Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 16-18. Лекция






Нетрадиционными называют такие религии, которые возникли сравнительно недавно — в новейшее время, и в этом смысле не являются религиозными верованиями, привычными для нас, имеющими давнюю традицию в мировой культуре. Феномен нетрадиционных религий еще недостаточно изучен, поэтому оценки этого явления явно пристрастны и слишком эмоциональны, чтобы считать их взвешенными. С одной стороны, нетрадиционные религии рассматриваются как антигуманные, антиобщественные, враждебные, вредные и чуждые интересам человека. С другой стороны, представители нетрадиционных культов воспринимают свою религию как единственный путь спасения человечества

Чем же новые религии отличаются от традиционных религиозных систем?

Независимо от того, придерживаются ли новые религии христианских, буддийских или же других традиций, превозносят созданное ими же самими вероучение, они имеют, как правило, следующие общие черты (схема 7.1):

1. Авторитаризм харизматического лидера (греч. харизма — особая божественная сила). Во главе новой религии стоит «дарованный богом» руководитель. Он воспринимается как неповторимый спаситель, небесный избранник, который получил уникальное «откровение» относительно Бога и реальности. Лидер создает вокруг себя общину своих приверженцев, над которыми безраздельно властвует.

2. Эклектичность вероучения и культа. Основатели новых религий синтезируют первоначальные языческие религиозные представления, христианство, восточные религии, оккультизм и научные достижения.

3. Специфичность социального состава. Ранее к «пророкам» тянулись главным образом люди из наименее обеспеченных слоев, особенно пожилые. В новых культах большинство составляют юноши и девушки из среднего класса, причем, как правило, имеющие хорошее образование.

4. Оппозиционность к традиционным религиям. Новые религии почти совсем не связаны с уже существующими религиозными верованиями. Они игнорируют традиционные церкви. Апелляция к отдельным сюжетам и эпизодам священных книг используется скорее как исходный материал для создания собственных доктрин.

Неохристианское направление. Сюда относят культы, которые рекламируют себя как «новейший вариант христианства». Эти культы предлагают уникальную «богооткровенную» истину и единственный путь к спасению человечества Их вероучение — продукт индивидуального творчества основателей направлений. К группе «новые христиане» обычно относят такие организации: «Семья любви» (ранее — «Дети Бога»), «Церковь Армагеддона», «Церковь живого слова», «Жизненный путь», «Местная церковь», «Церковь библейского понимания», «Международный путь», миссия «Армия спасения», «Церковь Христова», «Альфа и Омега», Союз христианского межконфессионного согласия «Логос», «Собор Евангельских церквей», «Церковь Богородицы» («Церковь Воскресающей Богородицы») и др.

К неохристианству следует отнести и новый вид протестантизма. Как известно, протестантизм — религиозное движение возникшее на основе католицизма и объединяющее многочисленные самостоятельные церкви и секты. Однако когда речь идет о неопротестантских объединениях, то имеются в виду те группы, которые созданы у нас сравнительно недавно западными, главным образом североамериканскими миссионерами. Наиболее активными сегодня являются адвентисты, свидетели Иеговы, мормоны, пятидесятники. От христиан-католиков эти культы отличаются прежде всего тем, что источником веры они признают только Библию.

. Неоориенталистское направление (лат. «ориенталис» — восточный). В него входят культы, не связанные с европейской культурой и христианским вероучением, а представляющие собой восточные религии, пересаженные на почву Запада. Основателями ориенталистских групп обычно выступают различные гуру, свами, йоги, махараджи и другие профессиональные проповедники-иммигранты.

. Синтетическое направление. В него входят религии, для которых характерным является объединение, соединение, слияние элементов различных традиционных религий (буддизма, индуизма, христианства, ислама). Но они не просто эклектично объединяют их, а создают свои собственные учения, систему обрядовых действий, церковную организацию, претендуя на статус надрелигий. Классическим вариантом синтетических религий можно считать Организацию веры Бахай (Бахаизм), Великое белое братство, Церковь единения (или унификации) и прочие.

Сциентистское направление (лат.— знание, наука). В него входят так называемые «околонаучные» культы. Они рождаются в недрах модернистских увлечений отдельными направлениями теоретического знания. Спекулируя на тех или иных достижениях науки, на ее возможностях, новоявленные «пророки» создают новые верования, где научные суеверия возводятся в ранг «последнего божественного чуда». К этой группе относят «Церковь сайентологии», общество «Аэтариус», «Огненный цветок», «Наука разума», «Христианская наука» и др.

Мистико-оздоровительное направление. В учениях и действиях данного направления используются религиозные и оздоровительные элементы. Подобные культы существовали и ранее. Но в последние годы появились новые: «Синанон» (1958 г., основатель Ч. Дедарник), «Церковная организация тысячелетнего царства» (1974 г., основатели Роберт и Мари-Энн Гримстон) и др. В России и на Украине примером такого культа может быть Ивановство.

. Неоязыческое направление. Его основная цель — реабилитировать религии, которые существовали в древности на определенных территориях. А поскольку такие древние элементарные религии называют языческими, то и направление это получило название «неоязычество», то есть современное язычество. Подобные группы распространены во многих странах мира.

«Сатанинское» направление. Для него характерны полурелигиозные течения, которые возвеличивают зло и насилие, проповедуют общение с мистическими источниками зла: демонами и Сатаной.

 

 

1. Наличие Папы Римского как наместника Бога на Земле. Как духовный руководитель католиков Папа признается наследником апостола Петра, который по христианскому преданию был первым римским епископом. За всю многовековую историю католицизма на папском престоле сменилось 262 Папы. Статус Папы Римского — пожизненный. Избирают Папу кардиналы (кардинал — это второй по значению чин после Папы, высшая епископская степень). Специальная коллегия кардиналов — конклав созывается через 18 дней после смерти предшествующего Папы Аля выборов нового. Название «конклав» происходит от латинского сит с1аме — «под ключом». С XIII в., со времен Папы Григория X, существует обычай замыкать кардиналов-избирателей и даже замуровывать их, чтобы засекретить и вместе с тем ускорить процедуру выборов. С 1523 по 1978 г. папский престол занимали только итальянцы. Два случая, когда во главе Римской католической церкви были французы, не признаются законными. В 1978 г. на папский престол был избран поляк Кароль Войтыла — архиепископ Краковский, который принял имя Иоанна Павла II (1920 г.—2005 г.). Он первый славянин на этой должности.

2. Догмат о непогрешимости Римского Папы. Этот догмат был принят на I Ватиканском соборе в 1870 году. Он гласит, что Папа, когда он выступает с амвона как пастырь всех христиан, непогрешим в делах веры и морали. Иначе говоря, во всех официальных документах, в публичных выступлениях устами Папы говорит сам Бог.

3. Догмат о чистилище. Чистилище — это промежуточное место между адом и раем Здесь души умерших в ожидании своей окончательной судьбы могут очищаться от не искупленных жизни грехов. Они горят в очищающем огне. Католические теологи этот огонь понимают по-разному. Одни трактуют его как символ и видят в нем муки совести и раскаяния, другие признают реальность этого огня.

Срок пребывания души в чистилище может быть сокращен добрыми делами (молитвами, пожертвованиями в пользу церкви), которые совершают в память об умершем его родственники и близкие. Догмат о чистилище был принят Флорентийским собором в 1439 г. и подтвержден Тридентским собором в 1562 г. Православное учение считает, что в загробной жизни душа человека в зависимости от того, как он прожил земную жизнь, сразу попадает либо в рай, либо в ад.

4. Специфическое понимание Символа веры. В восьмой «части» Символа веры сказано о необходимости веры «в Духа Святого, Господа Животворящего, Иже от Отца исходящего». Это означает, что Дух Святой может исходить только от Бога-Отца Однако, начиная с VIII—IX вв., Римский Папа пытается добавить к этому символу «Филиокве» (с лат. — «и от Сына»), Эта небольшая приписка на самом деле довольно существенная, так как она означает, что Святой Дух может исходить не только от Бога-Отца, но и от Бога-Сына, то есть и от Иисуса Христа. Это, на первый взгляд, незначительное отличие сыграло существенную роль в формировании специфики католицизма и православия. Дело в том, что признание Филиокве изменяет статус церкви. Ведь если Дух Святой исходит от Иисуса Христа, то значит, он может исходить и от самой церкви, которая является телом Иисуса.

5. Обязательное безбрачие священников. Этот так называемый целибат (лат. — неженатый). Введенный Папой Григорием VII в XI в. целибат преследовал цель сохранения земельной собственности за церковными учреждениями, предотвращение раздела владений между наследниками священнослужителей, а также повышение престижа духовенства среди верующих. В 1967 г. Папа Павел VI подтвердил незыблемость целибата. В православии обет безбрачия связан с принятием монашества.

6. Учение об особой роли духовенства. Католическое вероучение утверждает, что человек не может заслужить Божьей милости самостоятельно, без помогли духовного отца. Поэтому духовенство имеет огромное преимущество перед мирянами и должно иметь исключительные права и привилегии. В частности, духовенство, по учению католицизма (в православии этого нет), владеет «запасом» добрых дел, сотворенных Иисусом Христом, Богоматерью, святыми, благочестивыми христианами, которых хватит, чтобы обеспечить потустороннее блаженство всему человечеству. Этот «излишек» (тезаурус) Бог передал в распоряжение католической церкви, в связи с чем она обладает большой спасительной силой. Католические священники во главе с Папой имеют право распоряжаться этой сокровищницей, уделять из нее часть тем, кто в ней нуждается, то есть отпускать грехи. Отсюда учение об индульгенции — отпущении грехов за какие-либо заслуги перед церковью. В Средние века такая компенсация нередко имела имущественный или денежный эквивалент. Это приводило к вульгаризации практики отпущения грехов в католицизме — продаже индульгенций (лат.— милость). Ныне индульгенциями не торгуют, но от лица Папы духовенство продолжает «прощать грехи».

7. Широкое почитание Богородицы и учение о ее непорочном зачатии (безгрешности). Если в учении православной церкви говорится о Пресвятой Деве Марии, первой перед Богом заступницы и помощницы, то католическая церковь к этому прибавляет свое понимание. В 1845 г. Папой Пием IX был провозглашен догмат о непорочном зачатии Девы Марии. В 1950 г. католическая церковь признала догмат о ее телесном вознесении на небо после смерти. В 1964 г. Папа Павел VI провозгласил Богородицу «Матерью Церкви». Эти догматы стали завершающими в католической кариологии (культе Девы Марии). Они являются логическим продолжением того религиозного возвеличивания лица Богоматери, которое воплотилось в догмат о непорочном зачатии. Однако эти догматы также не признаются восточным (православным) христианством.

Своеобразие католицизма проявляется не только в вероучении, но и в культовой деятельности, в том числе и в совершении таинств. Например, крещение проводится не погружением ребенка в купель, а обливанием головы водой. Миропомазание совершается в католицизме не сразу после рождения, как у православных, а когда ребенку исполнится 8 лет, и называется конфирмацией Таинство причастия (евхаристии) отправляется у католиков пресным хлебом (опресноки), а у православных — квасным хлебом. Миряне у католиков причащаются только хлебом. К причастию у католиков допускаются только те, над кем уже осуществлен обряд помазания.

Важные элементы католического культа — праздники, а также посты, регламентирующие бытовой уклад жизни прихожан. Рождественский пост у католиков называется адвент. Он начинается в первое воскресенье после дня Святого Андрея — 30 ноября. Рождество Христово — наиболее торжественный праздник. Он отмечается тремя богослужениями: в полночь, на рассвете и днем, что символизирует Рождество Христа в лоне Отца, во чреве Богоматери и в душе верующего. В этот день в храмах выставляют ясли с фигуркой ребенка Христа для поклонения.

Различается и процесс богослужения. В православном храме верующие совершают богослужения стоя или на коленях. В католическом храме во время богослужения верующие сидят и встают лишь во время чтения Евангелия. В православном храме в процессе богослужения в виде музыкального оформления звучит только человеческий голос — поют священник, дьякон, хор и верующие. В католическом храме присутствует инструментальное сопровождение — звучит орган или фисгармония. Отсюда можно сделать вывод, что католическая месса носит более пышный, праздничный характер, так как использует все виды искусства Для влияния на сознание и чувства верующих. Регламентация культа осуществляется богослужебной книгой «Бревиарий» (краткий сборник молитв, псалмов и т. п., унифицированный в 1568 г.).

В православии и католицизме не существует канонических правил, строго упорядочивающих внешний вид и убранство храмов. Однако в православном храме преобладают живописные произведения — иконы. Святое место — алтарь — отгорожено от основного зала специальным сооружением — иконостасом. В католическом храме (костеле) алтарь открыт для всех взоров, и совершающееся там таинство причащения священников видят все люди. Преобладающим же культовым элементом в католическом храме являются скульптурные изображения Иисуса Христа, Богородицы, святых. Однако во всех католических храмах на стенах развешаны 14 живописных картин, которые отображают различные этапы «Крестного пути Господня».

Как и в православии, в структуре католицизма также имеет место деление членов церкви на мирян и клир. Последний имеет свою церковную иерархию, ее составляют: епископы (высшие иерархи), пресвитеры (священники, которые постоянно служат в одной церкви и в одной общине), дьяконы (помощники пресвитеров). Католические церковные приходы по территориальному делению объединены в диецезии (то же, что и епархия) во главе с епископом. Он избирается собранием епископов. Над избранным осуществляется обряд посвящения — хиротония (таинство священства). Епископ назначает пресвитеров и дьяконов. Совокупность диецезии в границах одного государства формирует национальную церковь, которую возглавляет кардинал (назначает его Папа после согласования с советом кардиналов). Национальные церкви — составные части единой католической церкви.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал