Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Современная государственная служба и ее задачи
На рубеже XX—XXI вв. во многих странах мира было проведено реформирование государственной службы, направленное на противодействие бюрократизму, повышение ее качества и эффективности. В России с принятием нового Закона «О государственной гражданской службе» (июль 2004 г.), других законодательных актов созданы правовые основы госслужбы. В законодательстве фиксируется: государственная служба — это профессиональная деятельность граждан РФ по обеспечению полномочий Российской Федерации и органов государственной власти. Обратите внимание на то, что деятельность госслужбы связана не с прямым (непосредственным) осуществлением полномочий государственных органов или высших должностных лиц, а с обеспечением этих полномочий. Например, в Администрации Президента РФ насчитывается около двух десятков управлений, в которых профессионалы подготавливают проекты президентских указов и распоряжений, материалы для ежегодных посланий и пр. Госслужба включает гражданскую, военную и правоохранительную службы. Государственные служащие осуществляют свою профессиональную деятельность на определенных должностях, включенных в соответствующие реестры — списки, содержащие перечень должностей госслужбы. Все должности разделяются на категории. Внутри категорий предусматривается существование должностей различных групп и классных чинов. Высшим классным чином в России является действительный государственный советник первого класса. Самый низший чин — секретарь гражданской службы третьего класса. С введением категорий, групп и чинов решается задача создания единой государственной службы РФ, создается возможность беспрепятственного и безболезненного перехода с одного вида госслужбы на другой. Например, человек, который ушел с военной службы на гражданскую, будет иметь тот же ранг (категорию) и соответствующий оклад, пенсию и пр. Для повышения престижа госслужбы, стимулирования притока в нее молодых образованных людей совершенствуется система оплаты труда и социальных гарантий, ориентированная на конечный результат. Однако желающие сделать госслужбу своей профессией должны пройти конкурсный отбор и испытательный срок от 3 месяцев до 1 года. Значительно повышаются и требования к работе госслужащего. Он должен соблюдать, прежде всего, законодательно закрепленные принципы госслужбы. Среди них особую зна- чимость имеет конституционный принцип признания и соблюдения прав человека, определяющий смысл и содержание деятельности каждого чиновника. Другой принцип — профессионализма и компетентности, который обязывает госслужащих владеть процедурой деятельности органов государственной власти, активно осуществлять свои функции, предусмотренные должностным регламентом (нормативный акт, в котором содержатся требования к профессиональной подготовке госслужащего). Должностной регламент включает также перечень вопросов, по которым чиновники вправе самостоятельно принимать решения, и перечень услуг, оказываемых гражданам и организациям. Каждые три года госслужащий должен пройти аттестацию на соответствие занимаемой должности. Проводится и персональный квалификационный экзамен, по результатам которого устанавливаются классные чины. Все эти меры направлены на стимулирование открытости и «отзывчивости» госслужбы, повышение ответственности и эффективности работы госслужащих. Законодательство закрепляет также нравственные нормы поведения чиновника. Он обязан сохранять нейтралитет по отношению к партиям, быть корректным в обращении с гражданами, проявлять уважение к обычаям и традициям народов РФ, не допускать конфликтных ситуаций и пр. За нарушение этих, теперь уже юридических, норм предусматривается наказание в виде дисциплинарного взыскания. Создаются и законодательно закрепляются механизмы, предохраняющие от коррупции и злоупотреблений. Законы запрещают чиновнику заниматься бизнесом, устанавливается порядок предоставления госслужащими сведений о доходах. Реформирование госслужбы в России, как и во многих других странах, осуществляется с учетом новых общественных реалий, национальных традиций и специфических особенностей государственных структур, что, по мнению реформаторов, должно положительно сказаться на деятельности всего государственного аппарата. .1ЙЁ Основные понятия: бюрократия, бюрократизм, государственная служба. I Термины: должностной регламент. Проверьте себя 1) Почему государство является основным институтом политической системы? 2) В чем суть и значимость политики как государственного управления? 3) Чем отличаются понятия «бюрократия» и «бюрократизм»? 4) Что представляет собой современная государственная служба? Каковы ее задачи? Подумайте, обсудите, сделайте 1. Изобразите в виде схемы основные направления внут 2. В начале XIX в. царь Александр I, выслушав совет 3. Оформите таблицу «Классификация политики». 4. Прочитайте в «Российской газете» очередное Послание Поработайте с источником Познакомьтесь с размышлениями немецкого социолога Макса Ве-бера (1864—1920) о двух категориях политических работников государственного аппарата. Итак, политический чиновник не должен делать именно того, что всегда и необходимым образом должен делать политик — как вождь, так и его свита, — бороться. Ибо принятие какой-либо стороны, борьба, страсть — ira et stadium — суть стихия политика, прежде всего политического вождя. Деятельность вождя всегда подчиняется совершенно иному принципу ответственности, прямо противоположной ответственности чиновника. В случае если (несмотря на его представления) вышестоящее учреждение настаивает на кажущемся ему ошибочном приказе, дело чести чиновника выполнить приказ под ответственность приказывающего, выполнить добросовестно и точно, так, будто этот приказ отвечает его собственным убеждениям: без такой в высшем смысле нравственной дисциплины и самоотверженности развалился бы весь аппарат. Вебер М. Избр. произв. — М.: Прогресс, 1990 — С. 666. ЦТ Вопросы и задания к источнику. 1) Чем отличается деятельность чиновников от деятельности политических руководителей? 2) В чем суть и смысл ответственности чиновников? 3) Актуальны ли приведенные взгляды М. Вебера сегодня? Используйте в ответе материал параграфа. § 18. Правовое государство и гражданское общество Вспомните: какова роль государства в обществе? Что такое право? В чем суть идеи естественного происхождения прав человека? Как с позиций правоведения трактуется гражданское общество? Государство, как вы знаете, способно оказывать на общество не только позитивное, но и негативное воздействие: бюрократизм, коррупция, произвол, деспотия. Исторически проявилось стремление государства к неограниченному расширению властного пространства, навязыванию большинству своей воли. Известно, что многие мыслители прошлого задумывались о том, как поставить государство на службу обществу, оградить его от различных злоупотреблений. На эти вопросы давались разные ответы. Одни полагали, что в принципе ничего нельзя противопоставить страсти властолюбия, ибо она ненасытна и бесконечна. Другие исходили из того, что государственная власть должна быть сильной, ее вообще не нужно ограничивать. Третьи, напротив, стремились к максимальному ограничению государственной власти, а затем и к ее полному устранению. Представители четвертой группы заявляли, что лекарством от болезней власти является право. Эта точка зрения наиболее последовательно была выражена в теории правового государства немецкого философа И. Канта (1724 — 1804). Она оказала большое влияние на становление в общественно-политической практике реальных механизмов правового государства и гражданского общества. Рассмотрим эти явления более подробно.
|