Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Единая государственная система экологического мониторинга
В России организационной формой ЭМ является Единая государственная система экологического мониторинга (ЕГСЭМ), которая начала создаваться по инициативе природоохранных органов в соответствии со специальным постановлением Правительства, закрепившим на тот момент распределение функций в ЕГСЭМ между центральными органами федеральной исполнительной власти - специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей среды (и других сферах экологического управления). В российской государственной системе управления природоохранной деятельностью формирование ЕГСЭМ играет важную роль, являясь основой информационного обеспечения управленческих решений в экологической сфере. Формируемая ЕГСЭМ включает в себя следующие компоненты: - мониторинг источников антропогенного воздействия на ОС; - мониторинг загрязнения абиотического компонента природной среды; - мониторинг биотического компонента окружающей природной среды (ОПС); - социально-гигиенический мониторинг; - обеспечение создания и функционирования экологических информационных систем (баз данных, геоинформационных систем и т.д.). Распределение функций между центральными органами федеральной исполнительной власти осуществляется в соответствии с нормативными документами, периодически уточняемыми в положениях об этих органах. После очередной реорганизации и слияния в 2000 году природоохранных и природоресурсных органов управления в России экологическим мониторингом фактически руководят два специальных государственных органа, на которые возложены основные функции. Росгидромет - организация мониторинга состояния окружающей
Кроме того, в работе ЕГСЭМ принимают участие: Санитарно-эпидемиологическая служба Минздрава России (осуществление мониторинга воздействия вредных факторов среды обитания на состояние здоровья населения); Росземкадастр (мониторинг земель); Госгортехнадзор России (координация развития и функционирования мониторинга геологической среды, связанного с использованием ресурсов недр на предприятиях добывающих отраслей промышленности, а также осуществление мониторинга промышленной безопасности, за исключением предприятий Минобороны и Минатома России); Минатом России (мониторинг радиационно-опасных объектов и территорий); Минобороны России (осуществление мониторинга окружающей природной среды и источников воздействия на нее на военных объектах, а также обеспечение ЕГСЭМ средствами и системами военной техники двойного применения); Минсельхоз России (обеспечение создания и функционирования отраслевой системы мониторинга окружающей природной среды, животных и растений на землях сельхозназначения); Госкомрыболовства России (мониторинг рыб и других гидробионтов); Роскартография (осуществление топографо-геодезического и картографического обеспечения ЕГСЭМ, включая создание цифровых, электронных карт и геоинформационных систем (ГИС)). Технологии экологического мониторинга (ЭМ) охватывают разработку и использование средств, систем и методов наблюдений, оценку и выработку рекомендаций и управляющих воздействий в природно-техногенной сфере, использующих показатели состояния природной среды, прогнозы ее эволюции, экологические и технологические характеристики производственной сферы, медико-биологические и санитарно-гигиенические условия существования человека и биоты. Комплексность экологических проблем, их многоаспектность, теснейшая связь с ключевыми отраслями экономики, обороны и обеспечением защиты здоровья и благополучия населения требуют единого системного подхода к решению проблемы. Столь сложные и комплексные задачи в масштабах государства связаны с известными трудностями, в первую очередь обусловленными участием в реализации ЕГСЭМ большого числа исполнителей, преследующих определенные ведомственные интересы. Поэтому становление национальной системы экологического мониторинга находится в тесной связи с развитием подсистем мониторинга на локальном и региональном уровнях. Кроме того, ЕГСЭМ увязывается с системами глобального и международного фонового мониторинга. Отличительной особенностью экологического мониторинга локального уровня является тесная связь системы контроля источников эмиссий и их воздействия на окружающую среду с технологическими процессами объекта. Это позволяет рассматривать систему экологического мониторинга техногенного воздействия в связи с подсистемой контроля и управления технологическими процессами производственного объекта, в отличие от фонового мониторинга природных экосистем, изучение которых обычно сводится к наблюдению, анализу и прогнозированию состояния и изменений природных сред и биоты (мониторинг заповедных зон, мониторинг лесов, земель и т.п.), где практически не сказывается влияние техногенных воздействий. ЕГСЭМ в настоящее время решает следующие задачи: - разработка программ наблюдения за состоянием окружающей природной среды на территории России, в ее отдельных регионах и районах; - организация наблюдений и проведение измерений показателей объектов экологического мониторинга; - обеспечение достоверности и сопоставимости результатов наблюдений как в отдельных регионах и районах, так и по всей территории России; - сбор и обработка результатов наблюдений; - организация хранения результатов наблюдений, ведение специальных банков данных, характеризующих экологическую обстановку на территории России в целом и отдельных ее районах; - гармонизация банков и баз экологической информации с международными эколого-информационными системами; - оценка и прогноз состояния объектов окружающей природной среды и антропогенных воздействий на них, состояния природных ресурсов, - организация и проведение оперативного контроля, измерений радио- - обеспечение доступности интегрированной экологической информации широкому кругу потребителей, включая население, общественные движения и организации; - информационное обеспечение органов управления информацией о состоянии окружающей природной среды, качестве и количестве природных ресурсов и показателях экологической безопасности; - разработка и реализация единой научно-технической политики в области экологического мониторинга. В структуре ЕГСЭМ существуют тематические и территориальные подсистемы экологического мониторинга. Тематические подсистемы осуществляют наблюдение и контроль состояния отдельных объектов, подлежащих ЭМ. Каждая тематическая система состоит из одной или нескольких ведомственных (специализированных) систем наблюдения и контроля, объединенных по принципу «общности объекта» мониторинга. Эти подсистемы следят за экологическим состоянием объектов окружающей природной среды; за экологической безопасностью людей в зависимости от состояния компонентов ОПС; за состоянием и качеством природных ресурсов, используемых в конкретных видах деятельности; за состоянием источников антропогенного воздействия на ОПС Тематические подсистемы комплектуются средствами измерения и наблюдения, средствами телекоммуникаций (связи и передачи данных), сбора и обработки информации. Информация, получаемая в тематических подсистемах, интегрируется информационно-аналитическими центрами отраслевых подсистем ЕГСЭМ. Так, например, к тематической подсистеме относится государственный мониторинг объектов животного мира, который Федеральным законом «О животном мире» определяется как система регулярных наблюдений за распространением, численностью, физическим состоянием объектов животного мира, структурой, качеством и площадью среды их обитания. Он может быть также отнесен к области «биомониторинга» и проводится в целях своевременного выявления изменений указанных выше параметров, оценки этих изменений, предупреждения и устранения последствий негативных процессов и явлений для сохранения биологического разнообразия, обеспечения устойчивого состояния объектов животного мира и научно обоснованного их использования. Государственный мониторинг водных объектов, запасов поверхностных и подземных вод осуществляет МПР России. Это министерство вместе с другими федеральными органами исполнительной власти (прежде всего с Росгидрометом и Санэпидемслужбой Минздрава России) принимает совместные решения по вопросам ведения мониторинга отдельных природных ресурсов (кроме атмосферы), организации мониторинга источников антропогенного воздействия на ОПС, мониторинга недр, животного и растительного мира (включая леса), а также создания геоинформационных систем (ГИС) по видам природных ресурсов. Территориальные подсистемы ЕГСЭМ создаются в соответствии с административным делением РФ. Построение таких подсистем реализует иерархический принцип и, когда экологическая обстановка этого требует, в городах и районах создаются отдельные подсистемы экологического мониторинга соответствующего уровня. В российской ЕГСЭМ осуществляется методологическое и информацинное сопряжение территориальных и ведомственных ее подсистем. В основе организации информационного сопряжения лежит сеть информационно-аналитических центров различных государственных органов, входящих в систему (федерального, территориального и ведомственного уровней), организующих и выполняющих работу по сбору, хранению и обработке информации, обеспечивающей решение задач, стоящих перед ней. В рамках ЕГСЭМ следует рассматривать и производственный мониторинг окружающей среды («самомониторинг»), означающий, что природопользователи обязаны сами вести учет и осуществлять отчетность о воздействии осуществляемой ими хозяйственной деятельности на окружающую среду. При этом средства измерения, используемые природопользователями для ведения производственного мониторинга окружающей среды (как указано в нормативных документах), должны соответствовать требованиям стандартизации и метрологии. Это направлено на повышение сравнимости и качества данных наблюдения за ОПС. Структурными звеньями любой подсистемы ЕГСЭМ являются: - измерительная система (средства и методы измерения); - информационная система (базы и банки данных техникоэкономической, правовой, санитарно-гигиенической, медицинской и биологической направленности); - системы моделирования и оптимизации показателей наблюдаемых объектов; - системы восстановления и прогноза полей экологических и метео-факторов; - система подготовки решений и доведения их (а также самой экологической информации) до потребителей. Построение измерительного комплекса систем ЭМ основывается на использовании точечного и интегрального методов измерений с помощью стационарных (стационарные посты наблюдения) и мобильных (автомобили-лаборатории и аэрокосмические средства) технических средств измерений. Следует отметить, что обычно используются локальные («точечные») средства, а дистанционные (аэрокосмические) привлекаются значительно реже - при необходимости получения крупномасштабных сведений и интегральных показателей состояния ОС. Прежде чем перейти к изучению специальных видов экологического мониторинга, который часто называют «мониторингом окружающей среды и ее загрязнения», «экоаналитическим контролем» и другими синонимами, необходимо договориться о терминах, разобравшись в главных определениях понятий, применяемых в литературе. Приведем основные термины и понятия. Экологический контроль определяется в ст. 68 Закона РФ «Об охране окружающей природной среды» как наблюдение за состоянием окружающей природной среды и ее изменением под влиянием хозяйственной и иной деятельности, а также как проверка выполнения планов и мероприятий по охране природы, рациональному использованию природных ресурсов, оздоровлению окружающей природой среды, соблюдению требований природоохранного законодательства и нормативов качества ОПС, осуществляемые системой экологического контроля, состоящей из государственной службы наблюдения (ЕГСЭМ), государственного, производственного и общественного контроля. Мониторинг окружающей природной среды, ее загрязнения определяется ст. I Федерального закона «О гидрометеорологической службе» как долгосрочные наблюдения за состоянием окружающей природной среды, ее загрязнением и происходящими в ней природными явлениями, а также оценка и прогноз состояния ОПС, ее загрязнения. Таким образом, законодатель пытается установить соответствие этих терминов друг другу, придавая экологическому контролю более широкий смысл, включающий в него и мониторинг, подчеркивая при этом управленческую «надзорную» функцию контроля по осуществлению соответствующих проверок. При этом мониторингу окружающей среды (синоним - «экологическому мониторингу») придается более узкий смысл - в основном «наблюдение», но при этом иногда приписываются и несвойственные ему некоторые управленческие функции - «оценка и прогноз», более присущие процедурам экологической экспертизы и оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС). Толковые словари часто еще более запутывают смысл этих понятий (например, определивший ЭК как деятельность... по соблюдению экологических норм и правил) или вводят синонимы - контроль за окружающей средой (непрерывное или периодическое... наблюдение за состоянием и изменением особо важных для человека и биоты характеристик компонентов ландшафта... в отдельных пунктах или путем проверочных рейсов), контроль природной среды (наблюдение за уровнем соответствия ее физико-химических параметров нормам, а также за насыщенностью веществами, необходимыми для жизнедеятельности человека, куда входит мониторинг природной среды, включающий в свою очередь контроль содержания загрязнителей в воде, воздухе, почве, пищевых продуктах и других объектах окружающей среды). Тем не менее, все синонимы родового понятия «экологический контроль» так или иначе сводятся к наиболее этимологически близкому термину «экологический мониторинг», который в свою очередь образован от французского слова controle - наблюдение... с целью проверки. Итак, экологический мониторинг в законодательстве (ст. 69 закона) понимается и определяется через цель соответствующей службы как наблюдение за происходящими в окружающей природной среде физическими, химическими, биологическими процессами, за уровнем загрязнения атмосферного воздуха, почв, водных объектов, за последствиями его влияния на растительный и животный мир, а также как обеспечение заинтересованных организаций и населения текущей и экстренной информацией об изменениях в окружающей природной среде, предупреждениями и прогнозами ее состояния..., которые осуществляются специально уполномоченными на то государственными органами РФ в области охраны окружающей природной среды при участии министерств и ведомств, через систему наблюдения... (ЕГСЭМ), порядок которого определяется известным Правительственным постановлением. Другие толковые словари добавляют к определению ЭМ лишь некоторые качественные характеристики этой системы наблюдений - «долгосрочные», «регулярные и длительные», «в пространстве и времени», «дающей информацию», «осуществляющую проведение оценки, контроля и прогноза параметров ОС», имеющих значение для человека, и т.д. Характерно, что юридический словарь справедливо трактует экологический мониторинг как составную часть контроля экологического. Современный классик мониторинга природной среды в СССР и России Ю.А. Израэль (1974, 1979) подчеркивал мониторинг как «наблюдения за источниками и факторами антропогенных воздействий - химическими, физическими, биологическими - и за эффектами, вызываемыми этими воздействиями в окружающей среде и прежде всего за реакцией биологических систем на эти воздействия». Ю.А. Израэль ввел еще одно важное понятие - эколого-аналитический мониторинг - как систематическое наблюдение за загрязнением природных объектов и выявление источников загрязнения, которое несколько отличается от понятия эколого-аналитический контроль, включающего в себя еще и элементы управления мероприятиями по снижению уровня загрязнения ОС. Два последних термина часто используются в литературе как базовые наравне с законодательно введенными терминами «экологический мониторинг» и «экологический контроль». Средства контроля окружающей среды могут быть определены как совокупность приборов и других технических приспособлений (устройств) для осуществления мониторинга загрязнений ОС, к которым относятся приспособления для отбора из объектов ОС проб, их хранения, транспортировки, подготовки к анализу, измерения содержания, идентификации или непосредственного обнаружения загрязняющих веществ или физических факторов в контролируемой среде, а также устройств для обработки, отображения и передачи получаемой соответствующей информации. Технология контроля окружающей среды - это совокупность методов (способов) и зафиксированная последовательность операций (процедур) осуществления наблюдений (измерений) показателей ОС в процессе экологического мониторинга с помощью технических и иных средств для получения (производства) информации о состоянии ОС и наличии в ней загрязнений, их характере, качественном составе и количественном содержании в объектах среды. Здесь также уместно введение в указанную совокупность процедур (алгоритмов) отбора проб, пробоподготовки и анализа, обработки и представления получаемых результатов, а также организации и проведения повторных проверок (надзора) за контролируемыми показателями. Загрязнение окружающей среды - это вызванное антропогенной деятельностью внесение (поступление) в ОС или самопроизвольное возникновение (образование) в ней новых (нехарактерных) вредных химических веществ, физических факторов, биологических агентов, превышение за определенное время установленной нормы или естественного многолетнего среднего уровня их количественной характеристики в объеме ОС. Законодательно установлены некоторые частные виды загрязнения ОС, например, «загрязнение атмосферного воздуха» - поступление в воздух или образование в нем вредных (загрязняющих) веществ в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха, «загрязнение водных объектов» - сброс или поступление иным способом в водные объекты, а также образование в них вредных веществ, которые ухудшают качество поверхностных или подземных вод, ограничивают использование либо негативно влияют на состояние дна и берегов водных объектов. Таким образом, обобщая все вышеизложенное, можно сказать, что любая система контроля природной среды складывается из экологического мониторинга (сбора и хранения первичных данных наблюдений за биотической и абиотической составляющими экосистемы) и анализа полученных данных, на основе которого принимаются решения о перспективах функционирования и практического использования экосистемы. Анализ данных проведенного экологического мониторинга состоит из нескольких последовательных этапов, окончание каждого из которых знаменует собой получение самостоятельного экологического результата. Однако только прохождение всего пути от первого этапа до последнего позволяет полностью установить стратегию перспективного использования изучаемой экосистемы, рационально планировать антропогенные нагрузки с тем, чтобы не допустить ущерба для биоты. На первом этапе происходит экологическое оценивание природного объекта, т. е. измерение степени его экологического неблагополучия на шкале " норма-патология" по показателям живущих в нем организмов или определенных лабораторных тест-объектов, характер отклика которых на внешние возмущения экстраполируется на природное сообщество. Следующим этапом является экологическая диагностика, заключающаяся в выявлении и ранжировании " болезнетворных" факторов неживой природы, которые могут вызывать экологическое неблагополучие природного объекта. За выявлением потенциально опасных для экосистемы факторов следует экологическое нормирование их уровней, т. е. вычисление границ значений факторов, выход за пределы которых превращает состояние экосистемы из благополучной в неблагополучное. Зная экологически опасные уровни факторов, можно осуществлять экологический прогноз степени неблагополучия экосистемы на перспективу, исходя из реальных текущих значений факторов. Последний этап управления качеством среды тесно связан с предыдущим, так как можно не ожидать ухудшения экологического состояния природного объекта (на основе неблагоприятного экологического прогноза), а самим воздействовать на экосистему, снижая значения опасных воздействий до экологически допустимых уровней и вылечивая таким образом биоценозы. В упрощенном виде экологический контроль природной среды можно представить как двухуровневую технологию, состоящую из: 1) поиска ответа на вопрос, " здорова" или " нездорова" экосистема, а если нездорова, то в какой степени; 2) выяснения причин " нездоровья" и создания методов " лечения". Согласно двум этим уровням предлагаемый обзор разделен на два основных раздела, посвященных соответственно биоиндикации состояния экосистем и нормированию потенциально опасных для биоты факторов среды.
Контрольные вопросы 1. Каковы основные задачи экологического мониторинга? 2. По каким признакам определяются виды экологического мониторинга? 3. Какие виды экологического мониторинга относятся к дистанционным? 4. Какие виды экологического мониторинга относятся к территориальным? 5. Какие процедуры входят в систему экологического мониторинга? 6. Какая информация необходима при проектировании экологического мониторинга?
|