Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социальная инфраструктура






Под инфраструктурой (от лат. infra — под, ниже и struc-tura — строение) принято понимать составные части общего устройства, носящие подчиненный, вспомогательный харак­тер и обеспечивающие нормальную деятельность системы в целом.

Первоначально этот термин использовался в военном де­ле и означал вспомогательные сооружения, которые обеспе­чивали взаимодействие различных родов войск. Примерно в середине XX века данное понятие стали использовать при изучении различных сфер жизни общества.

В широком смысле к социальной инфраструктуре отно­сят все так называемые объекты материально-вещественной среды (здания, средства связи и т. п.), которые обеспечива­ют трудовую, социальную, политическую, культурную, бытовую и другие области. Иными словами, это та матери­альная база, которая обслуживает всю совокупность дея­тельности людей.

Есть и иное, более узкое, значение этого понятия. Неко­торые исследователи различают экономическую и собствен­но социальную инфраструктуру. К первой относят комплекс


объектов и хозяйственных отраслей, обслуживающих произ­водство: производственные помещения, склады, связь, транспортное сообщение и др. В социальную же инфра­структуру включают те объекты, которые необходимы для бытовой, досуговой деятельности человека, для его развития, поддержания здоровья, — учреждения культуры, образова­ния, здравоохранения, пассажирский транспорт, водообеспе-чение, предприятия торговли и общественного питания, сред­ства связи, спортивные и оздоровительные сооружения.

Обратим внимание: инфраструктура общества охватывает лишь те материальные условия жизнедеятельности людей, которые создаются ими самими; природные факторы, хотя они также определяют эти условия, сюда не входят. Важно и то, что элементы социальной инфраструктуры, определя­емые потребностями людей, не взаимозаменяемы. К приме­ру, появление еще одного театра не снимет потребности в поликлинике.

Степень развития социальной инфраструктуры — важ­нейший показатель уровня развития региона, страны. Хоро­шие дороги, надежная связь, удобные и безопасные поезда, автобусы, современные торговые комплексы, красивые и функциональные школьные здания, разветвленная сеть ле­чебных учреждений — первые и наглядные свидетельства экономического процветания. Создание отвечающей совре­менным требованиям инфраструктуры является важнейшей задачей местной и центральной власти, государства в целом, всего общества.

Понятно, что ее решение во многом зависит от уровня экономического развития общества, обеспечивающего те средства, которые направляются в социальную сферу. Но и сама социальная инфраструктура оказывает воздействие на экономику. Из истории известно, что ее отсутствие (или сла­бое развитие) может затруднить производственное освоение региона. В этих случаях власти приходилось приводить в действие другие рычаги, например, использовать энтузиазм молодых, их тягу к романтике нового, неизведанного. Так, к примеру, начиналось освоение целины. Но и обжитые тер­ритории могут прийти в упадок при разрушении сложив­шейся инфраструктуры. Например, закрытие единственной в селе школы может привести к тому, что его покинет тру­доспособное население.

В последние годы наше государство уделяет значительное внимание развитию социальной инфраструктуры, немалые средства бюджета отчисляются на социальные нужды. Свой вклад должен внести и крупный бизнес, призываемый об­ществом к большей социальной ответственности. В создании достойных материальных условий повседневной жизни лю­дей должна быть лепта и каждого из нас. Ведь дело не толь-


ко в том, чтобы построить и оснастить новые здания шко­лы, больницы, театра, но и в том, чтобы сохранять их, под­держивать в надлежащем виде. Будем помнить, что всякое небрежение, а порой и вандализм по отношению к исполь­зуемым, но не «своим» вещам (сиденьям в поезде, лифтам в подъезде и т. п.) выражает отношение человека не к этим вещам, а к окружающим его людям.

■ Ш Основные понятия: социальный институт, институциали-зация, социальная инфраструктура.

■ ■ Термины: дисфункция, деперсонализация.

Проверьте себя

1) Назовите основные признаки понятия «социальный институт». 2) Что такое институциализация? Проследите ее основные этапы на примере любого социального института.

3) Что лежит в основе типологии социальных институтов?

4) Приведите примеры главных и неглавных социальных
институтов. 5) Чем характеризуется взаимодействие соци­
альных институтов? 6) Как связаны потребности общества и
функции социальных институтов? 7) Покажите на конкрет­
ных примерах различие между явными и скрытыми функ­
циями социальных институтов. 8) Что такое социальная ин­
фраструктура в широком и узком значениях этого термина?

Подумайте, обсудите, сделайте

1. Приведем два достаточно различающихся определения
понятия «социальный институт», данных отечественными
социологами.

«Социальный институт — это устойчивый комплекс фор­мальных и неформальных правил, принципов, норм, уста­новок, регулирующих взаимодействие людей в определенной сфере жизнедеятельности и отражающих систему ролей и статусов». «Социальный институт — это организованная си­стема связей и социальных норм, которая объединяет обще­ственно значимые ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества».

На каких чертах института акцентирует свое внимание каждый из авторов? Какую черту выделяют оба? На основе этих определений сформулируйте комплекс признаков, при­сущих социальному институту.

2. К какому главному институту общества могут быть от­
несены следующие характеристики?

Жесткая иерархия, историческая устойчивость, незыбле­мость исходных идей и утверждений, строгость предписаний в области поведения.

3. Соотнесите названные ниже социальные институты и
их функции. Укажите функции, которые выполняют не­
сколько институтов.


Институты: образование, государство, производство, семья.

Функции: социализация, производство материальных благ, обеспечение общественного порядка, приобщение к культуре общества.

4. Социологи утверждают, что социальные институты об­
ладают моральным авторитетом. Раскройте это положение
на примере такого социального института, как семья.

5. Заполните таблицу.

 

       
Семья      
Государство      
Образование      
Религия      

6. Раскройте на известных вам из курса истории фактах проявление дисфункции такого социального института, как государство. Покажите, какими путями преодолевалось это состояние.

Поработайте с источником

Прочтите отрывок из книги современных американских социологов П. Бергера и Б. Бергер «Социология: автобиографический подход».

...Язык является фундаментальным институтом общест­ва... это первый из институтов, с которым индивид сталки­вается биографически, потому что все другие институты, ка­ковы бы ни были их разнообразные цели и характеристики, выстраиваются на основополагающих регуляторных паттер­нах (образчиках) языка. Государство, экономика, образова­тельная система и какие угодно другие системы зависят от лингвистического сооружения классификаций, понятий, им­перативов для действий индивидов, т. е. они зависят от ми­ра значений, который был сконструирован средствами язы­ка, и могут продолжать свое существование только с помощью языка.

Итак, язык — это первый институт, с которым сталкива­ется индивид. Это утверждение может вызвать удивление. Если спросить о первом институте, который переживает ре­бенок, читатель, вероятно, подумал бы прежде всего о се­мье. Он опять же до известной степени прав. Для огромно­го большинства детей первичная социализация имеет место в контексте конкретной семьи, которая, в свою очередь, яв­ляется одним из случаев более обширного института родст­ва в данном конкретном обществе. И, конечно же, семья яв-


ляется важным институтом. Но ребенок об этом не знает. То, что он фактически воспринимает и испытывает, — это его родители, братья и сестры, возможно, другие родствен­ники, которые находятся вокруг него в это время. Только позднее он узнает, что эти конкретные индивиды и то, что они делают, — это один из случаев гораздо более крупной социальной реальности, известной как семья. Предположи­тельно это понимание придет, когда ребенок начнет сравни­вать себя с другими детьми, но едва ли это произойдет в младенчестве. С другой стороны, язык очень рано приходит в столкновение с ребенком в своих макросоциальных аспек­тах. Начиная с очень ранней стадии, язык указывает на более обширную реальность, которая лежит за пределами микромира непосредственного опыта ребенка. Именно с по­мощью языка ребенок получает сведения о широком мире «снаружи», мире, который опосредуется окружающими его взрослыми, но который в значительной мере превосходит их.

Личностно-ориентированная социология.—М., 2004.—С. 93—94.

опросы и задания к источнику. 1) Какие социальные институ­ты упоминаются авторами в этом отрывке? 2) С каким другим социальным институтом авторы сравнивают язык? Какие выводы делают из этого сравнения? 3) Каковы, на взгляд авторов, основ­ные функции языка как социального института?


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал