Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эмпатийные






Когда объектом эмоциональной восприимчивости индивида становятся пережива­ния других людей, у него проявляется свойство, называемое эмпатией (от греч. pathos — сильное и глубокое чувство, близкое к страданию, с префиксом “ет”, означающим направление внутрь). Эмпатия означает такое духовное единение личности, когда один человек настолько проникается переживаниями другого, что временно отождествляется с ним, как бы растворяется в нем. Эта эмоциональная особенность человека играет большую роль в общении людей, в восприятии ими друг друга, уста­новлении взаимопонимания между ними. Л. Н. Толстой считал, например, что луч­ший человек живет своими мыслями и чужими чувствами, а худший — своими чув­ствами и чужими мыслями. Посредине писатель располагал все разнообразие чело­веческих чувств.

Надо отметить, что выделение эмпатии в качестве особого психологического фе­номена было длительным, сложным и до сего дня его понимание не совпадает у раз­ных ученых и в разных психологических школах. Первоначально этот феномен об­суждался в рамках философии, в частности — этики и эстетики. Поэтому и обозна­чался он либо этическим понятием “симпатия” (Смит, 1895; Спенсер, 1876;

Шопенгауар, 1896), либо эстетическим понятием “вчувствование” (Липпс, 1907). А. Смит понимал симпатию как способность сострадать другому. Г. Спенсер опреде­лял симпатию как способность сочувствовать людям, проявлять заинтересованность в их судьбе. Он выделял два типа эмпатии: инстинктивную (эмоциональное зараже­ние) и интеллектуальную (сочувственную). Для А. Шопенгауэра симпатия — это со­страдание ко всем существам, порождаемое осознанием общности их природы и про­исхождения. Для него сострадание является свойством самой жизни. В процессе со­страдания человек забывает о различиях между собой и другими.

Другое направление в изучении эмпатии разрабатывал Т. Липпс. Для него вчув-ствование — это специфический вид познания сущности предмета или объекта. Субъект осознает себя и свои переживания через содержание предмета или объекта. проецируя в него свое “Я”. Вчувствование в другого человека основано на желании обнаружить в нем такие же переживания, какие есть у самого субъекта. Наблюдая мимику чужого липа, субъект инстинктивно подражает ей, что вызывает соответству­ющую этой мимике эмоцию- Таким образом, вчуствование происходит путем подра­жания (имитации экспрессии другого человека). Нельзя не заметить сильное влия­ние на эти взгляды Т. Липпса теории У, Джемса — Г. Ланге v механизме возникнове­ния эмоций,

3. Фрейд (1925) полагал, что соучастие в эмоциональном состоянии другого осу­ществляется с помощью двух механизмов — заражения и подражания.

Как механизм познания рассматривал симпатию (эмпатию) М. Шелер (Scheler, 1923). Для него симпатия — не просто разделение (соучастие) эмоций другого, а акт. направленный на познание личности другого как высшей ценности. Он выделял уровни симпатии — от низших к высшим, среди которых Einsfuhlung означало состо­яние слияния с объектом симпатии, идентификация с его переживанием, a Mitgefuhl — участие в переживании другого человека при сохранении независимости собствен­ных переживаний.

В работах психологов конца XIX века симпатия рассматривается как свойство животных и человека и как первичная эмоция. По Т, Рибо (1897), на низшем психо­физиологическом уровне развития эмпатия выступает как синергия (подражание двигательным стремлениям), а на более высоком — как синестезия т. е. согласован­ность чувствований, переживаний, вызывающих сходные поступки. Правда, он отмечает, что а ряде случаев люди стремятся избавить себя от сопереживания страдани­ям другого человека. На высшем интеллектуальном уровне симпатии вовникает со­гласованность чувств и поступков, основанных на единстве представлений и темпе­рамента с объектом симпатии.

В. Штерн (1922) тоже считая симпатию первичной эмоцией, на основе которой развиваются социальные чувства. Он разделяет “чувства к другими (нежность” лю­бовь) и “чувства с другими* (сострадание, сорадость). Первые служат предпосылкой возникновения вторых. Любовь к близким ведет через подражание и обучение к формированию способности реагировать на страдания других людей, к развитию альт­руистического поведения.

Американский психолог У. Мак-Дугалл (1889) выдвинул теорию происхождения симпатии как стадного инстинкта эмоционального реагирования на эмоции других животных, важного для выживания стада. В то же время он подчеркивает, что это проявление симпатии не тождественно формам человеческой симпатии — сопережи­ванию и состраданию. Для Мак-Дугалла симпатия — чисто аффективный процесс, осуществляемый по типу заражения или индукции.

Взгляды Мак-Дугалла подверглись критике со стороны ряда психологов (Allport, 1924; Ascll, 1952). В частности, Ф. Олпорт обратил внимание на то, что в эксперимен­тах У. Мак-Дугалла заражались экспрессивно выраженными эмоциями менее 50 % испытуемых, в то время как симпатия как инстинкт должна была проявиться у всех. Кроме того, в эксперименте не было учтено влияние ситуации эксперимента, кото­рая сама может вызвать эмоции.

С. Аш выделял два типа симпатии — сопереживание и сочувствие.

Сопережива­ние — это переживание сходной эмоции с объектом. Оно направлено на себя и эгои­стично по природе. За ним следует реакция избегания, так как переживание отрица­тельных эмоиий тягостно для субъекта.

При сочувствии переживания субъекта и объекта не тождественны.

 

Понятие “эмпатия” впервые ввел в психологию Э. Титченер (Titchener. 1909). опираясь на представление Липпса о вчуствовании как перцептивном акте. В после­дующие годы, войдя в европейские языки, этот термин приобрел множество лекси­ческих и психологических значений, во многом потеряв свою специфику, Так, зна­чительная часть американских работ по эмпатии отражает ее понимание как когни­тивного процесса, как восприятия и понимания внутреннего мира другого человека, змопиопалъного содержания произведения искусства, природы (Cotrcll, Dymond, 1949; Bronfenbrenner et al., 1958).

Менее распространено понимание эмпатии как вчуствования, причем и здесь имеется много нюансов. У одних авторов змпатия выступает как вид чувственного познания объекта через проекцию и идентификацию (Beres, Harlow, 1953), у дру­гих — как способность поставить себя на место другого, предвидеть его реакции (Мапоаеу, 1960; Speroff, 1953), у третьих — как способностью понимания эмоциональ­ного состояния другого (Wilmer, 1968) или как способность проникать в психику другого, понимать его аффективные ориентации (Шибутаии, 1969).

К. Роджерс полагает, что быть в состоянии эмпатии значит воспринимать внутренний мир другого точно, но без потери ощущения “как будто”. Это значит, что со­храняется способность в любой момент вернуться в собственный мир переживаний. если этот оттенок < как будто^ исчезает, то речь идет уже об идентификации с эмоциональным состоянием другого, о заражении его эмоцией и переживании ее в такой же степени по-настоящему.

В. В. Бойко рассматривает эмпатию как рационально-эмоционалъно-интуитивную форму отражения, которая является особенно утонченным средством “вхожде­ния" в психо-энергетическое пространство другого человека. С помощью эмпатии “пробивается” защитный энергетический экран партнера по общению, а для этого необходима повышенная проходимость. Она возникает, когда человек демонстриру­ет другому соучастие и сопереживание. Отсюда соучастие и сопереживание — не смысл и не функция эмпатии, а всего лишь эмоциональные средства достижения цели — выявление, понимание, предвосхищение индивидуальных особенностей дру­гого и датем воздействия на пего в нужном направлении (добиться его расположе­ния и доверия).

В связи с таким пониманием Бойко определяет эмпатию следующим образом: ото форма рационально-эмоционально-иптуитивиого отражения другого человека, кото­рая позволяет преодолеть его психологическую защиту и постичь причины и след­ствия самопроявлений — свойств, состояний, реакций — в целях прогнозирования и адекватного воздействия на его поведение” (с. 117). Он считает, что неподдельный искренний интерес к другой личности как гаковой, к ее субъективной реальности — основная предпосылка глубокой эмпатии-

Бойко выделяет в эмпатии три канала: рациональный, эмоциональный и интуи­тивный.

Рациональный канал характеризует направленность внимания, восприятия н мышления эмпатирующего на сущность другого человека, на его состояние, пове­дение, на имеющуюся у него проблему. Это проявление спонтанного интереса к дру­гому.

Эмоциональный канал позволяет эмпатирующему входить в эмоциональный резонанс с другими — сопереживать, соучаствовать.

Интуитивный канал дает воз­можность видеть поведение других, опираясь на опыг, хранящийся в подсознании эмпатирующего.

Однако нередко эмпатия дает искаженную картину внутреннего мира другого человека вследствие того, что эмпатирующий необоснованно проецирует на него свои качества — недостатки, привычки, эмоциональный опыт, устаревшие взгляды, предвзятые суждения.

В нашей стране распространено более узкое понимание эмпатии как эмоциональ­ного состояния, возникающего у индивида при виде переживаний другого. Этому пониманию соответствует подход и ряда американских психологов

При этом одни считают, что эмпатия характеризуется сопереживанием, возника­ющим по механизму эмоционального заражения, т, е. непроизвольно и неосознавае­мо. Здесь эмпатия обладает свойством искренности выражения своих эмоций. Дру­гие полагают, что в эмпатии значительную роль играет разум, рациональное воспри­ятие человека или животного, т. е. сопереживание рассматривают как произвольную и осознаваемую эмоциональную идентификацию с другим человеком. В последнем случае, как считает Т. П. Гаврилова (1981), сопереживание перерастает в сочувствие, сопровождающееся стремлением к оказанию помощи. Эмпатия же обладает свой­ством искренности выражения своих эмоций. Л. П. Калининский и др. (1981) пола­гают, что при разделении эмпатических реакций правильнее было бы говорить о сте­пени эмоционального вовлечения своего < Я” в эти реакции, чем о разной направлен­ности потребностей субъекта.

 

Особенности личности высокоэмпатийных, По данным А.П. Васильковой (1999), для высокоампатичпых характерны мягкость, доброжелательность, общи­тельность, эмоциональность, высокий интеллект, а для ннзкоэмпатичных — замкну­тость, недоброжелательность.

По данным Дж. Сальзераи Р. Beprnaca(Sulzer, Eurglass, t968), наиболее эмпатийные субъекты в наименьшей степени склонны приписывать людям вину за неблаго­приятные события и не требуют особых наказаний за их проступки, т. е. проявляют снисходительность. П. Мартин и Т. Туми (Martin, Тоошеу, 1973) выявили, что высокоэмпатийные лица проявляют себя как поленезависимые,

Факторы, влияющие на эмпатийность. Л. Мерфи (Murphy, 1937) показано, что проявление эмпатии детьми зависит от степени близости с объектом (чужой или близкий человек), частоты общения с ним (знакомый ребенок или неЗЕ1акомый), ин­тенсивности стимула, вызывающего эмпатию (боль, слезы), предыдущего опыта эм­патии. Развитие эмпатии у ребенка связано с возрастным изменением у него темпе­рамента, эмоциональной возбудимости, а также с влиянием тех социальных групп, в которых он воспитывается.

Важную роль в формировании и развитии эмпатии играет эмоция печали. Плач ребенка вызывает у матери чувство сострадания, побуждает обратить на ребенка внимание, успокоить его. Точно так же воспоминание о печальном событии, произошедшем с близким человеком, вызывает жалость и сострадание к этому человеку, жела­ние помочь ему.

Как показали А. А. Бодалса и Т. Р. Каштанова (1975), широкий круг общения со сверстниками положительно коррелирует со способностью к сопереживанию.

По данным Е. Стотлэида (Scotland, 1971), эмпатийность зависит от порядка рождения ребенка и от количества детей в семье. Первые и единственные дети в семье (ПЕ) более склонны к эмпатии, если люди как объекты эмпатии отличаются от них, если они зависят от них, не соревнуются с ними, обладают более высоким или более низким статусом. Чем больше выражен у ПЕ мотив личного успеха, тем меньше выражена у них эмпатийность. Позднерожденные (ПР) переживают за людей, если они похожи, обладают равным с ПР статусом, если отношения с объектом эмпатии у них взаимны и равнозависимы. В ситуации соревнования ПР проявляют большую эмпатию по сравнению с ПЕ.

II. М. Юсупов (1993) выявил различия в эмпатийности между зкстерналами и интерналами: у последних она выше. Он же изучил некоторые демографические факторы, влияющие на развитие эмпатии у подростков школы-интерната, приехавших учиться в город из сельской местности. Оказалось, что положительную связь с эмпатией (т. е. способствовала ее развитию) обнаружила только социализация учащихся, входившая в урбанизированных условиях. Если социализация учащихся проходила в сельских условиях, то она тормозила развитие эмпатии. Такое же влияние на эмпатию оказала и многодетность семьи, в которой воспитывался подросток. Было выявлено, что с возрастом способность к эмпатии снижается.

Мешает формированию и проявлению эмпатии такое свойства личности, как ее центризм, а также испытываемый человеком психологический дискомфорт (тревожность, агрессивность, депрессия, невротизация). Играют роль и установки, препятствующие эмпатии: избегать лишних контактов, считать неуместным проявлять любопытство к другой личности, спокойно относиться к переживаниям и проблемам. nix людей. Возможно, именно этими личностными особенностями объясняется выявленный И- М. Юсуповым факт, что тренинг эмпатийности продуктивен только с теми лицами, у которых ее исходный уровень не ниже среднего.

 

Происхождение эмпатии во многом остается загадочным. А. Адлер полагает, что она объясняется существованием врожденного чувства общности. По его мнению, это космическое чувство, отражающее связь людей со всем мирозданием, которое воп­лощено в каждом на нас; это неотъемлемая черта принадлежности к человеческому роду.

Более реальны представления об эмпатии биологов и этологов, видящих прояв­ление эмпатии в альтруистическом поведении животных. Простейшая реакция тако­го типа — эмпатический дистресс, который представляет собой непроизвольное реа­гирование на болезненные эмоциональные состояния другого. Рудиментарные его формы (например, когда малыш слышит плач другого ребенка, тоже начинает пла­кать) являются, очевидно, врожденными. Позже к ним присоединяется опыт: зная, что такое боль, ребенок может сочувствовать другому. Элементарная параллельная эмоциональная реакция постепенно превращается в относительно осознанную, ко­торую М. Хоффман назвал симпатическим дистрессом (от слова “симпатиям).

Он выделил три стадии формирования эмпатической способности у детей.

На первой стадии (около одного года) ребенок хотя и осознает других людей как отдельные физические сущности, но еще не осознает их психической автономии. Поэтому переживания другого тождественны его собственным, и, например, годова­лый ребенок зовет на помощь плачущему сверстнику свою мать, хотя мать другого малыша находится тут же, а полуторогодовалый ребенок, чтобы утешить печального взрослого, предлагает ему свою любимую игрушку.

На второй стадии (с двух-трех лет) ребенок уже начинает сознавать, что другие люди имеют свои эмоциональные состояния, независящие от его собственных. Это способствует дифференциации его эмоциональных реакций, однако проявление им сочувствия кратковременно и привязано к датгному моменту и ситуации.

И лишь на третьей стадии (между шестью и девятью годами) его эмоциональные реакции носят характер симпатического дистресса.

 

Возрастно-половые особенности эмпатийности.
По некоторым данным, женщи­ны более склонны к эмпатии, чем мужчины (Sidman, 1969). Однако Т. II. Гаврилова (1977) показала, что две формы эмпатичного поведения — сопереживание и сочув­ствие по-разному проявляются у детей разного возраста и пола. Сопереживание бо­лее характерно для младших школьников, а сочувствие — для подростков (рис. 14.4).

Сопереживание взрослым и животным чаще наблюдалось у мальчиков, а сочув­ствие — у девочек, По отношению же к сверстникам все оказалось наоборот: сопере­живание чаще выражалось девочками, а сочувствие — мальчиками. В целом же и те и другие чаще сочувствовали, чем сопереживали.

Тревожные
У многих людей имеется высокая тревожность, т. е. выраженное эмоциональное свойство личности, предрасполагающее к частым проявлениям состояния тревоги (беспокойства) в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких, кото­рые к этому не предрасполагают (Spilberger, 1966). В. С. Мерлин (1973) определяет тревожность как высокую эмоциональную возбудимость в угрожающей ситуации. По определению К. Изарда, тревожность понимается как комплекс отрицательных эмоций: страха, гнева и печали.

Определенный уровень тревожности ~ естественная и обязательная особенность объективной деятельности личности. У каждого человека существует свой оптимальный, и желательный, уровень тревожности - это так называемая полезная тревожность.

Высокая тревожность проявляется в тенденции оценивать явления, предметы, события, объективно не опасные, как угрожающие, с последующим переживанием состояния тревоги. Тревожные люди боятся трудностей, чувствуют себя неуверенно в группе.

Некоторые авторы говорят не об общей тревожности, а о частной, специфической, связанной с постоянным реагированием состоянием тревоги только на определенные ситуации (Eildleretal,, 1962; Martens, 1977, и др.).

Например.Д. Саразон (Sarason, 1972) дает понятие “тестовой” тревожности, отражающей склонность к этому состоянию в ситуациях экзамена, тестирования, В других исследованиях говорится о частной личностной тревожности, связанной с публичным выступлением, общением, обучением плаванию, участием в соревнованиях, конкурсах и т. н. нейрофизиологические механизмы высокой тревожности до конца еще не выяснены. Предполагается, что тревожность связана с активностью лобных долей, так как лейкотомия (перерезка путей, связывающих лобные отделы полушарий с подкорковыми образованиями) снижает уровень хронической тревожности. Ч. Спилбергер подчеркивает роль субъективно эмоциональных и вегетативных явлений.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.012 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал