![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Этапы онтогенеза психики. Дизонтогенез. Клиническое значение этих понятий.
Постнатальный онтогенез-весь период развития чел от рождения до смерти. В ПО выд несколько этапов развития психики человека. В процессе развития происходит усложнение психич деят—ти, причем каждый этап завершается формированием именно тех качеств, кот опред этот этап и в последующем явл основой для формирования новых более сложных качеств следующего этапа. Сущ много систематик, характеризующих возрастные этапы формирования психики в онтогенезе и охватывающих детский и подростковый возраст. Периоды развития психики выделенные Ушаковым..Значение этапов: периодизация необходима для учета меняющихся качеств психики в онтогенезе, для разработки приемов воспитания и обогащения знаниями соответственно уровню развития, д/понимания природы болезненных явлений психики, кот наблюдаются в разные возрастные периоды. При изучении формирования психики в ПО Ушаков выделил 2 формы: 1) с преобладанием образных субъективных категорий (образов представлений): свойственна детскому возрасту и характеризуется яркими образными фантазиями и воображениями. 2) с преобладанием безобразных субъективных категорий(понятий) типична д/лиц зрелого возраста. В формирующейся психике ребенка выделены этапы: Моторный(до 1г) Сенсомоторный(до 3 л) Аффективный(3-12) Идеаторный(12-14л)
1) Моторный: на любой раздражитель имеется двигательная реакция: двиг беспокойство, целенаправленные движения в ответ на раздражения(крик, плач). Такая реакция возникает на чувство голода, неудобное положение и тд. Моторика ребенка совершенствуется на протяжении жизни, но в этот период именно двиг реакциями проявляется общение с окружающими. 2) Сенсомоторный этап- более сложная двиг акт-ть. Ответ на сенсомоторные раздражители. Движения более целенаправлены. Ребенок поворачивает голову в сторону звука, тянется рукой к игрушке. На основе сенсоматорных реакций формируются восприятие, внимание, аффективные реакции. Сопоставляет реально воспринимаемые объекты с имеющимися о них представлениями. 3) Вся деятельность ребенка сопровождается аффективной окраской восприятия событий, исходя из отношения к ним: приятное-неприятное, добрый-злой и тд.д/этого этапа характерна лабильность и нестойкость аффективных реакций, живость их и непосредственность реагирования. 4) Идеаторный этапа начинается с обогащения ребенка понятиями, суждениями и умозаключениями. У него возникает возможность строить предварительный план действий. Возникают предпосылки д/широкого использования абстрактных понятий. На основе темперамента и сложившегося характера начинается формирование личности. Появляются высшие человеческие эмоции- эстетические и этические. Дизонтогенез- возникает в результате патологии психического развития и проявляется дисгармонией в развитии физ и психич функций с некоторым опережением психич развития. У таких детей м наблюдаться изменение психич активности, нарушение коммуникативности и координации психич деятельности. Порой наблюдается чрезмерная привязанность к одному из родственников, чаще к матери или бабушке. Задержку развития или отставания в развитии одной или неск. систем наз ретардацией. При ускоренном развитии функциональных систем, при развитии с опережением возрастных периодов, хар-х д/этой системы- акселлерация. При сочетании ретардации одних систем с акселерацией др выступают проявления асинхронного развития. В пубертатном периоде признаки асинхронии имеют функциональный характер. После этого периода происходит постепенное уменьшение асинхронии. У взрослого чел при психич заб обычно м.б. нарушены все 4 уровня психич деятельности. У детей псих расстройства зависят от возраста. У ребенка не наблюдается таких расстройств, д/формирования кот необходима определенная степень зрелости именно этой системы. Напр: у детей аффективные и идеаторные системы не достигли степени зрелости, в связи с этим и не наблюдается типичных аффективных синдромов и бредовых состояний.
Внутренняя картина болезни, реакция личности на болезнь. Нозогении. Содержание понятий, клиническое значение, пути коррекции. I Внутренняя картина болезни (ВКБ) –это субъективное отношение больного к своему заболеванию, складывающееся из болезненных ощущений и внешних проявлений болезни, оценки механизмов их возникновения, тяжести и значения для будущего, а так же типы реагирования на болезнь. Систематика уровней отражения болезней в психике заболевшего человека. -чувственый/уровень ощущений; -эмоциональный/аффективный (разл виды реагирования на отдельные симптомы, заболевания в целом и его последствия); -интелектуальный/ когнитивный(представления, знания о своем заболевании, размышления о его причинах и последствиях); -мотивационный/ поведенческий(отношение больного к своему заболеванию, изменение поведения, образа жизни, действия направленные на возвращение здоровья). Основные факторы, определяющие ВКБ: 1) преморбидные биологические и личностные факторы(пол, возраст, темперамент, характер, личность) 2) хар-р заболевания и его возможные последствия. Параметры, на основании кот личностью оценивается любая болезнь и формируется психологическое отношение к ней: -вероятность летального исхода, -инвалидизация, хронизация, -болевая характеристика бол-ни, -необходимость радикального или паллиативного лечения, -влияние болезни на возможность поддерживать прежний уровень общения, соц. -значимость болезни и традиционное отношение к заболевшим в микросоциуме, -влияние болезни на семейные отношения, сексуальную сферу, на сферу развлечений и интересов. 3) социальное положение болезни и влияние окружения: напр: серьезные травмы или тяж соматическое заболевание м привести к закату карьеры проф спортсмена, артиста балета и др. влияние болезни на интимную сторону жизни, эстетические дефекты(мастэктомия, оварио- и гистерэктомии и др) 4) мед. Факторы(условия DS-ки и леч). Взаимоотношения врача и больного, роль мед персонала и воздействие обстановки леч учреждения, включая влияние на больного др больных, с кот ему приходиться общаться во время пребывания в ЛУ. *Ятрогении-психогенные расстройства, вызванные неправильным поведением врача, включая неосторожные высказывания о природе и прогнозе болезни, не благорпиятном исходе аналогичного заболевания у др б-х и т.п. *Соррогении-ухудшении состояния больного, обусловленные неправильным повелдением м/с. * Эгротогении- отрицательное влияние одних больных на психич и физич состояние других. *Госпитализм-проявление неблагоприятного влияния на пациентов больничной обстановки.
II Типы реакции личности на болезнь -адекватная (гармоничная) -преувеличение тяжести заболевания -недооценка тяжести заболевании, включая отрицание факта болезни(анозогнозия) -осознанное искажение оценки болезни(симуляция, диссимуляция)
III Нозогении- психогенные расстройства, тесно связанные с соматическими заб (болезнь выступает в роли психич травмы) Клинические варианты нозогений: 1)Гипернозогнозические реакции: · тревожно-фобические реакции у лиц с тревожно- мнительными или истерическими четами характера. На фоне острых заболеваний(ИМ, острый живот и др) возникает страх с угрозой жизни. Возможно формирование фобий всегда связанных с ожиданием наиболее тяж проявлений актуального соматического заб(у б-х ИБС- страх ИМ). · Депрессивные реакции м проявляться потерей веса, нарушением сна, тремором, диспноэ, диспептич нарушения. При доминировании в клинике депрессии гипотимии нарастает подавленность, чувство безисходности. Опасность депрессивных реакций состоит в повышенном риске суицидальных действий. · Истерические реакции хар-н д/истероидного типа личностей. Характерно несоответствие драматически предъявляемых жалоб истинному состоянию больного; у др типов личностей факт выявления болезни выз «психологическую защиту» по типу «регрессии» или «фиксации». «Регрессия»-переоценка тяжести заб с капризностью, демонстрацией своей беспомощности. «Фиксация» проявляется в виде культа болезни, кот помогает личности уйти от какой то непереносимой ситуации. · Ипохондрические реакции: проявляются тревогой, страхами, опасениями за свое здоровье. Могут выступать в форме навязчивых, сверхценных(чаще всего) или бредовых расстройств. Часто встречаются сутяжные реакции связанные с 2-мя видами мотивационных установок: -рентные- необоснованное стремление к материальной компенсации ущерба, причиненного соматичным заболеванием(требование оформить инвалидность, выплатить пособие и тд. - эквитные -стремление к выявлению и компенсации мнимого уерба, причиненного действиями медиков(больной требует дополнит исследований, пересмотра DS, коррекции терапии, при этом они не соблюдают мед рекомендации, отказываются от госпитализации и тд.) · Бредовая ипохондрия -сенситивный бред отношения: больные замечают, что симптомы соматического страдания видны окружающим, в сязи с чем они бросают на них недоуменные осуждающие взгляды.Возникает социофобия. -бред изобретательства новых методов лечения.
2)Гипонозогностические и анозогностические р-ции: Гипонозогнозия-недооценка пациентом тяжести болезни. Анозогнозия-отрицание DS, самого факта болезни. 3) Осознанное искажение оценки болезни Диссимуляция-попытка скрыть признаки болезни. Аггравация-умышленное преувеличение имеющихся физических и психических расстройств. Симуляция-изображение не существующих соматических или психических расстройств.
|