Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Функции социальных институтов
Уже рассмотренная нами связь основных институтов и базовых потребностей человека и общества показывает, что главная функция любого института — удовлетворение определенной потребности (ради этого и создается сам институт). Эти функции открыто определяются, записываются в законах, программах, уставах; закрепляются в системах социальных статусов. Так, цели образования в нашей стране нашли отражение в Законе РФ «Об образовании», задачи и функции Академии наук записаны в ее уставе. Такие функции называют явными. Изучая обществоведческий курс, вы уже познакомились с функциями многих социальных институтов. Вспомните, к примеру, основные функции семьи. Помимо явных, декларируемых, социальным институтам присущи и скрытые функции. Возьмем, к примеру, производство предметов потребления. Его явная функция очевидна — удовлетворять потребности людей через комплекс разнообразных товаров (продукты, ткани, посуда, мебель, товары длительного пользования и т. п.) в пище, тепле, комфортной среде обитания. Но есть у этого производства и скрытая функция. Она, по мнению американского социолога Т. Веб лена, заключается в том, что производство этих вещей помогает нам повышать собственный престиж в своих глазах и глазах окружающих. Другой пример. С началом индустриального развития стали возникать крупные промышленные предприятия. Их основное экономическое назначение состояло в том, чтобы сделать процесс производства более эффективным, а произведенные товары — более дешевыми. При этом работа на таких предприятиях учила рабочих точности, дисциплине, координации своих действий с другими, т. е. формировала новый тип работника. История показала, что эта функция крупного производства, на первых порах неявная, оказалась в дальнейшем не менее значимой, чем основная. Скрытые функции многие исследователи отмечают и у такого института, как современные средства массовой информации, которые не только сообщают сведения о событиях, но и неявным образом внедряют в сознание людей определенные установки, модели ожидаемого поведения. Если скрытые функции приобретают негативный характер, а главные функции не реализуются, можно говорить о дисфункции самого социального института. К примеру, одним из проявлений дисфункции какого-либо государственного органа может стать его бюрократизация. В этом случае акцент в деятельности смещается с целей на средства. Представим себе министерство, которое не столько решает конкретные насущные задачи в своей области, сколько плодит различные резолюции, постановления, создает всевозможные комиссии. В этом случае, как сказал один социолог, «на социальную реальность накладывается бумажная решетка и бюрократ оказывается неспособен воспринять первую из-под второй». Внешне учреждение работает, служащие сидят на своих рабочих местах, однако к ожидаемым обществом результатам такая организация не приводит. Дисфункция социального института может проявляться в падении его престижа в обществе, в неопределенности, размытости целей, а также в потере такого качества, как деперсонализация. Рассмотрим последнее более обстоятельно. Представим себе такую ситуацию: в некоей стране впервые был введен пост президентства. Первый избранный президент оказался не только выдающимся политиком, но и на редкость яркой личностью. Преждевременная смерть лидера стала трагедией для всего народа. Понимая, что следующий избранник вряд ли будет столь же хорош, политическая элита пришла к выводу о необходимости упразднить должность президента и перейти к парламентской форме правления. В этом решении ее поддержал народ. Можно ли говорить о том, что введение поста президента привело в этой стране к формированию института президентства? Вряд ли. Обеспечение функций института не должно зависеть исключительно от личностных качеств тех, кто возглавляет властный орган.
|