Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Политический режим
Вопрос о том, что такое политический режим, является одним из самых запутанных в современной политической науке. В публицистике, а нередко и в научной литературе понятия политическая система и политический режим используются в качестве взаимозаменяемых. Например, говорят о президентском режиме и президентской системе, парламентском режиме и парламентской системе. Так в чем же принципиальное отличие между этими понятиями? Главное различие состоит в том, что тип политической системы определяется фундаментальными принципами ее организации. Что же касается политических режимов, то их различия выявляются внутри тех или иных типов политических систем по характеру соотношения ветвей власти, организации политических институтов, формам и методам осуществления власти. В политической науке сложилось по меньшей мере две традиции в осмыслении понятия «политический режим». Различия между этими традициями весьма существенны. В первом случае акцент делается на формально-юридических аспектах функционирования политической системы. Во втором случае внимание фокусируется на особенностях политики как процесса. Первое направление принято именовать институциональным. Его сторонники склонны отождествлять политический режим с таким понятием, как форма правления. В этом случае все существующие формы политического устройства можно довольно четко подразделить на монархические и республиканские режимы. В свою очередь, в рамках монархических можно выделить режимы абсолютной, ограниченной и конституционной монархии. Республиканские режимы принято подразделять на президентские и парламентские. Второе направление концентрирует внимание на способах и средствах осуществления политической власти. В фокусе внимания исследователей при этом оказываются доминирующие идеологии; типы политической культуры общества; наличие или отсутствие многопартийности, легальной оппозиции, разделения властей; роль институтов гражданского общества; взаимоотношения элит и масс в политическом процессе; доступ масс к участию в политике; способы ротации и рекрутирования элит и т. д. С учетом названных показателей нередко различают тоталитарные, авторитарные и демократические режимы. Вместе с тем наличие большого числа определений и подходов не должно помешать нам обобщить существующие на сегодняшний день точки зрения. Правящий класс в рамках любой политической системы может осуществлять свои властные полномочия и регулятивное воздействие только при посредстве политических норм и ценностей, действующих в обществе и содержащих в себе правила поведения, социальные ценности и ориентирующую людей информацию. Иными словами, для того, чтобы политическая система могла нормально функционировать, члены политической общности должны принять некоторые базовые процедуры и правила. Они определяют средства урегулирования спорных ситуаций по поводу выдвигаемых политическими субъектами требований в борьбе за достижение определенных целей. Также необходимо признание властных полномочий соответствующих политических институтов и структур. Подобный каркас для функционирования политической системы можно обозначить понятием «политический режим». Политический режим следует соотносить с политической системой и властью. Режим представляет собой организацию власти в рамках той или иной политической системы. Политический режим — это система методов осуществления власти в обществе, представляющая собой набор определенных правил политической игры, политических ценностей и политических норм, а также соответствующих политических институтов и структур, предназначенных для их реализации в политической практике. При этом политические ценности заключают в себе цели и принципы, лежащие в основе политических действий. Например, очевидно, что политические ценности коммунистического и либерально-демократического режимов существенно отличаются друг от друга. Политические нормы определяют типы ожидаемых процедур, приемлемых в рамках процесса выдвижения и исполнения политических требований, и могут носить как формальный (легальный), так и неформальный характер. К числу формальных норм относятся прежде всего конститу- ционные нормы, а также нормы, устанавливаемые законодательством той или иной страны. Сложнее обстоит дело с неформальными нормами. Они включают представления о должном и допустимом, распространенные в рамках того или иного общества, и жестко отграничивают допустимое от недопустимого в повседневной политической практике. Речь идет об обычаях и традициях, передающих из поколения в поколение в том числе политический опыт людей, имеющий силу неписаного правила. Политические структуры призваны с помощью определенного набора методов осуществления власти обеспечить процесс принятия политических решений, необходимую степень подчинения этим решениям всех участников политического процесса и механизм воплощения данных решений в жизнь. Политический режим является одной из важнейших характеристик любой политической системы. В рамках тоталитарных политических систем можно четко вычленить правый и левый варианты тоталитаризма, а внутри их нацистский и фашистский политические режимы, а также марксистско-ленинский коммунистический режим в СССР, маоистский режим в КНР и режим, основанный на идеях чучхе, в Северной Корее. В рамках политической системы авторитаризма довольно четко выделяются режимы однопартийной диктатуры, военные режимы, режимы личной власти, бюрократически-олигархические режимы, традиционные монархии. Характеристики режима могут существенным образом трансформироваться, не выходя за рамки одной политической системы. В этой связи ряд исследователей полагает возможным говорить о существенных трансформациях режима в рамках советской системы — от сталинского репрессивного режима до брежневского режима застоя. Парламентская республика в результате конституционной реформы может превратиться в президентскую, и наоборот. Таким образом, одна и та же политическая система может функционировать «в разных режимах». ММ Основные понятия: политическая система, политический режим, тоталитаризм, авторитаризм. Проверьте себя 1) Что такое политическая система? 2) Каковы структурные элементы политической системы? 3) Перечислите возможные типологии политических систем. 4) Что такое политический режим? 5) Как соотносятся между собой политическая система и политический режим? 6) Назовите основные черты тоталитарных политических систем. 7) Каковы основные разновидности и базовые характеристики авторитарных политических систем? Подумайте, обсудите, сделайте 1. Политическую систему современной России нередко 2. Объясните, в чем состоит уникальность тоталитарных 3. В 1991 г. прекратила существование одна из двух 4. В литературе часто происходит отождествление поня Поработайте с источником Прочтите фрагмент из работы американского политолога о политической системе. Политическая система может быть определена как совокупность тех взаимодействий, посредством которых ценности авторитарным способом приносятся в общество. Это именно то, что отличает политическую систему от других взаимодействующих с ней систем. Окружение политической системы можно разделить на две части: интрасоциетальную и экстрасоциетальную... Интрасоциетальные системы включают такие множества типов поведения, отношений, идей, как экономика, культура, социальная структура, межличностные отношения. Они являются функциональными сегментами общества, компонентом которого является и сама политическая система. В данном конкретном обществе системы, отличные от политической, выступают источником множества влияний, в совокупности определяющих условия действия политической системы. В мире, где постоянно формируются новые политические системы, мы можем найти немало примеров того, когда меняющиеся экономика, культура или социальная структура могут оказывать воздействие на политическую жизнь. Другая часть окружения политической системы экстрасо-циетальна, включает все системы, являющиеся внешними по отношению к данному обществу. Они выступают функциональными компонентами международного сообщества... 6~Л Н Боголюбов, 11 кл Оба эти класса систем — интра- и экстрасоциеталь-ные... образуют полное окружение политической системы. Они могут служить источником стрессов политической системы. Возмущающие воздействия — понятие, с помощью которого можно эффективно описывать влияния полного окружения на политическую систему и вызываемые им изменения этой системы. ...Каждая политическая система характеризуется свойством в той или иной степени справляться со стрессом своих существенных переменных. Это не значит, что результат поведения системы всегда именно таков; система может разрушиться именно по той причине, что оказалась неспособной принять адекватные и эффективные меры в отношении надвигающегося стресса. Но именно способность системы отвечать на стресс имеет решающее значение. Истон Д. Категории системного анализа политики // Антология мировой политической мысли: В 5 т. — М.: Мысль, 1997.— Т. 2. — С. 634—635, 636. 11(111 Вопросы и задания к источнику. 1) Политическая система существует в определенной окружающей ее среде. Подумайте над тем, из каких именно составных частей формируется эта среда. 2) Какая именно способность политической системы имеет решающее значение для ее существования?
|