Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Парламентаризм
В условиях демократии (независимо от сложившейся формы правления: парламентская или президентская республика, парламентская монархия) действует принцип разделения государственных властей: законодательная, исполнительная, судебная. Высшим законодательным и представительным органом является общенациональный парламент (например, Конгресс США, Национальное Собрание Франции). Он обладает правом представлять интересы народа и принимать от его имени наиболее важные политические решения (законы). Парламенты, как правило, состоят из двух палат. Верхняя палата (сенат) формируется в различных странах по-разному, например через выборы (в Испании), назначения (в ФРГ), передачу по наследству потомкам знатных дворянских фамилий (в Великобритании). Нижняя палата (палата депутатов) более демократична. Она избирается непосредственно народом. Палаты парламентов обычно состоят из нескольких со- '* Под парламентаризмом понимается такая государственная власть, в которой существенная роль принадлежит народному представительству — парламенту. Представительство народных интересов предполагает, что граждане делегируют (передают) свои властные полномочия депутатам. Делегирование происходит, как отмечалось, в процессе парламентских выборов. (В президентских республиках передача полномочий депутатам дополняется делегированием властных полномочий Президенту на отдельных президентских выборах.) Демократические выборы отличаются неопределенностью, необратимостью и повторяемостью. Они являются неопределенными, так как до объявления результатов никто не может быть полностью уверенным в победе. Необратимость выборов в том, что результаты нельзя изменить и избранные представители займут посты на определенный срок. После истечения предусмотренного конституцией срока (4— 5 лет) выборы повторяются. «Выборы, — как подчеркивал австрийский философ К. Поппер (1902—1994), — предполагают право смещать правительства, не применяя насилия». Подчеркнем, что посредством выборов происходит систематическое обновление правящих элит, их деятельность приобретает легитимность (вспомните, что означает легитимность). Граждане участвуют в парламентских выборах на основе принципов всеобщего, равного (один избиратель — один голос) и прямого избирательного права при тайном голосовании. Подробно выборы в демократическом обществе, деятельность политических партий и избирателей в период избирательных кампаний будут рассмотрены в последующих параграфах. Здесь же обратимся к типологии избирательных систем: мажоритарной (от франц. majority — большинство) и пропорциональной. На основе сочетания этих двух подходов действует смешанная (мажоритарно-пропорциональная) избирательная система, например, в ФРГ. При мажоритарной системе (Англия, США, Франция, Япония) вся территория страны разбивается на округа. От каждого округа избирается чаще всего один депутат (одномандатные округа), хотя могут избираться и несколько депутатов (многомандатные округа). Размеры округов должны насчитывать по возможности одинаковое число избирателей. Граждане голосуют за личность того или иного кандидата, хотя при этом чаще всего обозначается, какую партию он представляет. И наконец, мажоритарная система основана на таком порядке определения результатов голосования, при котором избранным считается кандидат, получивший по данному округу большинство голосов. Отсюда и название системы. Имеется две разновидности мажоритарной системы: абсолютного и относительного большинства. В первом случае победителем считается кандидат, завоевавший 50% +1 голос. Во втором побеждает тот, кто набрал голосов больше, чем каждый из его соперников. При мажоритарной системе возможно голосование в один и два тура. Если, скажем, ни один из кандидатов не получает требуемого абсолютного большинства голосов, то назначается второй тур выборов. Участвуют во втором туре только два кандидата, собравшие в первом туре наибольшее число голосов. Пропорциональная система (Бельгия, Испания, Швеция) имеет две разновидности. Первая предполагает наличие, как и при мажоритарной системе, округов. От каждого округа избирается несколько кандидатов — представителей различных партий. Избиратели голосуют за конкретных людей, но с четко выраженной партийной принадлежностью. Число депутатов в парламенте распределяется пропорционально числу завоеванных партиями голосов. Упрощенно это выглядит так: если кандидаты от первой партии собрали 40% всех голосов, от второй — 20%, от третьей — 10%, то каждая из партий получит соответственно 40%, 20% и 10% мест в парламенте. Суть второй разновидности пропорциональной системы в следующем. Территория страны объявляется единым избирательным округом. Политические партии выдвигают списки своих кандидатов. Избирателю предлагается проголосовать только за один из таких списков. Распределение мест между партиями осуществляется по той же схеме, как и в первом варианте, т. е. пропорционально числу поданных за партию голосов. Подчеркнем, что и мажоритарная, и пропорциональная системы не являются идеальными. Каждая из них имеет свои достоинства и недостатки. Так, при мажоритарной системе возникают и упрочиваются, как правило, связи между кандидатом (в дальнейшем депутатом) и избирателями данного округа. Однако победителем может стать кандидат, имеющий поддержку явного меньшинства избирателей. Например, консервативная партия Великобритании не раз одерживала победу, получив лишь около 40% голосов избирателей. Пропорциональная система в этом отношении более справедлива. Она позволяет представить в парламенте довольно полный спектр политических позиций и мнений избирателей. Вместе с тем она хорошо действует в тех странах, где на выборах соперничают две — четыре крупные партии. В странах же, где в выборах участвуют десятки мелких партий, избранный представительный орган оказывается раздробленным на множество депутатских групп, что сильно затрудняет его работу. Чтобы не допустить получение мандатов «карликовыми» партиями, вводится так называемый заградительный барьер (порог), составляющий, как правило, 5—7% голосов избирателей. Другой недостаток пропорциональной системы в том, что избиратель выбирает как бы абстрактных лиц. Он знает чаще всего лидера партии, нескольких активистов, но остальные ему неизвестны. Кроме того, избранные депутаты не имеют прямой связи с избирателями конкретного округа. Смешанная избирательная система позволяет смягчить недостатки мажоритарной и пропорциональной систем. Депутаты, избранные в парламент от каждой партии, образуют парламентские фракции (или парламентские партии). Члены партий (партии), получившие на выборах наи- большее число голосов, становятся членами фракции большинства. Депутаты от партий (партии), набравших меньшее число голосов, становятся членами фракций парламентского меньшинства и пребывают в оппозиции. Партии большинства в парламентских республиках (ФРГ) и парламентских монархиях (Великобритания) формируют правительство и через него проводят собственный политический курс. В президентских республиках правительство формируется чаще всего из той партии, к которой принадлежит сам президент. Поэтому может возникнуть противоречие между парламентом и правительством. Чтобы не допустить дестабилизации, правительство стремится к консенсусу с парламентским большинством. Партии меньшинства (оппозиция) имеют в парламенте равные права с представительским большинством. Они совместно с депутатами от партий большинства работают в составе комиссий и комитетов парламента, свободно высказываются по тому или иному вопросу, выступают с критическими замечаниями и предложениями. Иными словами, в парламенте реализуется принцип защиты прав меньшинства. Современный парламент нередко называют форумом политической гласности, ареной поиска компромиссов. Здесь открыто обсуждаются и принимаются законы, утверждается бюджет, осуществляется в форме запросов контроль над деятельностью правительства и пр. Во время проведения парламентских дебатов нередко возникают острые дискуссии. Депутаты и партийные фракции публично заявляют о своих позициях, стремясь в итоге достигнуть соглашения. Поэтому от них требуются не только знания по обсуждаемому вопросу, но и искусство вести политическую полемику. Связь парламентариев с избирателями во многом определяется, как было уже сказано, особенностями избирательной системы. В одних случаях депутаты получают обязательный наказ от своих избирателей и могут быть ими досрочно отозваны. В других являются представителями всего избирательного корпуса страны, а не только своего избирательного округа и не обязаны выполнять конкретные наказы избирателей. Однако в любом случае существует правовая и политическая зависимость парламентариев от народа. При переизбрании депутатского корпуса избиратели оценивают как деятельность отдельных депутатов и отдельных фракций, так и проводимый в стране политический курс. Поэтому депутаты и партии, не выражающие интересов граждан, могут не получить представительских полномочий на новый срок. Ученые спорят: имеет ли парламентаризм в России длительную историческую традицию или начал формироваться лишь в конце прошлого столетия? Ряд политологов указывают на то, что представительные учреждения существовали в нашем Отечестве еще в период самодержавия: Земский собор при Иване Грозном, Сенат при Петре I, Государственная дума в начале XX в. В послеоктябрьский период парламентом стал Всероссийский съезд Советов, переименованный впоследствии в Съезд народных депутатов СССР. В этой связи делается вывод о том, что парламентаризм в России имеет давнюю традицию. Однако большинство политологов, соглашаясь с фактом длительного существования представительных учреждений в России, отмечают, что они всегда имели декоративный, ограниченный, часто формальный характер. Сторонники этой точки зрения подчеркивают, что становление парламентаризма в нашей стране началось лишь на рубеже 80—90-х гг. XX в. Именно в этот период впервые состоялись выборы на альтернативной основе Первого съезда народных депутатов СССР, стала развиваться многопартийность и гласность. С принятием в 1993 г. Конституции РФ возник новый парламент Российской Федерации — Федеральное Собрание. Его верхняя палата — Совет Федерации — формируется в настоящее время из числа представителей, избранных законодательными собраниями субъектов РФ, а также назначенных главами исполнительной власти субъектов РФ. Нижняя палата — Государственная Дума — в течение более чем десятилетия избиралась по смешанной, мажоритарно-пропорциональной системе. С 2005 г. введены новые правила, согласно которым выборы осуществляются только по партийным спискам. Эту систему выборов принято называть модифицированной избирательной системой. Она предполагает более сложный, чем ранее, алгоритм распределения депутатских мандатов в зависимости от активности партий в регионах. По мнению разработчиков соответствующего закона, изменение принципов выборов будет способствовать усилению роли партий в обществе, поможет формированию в России подлинно многопартийной системы. Итак, мы рассмотрели принципы и ценности демократического политического режима. Они проявляются во всех элементах политической системы: политических институтах, политических нормах, политической культуре, их взаимосвязях и взаимоотношениях. Не случайно политический режим называют способом организации политической системы. Подчеркнем, что важнейшими условиями и гарантиями политической демократии выступают: в экономической сфере — плюрализм форм собственности и развитая рыночная экономика; в социальной сфере — преобладание в социальной структуре среднего класса; в духовной сфере — высокий уровень культуры общества и мировоззренческий плюрализм. ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ДЕМОКРАТИИ Демократия не идеальна, как может показаться на первый взгляд. Она имеет определенные изъяны. Один из них — в том, что отбор кандидатов в законодательные органы производится самими политическими партиями. Избиратели чаще всего не имеют права выбирать между кандидатурами внутри политических партий, формировать партийный списочный состав претендентов на власть. В США во второй половине XX в., а в Италии сейчас практикуется отбор кандидатов, согласно которому в первичных выборах принимают участие не только члены партии, но и все ее сторонники. Другая проблема — система финансирования избирательной кампании. В США, например, кандидат сам обеспечивает свой политический бизнес. Если учесть, что в среднем расходы на избрание в конгресс достигают 600 тыс. долларов, то далеко не всегда конгрессменом может стать самый способный к политической деятельности человек. Следует также иметь в виду и отмеченные выше недостатки мажоритарной и пропорциональной избирательных систем. Кроме того, несмотря на провозглашенное всеобщее избирательное право, определенные слои населения лишаются возможности участвовать в выборах из-за существующих в некоторых странах различных цензов — имущественного, оседлости, грамотности. Однако эти цензы уходят в прошлое. Демократия не в состоянии обеспечить на деле и формально закрепленное равенство граждан. Например, человек, обладающий реальными ресурсами, скажем медиа-магнат, в действительности имеет несравненно большие возможности оказывать влияние на политические решения, чем рядовой гражданин. Серьезные трудности испытывает демократия в области международных отношений. В связи с мировой глобализацией экономических и политических отношений, обострением глобальных проблем современности (экологической, демографической, продовольственной и пр.) складывается новое международное разделение труда. Наиболее обеспеченные ресурсами страны, нарушая нередко сложившиеся нормы международного права, берут на себя миссию решения социальных проблем от лица всего мирового сообщества. В рамках этих процессов фактически начинает складываться никем не избранное мировое правительство (из руководителей наиболее развитых стран мира). Появляются и реализуются на практике новые теории ограничения национального суверенитета, становления «транснациональной демократии». Многие национальные государства не желают мириться с такой политико-идеологической линией. Поэтому возникла острая необходимость в выработке новых демократических механизмов, в том числе примирения большинства и меньшинства, согласования интересов в области перераспределения суверенных прав государств и народов, степени их влияния на процессы разрешения международных конфликтов. Мы рассмотрели лишь некоторые проблемы демократии. В политической практике различных демократических стран их гораздо больше. Как же оценить демократию, учитывая все «за» и «против»? Демократия, несомненно, является достижением современности, ибо дает мощный импульс свободе и процветанию как общества, так и личности. Английский премьер-министр У. Черчилль (1874 — 1965) как-то заметил: «Демократия — ужасная форма правления, если не считать всех остальных». Сегодня ведутся дискуссии о путях усовершенствования демократии. понятия: демократия, политический плюрализм, многопартийность, политическое и правовое равенство, парламентаризм, защита прав меньшинства. Термины: свобода, легитимность, гласность. Проверьте себя 1) Каковы признаки и ценности демократии? Как они связаны между собой? 2) Почему парламентаризм называют парламентской демократией? 3) Как реализуется механизм делегирования гражданами своих властных полномочий? 4) В чем суть проблем современной демократии? Подумайте, обсудите, сделайте 1. Американский президент Авраам Линкольн полагал, 2. Вы являетесь свидетелем спора двух товарищей. О Дин 3. Опираясь на понятие «парламентаризм», определите 4. Используя материалы средств массовой информации, 5. Подберите из средств массовой информации материал, 6. Политическая партия, получившая на выборах под Поработайте с источником Познакомьтесь с размышлениями российского философа и общественного деятеля П. И. Новгородцева о демократии. Наивная и незрелая мысль обыкновенно полагает, что стоит только свергнуть старый порядок и провозгласить свободу жизни, всеобщее избирательное право и учредительную власть народа, и демократия осуществится сама собой. Нередко думают, что провозглашение всяких свобод и всеобщего избирательного права имеет само по себе некоторую чудесную силу направлять жизнь на новые пути. На самом деле то, что в таких случаях водворяется в жизни, обычно оказывается не демократией, а, смотря по обороту событий, или олигархией, или анархией, причем в случае наступления анархии ближайшим этапом политического развития бывают самые сильные суровые формы демагогического деспотизма. Новгородцев П. И. Демократия на распутье // Антология мировой политической мысли: В 5 т. — М., 1997. — Т. 4. — С. 418. Вопросы и задания к источнику. 1) В чем трудность осуществления демократической идеи на практике? Используйте в ответе материал параграфа. 2) Опираясь на факты истории и современности, проиллюстрируйте мысль о том, что формальное провозглашение демократических принципов при отсутствии определенных общественных условий порождает олигархию, анархию и даже деспотизм. 3) Оцените размышления автора по проблеме демократии с позиций современных демократических принципов и ценностей.
|