцентированным ритмом (скандированная речь) побуждает к действию - обычно так заканчивается рекламное объявление по радио. Речь под музыку увеличивает суггестив­ность воздействия, особенно если речь сочетается с музыкой по правилам «трансовой речи» (см. «1 IV», глава 6). Имеет зна­чение тембр голоса - лучше, чтобы он был «бархатным», а если при этом добавить «вкрадчивые» интонации, то голос будет совсем неотразимым.

Среди аудиальных субмодальностей хочется особо вы­делить ритм и рифму, как сравнительно простые инструменты повышения суггестивности речи. Но отношение к рифме в рекламе у меня неоднозначное, поскольку примеров плохой рифмы в рекламе гораздо больше, чем примеров хорошей. Наверное, если вы не Владимир Маяковский и не Сергей Ми­халков, лучше стихотворных опытов в рекламе не делать. Там было произведение искусства. «Товарищи девочки, товарищи мальчики, требуйте у мамы эти мячики!» Маяковское «нигде кроме, как в Моссельпроме» живет уже 70 лет, и еще столько же проживет - что ни говори, а «поэт в России больше, чем поэт».

С Горин. НЛП. техники россыпью

Кинестетические субмодальности. Их применение в рекламе обычно ограничено рекламой в магазине, предпро­дажной рекламой: возможность продегустировать пищевой продукт, возможность ощутить запах парфюмерии, примерить теплую пушистую вещь... Продавцы знают, что продать авто­мобиль намного легче, если потенциальный покупатель в нем немного посидит - пусть подержится за руль, почувствует удобство кресла, запах нового автомобиля; и он наполовину сделал покупку. В рекламе парфюмерных товаров хорошо ра­ботает такое сочетание индивидуального и массового подхо­да, как выпуск буклетов с вложенными листочками фильтро­вальной бумаги, пропитанной образцами духов или одеколо­нов.

Вернемся к зрительным субмодальностям. Для них в НЛП создана масса шаблонов, эффективно и быстро меняю­щих поведение человека, причем описание этих шаблонов лег­ко сделать сценарием рекламного фильма (иногда - после не­большой переделки). Вот, например, описание шаблона «Бук­вальный рефрейминг» из книги К. и С. Андреас «Измените ваше мышление и воспользуйтесь результатом».

БУКВАЛЬНЫЙРЕФРЕЙМИНГ

Слово «рефрейминг» является визуальным сло­вом, однако многие думают о нем как об аудиальном процессе - «словесном переформулировании». Хотя для выполнения рефрейминга вы используете слова, обычным эффектом является визуальное помещение проблемного события в какую-либо другую рамку или фон. Это может быть сделано метафорически, но это также может быть сделано очень просто и буквально.

1. Подумайте о ситуации, при мысли о которой вы чувствуете себя плохо Это может быть старое вос­поминание, нынешняя проблемная ситуация или ог­раничение, или что-нибудь еще...

2. Хорошенько посмотрите на визуальную часть этого проблемного опыта,... а потом шагните из него обратно, так чтобы вы видели себя в этой ситуации. Если вы не создаете зрительных образов осознанно, просто «почувствуйте», что проделываете эти визуаль­ные изменения; или притворитесь, что делаете их.

В свободном полете

3. Теперь поместите вокруг этой картины боль­шую золотую раму в стиле барокко примерно в шесть футов шириной и отметьте, как это изменяет наше пе­реживание этой ситуации...

Для большинства людей это послужит якорем более легкого, светлого и юмористического набора ощущений, что гораздо полезнее для продвижения к созданию новых выборов в этой проблемной ситуа­ции.

Есть также много других, альтернативных бук­вальных рамок, которые вы можете использовать. Вы можете использовать овальную раму, какие употреб­лялись много лет назад для старых семейных портре­тов, зеркал и религиозных картин. Рама из нержавею­щей стали с острыми краями, натуральная или потем­невшая от непогоды деревянная рама или цветная пластиковая рамка могут сказаться более полезными для кого-то, кто не реагирует на золотую барочную раму.

После того как рама выбрана, вы можете доба­вить различные украшения. Направленное музейное освещение, приподнятое над картиной, «проливает иной свет на предмет», нежели церковная свеча, сто­ящая на подставке под ней. Видение реальной обрам­ленной картины среди других картин на стене в музее, или в чьем-то чужом доме, или офисе может добавить «другую перспективу».

Вы даже можете пойти дальше и выбрать зна­менитого - или менее знаменитого - художника и трансформировать свою картину в полотно, исполнен­ное в стиле этого художника. Что происходит, если вы видите картину как произведение Рембрандта или Моне?»

Использование субмодальных шаблонов для создания рекламного фильма позволяет серьезно увеличить интенсив­ность воздействия па потребителей рекламы при существен­ной экономии времени. В одном из руководств по рекламе, изданном в 70-х годах, рекомендуется делать рекламные фильмы продолжительностью не более минуты, а в качестве

С. Горин. НЛП: техники россыпью

образца для подражания приведены сценарии фильмов, про­должавшихся 30 секунд. Примерно половина фильмов, сня­тых по моим сценариям, занимали 6-15 секунд экранного вре­мени.

Разумеется, к выбору субмодального шаблона следует подходить ответственно, ясно понимая, что именно вы хоти­те сделать, какую идею хотите внедрить. Так, в Омске мне од­нажды довелось увидеть ТВ-рекламу фирмы, продающей ав­томобили: на экране менялись изображения автомобилей, при этом каждое предыдущее изображение «разбивалось на оскол­ки» (вам знаком такой телевизионный эффект). За основу филь­ма вольно или невольно взят субмодальный шаблон избавле­ния от травматических воспоминаний - шаблон, который зас­тавляет забыть некую картину! Такую рекламу позволительно иметь только в том случае, если вы - единственная в городе фирма, продающая автомобили.

Здравый смысл

Теперь давайте вспомним о том, что концепция сама по себе ценности не имеет, она хороша для определенного кон-те < ста. Так, отработав день с пациентом, мы приходим в мага­зин, и здесь нас уже не заботит личностный рост продавца и нам не интересны его системы репрезентации - нам интерес­но купить мясо. Это умение применять концепцию в одном контексте и отказываться от нее в другом можно назвать здра­вым смыслом. К нему имеет смысл обращаться и при изго­товлении рекламной продукции.

Я по натуре не Гоголь, я по натуре Белинский - мне нравится анализировать и исправлять готовые сюжеты и тек­сты исходя из здравого смысла, как я его понимаю. Я предла­гаю вашему вниманию сюжет, который видел в Красноярске незадолго до отъезда; это рекламный фильм, сделанный мест­ной телестудией для моего, до недавнего времени родного, Госстраха. Я говорю это безо всякой иронии, так как очень хорошо отношусь к Госстраху; я там целый год проработал с психически здоровыми людьми, такое не забывается... Ну так вот, обычно я довольно редко смотрю телевизор, а тут у меня было свободное время, и я по обыкновению лежал на диване и

В свободном полете

против обыкновения смотрел телевизор. И увидел следующий рекламный фильм.

Некая дама (могли бы и посимпатичнее найти) заходит в офис Госстраха и, сморенная ожиданием, засыпает, сидя на диванчике. Снятся ей всякие взрывы и пожары, катастрофы, землетрясения и цунами. Ее мягко будит некий молодой чело­век - судя но надписи на папке, агент Госстраха. После этого на экране появляется эмблема фирмы, а за кадром идет дик­торский текст. Шедевр, конечно, послушайте:

ЧТОБЫВ А СНЕМУЧАЛСТРАХ,

ОБРАЩАЙТЕСЬ В РОСГОССТРАХ! Для того, что произошло после этого, у меня есть одно-единственное объяснение - меня посетила муза. В голове как-то сами собой появились варианты продолжения этого текста, причем я их не обдумывал, они действительно сами появи­лись. Сначала были такие варианты:

ЧТОБ ТЕБЯ ИСПУГ НЕ МУЧАЛ,

ЗА СТРАХУЙНЕСЧА СТНЫЙСЛУЧАЙ!

ЧТОБ НЕ МУЧАЛ ВАС КОШМАР,

ЗАСТРАХУЙТЕ СВОЙ ТОВАР!

Я вам не буду перечислять всю цепочку, выдам только квинтэссенцию, то, к чему я пришел минут через десять:

ЧТОБ стоял покрепче ДОМ,

ДОМ В ГОССТРАХЕ застрахуй! (Пауза, долгий смех в зале). По-моему, получился вари­ант раза в три «покруче» первоначального: во-первых, введе­на семантическая двусмысленность второго порядка, во-вто­рых, текст рекламы стал конструктивным, без отрицаний и достаточно неопределенным, то есть стал напоминать форму­лу внушения.

Первоначальный вариант фильма и текста явно не был эффективным, побуждающим к действию. Давайте проанали­зируем, что именно было сделано неверно и что можно было сделать лучше.

Первый момент: аргументация от противного в рек­ламе не работает. Обращение к теме возможных несчастий вследствие того, что вы чего-то не сделали, - самый частый, пожалуй, образ в рекламе страховых услуг и одновременно самая распространенная ошибка.

С. Горин. НЛП' техники россыпью

Исследования на эту тему проводились еще в 40- - 50-х годах, когда выясняли, что работает эффективнее: страх от того, что человек чего-то не делает, или показ привлекательных по­следствий того, что человек что-то делает. Допустим, в рек­ламе зубной пасты: одной группе испытуемых показывали фильм о том, как плохо иметь кариес вследствие того, что вы не пользуетесь определенной зубной пастой - как это больно, как вам потом удаляют зуб, льется кровь, стоны и т. д.; а дру­гой группе показывали фильм о красивых здоровых зубах вследствие пользования зубной пастой. Что выяснилось в ито­ге? Фильм с мотивами боли и страха прекрасно запоминается, люди свободно воспроизводят его сюжет по истечении боль­шого срока после просмотра; а фильм с мотивами благополу­чия почти не запоминается. Но реклама, связанная со стра­хом, не побуждает к действию - люди хорошо ее запоминают, но не покупают рекламируемый товар; в то время как реклама позитивная в памяти не хранится, зато люди покупают при­сутствовавший там товар. Таким образом, к мотивам боли, страха, катастроф в рекламе обращаться не следует.

В том же Красноярске та же местная телестудия демон­стрировала рекламный фильм для страховой компании «АСКО», и в нем все было сделано правильно. Сюжет: камера панорамирует очень богатый и со вкусом подобранный инте­рьер квартиры. Показывают спальню, где сидящая на кровати женщина читает ребенку-ангелочку сказку перед сном; звучит как раз финал сказки - «Иван-Царевич с молодой женой, пир-ком да за свадебку» и т. п. Панорама продолжается, и камера показывает окно, из которого сверху видна проезжающая без звука пожарная машина с включенной мигалкой. Экран тем­неет, появляется название фирмы, и в то время у фирмы был прекрасный рекламный слоган - «Сила, смягчающая удары». Все сделано очень профессионально, хотя в «табели о рангах» страховых компаний «АСКО» далеко отстает от «Госстраха».

Если говорить о рекламе страховых услуг, то, помимо показа благополучной ситуации у застрахованного человека, есть еще одна хорошая техника, как будто специально для этой области рекламы. Это - техника «взгляд из будущего»: по ана­логии с тем, как вы сегодняшний оцениваете свои правильные и неправильные действия в прошлом, можно показать, как вы будущий оцениваете действия себя сегодняшнего. Хорошая

В свободном полете 463

иллюстрация к этой технике - старая американская печатная реклама страхования жизни. На фотографии - семья за обе­денным столом. Стол, четыре стула; на трех стульях сидят жен­щина и двое детей, а четвертый стул свободен и слегка ото­двинут от стола. Подпись под фотографией: «Спрашивают, нужно ли страховать жизнь? Узнайте у вдовы».

Здравый смысл - вещь хорошая, при анализе действу­ющих реклам вполне уместная, но иногда дает неожиданные результаты. Я как-то проанализировал серию рекламных филь­мов «Банк Империал» на ОРТ и получил в качестве вывода бредовую идею. Вы, наверняка, помните эту серию очень до­рогих фильмов: масштабные съемки, дорогие интерьеры и костюмы, массовка; героями сюжетов были Юлий Цезарь, Чингиз-хан, Людовик, Екатерина... Если серию этих сюжетов рассматривать как серию терапевтических метафор, то един­ственная постоянно повторяющаяся идея в них, единственное, что их объединяет, - идея сильной власти в руках одного чело­века. Такой подход к рекламе банковских услуг показался мне забавным - именно поэтому свой вывод я на всякий случай открыто называю бредовым.

Гипнотический и НЛП-подход в политической рекламе и предвыборной пропаганде

Политическая реклама и предвыборная пропаганда на первый взгляд отличаются от торговой рекламы только тем, что предлагают потребителю не бессловесный товар, а идею или человека. Но отсюда проистекают другие отличия, в ито­ге существенно меняющие как внешний вид рекламного со­общения, так и весь ход рекламной кампании.

Так, предвыборная пропаганда ведется в условиях кон­трпропагандистского воздействия со стороны конкурентов - в торговой рекламе никто не пытается опровергать истинность информации о «неповторимом устойчивом вкусе» продукта. Предвыборная рекламная кампания, как правило, разворачи­вается и протекает быстрее торговой, в ограниченном извне временном пространстве (например, для выступлений по ТВ

С. Горин. НЛП: техники россыпью

отводится одинаковое время всем кандидатам на выборную должность) - торговую рекламу временем не ограничивают.

В этой связи политическая реклама оказывается много более эмоциональной и действенной - она просто вынуждена использовать сильнодействующие методы, манипулировать самыми глубинными основами человеческого мышления, бу­дучи максимально компактной, сжатой во времени. Поэтому если в политической пропагандистской кампании применен гипнотический подход, то в каждом сообщении вы обнаружи­те не один метод, а несколько техник, методов, приемов; а если пропагандисты предпочитают НЛП, то, скорее всего, они бу­дут работать с мета-программами, не обходя вниманием и дру­гие техники.

Основная заповедь рекламиста - «говорить много прав­ды, но не всю правду» - в политической пропаганде звучит несколько по-иному; насколько я помню, в книге Пола Лайн-барджера «Психологическая война» эта заповедь сформули­рована так: «Факт - не пропаганда. Пропаганда - это интер­претация факта». Сам автор иллюстрировал заповедь тем, что использовал один и тот же факт (негр за день работы на поми­дорных плантациях получает 80 центов) в проамериканской пропаганде (приведен список товаров, которые можно купить на 80 центов) и в антиамериканской пропаганде (приведен другой факт - белый за ту же работу получает в 3 раза боль­ше), сделав вывод: на основании единственного факта дока­зать можно все.

И в самом деле, доказать можно все. В одной шуточной статье ее автор пытался обратить внимание человечества на вред огурцов. Зловещая штука, оказывается: 97% умерших от рака легких хотя бы раз в жизни употребляли в пищу огурцы, 100% погибших в автокатастрофах в июле-августе употребля­ли огурец в пищу в день смерти или накануне, 98% алкоголи­ков регулярно употребляют огурцы в соленом виде, 85% убийц употребляли огурцы в течение месяца перед совершением преступления и т. д. Смешно - но, когда примерно столь же ужасной статистикой оперируют пропагандисты, это никого не смешит.

Для сегодняшнего разбора я возьму несколько частных, откровенно отрывочных моментов кампании по выборам Пре­зидента России (весна-лето 1996 г.). Никак не претендуя на

В свободном полете

полный охват материала (это - задача других книг), но помня о теме лекции, я попытаюсь поверхностно проанализировать то, какими психологическими способами разные пропаган­дистские команды воздействовали на массовое сознание.

Команда действующего Президента, разумеется, была самой сильной. Она доказала свою силу, в частности, тем, что лозунг избирательной кампании «Голосуй или проиграешь» (во втором туре выборов «Голосуй - и победишь»), являющийся типичным обращением к мета-программам «избегание непри­ятного - поиск приятного», не был привязан к фамилии кан­дидата - речь шла только о самом факте участия в выборах; пропагандистская команда заботилась о кворуме, что было актуально для всех кандидатов.

Основной сло­ган (девиз) пропаган­дистской кампании «Б. Н. Ельцин - Пре­зидент всех россиян» по структуре является типичным гипноти­ческим трюизмом (см. «Шесть речевых стра-тегий утилизации транса в эриксонианс-ком гипнозе»). Слоган тиражировался па ли­стовках, причем в од­ном из вариантов лис­товки он повторялся четырежды, с выделением разных слов (см. рисунок). Таким образом, при самом поверхностном ана­лизе короткой листовки в ней можно обнаружить гипнотичес­кий трюизм, технику рассеивания и персеверацию - очень профессиональная, красивая и лаконичная работа.

В той же избирательной кампании отдельное издание-газета «Не дай Бог!» - занималась контрпропагандой, что было блестящим решением для проблемы совмещения в одной га­зете пропагандистских и контрпропагандистских материалов (не хочется вдаваться в подробности, но такая проблема суще­ствует). Упомянутая газета - прекрасный образец, того, как можно субмодальными средствами обозначить желаемое и

16 Техника г

Борис Николаевич ЕЛЬЦИН Президент всех россиян Борис Николаевич Ельцин ПРЕЗИДЕНТ всех россиян
Борис Николаевич Ельцин Президент ВСЕХ россиян Борис Николаевич Ельцин Президент всех РОССИЯН

С. Горин. НЛП: техники россыпью

нежелаемое будущее (см. следующий раздел), как можно со­ставлять конструктивные (побуждающие к действию) и пре­достерегающие метафоры и т. п.

Так, примером предостерегающей метафоры может служить редакционная статья, в которой журналист мастерс­ки обыгрывает фамилию Г. А. Зюганова, ставшего главным соперником Б. Н. Ельцина в борьбе за пост президента (я здесь оцениваю только профессионализм пропагандистов, а не со­ответствие их материалов этическим нормам): «ЗЮГЗАГУДАЧИ

Жили-были два брата - Чук и Гек. И случились у них в стране выборы. Пошли братья голосовать, но проголосовали по-разному. И вскоре один из них стал Зюком, а другой Зеком. У нас в редакции совершенно случайно оказалось письмо Зюка брату. Его нам при­нес бывший лагерный охранник. Публикуем...

«Здравствуй, Зек!

Как твои дела? Встал ли на путь исправления, можешь ли рассчитывать на досрочное освобожде­ние - хотя бы лет через десять-двенадцать?

Ну да и у меня не все слава Богу.

Страну нашу по просьбам трудящихся, может слышал, переименовали - теперь живем в Зюгосла-вии. Столица Зюгодан называется.

И жизнь наша вроде бы должна становиться все лучше и веселее. По радио каждый день говорят: за­ходите, граждане зюгане, в любой магазюк, покупай­те все что души зюгодно! Мы и заходим: колбаса по два двадцать, конина по два сорок, а больше-то ниче­го и нет. Недавно денежную реформу провели. Новые деньги ввели - зюгрики. Только толку что? Хлеб у Зюганды закупаем, а картошка к нам теперь из Зюго-Восточной Азии идет. Вот и вся зюгономика.

По радио говорят: с преступностью мы покон­чили раз и навсегда. Что верно, то верно: с политичес­кими гензюк наш фазу разобрался (да ты и сам не хуже моего знаешь), а остальных к себе на службу взял. Ходят теперь эти самые оборзюги по городу и за по­рядком наблюдают. Все - с зюгометами. А в помощь им совсем пацанов, подзюганков набирают - из

В свободном полете

активистов «Гитлерзюгенда». Да и Зюголовный кодекс теперь из одной только статьи состоит: «Ничего нег-зя. Вплоть до высшей меры».

По радио говорят: «воздух у нас самый чистый!» Ясное дело - машин-то в городе всего пять штук оста­лось. Сам хозяин на зюговозе ездит, а у помощников его - «Зюгули». Они-то зюг зюга завсегда уважают, а остальные - ходи на своих двоих.

Ты вот, наверное, думаешь - что это я все про радио? Так телевизор и не включаю уже. Там каждый день с утра до вечера два фильма крутят - «Небесный зюгоход» да «Зюгарка и пастух». Я их уже наизусть знаю. Раз в год только телек и включаю - это когда «Голубой зюгонек» показывают. Правда, тоже тоска. Либо книжку вслух читают - «Малая зюгля». Либо стихи: «Зюгарищ, верь...» Только чему верить-то? (....) Знаешь брат, что? Ты вот что. Ты письмо мое не сжигай, а кому надо покажи. Через пару дней уже, наверное, меня к тебе и привезут, и стану я то же Зе­ком. Вместе Зюгольный бассейн осваивать будем. Зин­ку жалко, конечно. Ну да что уж там? Может, перезю-гуем. Как думаешь?

Твой брат Зюк.»

Команда Г. А. Зюганова (КПРФ) работала в обычных традициях советской коммунистической пропаганды. Кампа­ния под не побуждающим к действию слоганом «Когда мы едины - мы непобедимы» выглядела, как всегда, централизо­ванной, «спущенной сверху», и обращалась к сознанию изби­рателя. В подтверждение этого тезиса предлагаю также два текста: первый - статья в «Красноярской газете» №33 от 04.06.1996 г. (скорее всего, перепечатка из центрального изда­ния).

«НАШ ПРЕЗИДЕНТ- НЕ НАШ! Герман Назаров (Москва) Вся Москва заклеена афишами, призывающи­ми нас голосовать за Ельцина. С телеэкрана не сходит физиономия того, кто, по сути, предал свой народ, кто перешел на сторону американских империалистов и израильских сионистов.

С. Горин. НЛП: техники россыпью

Американо-израильская пропаганда в лице рос­сийских средств массовой информации на все лады долдонит, что с приходом коммунистов будет все пло­хо, что начнутся репрессии, что начинается голод и т. д. Идет откровенная травля коммунистов и натравли­вание на них простых людей. Но если посмотреть на факты повнимательнее, то невооруженным глазом вид­но, что у власти в России как были коммунисты (чле­ны КПСС), так они и остались. Только разница между теми коммунистами, кто у власти, и теми, кто выдви­нул нового кандидата в президенты Зюганова, состо­ит в том, что первые как жили при коммунизме, чис­лясь коммунистами, так продолжают жить. Это, в ос­новном, коммунисты-сионисты-оборотни, назвавшие себя «демократами», а по сути - новыми рабовладель­цами.

А коммунисты, которыми пугают население, как стояли у мартеновских печей или махали метлой, или руководили производствами, так и продолжают. Это русские коммунисты. Это те, кто воевал, кто отстраи­вал разрушенные города, кто запускал в космос кос­мические корабли, кто забивал гвозди, кто проклады­вал дороги в тайге.

(...)

Ведь ни для кого не секрет: после государствен­ного переворота, совершенного коммунистами-сиони­стами в СССР, сионистское лобби в ЦК КПСС пошло на сближение с сионистским лобби в США. На пост президента США не избирается человек, не поддер­живающий Израиля. Сегодня то же правило демокра­ты хотят установить и в России: на пост президента России не должен избираться человек, не поддержи­вающий Израиля. А зачем нам Израиль?

Мы же, русские, должны помешать осуществ­лению такого правила, избрав на этот пост русского Геннадия Зюганова.»

Эмоциональность текста строится на создании «образа врага», и это вполне оправдано, но сам «образ врага» постро­ен на антисемитизме, что не может понравиться большому числу избирателей.

В свободном полете

Второй текст распространялся в виде листовки в реги­оне на местных выборах, я выбрал его фрагмент за типич­ность построения.

«ЧЕГОХОТЯТКОММУНИСГЫ:

1. Осуществить принципы народовластия, сво­боды, равенства, своей повседневной работой, своим примером вернуть людям утраченную веру в идеалы добра и справедливости, вернуть людям такие искон­но русские традиции, как соборность, патриотизм, духовность, народность.

2. Добиться того, чтобы власть была ответствен­ной, подконтрольной и подотчетной, чтобы высшую власть в городе осуществлял народ через избранный им представительный орган.

3. Провести ревизию хозяйственной деятельно­сти исполнительных органов власти за последние годы. Выработать рекомендации, определить пути вывода из социально-экономического кризиса, сформировать мощную команду управленцев и хозяйственников для решения этих задач.

4. Не на словах, а на деле добиться улучшения положения трудящихся, учащейся молодежи, пенсио­неров: обеспечить евоевременную выплату заработ­ной платы, пенсий, пособий, стипендий в размерах, обеспечивающих активную жизнедеятельность, а не выживание.

5. Разобраться с итогами приватизации, возвра­тить народу имущество, присвоенное незаконно и воп­реки общественным интересам, восстановить закон­ность и справедливость: поставить заслон коррупции в органах власти и управления, заслон теневому рас­пределению финансов, собственности, результатов труда: объявить войну преступности, взяточничеству, нищете, безработице, детской беспризорности.

6. Добиться возвращения трудящимся соци­альных гарантий: права на труд, отдых, образование, бесплатную медицинскую помощь, обеспеченную ста­рость.

7. Изыскать возможности достаточного фи­нансирования бюджетной сферы, в первую очередь,

С. Горин. НЛП: техники россыпью

образования, здравоохранения, правоохранительных органов: создать возможности для эффективной рабо­ты предприятий всех форм собственности.»

Как видите, текст перегружен «канцеляризмами», це­почками родительных падежей, отглагольными существитель­ными, причастными оборотами. Короткий текст перенасыщен длинными словами, специальными терминами, в общем, текст нечитаем.

Даже новички в пропаганде знают, что динамичность тексту придают глаголы; что личные обороты и обращения от первого лица в пропагандистском тексте предпочтительнее безличных и неопределенно-личных оборотов и обращений от третьего лица; что текст тем ритмичнее, чем короче состав­ляющие его слова... В чем же дело - ведь процитированные тексты написаны вовсе не новичками?

Мне кажется, что КПРФ делает в пропаганде три ти­пичных ошибки. Во-первых, пропагандой занимаются люди, по-прежнему считающие КПРФ правящей партией, и потому копирующие стиль официальных документов. (Поистине, когда читаешь тексты, подобные второму из приведенных выше, все время ожидаешь, что тебя вот-вот призовут выполнять исто­рические решения ХХХ-го какого-нибудь съезда. И это не смешно, это нелепо). Во-вторых, коммунистическая пропаган­да пытается убеждать, - и это самая частая ее ошибка - зас­тавлять людей думать. Люди предпочитают чувствовать, поэтому обращение к подсознательным мотивам поведения и в рекламе, и в пропаганде более эффективно. И в-третьих, про­пагандисты КПРФ, похоже, не принимают во внимание об­ратную связь и не делают выводов из своих ошибок: упорно сохраняя прежний стиль пропаганды, они самим стилем про­должают ориентироваться на вымирающий электорат, своих старых приверженцев (пенсионеры, пожилые люди), а не на подрастающий, не на тот электорат, который приходит на сме­ну (молодежь). Общаясь с представителями КПРФ, я пони­маю, что при самом оптимальном развитии событий они все равно будут продолжать делать то же самое еще лет 10-15 (при не самом оптимальном- всегда). Впрочем, это не удивитель­но - новая идеология (или, в данном случае, новая система пропаганды) побеждает не тогда, когда наглядно доказана ее эффективность, а тогда, когда умирает самый яркий носитель

В свободном полете

старой. Генетика в СССР победила не тогда, когда в 1954-1956 гг. стали освобождать ее приверженцев из тюрем и лагерей, а только после смерти Т. Д. Лысенко... Причем заметьте - все это я говорю про психологию пропаганды, политики я не ка­саюсь.

Команда В. В. Жириновского (ЛДПР) - в ее работе на­блюдалась та постоянная искристая какая-то легкость, кото­рая дастся огромным трудом, высоким мастерством и об­ширными познаниями (личное ораторское искусство лиде­ра партии - в том же ряду). Емкие метафорические образы на плакатах «За нами - Россия», «Будущее России - в надежных руках» и им подобных, прекрасные, светлые, побуждающие к действию лозунги программных документов («Я подниму Рос­сию с колен», В. Жириновский).

Кроме того, пропагандистская команда ЛДПР, похоже, использует в работе семиотический подход - подсознатель­ное внедрение идеи на уровне знака, сигнала, символа. Перед нами - чисто видовой, казалось бы снимок: человек стоит на подсолнуховом поле, держа два цветка подсолнуха в руках. Но цветок подсолнуха - символ солнца, поэтому когда человек на снимке разворачивает цветок подсолнуха к зрителю, в этом действии (на уровне символа) содержится идея могущества персонажа и его заботливого отношения к «простым смерт­ным»

Команда Г. А. Явлинского (избирательное объединение «Яблоко») вела очень ненавязчивую пропаганду, копируя во многом ошибки КПФР - отсутствие побуждающих к действию лозунгов, обращение к сознанию избирателя. Когда я познако­мился с пропагандистскими материалами «Яблока», у меня сложилось мнение, что специалист (имиджмейкер, психолог) с ними «рядом не сидел».

В самом деле, девиз «Выбери президентом нормально­го человека» по структуре своей подразумевает, что все ос­тальные кандидаты - ненормальные; девиз «Я пришел дать вам волю» подразумевает, что сейчас мы подневольны, к тому же «слизан» с названия романа В. Шукшина о Пугачеве; деви­зы «Требуется новый президент» и «Дорогу осилит Явлинс­кий» попросту банальны и не несут никакой смысловой на­грузки.

С. Горин. НЛП: техники россыпью

Саму эмблему объединения «Яблоко» нельзя признать удачной - круг, символ совер­шенства, не нужно разрывать даже под деви­зом «Мы разорвем круг неудач в реформах Рос­сии», поскольку обращение к теме неудач в про­ паганде неэффективно. Я не помню ни одного пропагандистского материала, который подавал бы в привлекательной «упаковке» професси­онализм Г. Явлинского в экономике - а ведь это могло быть главным «товаром» объединения «Яблоко», который и стоило рекламировать. В борьбе за пост президента имеет смысл со­блюдать правила игры - в противном случае демонстративное невнимание к пропаганде вполне может быть воспринято из­бирателями как обращенное высказывание «этот пост мне не нужен», и даже «вы мне не нужны».

НЛП и здравый смысл в предвыборном консультировании

«Критерий истинности теории - эксперимент». Помня это положение марксистско ленинской философии еще со сту­денческой скамьи, я никогда не предлагал своим читателям и слушателям семинаров непроверенные концепции. То, что я предлагаю здесь, тоже проверено на практике, поэтому мож­но утверждать, что представленная концепция верна. В то же время мне бы не хотелось, чтобы кто-то упорно придерживал­ся именно нэлперских или эриксонианских принципов и рек­ламе и пропаганде- теория может быть красивой, привлека­тельной, но практически, в обыденной жизни, консультанту на выборах приходится учитывать массу побочных факторов, влияющих на то, какой из пропагандистских материалов бу­дет взят за основу, и значит, влияющих на то, насколько эф­фективным будет признан труд самого консультанта: здесь имеют значение ваши личные отношения с кандидатом на выборную должность, личные отношения начальника предвы­борного штаба с вами и кандидатом, влияние на штаб со сто­роны союзников и соперников, личные отношения членов штаба с руководителями и рядовыми сотрудниками средств массовой информации - и многое, многое другое. Лично мне

В свободном полете

в такой работе всегда хватало теоретических познаний, но все время недоставало какой-нибудь иезуитской практики, поэтому с вами я больше говорю о познаниях.

Сегодня я предлагаю рассмотреть отдельные, отрывоч­ные моменты предвыборного консультирования, объединен­ные только понятием конгруэнтности при подаче рекламных материалов о людях и подаче самих людей - то есть понятием о том, что оформление текстовых и изобразительных матери­алов должно усиливать их содержание. Иногда пропагандис­тские материалы удобнее делать конгруэнтными с помощью методов и техник НЛП, а иногда - с помощью здравого смысла.

Для начала возьмем такой вопрос, как соответ­ствие рекламных и пропаган­дистских материалов пред­ставлению людей о времени. Здесь удобно пользоваться техниками НЛП - в частно­сти, субмодальной категори­ей «Линия Времени». Как мы знаем, 90% людей зрительно вспоминают прошлое при взгляде влево вверх и зри­тельно думают о будущем при взгляде вправо вверх. Данная проекция наших представлений о времени на пространство поля зрения и на­зывается «Линией Времени» (см. рисунок).

Логично предположить, что фотография рекламируемо­го кандидата на выборную должность должна для потребите­ля рекламы проецироваться в будущее - то есть в правый вер­хний угол плаката, листовки, газетного листа (см. рисунок). Если мы проводим сравнение «прошлое-будущее» (неважно, среди людей или среди товаров), то столь же логично будет поместить образ из прошлого в левый верхний угол печатного листа. Если при этом один образ должен быть привлекатель­нее другого, то, пользуясь знаниями о субмодальностях, мы делаем привлекательный образ цветным, ярким и контраст­ным, а непривлекательный - черно-белым, в серых тонах, с

Проекция " Линии Времени" на печатный лист

Визуальное Визуальное будущее прошлое
1 Визуальное 1 настоящее  

С Горин. НЛП: техники россыпью

затемнением фона. При многоцветной печати таким способом легко сделать обозначение будущего (например, исхода выбо­ров в органы власти) нежелательным - поместите в правом верхнем углу газетного листа черно-белую слегка размытую фотографию, на которой может быть изображен некий канди­дат на должность или символика некой партии. Аналогично цветная фотография в левом верхнем углу будет изображать желаемое прошлое, черно-белая фотография там же - неже­лательное прошлое, цветная фотография в правом верхнем углу - желаемое будущее и т. п.

Правда, если вы дадите подобную рекомендацию по размещению фотографий на выборах регионального уровня, все газетчики начнут вас высмеивать - традиционно в редак­циях самым престижным местом считают первую полосу, ле­вый верхний угол, сразу под названием газеты. Будьте готовы к полемике - понятие престижности места, которое займет фотография, менее значимо по сравнению с восприятием ва­шего кандидата как человека для будущего. Можете напом­нить, что силуэты классиков марксизма-ленинизма на своих полных собраниях сочинений смотрят, как правило, вправо -то есть в будущее.

Другой частный вопрос предвыборной кампании, кон­груэнтное поведение кандидата на людях, удобнее разрешать с помощью навыков невербального общения, знания «языка тела». Обычно кандидат на выборную должность обязан выг­лядеть искренним и открытым для контактов с людьми, а та­кое восприятие человека больше зависит от его невербально­го поведения, чем от произносимого им текста. Невербальные признаки открытости и искренности, которые вы порекомен­дуете кандидату демонстрировать почти постоянно, - это же­сты «открытой» ладонью, «открытая» поза (отсутствие пере­крещивания конечностей), незастегнутый пиджак, «положи­тельное» (как бы в знак согласия) кивание головой в такт собственной речи.

История, которую я вам сейчас расскажу - одна из моих любимых. В одном городе кандидат А. очень хотел стать мэ­ром... Вот любят у нас иностранные слова - ну чем хуже «го­родской голова»? По-моему, когда человека называют фран­цузским словом «мэр», его сразу тянет к алкогольным и сексу­альным излишествам, а не к управлению городом. Но этот А.

В свободном полете

очень хотел стать именно мэром, и поскольку он считал себя самым умным, то отказался от услуг консультантов, заказав себе на местном ТВ рекламный фильм по собственному сце­нарию.

Фильм получился таким: в первых кадрах А. приезжает на своем «Мерседесе» на свое же предприятие, где его встре­чает у входа похмельного вида рабочий в телогрейке Потом они идут по цехам, и А. делает указующие жесты, а рабочий кивает головой. В это время диктор за кадром рассказывает нам о том, какое хорошее у А. предприятие и как хорошо жи­вут сам А. и его рабочие. Вторая половина фильма - выступ­ление А крупным планом; говорит он таким примерно обра­зом: «Если вы меня выберете мэром (усиленно «положитель­но» кивает головой), то в первую очередь я позабочусь о своевременной выплате зарплаты и пенсий («отрицательно» покачивает головой), о хорошем состоянии дорог в городе (сно­ва «отрицательно» качает головой, делая при этом «отдаляю­щий» жест правой рукой) и о многом еще я позабочусь, если только вы выберете меня мэром («положительно» кивает го­ловой)».

Между прочим, у этого кандидата были все шансы за­нять нужное ему кресло (особенно если иметь в виду закулис­ную сторону выборов), но он предпочел заплатить за агита­цию против себя. А консультация ему была нужна элементар­но простая: постановка невербального поведения при монологе и подсказка, что в первом кадре фильма на завод в «Мерседе­се» должен был бы приехать рабочий, а не кандидат. Исходя из феномена идентификации потребитель рекламы отожде­ствляет себя не с кандидатом на должность мэра, а с его подопечным.

Кстати, простые ситуации в консультировании количественно преобладают над сложными. Од­нажды, например, один кандидат решил «выделиться из толпы» та­ким способом: он снабдил свою листовку собственной фотографи­ей... в овальной рамке (см, рису­нок)! Ему не пришло в голову, что такие снимки бывают только на

С. Горин. НЛП: техники россыпью

надгробиях, а консультанта у него не было - и вот, фигурально выражаясь, в борьбе за должность он сам себя «похоронил». Но вернемся к НЛП.

Еще одна НЛП-находка, принятая политической рекла­мой - иерархия ценностей Г. Бейтсона. Интерес к политике, к форме правления, согласно этой иерархии, находится на последнем месте по значимости - следовательно, начинать аги­тационные материалы с аргументации типа «Мы - за демок­ратические реформы» не имеет смысла, они не будут приняты потребителем. На первом месте в иерархии находятся сугубо витальные ценности - понятно же, что для того, чтобы быть демократом или республиканцем, надо быть как минимум живым. Такие понятия, как «здоровье», «семья», «финансовое благополучие», «уверенность в будущем своих детей», тоже опережают интерес человека к политике, поэтому любой по­литический лозунг должен включать в себя упоминание об этих простых вещах. В последние 2-3 года предвыборная пропа­ганда стала учитывать иерархию ценностей при производстве печатных материалов.

Особое направление консультирования - повышение ораторского мастерства кандидата на выборную должность, повышение пропагандистской эффективности его личных и телевизионных выступлений. Для достижения этих целей мне представляются более уместными приемы и техники эриксо-нианского гипноза, которые в дополнение к обычным приемам ораторского искусства существенно увеличивают силу воздей­ствия оратора на аудиторию.

Разумеется, чтобы повысить человеку уровень оратор­ского мастерства, надо сначала определить исходный уровень, точку отсчета. Для этого предлагаю вам простой тест.

Слабый оратор от политики считает своей обязаннос­тью сказать людям очень много правды (точнее, того, что он сам считает правдой), а свою задачу видит в том, чтобы мак­симально подробно объяснить людям смысл предлагаемой политической программы.

Сильный оратор от политики считает своей обязан­ностью сказать людям то, что они хотят услышать, и свою задачу видит в том, чтобы (в порядке убывания значимости):

а) выяснить, что является правдой для данной ауди­тории (во что люди верят, как в правду); а уж тогда -

В свободном полете

б) понравиться публике;

в) запомниться публике;

г) внушить людям, что предлагаемая оратором поли­тическая программа - самая правильная;

д) если останется время, то объяснить аудитории смысл какого-нибудь одного пункта (одного обычно хватает) из сво­ей политической программы.

После того как вы отнесли оратора к одной из этих групп, можно составлять план работы. Сильного оратора име­ет смысл учить шаблонам гипнотической речи - работе с рит­мом, интонациями (мелодикой) речи, стратегиям утилизации транса (подробнее см. «ГТР», глава 6, и «АВПГ», главы 4, 3, 5). Слабого оратора, привив ему мировоззрение сильного, нужно учить говорить с аудиторией простым разговорным языком, и можно научить его основам присоединения к большой груп­пе. Существует около десятка «гипнотических» приемов при­соединения к аудитории; от простых, вроде демонстративного разделения эмоционального состояния группы, до сложных, напоминающих работу по шаблону «5-4-3-2-1»: «Когда вы ви­дите меня, то понимаете, что я - один из вас, и когда вы слы­шите мой голос, то можете понять, что я - не профессиональ­ный оратор в отличие от тех болтунов, которых вы можете на­блюдать но телевизору» и т. п. Я не вижу смысла отдельно описывать эти приемы, поскольку при знакомстве с шаблона­ми гипнотической речи они самоочевидны.

Кроме того, слабому оратору нужно объяснить, что по­литик никогда не должен оправдываться - все порочащие его высказывания надо сразу спокойно опровергать. Это делается либо таким способом: «Этого, конечно, не было»; либо таким: «Мне такие факты неизвестны»; и если уж совсем «прижали к стенке», то допустимо сказать: «Это было, но на самом деле было не то, что вам кажется».

В пропаганде и контрпропаганде есть одно простое правило: прежде, чем сделать какую-нибудь гадость соперни­ку, скажите, что вы ее делать не будете. Это - не просто дань вежливости по отношению к сопернику или предвыборное «правило хорошего тона»; нет, это работающая техника: «люди верят описаниям». А уж если вас начали в чем-то подозре­вать - тем более надо убедить людей в том, что вы их не обма­нываете. Например:

С. Горин. НЛП: техники россыпью

1. «Я никогда не унижусь до распускания слухов о со­пернике на пост мэра» (это значит, что уже заготовлены лис­товки с компрометирующими соперника материалами, а со­трудники команды получили инструкции по эффективному распусканию слухов);

2. «Денежной реформы и стране не будет!» (здесь и по­яснять нет нужды - вся страна знает, что назавтра будет ре­форма);

3. «Моя команда не строит каких-либо препятствий со­пернику в проведении предвыборной кампании и не будет этого делать никогда» (это значит, что завтра в избирательную ко­миссию поступят две жалобы на то, что соперник нарушает законодательство о выборах).

Оратора из любой группы имеет смысл познакомить со «спиральными» техниками построения речи (двойная и трой­ная «спираль») и с техникой «кавычек». Если вам это интерес­но, можно разобрать чуть подробнее... Хорошо, давайте раз­берем.

Техника «кавычек» - это оформление вашего высказы­вания, как сказанного кем-то другим. В индивидуальной рабо­те с пациентом мы с помощью кавычек маскируем внушение, если мы произносим: «И тогда этот человек сказал мне: «ус­покойся и расслабься», то пациент не может сознательно со­противляться внушению, поскольку от нас он внушения как бы не получал. В работе оратора с группой очень удобно «за­кавычивать» рискованные высказывания (отзывы о соперни­ках на должность, отзывы о действующей власти и т. д.); если аудитория согласна с высказыванием, то для нее это произнес оратор, а если несогласна, то ведь оратор это не произносил, он только довел до публики чье-то мнение. Самые спорные фразы лучше заключать в двойные и тройные кавычки, напри­мер: «Сейчас мне передали записку, в которой пенсионер, от­давший всю жизнь своему заводу, пишет: «Возле проходной висит листовка с надписью «Губернатор - иуда». Подумайте, почему кто-то таким способом выразил свое мнение». Или: «Я сам лично с моим соперником Б. не знаком, но приятель как-то дал мне газету, в которой написано, что сотрудники Б. считают его вором. Не знаю, что к этому можно добавить». После серии кавычек всегда уместно поставить многоточие-не давать конкретного вывода, пусть его сделают слушатели.

В свободном полете 479

Очень интересно меняют восприятие речи «спираль­ные» техники. Их структура проста.

В двойной «спирали» вы рассказываете две истории одновременно: фрагмент первой истории - фрагмент второй, фрагмент первой - фрагмент второй и т. д. Хорошая иллюст­рация - песенка любимых мной А. Иващенко и Г. Васильева:

«Уронили Мишку на пол,

Раз, два, три, четыре, пять.

Оторвали мишке лапу,

Вышел зайчик погулять...

Все равно его не брошу,

Вдруг охотник выбегает,

Потому что он хороший,

Прямо в зайчика стреляет!»

В тройной «спирали» вы рассказываете три истории, но совмещаете их в одну по другим правилам: вы начинаете рассказывать историю 1, прерываете ее примерно в середине (или на самом интересном месте) и начинаете рассказывать историю 2, которую тоже прерываете посередине (или на са­мом интересном месте), чтобы рассказать полностью историю 3; потом вы заканчиваете историю 2 и завершаете историю 1. В историю 3 включаете внушение (собственно, одна внушаю­щая фраза и может быть вс


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.052 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал